Соотношение авторитарных и либеральных элементов руководства (по к.вернеру)
Л. | Л, | |
Ограниченное согласие с пожеланиями и наклонностями подчиненных | Неограниченное и спонтанное согласие с высказанным подчиненными мнением (высказывания типа: "Совершенно верно", "Абсолютно с вами согласен" и т.д.) | |
/ балл | 2 балла | |
Аз | А, | А, |
Утверждение своего мнения с помощью приказа и угрозы наказания | Утверждение своего мнения без угрозы наказания, но при нежелании выслушать возражения | Наиболее мягкая форма авторитарного поведения (высказывания типа: "Позволю себе предложить", "Считаю целесообразным" и т.д.) |
3 балла | 2 балла | 1 балл |
Результат деления суммы в числителе на сумму в знаменателе дает ЛАК. Оптимальный ЛАК может быть получен только из сравнения результатов сочетания элементов поведения в конкретных управленческих ситуациях. Показатель оптимального значения ЛАК — наибольшая убедительность подхода и аргументации руководства, приводящая к бесконфликтному и эффективному достижению поставленной цели. Исследования наиболее эффективного сочетания различных элементов стиля руководства в разных ситуациях показали, что чаще всего наилучшие результаты дает ЛАК, равный 1,9 (означающий, что для получения эффективных результатов работы подчиненных руководитель должен применять почти вдвое больше элементов убеждения, чем принуждения) (112).
ТИПОЛОГИЯ СТИЛЕЙ
Итак, стиль руководства — это способ принятия решения и передачи заданий подчиненным. Лучший стиль тот, который обеспечивает хорошие результаты при достижении поставленных целей и соответствует господствующим в социальной общности ценностям. Из всех возможных на первый план выходят авторитарный и либеральный стили руководства. При авторитарном стиле решения принимаются одним лицом, а распоряжения пос-
тупают в виде приказов, которые не обсуждаются и сомнениям не подвергаются. Авторитарный стиль имеет формы:
• патриархального (все "члены семьи" обязаны повиноваться "отцу-руководителю", а он считает подчиненных "недоросшими" до принятия решений. Это его "дети", о которых он, однако, должен заботиться);
• харизматического (за лидером признаются выдающиеся, единственные в своем роде качества, поэтому он может потребовать любой жертвы от подчиненных и не обязан о них заботиться);
• автократического (руководство осуществляется аппаратом управления через подчиненные инстанции, которые косвенно проводят решения автократа (самодержца), но остаются подчиненными ему);
• бюрократического (произвол высшей силы исключается, доминирует деперсонификация, руководители всех уровней занимают свои места в структуре инстанций и имеют право на соблюдение данных им полномочий. Системе регулирования подчиняются и руководство, и подчиненные — предметная компетентность) (112).
Противоположность авторитарности — либеральность. Еще дальше "в развинчивании гаек" идет анархичный стиль, стиль невмешательства или попустительства ("делай, как считаешь нужным"). Однако ответственность за результат в любом случае ложится на руководителя, и при нормальной деятельности организации сложить ее с себя он не может.
Между двумя названными противоположными стилями авторитарности — анархичности лежит, кроме либерального, еще так называемый демократический (кооперативный, коллегиальный) стиль руководства. В решении управленческих проблем он предполагает участие всех членов организации. Разделение на вышестоящих и остальных работников менее строгое, руководство осуществляется в сотрудничестве, а работники получают полномочия для принятия решений. Такой стиль повышает мотивацию персонала (112).
В современной практике менеджмента применяется комбинация авторитарного и демократического стилей руководства, что наглядно показано на рисунке 27.
Манипулятивные стили руководства. Кроме названных основных стилей руководства, в типологии стилей управления выделяют еще оппортунизм и фасадизм (13).
СТИЛИ РУКОВОДСТВА „ .., | ||
Авторитарное руководство | Разделенное (либеральное) руководство | Демократическое руководство |
Высокий уровень производства | Высокий уровень производства и трудовой морали | Высокая трудовая мораль |
Ориентация на задание |
Ориентация на результат |
Ориентация на людей |
Рас.27. Соотношение стилей и целей руководства
Оппортунизм имеет место, когда полагаются на все существующие стили управления, не основываясь на принципах. Каждое действие осуществляется по "тактическим" причинам и выступает средством для достижения личного успеха. Мотивацией оппортуниста является его желание быть исключительным, первым, т.е. человеком, обладающим властью и соответствующим положением. Основные признаки "оппортунистического" поведения следующие: стремление всем угодить, надменность по отношению к нижестоящим, стремление привлечь внимание, хвастовство, заискивание, уклончивость, необязательность, манипулирование слабостями людей, отсутствие убеждений, расчетливость, делячество.
Фасадизм как стиль управления используется тогда, когда цель состоит в достижении косвенными путями того, что недоступно иным способом или считается недостижимым. Отсюда азарт риска и игры. Такой подход является манипулятивным из-за боязни руководителя показать негативную сторону его деятельности. Основная цель создания фасада состоит в том, чтобы скрыть стремление к господству и власти. Характерными признаками "фасадистского" поведения являются: неясные стремления, расчет, предпочтение окольных путей, хитрость, двурушничество, лицемерие, упоение властью, манипулирование, склонность к блефу, стремление к положительной репутации при одновременной склонности к правонарушениям (13).
РЕШЕТКА МЕНЕДЖМЕНТА
Современные исследователи управления Р.Блейк и Дж.Мутон, определяя стиль руководства, исходят из двух основных факторов — забота о производстве (ориентация на задание) и забота о людях (ориентация на людей) (13).
Забота о производстве представляет собой параметр, связанный с заданиями, производительностью, прибылью или предназначением организации. Другими словами, производство — это совокупность задач, для решения которых организация нанимает исполнителей, т.е. персонал. Забота о людях проявляется в различных ситуациях управления, но суть ее состоит в том, что стремление руководителя к достижению конечных результатов основывается на доверии и уважении подчиненных, их исполнительности, симпатии, понимании и поддержке. Достигается это созданием благоприятных условий для работы, материальным и моральным стимулированием, обеспечением гарантии занятости и т.п. (13).
Из всей совокупности стилей руководства Р.Блейк и Дж.Мутон выделили пять основных стилей, которые характеризуются индивидуальными свойствами поведения руководителей и подчиненных и специфическими следствиями решений руководителя, определяемых преимущественной направленностью либо на заботу о производстве, либо на заботу о людях (см. рис.28).
Характеристика управленческих стратегий. Стиль, обозначенный на рисунке 9.1, характеризуется максимальной заботой о производстве (9) в сочетании с минимальной заботой о людях (1). Руководитель, действующий в этом стиле, отдает приоритет максимизации производственных показателей путем реализации представленных полномочий и установления контроля над деятельностью подчиненных, диктуя им, что и как они должны делать.
Стиль 1.9 характеризуется минимальной заботой о производстве (1) в сочетании с максимальной заботой о людях (9). Основное внимание уделяется сохранению дружеских отношений между работниками, пусть даже и за счет производственных показателей.
Стиль 1.1. характеризуется как минимальной заботой о людях, так и минимальной заботой о производстве. Руководитель данного стиля предпринимает минимальные усилия, требуемые для того, чтобы сохранить свое место в организации.
Стиль 5.5. соответствует теории "золотой середины", или системе управленческих предположений, обеспечивающих мирное
сосуществование на пути к единой цели. Данный стиль управления ориентирован на сохранение статуса-кво, или существующего положения.
Стиль 9.9. сочетает заботу о производстве и заботу о людях. Данный стиль управления создает ориентированный на достижение цели коллективный подход, характерной особенностью которого является стремление к достижению оптимальных результатов деятельности организации при активном участии работников (13).
Высокая степень |
1.9 Управление "Загородным клубом" предельное внимание к нуждам людей с целью поддержания атмосферы доброжелательности " приводит к созданию комфортной обстановки в организации и сохранению щадящего режима -работы
Комбинированное управление
достижение целей организации обеспечивается усилиями преданных общему делу работников, создание системы участия ' членов организации в выработке цели деятельности организации, что создает атмосферу уважения и доверия
5.5 Управление "Человеком организации"
достижение необходимых и достаточных показателей работы организаци" становится возможным путем создания равновесия между необходимостью поддержания рабочего ритма и сохранения удовлетворительного морального духа коллектива
1.1
"Нищета" управления
приложение минимальных уси-. лий для выполнения работы соответствует целям сохранения принадлежности к организации