Режим подчинения руководителю
эффективность деятельности обусловлена созданием таких условий работы, при которых от подчиненных мало что зависит
Высокая степень |
Низкая степень
Забота о производстве Рис.28.Стлли управления (13)
Факторы, определяющие стиль управления. Основными факторами, определяющими стили социального управления в конкретных условиях, являются следующие: 1) организация
(правила и требования, существующие в организации, могут быть настолько жесткими, что руководитель не может реализовать собственный стиль управления подчиненными); 2) ценности (убеждения руководителя основываются на ценностях или идеях, связанных с представлениями о том, как следует строить свои взаимоотношения с подчиненными и использовать результаты управления); 3) личный опыт (руководитель может демонстрировать свою предрасположенность к тому или иному стилю управления, потому что он успешно прибегал к его использованию в прошлом); 4) случайность (предположения руководителя, принятые им "на веру", без учета всех возможных последствий) (13).
Основные и запасные стили управления. Большинство руководителей обладает каким-либо основным, а также одним или несколькими запасными стилями управления. Запасной стиль руководителя проявляется тогда, когда невозможно применить основной (например, из-за оказываемого на него давления, возникновения конфликта и т.п.). Важно помнить, что используемые руководителями стили управления могут носить комплексный характер. Основной, или характерный, стиль работы руководителя имеет ключевое значение с точки зрения понимания особенностей его управленческой деятельности. Для полного же ее понимания необходимо понаблюдать за поведением руководителя в течение определенного времени, в различных ситуациях. Одни руководители часто варьируют основной и запасной подходы, другие делают это реже. При этом любой стиль управления может выступать в роли запасного по отношению к другому. Уникальность работы руководителя обусловливается многообразием сочетаний основных и запасных стилей руководства, что указывает на определенную ситуативность стилей управления (13).
РЕЗЮМЕ
1. Каждой социальной организации независимо от профиля ее деятельности присущи пять универсальных характеристик: цели деятельности, персонал, власть (иерархия), культура организации (корпоративная культура), материальные и финансовые ресурсы. Эффективное управление этими характеристиками и определяет результативность всей управленческой деятельности, которая всегда выражается в тех или иных стилях руководства.
2. Стиль руководства — это типичная для менеджера система приемов воздействия на подчиненных, которая основывается на
соответствующих ценностях и определяемых ими же целях. Различают два полярных стиля социального управления — авторитарный и анархичный, между которыми располагаются стили либеральный и демократический.
3. Авторитарный стиль имеет различные формы — патриархальный, харизматический, автократический, бюрократический. За ним по шкале "авторитарность-анархичность" следуют либеральный стиль, затем демократический и замыкает ряд анархичный стиль (как крайняя и достаточно неустойчивая форма социального управления). Между демократическим и анархичным стилями управления находятся манипулятивные стили — оппортунизм и фасадизм.
4. Авторитарный стиль руководства имеет ориентацию на производство, поставленное задание, а не конечный результат деятельности (так называемый задачецентрический подход в менеджменте), а демократический — на коллегиальность, возможно более широкое привлечение людей к управлению независимо от его результата (антропоцентрический подход). Комбинация авторитарного и демократического стилей руководства, сочетание ориентации на производство и ориентации на людей дает наиболее эффективный стиль управления, ориентирующийся на конечный результат за счет личной заинтересованности всех членов организации в высоком развитии производства.
5. Комбинация стилей менеджмента, ориентирующихся либо на производство, либо на людей дает пять основных вариантов возможных сочетаний, наиболее эффективный из которых — стиль, одинаково совмещающий в себе и заботу о производстве, и заботу о людях. Пять вариантов сочетания двух противоположных стилей управления позволяют построить своеобразную "решетку менеджмента", указывающую на возможность и необходимость применения различных управленческих стилей в зависимости от ситуации управления.
Глава 31. ТЕОРИЯ СИТУАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Исследователи, занимающиеся изучением проблем менеджмента, за последние десятилетия провели огромную работу, направленную на поиск "наилучшего стиля управления" (127). Ее результаты показали, что не существует одного-единственного, применимого для всех ситуаций, стиля управления. Работающие успешно руководители различных рангов оказались способными приспособить свою деятельность к требованиям каждой отдельной ситуации.
Теория ситуативного управления, предложенная финским исследователем Полом Хэрси и его коллегами, помогает определить ситуацию управления, основываясь на результатах значительного объема иссгедований. Эта теория базируется, с одной стороны, на объеме непосредственного управления (задачецент-рическое поведение) и социоэмоциональной поддержки (антропоцентрическое поведение), принимаемом руководителем в каждой отдельной ситуации и, с другой, на "степени зрелости" подчиненных или социальной группы (127).