Урок 117. Что узнали. Чему научились
Цель: закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик по алгоритму; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах.
Ход урока
V. Организационный момент
VI.Актуализация знаний
Устный счет
Игра «Переправься через болото»
(Каждый ряд получает лист бумаги, на котором нарисованы кочки с примерами. Первый ученик решает первый пример и говорит, на какую кочку нужно наступать дальше. Следующей должна быть кочка с примером, первое число которого такое же, как ответ предыдущего примера.)
2. Работа над задачами
— Используя данные таблицы, составьте взаимообратные задачи и решите их.
Цена | Количество | Стоимость | ||
Кукла | 40 руб. | |||
Машинка | 30 руб. |
Минутка для любознательных
(Каждый ученик получает квадрат из цветной бумаги площадью 36 см2.)
5. Квадрат разрезали на два равных треугольника. Один из треугольников разрезали на два равных треугольника. Покажите линии разреза и найдите площадь каждого треугольника.
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 11 (С. 78).
6. Прочитайте условие задачи. Дополните вопрос. (Сколько электриков в мастерской 7)
7. Составим краткую запись. Что известно в задаче? Что нужно узнать?
Слесари — 72 чел. -«-Л
Механики — ?, в 6 раз < I ^ 90 чел.
Электрики — ? ^
8. Решите задачу самостоятельно.
(Сильным учащимся можно дать задание решить задачу двумя способами. Со слабоуспевающими учащимися задачу следует разобрать подробно.)
9. Что обозначает число 90? (Всего рабочих: слесарей, техников, электриков.)
10. Что обозначает число 72? (Количество слесарей.)
11. Что сказано о механиках? (Их в 6раз меньше, чем слесарей.)
12. Что сказано об электриках? (Это остальные рабочие.)
13. Как найти число электриков? (Надо из общего числа рабочих вычесть число слесарей и механиков.)
14. Можем ли мы сделать это сразу? (Нет, так как не знаем число механиков.)
15. Как найти число механиков? Что значит «в 6 раз меньше»? (72:6.)
16. Запишите решение и ответ задачи самостоятельно.(Проверка.) №12 (с. 78).
(Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Взаимопроверка.)
16. Физкультминутка
Чищу овощи для шей. (Хлопки в ладоши.) Сколько нужно овощей? (Развести руки в стороны.) Три картошки, две морковки, Луку полторы головки, Да петрушки корешок, Да капусты кочешок. (Массировать пальцы левой руки.) Потеснись скорей, капуста, От тебя в кастрюле густо. (Массировать пальцы правой руки.) Раз! Два! Три! (Хлопки в ладоши.) Огонь зажжен. (Потереть ладоши.) Кочерыжка, выйди вон! (Постучать кулачками друг о друга.)
16.Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
№17 (с. 79).
(Самостоятельное выполнение. Первый ряд — первая строка, второй ряд — вторая строка, третий ряд — третья строка. Три ученика работают у доски. Взаимопроверка.) №18 (с. 79).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
16. Рефлексия
— Выполните вычисления. Расставьте буквы в таблице в соответствии с ответами и расшифруйте пословицу. 18 • 3 (А) 56 : 14 (Т) 72 • 10 (Р)
84 : 7 (Е) 24-3 (Д) 69 : 3 (Б)
240 - 50 (С) 520 + 60 (Л) 400 : 10 (И)
300 + 600 (О) 45 : 3 (М) 380 + 40 (Я)
Ответ: дело мастера боится. |
Когда так говорят?
□ Как вам поможет эта пословица в подготовке и выполнении контрольной работы?
□ Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
□ Какие умения мы совершенствовали на уроке?
□ Как вы считаете, готовы ли вы к контрольной работе?
□ Какие задания у вас вызвали затруднения? , — Над чем вы планируете поработать дома?
Домашнее задание
Учебник: задания на с. 76—79 (на усмотрение учителя).
Урок 118. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»
Цели: проверить знания, умения и навыки учащихся; развивать умение работать самостоятельно.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять полученные знания, умения и навыки на практике; работать самостоятельно; контролировать свою работу и ее результат.
Ход урока
4. Организационный момент
5. Работа по теме урока
Контрольная работа
(Текст контрольной работы каждый ученик получает на отдельном листе.) Вариант 1
1. Реши задачу.
Рабочий за 8 ч изготавливает 64 детали. За какое время он изготовит 80 деталей, если за час будет изготавливать на 2 детали больше?
2. Вычисли в столбик.
546 + 353 654 + 166 432 + 468
548 - 435 644 - 336 543 - 177
3. Запиши выражения и найди их значения.
а) Из разности чисел 436 и 267 вычесть частное чисел 99 и 3.
б) К сумме чисел 256 и 489 прибавить произведение чисел 23 и 5.
4. Реши уравнения.
х — 320 = 480 260 + х = 480 450:х=10
5*. Миша, Коля и Дима помогали собирать урожай — вишню, смородину и крыжовник. Каждый из них собирал что-то одно. Кто что собирал, если известно, что больше всего было собрано смородины, Миша не собирал крыжовник, а Миша и Коля вдвоем набрали ягод меньше, чем Дима?
Вариант 2
4. Реши задачу.
В 5 мешков расфасовали 40 кг муки. Сколько потребуется мешков, если в каждый будет входить на 2 кг муки больше?
4. Вычисли в столбик.
345 + 453 543+ 168 651 + 149
456-134 405-145 452- 174
4. Запиши выражения и найди их значения.
а) Из суммы чисел 234 и 547 вычесть произведение чисел 23 и 4.
б) К разности чисел 345 и 188 прибавить частное чисел 75 и 25.
4. Реши уравнения.
х+ 140 = 320 х — 440 = 370 10-х = 750
5*. В одном доме живут четыре друга. Вадим и шофер старше Сергея. Николай и слесарь занимаются боксом. Электрик — младший из друзей. По вечерам Антон и токарь играют в домино против Сергея и электрика. Определите профессию каждого.
(Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (контрольная работа по теме «Сложение и вычитание», с. 70—73).)