Урок 13 2. Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором
Цели: систематизировать и проверить знания, полученные на уроках; учить пользоваться калькулятором при проверке вычислений; закреплять умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться калькулятором; проверять правильность выполнения вычислений; решать задачи изученных видов; переводить одни единицы длины в другие, используя соотношения между ними; решать задачи поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
— Организационный момент
— Актуализация знаний
1. Устный счетИгра «Молчанка»
(Учитель показывает кружок с вопросом, учащиеся — ответ.)
IV. Работа над задачами
— Выберите верный вариант решения задачи и покажите карточку с его номером.
XVIII.На праздник сделали 15 подарков. В каждый подарок положили 3 апельсина и 4 яблока. Сколько всего фруктов положили в подарки?
1. 15 + 3 + 4 3)15-3+ 15-4
2. 15: (3 + 4) 4)15-4-15-5
XIX.Три ящика с яблоками весят 36 кг. Сколько весят 6 таких ящиков?
1. 36 -3 -6 3) 36: (6- 3)
2. 36:3:6 4)36:3-6
XX.Одна пятая часть отрезка равна 10 см. Чему равна длина всего отрезка?
1. 70-5 3)10-5
2. 10 : 5 4) 10 + 5
2. Минутка для любознательных
(Принцип решения задач можно сформулировать детям так: если предметов больше, чем ящиков, по которым их можно разложить, то по крайней мере в одном из этих ящиков должно быть две и больше вещи.)
30) В классе 35 учеников. Докажите, что среди них должно быть несколько детей, фамилии которых начинаются с одной буквы.
— В школе учатся 370 детей. Докажите, что есть дети, у которых день рождения в один день.
— В классе 26 детей. Из них 15 занимаются в кружке танцев, а 16 поют в хоре. Сколько детей занимается и танцами, и пением?
I. Самоопределение к деятельности
Ролевая игра «Магазин»
— Перед вами продуктовый магазин. Кто хочет выступить в роли покупателей?
(Три-четыре желающих ученика выходят к доске.)
Мама дала вам список продуктов и деньги.
(Учитель выдает детям список продуктов и карточки с изображением денег.)
— Кто хочет выступить в роли продавца?
(К доске выходит желающий ученик, учитель выдает ему ценники.)
— Встаньте в очередь и купите воображаемые товары согласно списку. Называйте продукты вслух, а продавец будет называть цену товаров.
(Учитель продумывает списки так, чтобы в них было записано несколько товаров с разной стоимостью и разного количества. В процессе игры выясняется, что покупатели и продавец не могут быстро посчитать стоимость товара и сдачу.)
— Почему образовалась очередь и продавец не может быстро обслужить покупателей? (Быстро посчитать стоимость товара трудно. В магазине продавцы пользуются калькулятором.)
— Кто из вас когда-нибудь пользовался калькулятором? Как он устроен? (Ответы детей.)
— Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
(Учащиеся читают теоретический материал на с. 97, после каждого абзаца выполняют практические упражнения.)
— Сделайте вывод: как калькулятор поможет решить проблему скорости вычислений?
№ 1 (с. 98).
(Самостоятельное выполнение.)
№2 (с. 98).
(Коллективное выполнение.)
№3(с. 98).
(Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.)
• Физкультминутка
Очень трудно так стоять: Ножку на пол не спускать И не падать, не качаться, За соседа не держаться.
(Стихотворение декламируется два раза: первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз — на другой.)
• Закрепление изученного материала
III. Работа по учебнику
№5 (с. 96).
— Прочитайте задачу.
— Как найти площадь и периметр прямоугольника?
— Что необходимо сделать, прежде чем начать вычисления на калькуляторе? (Выразить данные в одинаковых единицах измерения.)
— Выполните необходимые преобразования. (/ дм 8см = 18см, 4 дм 3 см = 43см.)
— Что надо узнать? (Больше полученный результат 8 дм2 или меньше.)
— Что для этого надо сделать? (Вычислить площадь прямоугольника и сравнить результат с 8 дм2.)
— Вычислите площадь прямоугольника, пользуясь калькулятором. (18-43 = 774 (см2).)
— Что нужно сделать, чтобы сравнить 774 см2 и 8 дм2? (Выразить в одинаковых единицах измерения.)
— Сколько квадратных сантиметров в 1 дм ? (1 дм2 = 100 см2.)
— Выполните необходимые преобразования и сравните результаты. (774 см2 = 7дм2 74см2. 7дм2 74см2< 8дм2.)
— Какой второй вопрос задачи? (На сколько меньше?)
— Как узнать, на сколько полученный результат меньше, чем 8 дм2? (Вычесть из большего числа меньшее.)
— Что нужно для этого сделать? (Выразить данные в сантиметрах.)
2 2 2
— Выразите и выполните вычитание. (8 дм = 800см . 800см —
- 774см1 = 26см2.)
— Проверьте вычисления с помощью калькулятора.
IV. Выполнение задания в рабочей тетради
№35 (с. 70).
(Работа в парах. Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 37 (с. 70).)
VI. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 98). Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.