Организация социальной жизни
Степень упорядоченности социальных отношений и устойчивости всей социальной системы характеризуется через струюуру, обладающую определенной устойчивостью, жесткостью и ступенчатостью (как правило, от одного до четырех уровней с различной степенью централизации). Сознательное начало -- социальное управление — способно сочетать объективные и субъективные аспекты общественного развития, оказывать целесообразное воздействие на необходимые изменения (49) Организация социальной жизни на макроуровне представляется в форме взаимодействия двух крупных подсистем — организационно-управленческой и ценностно-нормативной, расхождение которых заключается в конфликте между культурно предписанными стремлениями (архетипами) и социально структурированными средст-
•)лита общества представляет собой наиболее приспогоЬлсниую и наиболее ментально развитую часть социума, которая наилучшим обра'ом о i нечаст конк-ре(чым социально-историческим условиям развития данною (.оциум.1
вами их реализации (организацией власти и общества), что ведет к нарушению или замене социального порядка (Р.Мертон).
Сложноорганизованным системам, к которым относится и человеческое общество, присуще наличие двух противоположных начал — организующего и дезорганизующего, которые, взаимо-дополняясь, стихийно организуют окружающий мир (А.Богданов). Эти противоположные начала отображают две не менее противоположные потребности, также присущие каждой социальной системе — потребность в постоянном развитии и потребность в сохранении стабильного состояния. При этом, если дезорганизующее начало доминирует над организующими связями, это ведет к разрушению социального целого, результатом чего является или преобразование структуры, или ее полный распад (49).
Сущность дезорганизации заключается в смене доминирующих основных ценностей, что проявляется в дезинтеграции социальных институтов, ослаблении механизма социального контроля, появлении новых образцов поведения, изменении привычного образа жизни. Взаимодействие государства и гражданского общества обеспечивает социальной системе состояние динамического равновесия, способствует полноценному проявлению процессов самоорганизации на стыке организационного и дезорга-низационного начал. Самоорганизация зарождается в результате деятельности отдельных индивидов и групп и, выражая их обусловленные архетипами потребности, воздействует на организационно-управленческую элиту общества. Наиболее благоприятной средой для развития самоорганизации является сформированное гражданское общество и правовое государство. В переломные моменты истории невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие социальной системы, что определяет невозможность создания единственной, внутренне непротиворечивой модели эволюции (И.Пригожий) Альтернативой выступает только многомодельное описание возможных путей развития. Иными словами, социальные системы развиваются по вполне определенным универсальным, но никоим образом не детерминированным законам (49, 50). Раскрытие закономерностей соотношения организующего и дезорганизующего начал, поддержания "динамического равновесия" и переходов социальной системы от одного состояния к другому позволяет усовершенствовать концепцию социального управления, необходимым компонентом которой должно стать распознавание и поддержание самоорганизирующихся сил и свойств социальных систем (49).
'S88
Социальная структура. Социальная структура общества представляет собой многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти (М.Вебер). Понятие социальный статус тесно связано с понятием социальная роль. В этом смысле социальная роль оказывается динамической стороной социального статуса, его функцией, ожидаемым поведением в зависимости от положения человека в обществе. Стратификационная система, таким образом, представляет собой дифференциацию социальных ролей и является объективной потребностью любого общества (Т.Парсонс). С одной стороны она обусловлена разделением труда и связанной с ним дифференциацией социальных групп, а с другой является результатом действия господствующей в обществе системы ценностей. Социальная стратификация — это дифференциация населения на классы и слои в иерархическом ранге (П.Сорокин).
Распределение политической, экономической и любой другой власти в пределах конкретного общества определяется структурой соответствующего социального порядка, основой которого выступают социальные страты и политические партии (М.Вебер).
В любом обществе и во все исторические времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания (борьба организующего и дезорганизующего начал), т.е. существуют циклы, в которых усиление социального неравенства сменяется его ослаблением (что тождественно циклам социального управления с ритмическим усилением и ослаблением централизации, увеличением и уменьшением звенности). К факторам, влияющим на интенсивность стратификации, относятся размер социальной общности, а также биологическая, психологическая и социальная однородность или разнородность социума (П.Сорокин).
В процессе исторических изменений первоначальная слитность социума заменяется выдвижением на передний план политической системы. Затем приходит черед функционального приоритета экономики. После этого наступает ситуация, когда приоритет остается только у духовной сферы — науки, религии, философии (Н.Луман). Разрушение духовных приоритетов вновь выдвигает на передний план политику, после чего цикл доминирующих сфер общества начинается заново. При этом экономическая сфера общества (так же, как и эмоционально-сенсорная у человека) выполняет функции адаптации, политика (волевая
сфера) — целедостижения, а культура (познавательная сфера) — создания и поддержания образцов взаимодействия в системе (Т.Парсонс).
Может быть установлено четыре главных типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы. При этом, если первые три зависят от санкционированного правом или религией неравенства, то классовое разделение "официально" не признается; оно происходит вследствие влияния, главным образом, экономических факторов на материальные обстоятельства жизни людей. Иными словами, классы возникают из-за неравенства во владении и контроле за материальными ресурсами. Классы имеют важнейшее значение в современных обществах. Большинство западных ученых принимают разделение общества на высший, средний и рабочий класс. При этом у представителей различных классов достаточно сильно развито классовое сознание. Классы, в свою очередь, также стратифицированы (Э.Гидденс).
Укрупненная классовая классификация, таким образом, различает три основных класса, которые, в свою очередь, могут быть стратифицированы до семи уровней, что отвечает психологической классификации общих и специальных способностей человека (Э.Джекс, В.Браун), являющихся одним из природных оснований социальной стратификации. Учет природно обусловленных особенностей индивидов, выступивших начальной базой социального неравенства, необходим при формировании любой со циальной структуры, всегда являющейся в форме той или иной иерархии. При этом индивиды с одинаковой группой способностей должны занимать и одинаковые социальные позиции, а расстояние между ближайшими социальными слоями не должно, в идеале, разниться больше, чем на один уровень способностей На этой же основе может быть определено оптимальное количество ступеней социального управления, а также необходимое соотношение между верхними и нижними этажами социальной пирамиды.
Социальная мобильность. Интенсивность и всеобщность социальной мобильности изменяется от общества к обществу, от одного периода исторического времени к другому. В истории социальных организмов усматриваются циклы относительно подвиж ных и неподвижных периодов (П.Сорокин). По степени переме щений и другим социальным характеристикам справедливо рач-личать подвижные (открытые) и неподвижные (закрытые) типы обществ (К.Поппер). Важнейшими каналами социальной цирку ляции ("лифтами") являются семья, церковь, армия, политичес
кие, экономические и профессиональные организации. Эти же социальные институты представляют собой особый механизм социального контроля ("сито"), который, во-первых, осуществляет социальное тестирование индивидов для установления адекватного выполнения ими социальных функций; во-вторых, проводит селекцию (отбор) индивидов для определенных социальных позиций; в-третьих, распределяет членов общества по различным социальным стратам. Основная цель такого социального контроля — распределить членов общества в соответствии с их способностями и личностными качествами для успешного выполнения социальных функций. При этом такие социальные институты, как семья, церковь, школа представляют собой механизмы тестирования общих способностей индивидов, необходимых для успешного выполнения многих социальных функций. Другие институты, подобно политическим, экономическим и профессиональным организациям, являются механизмами, которые тестируют специальные способности, необходимые для успешного выполнения профессиональных функций в определенной области человеческой деятельности. Поэтому любому социальному реформатору и политическому лидеру следует обратить особое внимание на эти тестирующие и селекционирующие социальные механизмы, поскольку от характера данного "сита" в значительной степени зависит как характер верхних, так и характер нижних слоев социальной пирамиды (П.Сорокин).
Элита и массы. Доля элиты в структуре всего населения — фактор немаловажный, поскольку верхние этажи социального здания должны быть пропорциональны нижним, иначе здание может рухнуть. А это значит, что существует оптимальное соотношение верхних слоев по отношению ко всему населению, значительное отклонение от которого губительно для любого общества. Таким образом, есть потенциальная возможность перепроизводства или недопроизводства кандидатов в верхние социальные слои, что одинаково чревато различными социальными потрясениями (П.Сорокин).
Существует непреложный социальный закон, согласно которому во всяком обществе независимо от места и времени его развития имеется фундаментальное разделение на два политических класса, первый из которых представляет собой правящий класс, составляющий всегда меньшинство общества, его элиту, а второй, более многочисленный, контролируется и направляется первым (Г.Моска).
Элгта — это высший привилегированный слой или слои социальной структуры, осуществляющие функции социального уп-
39!
равленил, формирования и развития материальной и духовной культуры в определенном, отвечающем требованиям социально-исторических условий, направлении. К элите относятся члены социума, пользующиеся наибольшим престижем, статусом, богатством и занимающие ведущее положение в политической, экономической и культурной жизни общества. Элита не обязательно включает лучших членов общества (например, элита гитлеровского государства вряд ли объединяла наиболее достойных представителей немецкого народа), но обязательно — наиболее "статусных". Поэтому элиту нельзя рассматривать как всегда передовую, избранную часть того или иного социума, но всегда как наиболее активную часть общества, находящегося в определенной ситуации исторического развития, и актуально ориентированную на политические, экономические или духовные цели данного конкретного социума. Социальная история, таким образом, представляется как совокупность различных социокультур-ных циклов, характеризуемых господством тех или иных основных ценностей и сответствующих им типов элит.
Разделение населения любой страны на элиту и массу — явление закономерное, не зависящее от воли людей. Однако формирование элиты по определенным признакам подвластно целенаправленному управлению. Поэтому вопросам тестирования и отбора достойной элиты, направленной на действенное служение обществу, необходимо придавать первостепенное значение в теории и практике социального менеджмента. Этим целям служат специальные механизмы социальной селекции (семья, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации), а также социальные механизмы "прополки", позволяющие выдвигать в правящую элиту достойных людей и устранять недостойных* (П.Сорокин, Конфуций).
Социальный характер. Социальный характер представляет собой основную часть, ядро структуры характера, свойственные большинству членов определенной социальной группы, культуры, в то время, как индивидуальный характер — это то, чем люди, принадлежащие к одной и той же группе или культуре, отличаются друг от друга (Э.Фромм, Д.Рисмен). Установлена взаимосвязь между различными историческими эпохами и типами социального характера. При этом ни один этнос не является монолитным ни в характеристике населения, ни в экономической, политической и духовной сферах — разные социальные группы
О нлчванньга ггщиальных механизмах подробнее см Щ с к и и Г В Основы кадророго менеджмента Учебник — К , 1991 — Г 132-136
и регионы представляют различные стадии социального развития, а социальный характер отражает эти различия. Потому различают социальные характеры люмпенов, рабочих, аристократов и других социальных слоев, а также исторические типы характеров, соответствующие различным периодам социальной истории. Иными словами, социальный характер — это характер определенных социальных групп, классов, наций, народов; каждому обществу, каждому его слою в каждый исторический период свойственен определенный тип социального характера.
Выводы. Закономерно повторяющаяся, циклическая смена основных ценностей, заложенных в архетипах коллективного бессознательного, влечет за собой смену исторических периодов, типов обществ, типов духовной, материальной и организационной культур, что естественным образом отражается на преобладании соответствующих психических сфер (познавательной, волевой, эмоциональной) в социальном целом и, как следствие, формировании соответствующих типов социального характера, доминирующих сфер общества (духовной, политической, экономической) и типов хозяйствования-
Будущее всегда подобно прошлому (Конфуций), поэтому в социальном управлении необходимо постоянно учитывать исторический опыт предшествующих поколений, а также следить за тем, чтобы социальные функции были не номинальными, а реальными, т.е. каждый член общества должен фактически выполнять обязанности, определяемые его социальной ролью.
Социальное неравенство — следствие природного неравенства людей. Оно в определенной степени искусственно, но необходимо для создания и поддержания социального порядка. При этом занятые преимущественно умственным трудом управляют занятыми преимущественно физическим трудом, и управляемые всегда содержат тех, кто ими управляет (Конфуций). Наиболеее общим признаком привилегированных социальных слоев является статусная квалификация, всегда направленная против выполнения физического труда (М.Вебер), а наиболее социально значимые профессии те, которые связаны с организационно-управленческими функциями, что требует от их исполнителей соответствующего уровня развития личностных качеств, специальных способностей и образования (П.Сорокин).
УПРАВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС
В человечестве существует два основных подхода к социальному прогрессу, которые можно обозначить как техноцентрист-
2s С-1^ 39J
ский и ангропоцентристский. Первый характеризуется экстра-вертированностью, ориентацией на все новые технические усовершенствования и изобретения, противопоставлением человека и природы, а второй — интровертированностью, ориентацией на самосовершенствование и развитие духовности, слиянием человека и природы без посредничества техники. Техноцентристский подход более проявляется в культуре Западного полушария, а антропоцентристский — в культуре Восточного. Славянский мир является как бы водоразделом между западноевропейским и вос-точноазиатским мирами. Его ориентации свойственна двойственная направленность, дальнейшая поляризация которой определит его окончательную принадлежность либо к техноцентрис-тскому, либо к антропоцентристскому направлению в социальном развитии, что будет иметь далеко идущие последствия для судеб всего человечества. Дело в том, что путь развития техники, имеющий своей основной целью покорение природы для удовлетворения материальных потребностей человека, является, на наш взгляд, путем исторического тупика, поскольку при достижении определенного уровня технического развития удовлетворение человеческих потребностей станет настолько полным, что нужда (этот вечный мотив прогресса) в дальнейшем техническом развитии попросту отпадет. Результатом станет своеобразная атрофия технических способностей человека, а потомки технических гениев станут неспособны поддерживать и эксплуатировать сложные технические системы, что естественным образом приведет к глобальной катастрофе. Поэтому антропоцентристский подход в социальном прогрессе представляется нам более перспективным с точки зрения выживания и дальнейшего развития человечества.
Идеалы социального устройства, выражающиеся в основных идейно-политических течениях консерватизма, либерализма, демократизма, социализма и анархизма, отражают преобладание различных, но находящихся в социуме одновременно на всех его исторических этапах основных ценностей. Победа в том или ином социуме одних ценностей над другими обусловливает в данном социуме или в глобальных масштабах смену главных типов культур (суперсистем по П.Сорокину), носителями которых выступают соответствующие типы социального характера (по Д.Рисмену), которые, в свою очередь, определяют преобладание тех или иных социальных идеалов, находящих свое отражение в соответствующих политических течениях.
Господство и политическая борьба. Существует три основных легитимных типа господства и подчинения: патриархальный, ха-
ризматический и легальный (М.Вебер). Политика означает стремление к участию во власти и осуществлении господства или к оказанию влияния на распределение власти между государствами или'внутри государства. Государство же представляет собой отношения господства людей над людьми, опирающееся на леги-тимное насилие как средство. Политическое господство организуется как предприятие, требующее постоянного управления, осуществляемого через штаб управления (человеческие ресурсы) и вещественные средства управления (материальные ресурсы) (М.Вебер). Преданность штаба управления лидеру обеспечивается методами поощрения (мотивы любви по Н.Макиавелли) и наказания (мотивы страха). При этом от того, откуда политический лидер (высшая государственная инстанция) рекрутирует свой штаб управления, существенным образом зависит структура политического строя, а также своеобразие политической (организационной) культуры в целом.
Профессиональными политиками становятся по двум основным причинам: чтобы жить "для" политики либо "за счет" политики (М.Вебер). Чтобы жить "для" политики, необходимо быть независимым от доходов, которые может принести политика, т.е. быть достаточно богатым и обладать необходимыми нравственными качествами ("плутократическое" рекрутирование политических руководящих слоев). В таком случае руководство политикой будет являться своего рода почетной деятельностью. Однако, на деле в политику рвутся большей частью неимущие, стремящиеся жить именно "за счет" политики. Поэтому современная борьба между политическими партиями — это, прежде всего, борьба за должности, представляющие собой формы специфически гарантированного обеспечения. Противостоять этому в определенной степени можно за счет целенаправленного социального тестирования, отбора и подготовки профессиональных государственных служащих, не состоящих в политических партиях (П.Сорокин, М.Вебер).
Превращение политики в предприятие, которому требуются навыки в борьбе за власть, знание ее методов, созданных современной партийной системой, обусловило разделение социальных функционеров на две категории: профессиональных и политических чиновников. Политические чиновники при смене очередного кабинета покидают свои посты, а профессиональные остаются (М.Вебер).
Профессиональные политики, как вожди, так и их свита, могут быть классифицированы в историческом аспекте в соответст-
2^ ь-W395
вии с циклами исторических времен, типов культур и господствующих сословий*. Вначале верховная власть опиралась на клириков (монашествующих) и грамматиков, что характерно для религиозно-духовных эпох иерократического господства. Их сменила придворная знать (дворянство) героико-романтических эпох аристократического господства. Дворян сменили буржуа, что характеризовало наступление гражданских эпох и господства "третьего сословия", а последних — разночинцы (т.е. люмпени-зированные и маргинальные слои интеллигенции) современной эпохи. При этом одновременно с подъемом профессионального чиновничества возникали путем незаметных переходов "руководящие политики", т.е. главенствующие советники монархов и диктаторов (например, великий визирь, премьер-министр и т.д.).
Вожди и их свита (штаб) как политически активные элементы свободной вербовки и пассивная масса избирателей — три необходимые составляющие любой партии (М.Вебср). Фактическая власть внутри партии находится либо в руках руководителя партийного аппарата, либо в руках того, кто эту партию финансирует ("босс"). Вождем партии становится тот, кому подчиняется аппарат.
Пути социального обустройства. Существуют три основные формы социального управления (теократия, аристократия и демократия) и три извращенные (тирания, олигархия и анархия). Первые легко переходят во вторые из-за своего подобия, что выражается в циклическом кругообороте форм правления (Платон, Аристотель, Н.Макиавелли, Г.Гегель). Главным содержанием любого современного политического строя должен быть механизм постоянного обуздания власти, социальный механизм ограничения присущего власти зла, т.е. механизм легитимности (К.Ясперс). В настоящих условиях формами такого механизма выступают правовое государство и парламентская демократия, при которых невозможно непрерывное замещение правительственных должностей одними и теми же лицами. Гарантом функционирования такого механизма является элитарный, аристократический слой, постоянно пополняющийся из различных слоев населения посредством отлаженной системы социального тестирования, отбора и распределения индивидов в зависимости от их заслуг (меритократия по М.Янгу). Формирование меритократии должно проводиться в соответствии с объективными законами социальной мобильности, предусматривающими как социальное
Подробнее см Щ е к и н Г В Социальная философия истории (теория социального развития) — К , 199^
восхождение, так и социальный спуск (П.Сорокин), а также периодическим использованием механизма "прополки", обеспечивающего удаление из элитарного слоя аутсайдеров. Проведение выборов и формирование политической элиты осуществляют оппозиционные друг к другу партии, которых в свободном обществе обязательно должно быть несколько. Для того, чтобы партии представляли собой организации достойных людей, необходимо целенаправленное воспитание и образование всего общества: известно, что "каждый народ достоин своего парламента". Достичь этого можно через нормализацию функционирования социальных механизмов тестирования, селекции и распределения индивидов в обществе для успешного выполнения ими соответствующих социальных функций (П.Сорокин, К.Ясперс).
Социализм, предполагающий организацию совместной работы и совместной жизни людей под углом зрения Справедливости, является универсальной тенденцией современного общества. Его основными предпосылками стали механизация орудий труда, необходимость совместной работы, планирование, бюрократизация управления, омассовление общества'и атеизм. Господство всех неминуемо приводит к господству масс (охлократии), которое, не являясь устойчивой формой коллективной жизни, неизбежно перерастает в тиранию сталинско-гитлеровского типа (К.Ясперс). Преградой на пути сползания общества к охлократии и тирании и, одновременно, условием его восхождения к высшим формам социальной жизни является восстановление основных социальных институтов общества (семьи, церкви, школы) и обеспечение их взаимосвязи в организации нравственного воспитания и духовного образования членов социума.
Схематически современный политический строй в развитых странах мира может быть представлен следующим образом: политический лидер (монарх или президент) осуществляет леги-тимное господство посредством организации трех ветвей власти — законодательной (избираемый парламент), исполнительной (назначаемый кабинет министров) и судебной (независимый судебный орган). Премьер-министром (главой кабинета) становится "вождь" победившей на выборах партии, а посты основных министров занимает его свита (штаб управления). Должности заместителей министров и ниже замещаются не партийными, а профессиональными чиновниками, которые остаются в государственном аппарате и при очередной смене руководства.
Система социального менеджмента. История развития мирового менеджмента насчитывает несколько управленческих револю-
ций, знаменующих собой поворотные моменты в теории и практике социального управления и соответствующих основным историческим вехам циклической смены типов культур и социальных сословий: власть духовного сословия постепенно вытесняется господством аристократии, на смену которой закономерно приходят буржуа, а последних сменяют наемные работники, "пролетарии управления", после чего социально-управленческий цикл может начаться заново.
В мире все системно. Главным свойством социальных систем является то, что их основным элементом являются люди, выступающие одновременно объектом и субъектом социального управления. Социальные системы условно подразделяются на три основных вида: социально-политические, социально-культурные и социально-экономические. Генезис социальных систем привел к тому, что внутренне присущее им управление превратилось в самостоятельную область деятельности и выделило три главных сферы организации общества — политику, экономику, культуру, в связи с чем различают три основных вида социального менеджмента — материальной, духовной и административно-государственной сферы.
Любая система является совокупностью элементов, обладающих рядом присущих им свойств и выступающих в качестве структурообразующих частей системы Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. Важнейшим элементом управляющей системы является организационная структура управления (91). \
В каждой социальной системе и ее подсистемах (управляющей и управляемой) имеются однородные группы элементов, образующие системы низшего уровня: техническую, технологическую, экономическую, организационную и социальную. Каждая такая система в определенные периоды развития социальных целых может занимать доминирующее положение, характеризуя тем самым особенности организационной структуры управления (ведущее положение технико-технологических, организационно-правовых, экономических или социальных служб), а также господствующее положение в сфере социального управления представителей тех или иных управленческих профессий. При этом смена ведущих позиций представителей различных управленческих профессий соответствует, на наш взгляд, циклическому превалированию то организационно-технической, то социально-экономической стороны управления, а также одной из систем низшего уровня, что показано на рисунке 33.
Инженеры Экономисты, финан- Юристы Социологи, пси-
(технико-техноло- систы (экономичес- (организацион- хологи (социаль-
гическая система) кая система) ная система) ная система)
ОТСУ) <СЭСУ] (ОТСУ] [СЭСУ
СЭСУ ОТСУ СЭСУ ОТСУ
Условные обозначения:
СЭСУ — социально-экономическая сторона управления;
ОТСУ - организационно-техническая сторона управления.
Рис.33. Циклическая смена ведущих систем и сторон управления
Управление всегда иерархично. Каждый его уровень представляет собой соответствующее звено социального управления, состоящее из взаимосвязанных управляемой и управляющей подсистем, организационно-технической и социально-экономической сторон управления. Связь между подсистемами и сторонами управления осуществляется с помощью информации. Каждая социальная система самоуправляема. Ее деятельность и развитие подчинены определенной глобальной цели, а элементы и подсистемы имеют локальные задачи, решению которых подчинено их существование. Функционирование таких систем и управление ими являются не только процессом сохранения их целостности и определенности, но и процессом перевода в новое качественное состояние (91).
Начальным пунктом социального управления является формирование и выбор целей управления и вытекающих из них задач, что вытекает из результатов анализа развития общества, его основных сфер и систем. Результатом управления являются управленческие решения, а также реализация функций управления.
Система управления — это форма реализации взаимодействия и развития отношений менеджмента, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в механизмах, функциях, структуре, объектах, методах, кадрах и процессе управления.
Каждая социальная организация имеет пять постоянных характеристик, эффективное управление которыми является залогом успешной управленческой деятельности: 1) цели деятельности; 2) культура; 3) власть (иерархия); 4) человеческие ресурсы;
5) материальные ресурсы. Всякая управленческая деятельность выражается в определенном стиле руководства, под которым по-
нимается типичная для лидера система приемов воздействия на ведомых. Стиль менеджмента находит свое отражение в тех или иных формах социального управления в зависимости от преследуемых руководством целей и исповедуемых им ценностей, а также конкретной ситуации управления.
Выводы. Всемирная история, представляющая собой развитие социальных организмов в различных государственных формах, включает определенные типы социального устройства и соответствующие им всемирно-исторические этносы (Гегель), а также сословные слои, являющиеся социальной базой тех или иных государственных форм. Так, социальной базой господствующей в свое время теократии выступало жреческое сословие восточно-азиатских этносов; социальной базой античной демократии являлось сословие греческих полисов, наиболее отвечающее современному понятию интеллигенции; аристократический строй римлян опирался преимущественно на военное сословие; буржуазный строй, впервые введенный в социальную практику германскими народами преимущественно в форме конституционной монархии, опирался на бюргерство, "третье сословие" социальной иерархии. Социальной базой социализма, выпавшего в основном на долю славянских народов, явились люмпенизированные и маргинальные слои, поскольку духовенство, дворянство, купечество и действительно передовая интеллигенция, как правило, участия в проведении этого социального эксперимента не принимали, а, напротив, зачастую выступали против коммунистической идеологии и ее практических методов. Восстановление присущего славянскому этносу в качестве доминирующего (как и у древнегреческого этноса) рационально-мыслительного начала позволит ему занять авангардные позиции в евроазийском мире и активно участвовать в его исторически обусловленном социальном обустройстве.
Одной из доминирующих тенденций в истории человечества на всем протяжении его развития была борьба двух противоположных начал — демократии и тирании, что отражает столкновение и постоянное соперничесч ао двух принципов в организации политического строя, а также двух составляющих каждого социума — гражданского общества и полигического государства (59). Это — борьба разнонаправленных социальных тенденций: между стремлением к неограниченной свободе и необходимостью организации коллективной жизни Одним из оптимальных путей разрешения объекшвно существующею конфликта между обществом и государством в современных условиях социального раз-
вития является смешанная форма правления в виде конституционной монархии или президентской республики, при которой достигается искомое соотношение между стремлением гражданского общества к ограничению государственной власти (парламентское начало) и стремлением государства к единоличной власти над обществом (монарх, президент).
Диктатура бонапартистского или цезаристского типа является органическим продолжением и логическим завершением всякой социальной революции, при которой первоначальная идея демократии через определенный период большей или меньшей анархии переходит в свою противоположность — тиранию (59). Поэтому основной задачей социальных реформаторов является не революционное ускорение социальной истории, а осознанное следование ее эволюционному развитию, что возможно только на основе познания и использования в общественной практике объективных социальных законов.
Политика — это сфера относительного, а нравственность, духовность — область абсолютного (Н.Макиавелли, М.Вебер). С этим связана идея разделения властей на религиозную (духовную), относящуюся к области иррационального, и на политическую (светскую), относящуюся к области рационального. Светская власть, в свою очередь, подразделяется на три относительно независимые, но друг с другом связанные ветви власти, отображающие в определенной степени основные психические и социальные сферы — законодательную (интеллектуальная сфера), исполнительную (волевая сфера) и судебную (эмоциональная сфера, поскольку главным назначением этой ветви власти является прежде всего удовлетворение чувства справедливости).
Единственно возможной формой эффективной деятельности любой социальной силы, преследующей определенную цель (прежде всего, массовых движений и политических партий), является организация, имеющая соответствующую структуру и функции, построенные в иерархическом порядке. Поэтому любое, какое бы ни было в начале демократическое социальное устройство, со временем неизбежно переходит к иерархическому устройству различной степени жесткости. Расслоение некогда однородной и единой массы участников общественного движения на руководящее меньшинство и руководимое большинство выступает объективной неизбежностью развития всякой политичес