По выполнению курсового проекта

УТВЕРЖДАЮ

Декан технологического факультета

_______________О.И. Борискин

"___" _____________ 20__г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По выполнению курсового проекта

дисциплины

«МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДУКЦИИ,
ПРОЦЕССОВ И УСЛУГ»

Направление подготовки: 200500
«Метрология, стандартизация и сертификация»

Специальность: 200501 «Метрология и метрологическое обеспечение»

Форма обучения: очная

Тула 2009

Методические указания составлены профессором Е.Н. Валиковым, ассистентом В.А. Беляковой и обсуждены на заседании кафедры «Инструментальные и метрологические системы» технологического факультета,

протокол № от 20___г.

Заведующий кафедрой ______________О.И. Борискин

Методические указания пересмотрены и утверждены на заседании кафедры «Инструментальные и метрологические системы» технологического факультета,

протокол № от 20___г.

Заведующий кафедрой ______________О.И. Борискин

Аннотация

Пояснительная записка включает в себя семь пунктов.

В первом пункте на основании исходных данных определены показатели точности зубчатых колес в соответствии с требованиями стандарта и разработаны рабочие чертежи зубчатых колес пары.

Во втором пункте произведен статистический анализ точности технологического процесса посредством больших выборок.

В третьем пункте произведен корреляционно-регрессионный анализ зависимости между двумя переменными на примере исследования влияния погрешности колебания длины общей нормали цилиндрического зубчатого колеса после зубофрезерования на колебание длины общей нормали цилиндрического зубчатого колеса после шевингования-прокатывания.

В четвертом пункте выполнен расчет прямолинейного уравнения регрессии и коэффициента корреляции при ограниченном числе опытов.

В пятом пункте рассмотрена криволинейная корреляционная связь, в качестве которой выбрана параболическая связь.

В шестом пункте рассмотрена множественная корреляция на примере линейной корреляционной связи между тремя величинами.

В заключительном седьмом пункте проведено исследование точности измерения линейного размера.

Содержание

Задание 1. Нахождение показателей точности цилиндрических зубчатых колес и оформление чертежей………………………………………..  
Задание 2.Статистический анализ точности технологическогопроцесса посредством больших выборок……………………………………..
Задание 3.Корреляционно-регрессионный анализ зависимости между двумя переменными………………………………………………………..
Задание 4.Расчет прямолинейного уравнения регрессии и коэффициента корреляции при ограниченном числе опытов………………………
Задание 5.Криволинейная корреляционная связь……………………….  
Задание 6.Множественная корреляция…………………………………..
Задание 7.Исследование точности измерения линейного размера…….

ЗАДАНИЕ 1

ЗАДАНИЕ 2

Статистический анализ точности технологического

ЗАДАНИЕ 3

Корреляционно-регрессионный анализ зависимости

Между двумя переменными

Корреляционно-регрессионный анализ зависимости между двумя переменными состоит из пяти этапов:

1. Проведение эксперимента.

2. Предварительная обработка результатов эксперимента и составление корреляционной таблицы.

3. Расчет коэффициента корреляции и корреляционного отношения.

4. Проверка гипотезы равенства коэффициента корреляции корреляционному отношению.

5. Анализ модели.

Проведение анализа рассмотрим на примере исследования влияния погрешности колебания длины общей нормали цилиндрического зубчатого колеса после зубофрезерования на колебание длины общей нормали цилиндрического зубчатого колеса после шевингования-прокатывания.

1. Проведение эксперимента.

Отберем партию заготовок (50 штук) и пронумеруем их. На всех заготовках проставим клеймо с номером. Выполним первую операцию - обработаем заготовки на зубофрезерном станке. Измерим колебание длины общей нормали на универсальном зубоизмерительном приборе фирмы «Карл Кцейс» с помощью оправки и индикаторной головки с ценой деления 0,001 мм. Затем партию заготовок обработали на чистовой операции шевингование-прикатывание. После чистовой обработки проводится измерение колебания длины общей нормали на том же приборе. После второй операции измерение должно происходить в строгой последовательности согласно маркировке. По результатам измерений составляется таблица 1.

Таблица 1 - Результаты измерения колебания длины общей нормали

№ п/п По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru № п/п По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru № п/п По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru № п/п По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru № п/п По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru

2. Предварительная обработка результатов эксперимента.

Используя таблицу 1, результаты измерений разбиваем на интервалы. Для этого находим минимальное и максимальное значения величин параметров после первой операции ( По выполнению курсового проекта - student2.ru ) и после второй операции ( По выполнению курсового проекта - student2.ru ). Определим размах варьирования:

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Задаемся числом интервалов По выполнению курсового проекта - student2.ru . Для количества наблюдений По выполнению курсового проекта - student2.ru . Примем

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Определим цену интервалов

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Принимаем

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Полученные величины интервалов По выполнению курсового проекта - student2.ru и По выполнению курсового проекта - student2.ru больше цены деления средств измерения (1 мкм), что удовлетворяет установленным требованиям.

Таблица 2

№ интервала Интервал По выполнению курсового проекта - student2.ru Середина По выполнению курсового проекта - student2.ru   № интервала Интервал По выполнению курсового проекта - student2.ru Середина По выполнению курсового проекта - student2.ru
13…19 14…22
19…25 22…30
25…31 30…38
31…37 38…46
37…43 46…54
43…49 54…62
49…55 62…70

Подсчитаем частоту попадания размеров по каждому интервалу в соответствии с таблицей 2.

Исходными данными для таблицы 2 являются результаты таблицы 1. Последовательность заполнения таблицы 2 следующая.

В таблице 1 записана под номером 1 величина По выполнению курсового проекта - student2.ru и По выполнению курсового проекта - student2.ru . В клетке таблицы 2, соответствующей интервалу По выполнению курсового проекта - student2.ru и По выполнению курсового проекта - student2.ru проставляется штриховая отметка. Для номера 2 По выполнению курсового проекта - student2.ru и По выполнению курсового проекта - student2.ru штриховая отметка ставится в клетку, соответствующую интервалу По выполнению курсового проекта - student2.ru и По выполнению курсового проекта - student2.ru и так далее для всех пятидесяти номеров. В том случае, когда значение По выполнению курсового проекта - student2.ru или По выполнению курсового проекта - student2.ru лежит на границе интервала, штриховая отметка заносится в клетку, соответствующую началу интервала.


Таблица 2 По выполнению курсового проекта - student2.ru -3 -2 -1    
По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru
По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru   13-19 19-25 25-31 31-37 37-43 43-49 49-55
-3 14-22         -21
-2 22-30     -22
-1 30-38         -6
38-46    
46-54      
54-62        
62-70          
Таблица 3 По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru
По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru
По выполнению курсового проекта - student2.ru -6 -22 -19 По выполнению курсового проекта - student2.ru -38 -24
По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru  
По выполнению курсового проекта - student2.ru -3 -23 -2 По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru -24
По выполнению курсового проекта - student2.ru -6 По выполнению курсового проекта - student2.ru
По выполнению курсового проекта - student2.ru -1,5 -1,21 0,18 0,33 -2  

3. Расчет коэффициента корреляции и корреляционного отношения.

Для расчета коэффициента корреляции предварительно вычисляются следующие величины:

- математическое ожидание значений По выполнению курсового проекта - student2.ru и По выполнению курсового проекта - student2.ru

По выполнению курсового проекта - student2.ru

- среднее квадратическое отклонение от средней По выполнению курсового проекта - student2.ru

По выполнению курсового проекта - student2.ru

- коэффициент ковариации

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Тогда коэффициент корреляции будет равен

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Корреляционное отношение вычисляется по формуле

По выполнению курсового проекта - student2.ru

где По выполнению курсового проекта - student2.ru - СКО частной средней По выполнению курсового проекта - student2.ru от общей средней По выполнению курсового проекта - student2.ru , равное

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Для упрощения вычислений составляется корреляционная таблица 3, исходными данными для которой являются данные таблицы 2. В таблице 3 за новое начало отсчета приняты для По выполнению курсового проекта - student2.ru интервал 31-37 мкм, для По выполнению курсового проекта - student2.ru интервал 38-46 мкм. Введены новые переменные По выполнению курсового проекта - student2.ru и По выполнению курсового проекта - student2.ru , с помощью которых можно существенно облегчить процедуру вычисления. Переход к новым переменным осуществляется по формулам:

По выполнению курсового проекта - student2.ru

где По выполнению курсового проекта - student2.ru - новые начала отсчета (рекомендуется принимать средние интервалов). В данном примере По выполнению курсового проекта - student2.ru .

Новые значения интервалов отличаются один от другого на По выполнению курсового проекта - student2.ru .

Таблица 3 отличается от таблицы 2 тремя графами и шестью строками. Порядок заполнения таблицы следующий. В графе По выполнению курсового проекта - student2.ru подсчитываются суммарные значения частот по интервалам По выполнению курсового проекта - student2.ru . Умножая эти значения графы на соответствующие значения интервалов По выполнению курсового проекта - student2.ru , получаем данные для заполнения клеток По выполнению курсового проекта - student2.ru . Данные для заполнения клеток графы По выполнению курсового проекта - student2.ru получены путем перемножения данных предыдущей графы на соответствующий интервал По выполнению курсового проекта - student2.ru .

Аналогично заполняются клетки строк По выполнению курсового проекта - student2.ru . В каждой клетке четвертой строки сумма По выполнению курсового проекта - student2.ru записывается как сумма произведений частот По выполнению курсового проекта - student2.ru на соответствующие значения По выполнению курсового проекта - student2.ru . Например, для По выполнению курсового проекта - student2.ru сумма По выполнению курсового проекта - student2.ru , для По выполнению курсового проекта - student2.ru сумма По выполнению курсового проекта - student2.ru , для По выполнению курсового проекта - student2.ru сумма По выполнению курсового проекта - student2.ru и т.д. Пятая строка ( По выполнению курсового проекта - student2.ru ) получена перемножением предыдущей строки на соответствующий интервал По выполнению курсового проекта - student2.ru . Значения строки По выполнению курсового проекта - student2.ru получены путем деления строки По выполнению курсового проекта - student2.ru на значение строки По выполнению курсового проекта - student2.ru .

Пользуясь данными таблицы 3, по приведенным выше формулам вычислим последовательно статистические характеристики По выполнению курсового проекта - student2.ru :

По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Коэффициент ковариации

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Вычисленные характеристики перенесем в первоначальную систему отсчета:

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Подставив полученные значения величин в уравнение регрессии, получим значение коэффициента корреляции:

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Вычислим корреляционное отношение По выполнению курсового проекта - student2.ru . Предварительно вычислим величину По выполнению курсового проекта - student2.ru с помощью таблицы 4.

Таблица 4

По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru
-3 -1,5 -1,02 1,0404 2,0808
-2 0,48 0,2304 2,5344
-1 -1,21 -0,73 0,5329 10,1251
0,18 0,66 0,4356 4,7916
0,33 0,81 0,6561 3,9366
0,48 0,2304
-2 -1,52 2,3104 2,3104
По выполнению курсового проекта - student2.ru   25,7789

Вычислим По выполнению курсового проекта - student2.ru - СКО частной средней По выполнению курсового проекта - student2.ru от общей средней По выполнению курсового проекта - student2.ru :

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Тогда корреляционное отношение равно

По выполнению курсового проекта - student2.ru

4. Проверка гипотезы равенства коэффициента корреляции корреляционному отношению и вывод уравнения регрессии.

Если коэффициент корреляции по абсолютной величине равен корреляционному отношению, то между переменными существует только линейная связь. Практически между По выполнению курсового проекта - student2.ru и По выполнению курсового проекта - student2.ru всегда будет различие. Для оценки существенности расхождения между ними применяют следующий метод.

Определяется величина По выполнению курсового проекта - student2.ru - критерий согласия Фишера:

По выполнению курсового проекта - student2.ru

где По выполнению курсового проекта - student2.ru - объем выборки ( По выполнению курсового проекта - student2.ru ),

По выполнению курсового проекта - student2.ru - число интервалов признака По выполнению курсового проекта - student2.ru в корреляционной таблице ( По выполнению курсового проекта - student2.ru ),

По выполнению курсового проекта - student2.ru - число определяемых параметров в уравнении регрессии (для линейной зависимости По выполнению курсового проекта - student2.ru ).

Рассчитанное по формуле значение По выполнению курсового проекта - student2.ru сравнивается с табличным По выполнению курсового проекта - student2.ru , которое, в свою очередь, выбирается в зависимости от числа степеней свободы По выполнению курсового проекта - student2.ru и По выполнению курсового проекта - student2.ru . Если По выполнению курсового проекта - student2.ru , то можно считать, что между По выполнению курсового проекта - student2.ru и По выполнению курсового проекта - student2.ru существует зависимость По выполнению курсового проекта - student2.ru . Следовательно, зависимость между исследуемыми переменными точно линейная.

Определим величину По выполнению курсового проекта - student2.ru :

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Для По выполнению курсового проекта - student2.ru и По выполнению курсового проекта - student2.ru из таблицы критерия Фишера По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru .

Так как По выполнению курсового проекта - student2.ru , то можно считать, что По выполнению курсового проекта - student2.ru , то есть зависимость между исследуемыми параметрами точно линейная и может быть записана:

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Полученное уравнение описывает влияние колебания длины общей нормали после зубофрезерования По выполнению курсового проекта - student2.ru на колебание длины общей нормали после шевингования-прикатывания По выполнению курсового проекта - student2.ru .

5. Анализ модели.

5.1 Проверка адекватности модели.

После вывода уравнения регрессии необходимо оценить его пригодность, т.е. нужно ответить на вопрос, можно ли с помощью полученной модели прогнозировать изменение выходного параметра в зависимости от поведения входного. Такая проверка модели называется «проверкой адекватности модели». Для раскрытия смысла этой проверки дадим графическую интерпретацию результатов эксперимента. Построим корреляционное поле.

По выполнению курсового проекта - student2.ru

На корреляционном поле число точек в каждой клетке соответствует значению частот, указанных в таблице 2. По данным этой же таблицы на рисунке нанесены также точки, соответствующие значениям частных средних По выполнению курсового проекта - student2.ru в каждом интервале. Соединив эти точки отрезками, получим эмпирическую линию регрессии, а по уравнению регрессии По выполнению курсового проекта - student2.ru построим теоретическую линию регрессии.

Оценка адекватности модели заключается в сравнении общей дисперсии исследуемого признака с дисперсией, обусловленной полученным уравнением регрессии и характеризующей отклонение эмпирической линии регрессии от теоретической.

Для сравнения дисперсий используется критерий Фишера По выполнению курсового проекта - student2.ru . Модель можно считать адекватной, если вычисленное значение По выполнению курсового проекта - student2.ru будет меньше табличного.

Оценим адекватность уравнения регрессии

По выполнению курсового проекта - student2.ru .

Чтобы оценить адекватность данной модели, необходимо знать общую и межинтервальную дисперсии.

По данным примера общая дисперсия

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Для расчета межинтервальной дисперсии составим таблицу 5.

Таблица 5

По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru
2,03 -36,13 1305,3769 2610,7538
2,93 -35,23 1241,1529 13652,6819
3,83 -34,33 1178,5489 22392,4291
4,73 -33,43 1117,5649 12293,2139
5,63 -32,53 1058,2009 6349,2054
6,53 -31,63 1000,4569
7,43 -30,73 944,3329 944,3329
  По выполнению курсового проекта - student2.ru 58242,617

Значения графы По выполнению курсового проекта - student2.ru получены путем подстановки соответствующих значений По выполнению курсового проекта - student2.ru в уравнение регрессии По выполнению курсового проекта - student2.ru .

Подсчитав сумму последней графы, определим

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Тогда расчетное значение критерия Фишера

По выполнению курсового проекта - student2.ru

При этом табличное значение По выполнению курсового проекта - student2.ru . Т.к. По выполнению курсового проекта - student2.ru , можно сделать вывод, что полученная модель неадекватна, т.е. с помощью уравнения регрессии нельзя прогнозировать колебание длины общей нормали после чистовой операции шевингования-прокатывания в зависимости от полученного значения колебания длины общей нормали после предварительной обработки зубофрезерования.

5.2 Оценка значимости коэффициента корреляции.

Приближенный метод

Если в результате обработки результатов эксперимента получено небольшое значение По выполнению курсового проекта - student2.ru , возникает вопрос, не случайно ли значение По выполнению курсового проекта - student2.ru значимо отличается от нуля.

Можно считать, что По выполнению курсового проекта - student2.ru значимо отличается от нуля и связь между исследуемыми факторами реальна, если выполняется условие

По выполнению курсового проекта - student2.ru

где По выполнению курсового проекта - student2.ru - число опытов.

В противном случае прямолинейная корреляционная связь не обнаруживается.

Оценим значимость коэффициента корреляции при По выполнению курсового проекта - student2.ru и По выполнению курсового проекта - student2.ru :

По выполнению курсового проекта - student2.ru .

Следовательно, величина коэффициента корреляции незначима, т.е. связь между факторами отсутствует.

Уточненный метод

Приближенный метод может оказаться недостаточным при небольшом числе наблюдений (обычно при По выполнению курсового проекта - student2.ru ). В этом случае для оценки значимости коэффициента корреляции предварительно вычисляется По выполнению курсового проекта - student2.ru

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Рассеяние параметра По выполнению курсового проекта - student2.ru

По выполнению курсового проекта - student2.ru

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Полученное значение По выполнению курсового проекта - student2.ru сравнивается с табличным, которое выбирается в зависимости от числа степеней свободы По выполнению курсового проекта - student2.ru и уровня доверительной вероятности По выполнению курсового проекта - student2.ru :

По выполнению курсового проекта - student2.ru .

Значит, условие значимости коэффициента корреляции не выполнено. Следовательно, корреляционная связь между параметрами отсутствует.

5.3 Построение доверительных границ для линии регрессии.

Статистические характеристики, полученные в результате обработки экспериментальных данных, являются оценками теоретических параметров, а не самими теоретическими параметрами. Например,

По выполнению курсового проекта - student2.ru - оценка математического ожидания По выполнению курсового проекта - student2.ru ,

По выполнению курсового проекта - student2.ru - оценка дисперсии По выполнению курсового проекта - student2.ru .

Уравнение регрессии По выполнению курсового проекта - student2.ru является оценочным по отношению к теоретическому уравнению По выполнению курсового проекта - student2.ru , которое точно установить нельзя, но можно построить доверительную область, в которой лежит линия истинной регрессии. Чтобы построить эту область, определим доверительные границы для математического ожидания исследуемой выходной величины По выполнению курсового проекта - student2.ru и теоретического коэффициента регрессии По выполнению курсового проекта - student2.ru .

Доверительные границы для математического ожидания исследуемой выходной величины По выполнению курсового проекта - student2.ru :

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Для коэффициента регрессии доверительные границы можно определить с помощью неравенства:

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Рассмотрим методику построения доверительной области для теоретической линии регрессии По выполнению курсового проекта - student2.ru .

Величину По выполнению курсового проекта - student2.ru найдем с помощью функции Лапласа. Для этого зададимся доверительной вероятностью По выполнению курсового проекта - student2.ru . Исходя их соотношения, что По выполнению курсового проекта - student2.ru , по таблице найдем По выполнению курсового проекта - student2.ru . Вычислим величину

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Следовательно, доверительные границы для математического ожидания исследуемой выходной величины По выполнению курсового проекта - student2.ru :

По выполнению курсового проекта - student2.ru

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Чтобы найти доверительные границы коэффициента регрессии По выполнению курсового проекта - student2.ru , вычислим СКО

По выполнению курсового проекта - student2.ru

По выполнению курсового проекта - student2.ru По выполнению курсового проекта - student2.ru

По выполнению курсового проекта - student2.ru

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Порядок построения доверительных границ следующий. Сначала на график наносится точка По выполнению курсового проекта - student2.ru с координатами По выполнению курсового проекта - student2.ru и По выполнению курсового проекта - student2.ru , затем точки По выполнению курсового проекта - student2.ru с координатами По выполнению курсового проекта - student2.ru и По выполнению курсового проекта - student2.ru . Через точку По выполнению курсового проекта - student2.ru проводятся две линии, тангенс угла которых По выполнению курсового проекта - student2.ru . Тем же образом проводятся две линии и через точку По выполнению курсового проекта - student2.ru . Ломаные, проведенные через По выполнению курсового проекта - student2.ru , ограничивают область доверительных границ истинной линии регрессии.

По выполнению курсового проекта - student2.ru

5.4 Дисперсионный анализ результатов моделирования.

Количественную оценку влияния точности предварительной обработки на точность окончательной обработки можно установить с помощью дисперсионного анализа.

Отклонения точек корреляционного поля от линии регрессии По выполнению курсового проекта - student2.ru можно оценить величиной дисперсии По выполнению курсового проекта - student2.ru , которую представляют в виде суммы двух дисперсий:

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Первая из них По выполнению курсового проекта - student2.ru является количественной оценкой величины отклонения точек, представляющих собой конкретные значения величины отдельных деталей По выполнению курсового проекта - student2.ru , от эмпирической линии регрессии. Дисперсия По выполнению курсового проекта - student2.ru есть следствие влияния По выполнению курсового проекта - student2.ru на По выполнению курсового проекта - student2.ru .

Наличие дисперсии По выполнению курсового проекта - student2.ru объясняется тем, что на выходной параметр По выполнению курсового проекта - student2.ru кроме фактора По выполнению курсового проекта - student2.ru влияют и другие факторы, которые не были учтены в модели.

Первое и второе слагаемые правой части уравнения определяются по формулам:

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Тогда

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Таким образом, формула позволяет проверить рассчитанную ранее дисперсию По выполнению курсового проекта - student2.ru .

Приняв По выполнению курсового проекта - student2.ru за 100 % , получим

По выполнению курсового проекта - student2.ru %

По выполнению курсового проекта - student2.ru %

На основе дисперсионного анализа можно сделать следующий вывод: на величину выходного параметра окажет влияние входной параметр на 99,4% и на 0,6% факторы, которые не учтены в модели.

Общие выводы по заданию:

1. Установлено, что между величинами По выполнению курсового проекта - student2.ru и По выполнению курсового проекта - student2.ru отсутствует корреляционная связь.

2. Проверка адекватности модели показала невозможность прогнозирования значения выходного параметра по величине входного.

3. Дисперсионный анализ позволил не только качественно, но и количественно оценить степень влияния входной величины на выходную.

ЗАДАНИЕ 4

ЗАДЩАНИЕ 5

ЗАДАНИЕ 6

Множественная корреляция

Корреляционные связи могут существовать не только между двумя, но и между несколькими признаками. Например, овальность после чистового шлифования зависит от припуска на чистовое шлифование и от овальности после предварительного шлифования. Припуск на шлифование зубьев зависит от величины деформации заготовок шестерен после термической обработки и от погрешности обработки, полученной после зубонарезания.

Исследование статистических связей между многими величинами является предметом теории множественной корреляции. В практике механической обработки деталей на металлорежущих станках чаще всего встречаются случаи линейной корреляционной связи между тремя величинами или тремя факторами.

Рассмотрим простейший случай линейной корреляционной связи между тремя величинами По выполнению курсового проекта - student2.ru . Причем будем считать По выполнению курсового проекта - student2.ru - величиной, зависящей от По выполнению курсового проекта - student2.ru . Линейную корреляционную связь между этими величинами можно записать в виде уравнения:

По выполнению курсового проекта - student2.ru

где По выполнению курсового проекта - student2.ru - постоянные коэффициенты, которые вычисляются с помощью коэффициентов корреляции между По выполнению курсового проекта - student2.ru , между По выполнению курсового проекта - student2.ru , между По выполнению курсового проекта - student2.ru , а также СКО По выполнению курсового проекта - student2.ru по формулам:

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Мерой силы линейной связи между По выполнению курсового проекта - student2.ru в совокупности служит коэффициент множественной корреляции или сводный коэффициент корреляции, который вычисляется следующим образом:

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Примечание: коэффициент По выполнению курсового проекта - student2.ru всегда положителен, его значение лежит в пределах от 0 до +1. Если По выполнению курсового проекта - student2.ru равен 0, то По выполнению курсового проекта - student2.ru не имеет линейной связи с По выполнению курсового проекта - student2.ru , но возможна криволинейная связь. Если По выполнению курсового проекта - student2.ru равен 1, то между По выполнению курсового проекта - student2.ru существует точно линейная связь вида По выполнению курсового проекта - student2.ru .

Для исследования наличия связи между По выполнению курсового проекта - student2.ru , По выполнению курсового проекта - student2.ru , а также для оценки влияния По выполнению курсового проекта - student2.ru в отдельности на По выполнению курсового проекта - student2.ru пользуются частными коэффициентами, которые обозначаются

По выполнению курсового проекта - student2.ru - связь между По выполнению курсового проекта - student2.ru при постоянном значении По выполнению курсового проекта - student2.ru ,

По выполнению курсового проекта - student2.ru - связь между По выполнению курсового проекта - student2.ru при постоянном значении По выполнению курсового проекта - student2.ru .

Эти коэффициенты вычисляются по формулам:

По выполнению курсового проекта - student2.ru

Смысл частных коэффициентов заключается в том, что они служат мерой линейной с

Наши рекомендации