Соотношение понятий власти и управления

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Теория (от греч. theoria — рассмотрение, исследование) — это система основных идей в той или иной отрасли знания (47). В современном понимании теорией в противополо­жность "голой" эмпирии называется любое научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую це­лостность, т.е. такое научное знание, в котором факты подводят­ся под общие законы, а связи между ними выводятся из послед­них. При этом всякому теоретическому познанию в силу того, что теория неизбежно содержит гипотетический элемент, при­сущ определенный момент неуверенности, вероятностный харак­тер. С позиции веры в упорядоченность всех мировых событий считается: чем проще теория, тем ближе она к истине (47).

Управление — это прежде всего наука, сочетающая в себе как прикладные, так и теоретические, исторические моменты. До того, как перейти к рассмотрению основных теоретических и ме­тодологических аспектов науки социального управления, раскро­ем содержание понятий управление, администрирование, менедж­мент, власть, руководство и других.

УПРАВЛЕНИЕ

С научной точки зрения управление — это направленная коор­динация и организация объекта управления. Это сфера челове­ческой деятельности, возникшая в результате разделения труда, с помощью которой человек воздействует на технологические,

экономические и социальные процессы для достижения опреде­ленных целей. Управление — это процесс, обеспечивающий (при использовании по целевому назначению) необходимое протека­ние процессов преобразования энергии, вещества и информа­ции, поддержание работоспособности и безаварийности функци­онирования объекта путем сбора и обработки информации о со­стоянии объекта и внешней среды, выработки решений о воз­действии на объект и их использования (109).

Управление как явление объективного мира очень много­образно. Характеризуя окружающий мир, исследователи выде­ляют три основные его компонента: неживую природу, живую природу и человеческое общество (65, 91). Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его ос­новным классам:

• процессы управления в неживой природе (в технических системах). Управление производственно-техническими про­цессами и физическими телами, системами машин, т.е. уп­равление техническими системами, называют управлением вещами. Эта область управления изучается преимуществен­но техническими науками);

• процессы управления в живых организмах (в биологических системах). Управление процессами, протекающими в живой природе, и процессами, связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими сис­темами. Эта область управления является предметом изуче­ния естественных наук;

• процессы управления в обществе (в социальных системах). Управление как воздействие на деятельность людей, объеди­ненных в социальные группы с их различными интересами, т.е. управление социальными системами, называют управле­нием людьми или социальным управлением. Эта область управления является преимущественно предметом изучения социальных наук (65, 91).

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Итак, управление в обществе называется социальным управ­лением (65). Социальное управление включает два основных подкласса: управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной (совместной) деятельностью людей (65).

Важнейшимивидами социального управления являются адми­нистративно-государственное управление, управление социаль-

но-культурной сферой, управление материальным производст­вом.

Люди как главная производительная сила общества познают и используют законы природы и общества в процессе производст­ва, распределения, обмена и потребления материальных и духов­ных благ (91). Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом — система управления различными сферами общества. Например, управление общест­венным производством включает процессы управления народ­ным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, пред­приятием и управление внутри каждой системы каждого уровня. Это —уровни управления (91).

В рамках социального управления выделяют также две основ­ныеформы управления: управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Управление человечески­ми ресурсами включает процессы управления социальным разви­тием, управления рабочей силой, управления образованием, уп­равления занятостью, управления трудом, управления социаль­ным обеспечением и др. Этоподвиды социального управления.

Таким образом, объектом и предметом теории социального управления как науки выступают социальные системы и управ­ление ими. Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления (техническими, биологическими и со­циальными системами) и подразделяется на такие основные ви­ды: административно-государственное (политическое) управле­ние; управление социально-культурной сферой (духовным про­изводством); управление производственной сферой (материаль­ным производством).

Иными словами, классификация видов управления соответ­ствует классификации основных сфер (областей) организации общества: экономическая— область материального производства, распределения и потребления материальных благ;

политическая — область классовых, национальных и межгосударственных отношений, отношений власти и господст­ва; культурная— область духовного производства, рас­пределения и потребления духовных благ.

Каждый вид управления включает уровни (организация — ре­гион — отрасль — государство) и основные формы: управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурса­ми. Основные формы и уровни управления включают соответ­ствующие подвиды управления. Классификация управления представлена на рисунке 1.

соотношение понятий власти и управления - student2.ru

МЕНЕДЖМЕНТ

Как явствует из приведенной классификации процессов уп­равления англоязычное понятие менеджмент нельзя однозначно заменить русскоязычным термином управление, поскольку в пер­вом случае речь идет лишь об одном из видов управления, а именно об управлении производством (хотя ряд исследователей в последнее время склонны распространять данное понятие на социальное управление в целом, что, как будет показано в даль­нейшем, не лишено основания).

Оксфордский словарь английского языка, как известно, дает четыре трактовки термина менеджмент: 1) способ, манера обще­ния с людьми; 2) власть и искусство управления; 3) особого рода умелость и административные навыки; 4) орган управления, ад­министративная единица. В то же время, в чисто функциональ­ном плане менеджмент можно оценить как процесс, посредст­вом которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям (71). Итак, понятие менеджмент пра­вомерно относить только к классу управления социальными сис­темами и его основным видам. В частности, различают социаль­но-политический менеджмент, менеджмент непроизводственной сферы, менеджмент производственной сферы. Как и управление, понятие менеджмент, кроме основных видов, включает соответ­ствующие уровни, основные формы и многочисленные подвиды (финансовый менеджмент, менеджмент персонала, маркетинговый менеджмент и т.д.). В целом, менеджмент — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, на­правленный на то, чтобы сформировать и достичь цели органи­зации через других людей (60).

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

В социальных науках администрацией принято называть лю­бую крупномасштабную организацию профессиональных служа­щих, чья основная обязанность состоит в том, чтобы осущест­влять политику тех, кто принимает решения (16). Администра­ция — это рациональная система или организованная структура, предназначенная для квалифицированного и эффективного ис­полнения общественной политики и имеющая достаточно ост­рую иерархию власти.

В узком смысле слово администрирование означает профессио­нальную деятельность государственных чиновников, направлен­ную на осуществление решений руководства. В широком смысле администрирование — это не только профессиональная деятель-

ность чиновников, но и вся система административных институ­тов с достаточно строгой иерархией, посредством которой ответ­ственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз. В данном случае понятие администрирование соот­ветствует понятию административно-государственное управление, представляющего особую социальную функцию, направленную на упорядочение развития в интересах всего общества, где госу­дарственный чиновник выступает социальным агентом власти. Государственное администрирование означает скоординированные групповые действия в государственных делах: 1) связанные с тре­мя сферами власти — законодательной, исполнительной, судеб­ной и их взаимодействием; 2) имеющие важное значение в формировании государственной политики и являющиеся частью политического процесса; 3) значительно отличающиеся от администрирования в производственной и культурной областях;

4) тесно связанные с многочисленными социальными группами и индивидами, работающими в различных компаниях и органи­зациях (16).

Таким образом, администрирование представляет собой управ­ленческий процесс более высокого и более масштабного уровня, чем менеджмент (в узком смысле). Административное управле­ние больше направлено на выработку и постановку масштабных и перспективных целей (организации, отрасли, региона, государ­ства), а менеджмент — больше на реализацию поставленных за­дач и поиск оптимальных путей их решения. При этом админи­стрирование, как и менеджмент, относится только к классу со­циального управления.

ВЛАСТЬ

Власть представляет собой форму социальных отношений, ха­рактеризующуюся способностью влиять на характер и направ­ление деятельности и поведения людей посредством экономи­ческих, идеологических и организационно-правовых механиз­мов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия (власть экономическая, политическая, государственная, семейная и др.) (46). Сущностью власти являются отношения руководства, гос­подства и подчинения.

Наиболее важным видом власти является политичес­кая власть, т.е. реальная способность данной социальной группы или индивида проводить свою волю, определяющуюся в конечном счете объективными потребностями и интересами. Главными средствами ее осуществления являются политика, ад­министративные акты, правовые нормы.

Среди различных видов власти выделяется государст­венная власть, которая доминирует в обществе, является основным объектом в политической борьбе. Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами — идеологическим воздействием, экономическим стимулированием и иными косвенными способами, но только она обладает моно­полией на принуждение с помощью специального аппарата.

Система власти всегда основана на отношениях субординации, т.е. многоуровневого подчинения, иерархии (46).

ГОСПОДСТВО

Господство — это механизм осуществления власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает рас­членение социальных групп на господствующие и подчиненные, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение и обособление особого аппарата управления. Власть предшествует господству, хотя она не всегда приобретает харак­теристики господства (46).

РАСЫ. НАРОДЫ. КУЛЬТУРЫ

Если история управления и говорит нам о чем-нибудь, так это о том, что независимо от того, с чем мы имеем дело — миром или войной, процветанием или женщиной — этот мир всегда будет нуждаться в хороших управляющих, таких, которые смогут привести общество оттуда, где оно находится, туда, где оно хочет быть.

Р. Ф а л м е р

Глава 1. РАСЫ ЧЕЛОВЕКА: ПУТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ

По мнению некоторых исследователей, общий предок челове­ка, от которого произошли ныне живущие основные расы (евро­пеоидная, монголоидная, негроидная), появился на исчезнувшем уже материке в районе современного Мадагаскара (80). Отсюда, как предполагается, первые поколения людей двинулись в Азию, Австралию и Европу через Африку, а затем и в Америку. Из пер­вичных трех рас изначального человечества возникло все разно­образие современных народов*.

Согласно современной тектонической** теории литосфера (внешняя сфера "гвердой" Земли) разбита на крупные плиты, ко-

* Подробнее см Сикорский И А Всеобщая психология с физиогноми­кой - К. 1912 - 770с

Тектоника (от 1реч tektonikos - относящийся к строи гсльству) — отрасль геологии, изучающая развитие структуры зсмнои коры

2 6 W 17

РАЗДЕЛ III

ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Искусство научного управления — это эволюция, а не изобретение

Ф Т э и л о р

Понятие менеджмент первоначально обозначало умение объезжать лошадей и править ими (52). В основе этого слова ле­жит английский глагол "to manage" (управлять), который проис­ходит от латинского "manus" (рука). Отсюда термин менеджмент буквально означает "руководство людьми". В современной тео­рии и практике социального управления под менеджментом по­нимается процесс руководства (управления) отдельным работни­ком, социальной группой, социальной общностью и обществом в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие менеджмент как процесс достижения цели со­циальной организации за счет руководства людьми (52)

Глава 14. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Рассматривая хронологическую последовагельность событии в XX в, можно замети гь одну характерную особенность быстрое

развитие теории и практики менеджмента во всем мире*. Дейст­вительно, наиболее характерным для него является стремитель­ное восхождение от неприметной периферийной дисциплины, каким менеджмент был во времена Ф.Тейлора**, до основного направления социальной мысли, ведущего общественного и на­учного института, который сегодня определяет образ жизни мил­лионов людей (42). Прежде, чем подняться до таких высот, ме­неджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных исторических этапов общественного развития

РЕЛИГИОЗНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Уже в древнейших обществах — Шумере, Египте и Аккаде — наблюдается трансформация высшей касты священников в рели­гиозных функционеров, по своей сути, менеджеров (42). Это удалось сделать благодаря удачному переформулированию свя­щеннослужителями религиозных принципов: если раньше боги требовали человеческих жертв, то позднее, как заявляли жрецы, им стала нужна сугубо символическая жертва" достаточно, если верующие ограничивались подношением денег, скота, ремеслен­ных изделий и т д.

По существу, речь идет о первой управленчес­кой революции в истории человеческого общества, в результате которой на свет появился принципиально новый тип деловых людей — еще не предпринимателей, но уже и не ре­лигиозных деятелей. Предприимчивые жрецы вскоре стали бога­тым и влиятельным классом. При этом деньги для них не служи­ли самоцелью, они являлись побочным результатом религиозной и государственной деятельности, поскольку жрецы помимо со­блюдения ритуальных процедур заведовали сбором налогов, уп­равляли государственной казной, регулировали государственный бюджет, ведали имущественными делами. Они прилежно вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, юридические записи, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и другие функции, относящиеся к практике управления. Побоч­ный результат управленческой деятельности жрецов — появле­ние письменности, которой затем овладели и другие слои насе­ления

Подробнп !М И о i.l g e t t s R M Minngi'nient thcoi\ pro< ets .in'1 piac'itC — Philcclelfia, 1975, Кравченко А Упратенческие революции // Социа iHL-гическ.ии груд - 1991 — № 1 — С 49 54

Тейлор Фредерик Уинслоу (1856 1915) — основоположник школы научною менеджмента, автор книг Цсховои менеджмент" (1903) "Принципы и методы научного менеджмента" (191!)

Таким образом, в результате первой управленческой револю­ции менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности жрецов, превращаясь со временем в социальный институт и профессиональное занятие (42).

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Вторая управленческая революция про­изошла приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который издал знаменитый свод законов, содержащий 285 законодательных актов управления государством (42). Свод зако­нов Хаммурапи является ценным памятником древневосточного права и представляет собой очередной этап в развитии социаль­ного управления. Уникальное значение этого кодекса, регулиро­вавшего все многообразие общественных отношений между со­циальными группами населения, состоит в том, что он давал ру­ководство для администраторов всей обширной империи.

Кроме того, Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, постоянно поддерживая образ самого себя как опекуна и защитника подданных. Для традиционного метода руководства, который характеризовал прошлые династии царей, это было ценным нововведением.

Итак, суть второй революции в менеджменте заключается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении первой формальной системы организации и регулирования отно­шений людей, наконец, зарождении первых ростков лидерского стиля, а стало быть, и методов мотивации поведения (42).

Через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон вновь на­поминает о себе как о центре развития практики менеджмента. Царь Новуходоноссор II (605-562 гг. до н.э.) явился автором сис­темы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах, первым применившим цветные ярлыки, с по­мощью которых определялась продукция, поступавшая на фаб­рики и склады каждую неделю. Достижения Новуходоноссора II характеризуют третью управленческую р е в о -л ю ц и ю. Если первая была религиозно-коммерческой, вто­рам — светско-административной, то третья — производственно-строительной.

Значительное количество управленческих нововведений мож­но обнаружить в Древнем Риме, но самые знаменитые из них --система территориального управления Диоклетиана (243-316 гг. н.э.) и административная организация Римской католической

!76

церкви, которую и сейчас считают наиболее совершенной фор­мальной организацией западного мира. Ее вклад высоко оцени­вается в таких областях менеджмента, как управление персона­лом, система власти и авторитета, специализация функций (42).

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Четвертая управленческая революция практически совпадает с индустриальной революцией XVII-XVIII вв., которая стимулировала развитие европейского капи­тализма и имела гораздо более существенное влияние на теорию и практику социального управления, чем все предшествовавшие революции в менеджменте (42).

По мере того, как индустрия перерастала границы ранней фа­бричной системы (мануфактуры) и созревала современная систе­ма акционерного капитала, владельцы капитала все более удаля­лись от занятия бизнесом как экономической деятельностью. В результате вместо единственного руководителя-собственника по­явилось несколько наемных менеджеров-несобственников, ре­крутировавшихся изо всех, а не только привилегированных клас­сов. Новая система собственности ускорила развитие промыш­ленности и привела к отделению управления от производства и капитала, а затем и к превращению администрации и менедж­мента в самостоятельную социально-экономическую силу.

Администрирование — это формулирование общих целей и по­литики компании, а менеджмент — организация и контроль за их реализацией. Таков первоначальный и узкоспециализирован­ный смысл менеджмента. Но затем менеджмент распался на множество подфункций — планирование, делопроизводство, снабжение, сбыт, организация, анализ хозяйственной деятель­ности и др. Таким образом, каждый производственный процесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Но как только число таких функций возросло, об­острилась проблема их координации и соединения на новой ос­нове. Менеджмент и администрация приобрели специальные ин­струменты координирования деятельности людей, в частности, систему принятия решений, цели политики компании, филосо­фию управления (42).

Итак, началом четвертой революции в управлении явилась буржуазная революция, которая символизировала выход на исто­рическую сцену новой фигуры — капиталиста, а по истечении определенного времени — наемного менеджера. Иными слова ми, начало этой эпохи — появление капиталиста, конец — появ-

ление менеджера. Как только появился класс профессиональных менеджеров, отделившийся от класса капиталистов, стало воз­можным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который нужно считать пятой управленческой революцией (42).

БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Зарождение акционерного капитала, появление огромных кор­пораций, централизация банков и транспортных сетей делали излишней фигуру индивидуального собственника (42). Его место начинал занимать бюрократ — государственный чиновник. Ад­министративные работники фактически захватили господствую­щие высоты в общественной жизни и превратились в самостоя­тельную социальную страту. "Люди, господствующие в бюро", монополизировали технику управления и каналы коммуникации. Чиновники — это прежде всего те, кто прошел специальную подготовку и занимается управлением в качестве профессио­нальной деятельности.

Усложнение управления общественным производством приво­дит к монопольному захвату его ключевых функций закрытой "статусной группой", имеющей свою идеологию и систему цен­ностей. Происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата, бюрократия превращается в господствующий элемент социальной структуры (42). Социологический анализ бюрокра­тии как социального явления наиболее основательно представ­лен в работах М.Вебера (17, 18, 19).

МЕНЕДЖЕРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

В 1941 г. Дж.Бэрнхейм* написал книгу "Менеджерская рево­люция", где как основную провел идею о том, что в современ­ных условиях класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих (42). По существу эта мысль во многом совпадает с мыслями М.Вебера, но с той лишь разницей, что вместо бюрократии господствующей силой провозглашаются менеджеры — такой же социальный класс, как бюрократия или буржуазия. Собственность, полагает Бернхейм, это не просто капитал или овеществленный труд, а прежде всего контроль. Если нет кон­троля, то нет и собственности, а контроль в настоящее время на-тодится в руках менеджеров.

* См В ч r n h a in J The managerial revolution — N Y , 1941

Мысль об особой роли управляющих в корпорации и миссии менеджмента в обществе высказал в своей книге "Концепция корпорации" (1946) ведущий теоретик менеджмента П-Дракер*, который говорил в связи с этим о настоящем "менеджмент-бу­ме", когда идея менеджерской революции охватила сферу не то­лько научного, но и обыденного сознания. В 1963 г. П.Сорокин заявил о трансформации капиталистического класса в менеджер­ский, а Т.Парсонс — о переходе контроля над производством, принадлежащего семьям собственников корпораций, к управлен­ческому и техническому персоналу. Апофеозом "менеджмент-бу­ма" явился известный бестселлер Дж.Гэлбрейта" "Новое индус­триальное общество", основной пафос которого состоял в утвер­ждении, что профессиональный менеджмент в больших корпо­рациях, вооруженный современной техникой становится непобе­димой силой, с которой не могут сравниться ни акционеры, ни правительство (42).

РЕЗЮМЕ

Таким образом, история мирового менеджмента насчитывает несколько управленческих революций, знаменующих собой по­воротные моменты в теории и практике управления.

Первая управленческая революция привела к возникновению власти жрецов и зарождению письменности как реакции на де­ловую переписку и калькуляцию.

Вторая революция в менеджменте, связанная с именем вави­лонского царя Хаммурапи, дала образцы сугубо светского арис­тократического стиля управления.

Основным итогом третьей революции в управлении, относи­мой по времени к царствованию Новуходоноссора II, явилось соединение государственных плановых методов регулирования с производственной деятельностью.

Четвертая революция совпала с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Индустриальная революция доказала, что чисто управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические.

* Дракср Питер (1909) — американский экономист, социолог, специалист в об­ласти проблем управления, ведущий теоретик так называемой "эмпирической школы", предсталлющей собой синтез школы "научного менеджмента" с доктри­ной "человеческих отношений"

'*Гэлбрейт Джон Кеннет (1908) — американский экономист, социальный мыс­литель, дипломат, литератор Основные работы "Новое индустриальное общее тво" (М , 1969); "Экономические теории и цели общества" (М , 1979)

12-(,-1^ 179

Пятая управленческая революция знаменовала приход новой социальной силы — профессиональных менеджеров, класса уп­равляющих, который стал господствующим в сфере управления государством, материальным и духовным производством (42).

Иными словами, перечисленные управленческие революции соответствуют основным историческим вехам смены культур и социальных сословий: власть жрецов постепенно вытесняется господством военной и гражданской аристократии, на смену ко­торой пришли предприимчивые буржуа, а последних на истори­ческой арене сменили наемные работники или "пролетарии уп­равления", после чего социально-управленческий цикл начался снова, но на новом, качественно ином уровне.

Глава 15. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО МИРА

Социальное управление — категория чрезвычайно сложная и емкая, привлекающая к себе лучшие умы человечества на про­тяжении всей его истории. Проблемам социального управления, оптимального общественного устройства посвящены труды выда­ющихся мыслителей Востока и Запада, значение и выводы кото­рых не устарели до настоящего времени.

ТИПЫ ГОСПОДСТВА

В своих работах М.Вебер анализирует легитимные типы гос­подства, исходя из возможных (типичных) "мотивов повинове­ния". Таких мотивов Вебер находит три и в соответствии с ними различает три чистых типа господства (17).

Легальное господство. Первый тип господства — легальный — в качестве "мотива уступчивости" имеет соображения интереса; в его основе лежит целенаправленное действие индивидов (17). К такому типу принадлежат современные европейские государства, в которых, по Веберу, подчиняются не личности, а законам. Ап­парат управления состоит из специально обученных чиновников, к которым предъявляется требование действовать по строго фор­мальным и рациональным правилам. Формально-правовое нача­ло — принцип, лежащий в основе "морального господства";

именно этот принцип оказался, согласно Веберу, одной из не­обходимых предпосылок развития современного капитализма как системы формальной рациональности.

Бюрократия, утверждает Вебер, технически является самым чистым типом легального господства. Однако, никакое господст­во не может быть только бюрократическим: "На вершине лест­ницы стоят либо наследственные монархи, либо избранные на­родом президенты, либо либералы, избранные парламентской аристократией", но повседневная, непрерывная работа ведется при этом силами специалистов-чиновников, то есть машиной управления. Помимо специального профессионального образо­вания (преимущественно юридического) чиновник, соответству­ющий рациональному типу государства, должен иметь специаль­ное управленческое образование, поскольку от него требуется профессиональная и управленческая компетентность (17).

Подробнее см : Вебер М Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ.ред и послесл. Ю.Н.Давыдова; Предисл. П П.Гаиденко. — М., 1990. — 808 с.

Патриархальное господство. Другой тип легитимного господст­ва, обусловленный нравами, привычкой к определенному пове­дению, Вебер называет традиционным (17). Традиционное гос­подство основано на вере не только в законность, но даже в свя­щенность издревле существующих порядков и властей; в его ос­нове лежит традиционное воздействие. Чистейшим типом такого господства является, по Веберу, патриархальное господство. Союз господствующих предствляет собой общность: тип начальника -"господин", штаб управления — "слуги", подчиненные — "под­данные", которые послушны господину в силу пиетета. Патриар­хальный тип господства по своей структуре во многом сходен со структурой семьи, что делает особенно прочным и устойчивым этот тип легитимности. Здесь не столько служебная дисциплина или деловая компетентность, сколько личная преданность слу­жит основанием для назначения на должность и для продви­жения по иерархической лестнице. Поскольку ничто не ставит предела произволу господина, то иерархическое членение часто нарушается привилегиями (17).

Харизматическое господство. Третьим чистым типом является так называемое харизматическое господство (от греч. "божествен­ный дар") (17). Харизма, по Веберу, — некая экстраординарная способность, выделяющая индивида среди остальных, не столько приобретенная им, сколько дарованная ему природой. Богом, судьбой. К харизматическим качествам Вебер относит магичес­кие способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Харизмой, по Веберу, обладают герои, великие полковод­цы, маги, пророки и провидцы, гениальные художники и писа­тели, выдающиеся политики, основатели государств и мировых религий (Будда, Христос, Магомет, Александр Македонский, Цезарь, Наполеон и др.). Харизматический тип легитимного гос­подства представляет собой противоположность традиционного:

если последний держится привычкой, привязанностью к обы­чаю, то харизматический, напротив, опирается на нечто необы­чайное, никогда ранее не признававшееся. Аффективный тип со­циального действия является основной базой харизматического господства. Вебер рассматривает харизму как "великую револю­ционную силу", способную внести изменения в лишенную дина мизма структуру традиционных обществ (17).

Однако при всем различии и даже противоположности тради­ционного и харизматического типов господства между ними есть и нечто общее, а именно: и тот, и другой опираются на личные отношения между господином и подчиненным. В этом отноще-

пии традиционный и харизматический типы господства проти­востоят формально-рациональному как безличному. Источником личной преданности харизматическому государю является не традиция и не признание его формального права, а эмоциональ­но окрашенная преданность и вера в его харизму. Поэтому ха­ризматический принцип легитимности в отличие от формально-рационального авторитарен.

Вебер неоднократно отмечал неустойчивость и слабость леги­тимности в современном правовом (формально-рациональном) государстве; легальный тип государства представлялся ему, хотя и наиболее подходящим для современного индустриального об­щества, но нуждающимся в некотором "подкреплении". Именно поэтому Вебер считал полезным сохранение наследственного монарха в качестве главы государства, как это существует в некоторых европейских государствах (17).

ПОЛИТИКА КАК ПРОФЕССИЯ

По мнению Вебера, существует два способа сделать из поли­тики профессию: либо жить "для" политики, либо жить "за счет" политики (17). "За счет" политики как профессии живет тот, кто стремится сделать из нее постоянный источник дохода; "для" по­литики — тот, кто либо открыто наслаждается властью, либо черпает чувство собственного достоинства из сознания, что служит "делу", и тем самым придает смысл своей жизни. Чтобы некто в экономическом смысле мог жить "для" политики, он должен, по убеждению Вебера, быть независимым от доходов, которые может принести ему политика. Такую независимость может дать, как правило, рента (т.е. незаработанный доход; на­пример, земельная рента, доход от ценных бумаг и т.д.). Ни ра­бочий, ни тем более предприниматель, считает Вебер, этой неза-

висимостью не обладают, поскольку для получения доходов они постоянно используют свою рабочую силу и мышление, что чре­вато использованием в этих же целях и их политической дея­тельности. Таким образом, постулирует Вебер, если государством или партией руководят люди, которые в экономическом смысле живут исключительно для политики, а не за счет политики, то это необходимо означает "плутократическое" рекрутирование по­литических руководящих слоев. Для состоятельного человека за­бота о сохранении экономического порядка определенного об­щества является кардинальным пунктом всей его жизненной ориентации и, напротив, совершенно безоглядный политический идеализм обнаруживается именно у тех слоев, которые находятся вне круга экономического благополучия; это особенно относится к внеобыденным, то есть революционным эпохам (17).

Руководить политикой, считает Вебер, можно либо в порядке "почетной деятельности", и тогда ею занимаются относительно независимые, то есть состоятельные, прежде всего, имеющие ренту люди. Или же к политическому руководству допускаются неимущие, и тогда они должны получать вознаграждение (либо в качестве доходов от пошлин и сборов, чаевых и взяток, либо твердого денежного или натурального вознаграджения, либо того и другого вместе).Все партийные битвы, по убеждению Вебера, суть не только битвы ради предметных целей, но, прежде всего, и за патронаж над должностями. Вследствие общей бюрокра­тизации с ростом числа должностей и спросом на должности как формы специфически гарантированного обеспечения данная тенденция усиливается для всех партий, и они во все большей мере становятся таким средством обеспечения для своих сторон­ников.

Указанной тенденции в современный период может противо­стоять, по мнению Вебера, развитие и превращение современ­ного чиновничества в совокупность высококвалифицированных специалистов управленческого труда, профессионально вышко­ленных многолетней подготовкой, с высокоразвитой сословной честью, гарантирующей моральную безупречность, без чего воз­никнет роковая опасность чудовищной коррупции. Эту тенден­цию, считает Вебер, обусловливают чисто технические, неизбеж­ные потребности управления (17).

В Европе профессиональное чиновничество, организованное на началах разделения труда, постепенно возникло в ходе полу­тысячелетнего развития (прежде всего в области управления фи­нансами). Развитие военной техники обусловило появление про­фессионального офицера, совершенствование судопроизводства

— квалифицированного юриста. В этих трех областях профес­сиональное чиновничество, по мнению Вебера, одержало окон­чательную победу в развитых государствах в XVI в. Тем самым одновременно с возвышением абсолютизма над сословиями про­исходила постепенная передача самовластия властелина профес­сиональному чиновничеству, благодаря которому только и стала возможной победа над сословиями.

Одновременно с подъемом профессионального чиновничества путем незаметных переходов возникали "руководящие политики". Безусловно, такие фактически главенствующие советники монархов (диктаторов) существовали, по убеждению Вебера, с давних времен во всем мире (типичная фигура

Наши рекомендации