Кейс «Опаздывает или немного задерживается?»

Через несколько минут к Вам должна подойти Ваша подчиненная, которую Вы вызвали по поводу ее опозданий. Она работает в ком­пании больше года, и свои обязанности выполняет качественно. Первое время она была очень увлечена и часто приходила даже раньше на работу. А в последнее время Вы стали замечать, что она опаздывает почти каждый день. В общем, Вы могли бы за­крыть на это глаза, но есть корпоративные правила, исполнения которых требуют прежде всего от Вас. Пару раз ей было сделано замечание, что следует все же вовремя приходить, хотя бы по­тому что это прописано в трудовом договоре. Вы предупредили, что будете оформлять все письменно и составлять служебные записки об ее опозданиях. Сегодня 14 января: прошло два месяца с того момента, как Вы сделали замечание. Тогда сотрудница согласилась с Вами и пообещала, что ситуация изменится. Но все осталось так же. Для сегодняшнего разговора Вы собрали данные об ее опозданиях (таблица 1). Кроме того, Вы планировали повы­шать ее, но теперь думаете, следует ли это делать.

Вопросы и задания.Нужно ли учитывать факт опозданий, принимая решение о по­вышении сотрудника? Нужно ли сразу применять дисциплинарные меры?

Аргументируйте свое решение.

Таблица 1. График опозданий сотрудницы

Дата День недели Опоздания
12 ноября Пятница 12 минут
22 ноября Вторник 22 минуты
30 ноября Понедельник 19 минут
6 декабря Вторник 14 минут
11 января Среда 15 минут
13 января Пятница 12 минут

Карта оценочных средств текущего контроля успеваемости по дисциплине

№ п/п Раздел дисциплины Узловые вопросы Контролируемые компетенции (или их части) Оценочные средства
Основные Иные
1. Психология управления как самостоятельная отрасль прикладной психологии Психология управления как самостоятельная отрасль прикладной психологии. Предмет и задачи психологии управления. Объект психологии управления. О резервах человеческой психики. История развития психологии управления как отрасли психологического знания: этапы развития. Методы исследования в психологии управления.   Опрос, индивидуальные творческие задания   Решение задач
2. Функциональные особенности управленческой деятельности Функции управления и основания для их классификации. Общие и конкретные, главные, основные, вспомогательные и др. функции. Функции планирования, организации, мотивирования, контроля. Функция целеполагания. Целеполагание и опережающее отражение. Затраты на реализацию управленческих функций. Психология управления как наука о функциях управления.     Опрос   Решение задач
3. Субъект управления и его социально-психологическая характеристика процесса Структура личности субъекта управленческой деятельности. Личностный профиль эффективного субъекта управления. Требования к деятельности субъекта управления. Предприниматель как субъект управления. Социально-психологическая характеристика современного российского предпринимателя.     Опрос Составление компендиума Самодиагностика Решение задач
4. Диагностические исследования управления Понятие диагностики управления. Методологическая основа диагностики управления. Анализ эффективности управления. Показатели эффективности управления. Виды и методы диагностики управления. Этапы диагностического исследования. Основные требования к диагностическому исследованию.   Опрос   Тест, Решение задач
5. Личность как объект управления Личность в группе. Тип личности как объект управления. Типы сотрудников в организации. Социализация личности: факторы, институты, механизмы, стадии. Социальные установки личности: структура и проявление социальных установок.     Опрос Составление компендиума   Решение задач
6. Мотивационная сфера личности как объект управления Мотивы, потребности, мотивация. Виды мотивов и потребностей. Понятие мотивационной сферы и ее структура. Психологические теории мотивации. Мотивационные типы объектов управления.   Опрос   Тест, Решение задач
7. Актуальные проблемы психологии общения Общение как интеракция. Общение как перцепция. Деловое общение. Средства общения: вербальные и невербальные. Практические проблемы оптимизации общения. Психология проницательности. Особенности перцептивных процессов в управленческой деятельности. Манипулятивное общение.     Опрос Составление компендиума   Решение задач, интерактивные задания
8. Актуальные проблемы управления совместной деятельностью Гендерные и возрастные аспекты управления. Психофизиологические основы труда   Опрос Составление компендиума   Тест, Решение задач
9. Группа как объект управления Понятие группы. Виды групп. Организация как группа. Групповая динамика. Феномен власти. Лидерство. Лидерство и руководство. Эффективность лидерства и руководства. Теории и типы лидерства. Стили лидерства и руководства. Управление лидерством в организации. Этапы развития группы. Механизмы групповой динамики. Социально-психологический климат. Совместимость и сработанность в группе. Эффективность групповой деятельности. Индивидуальный стиль деятельности и его учет в практике управления.   Опрос   Тест, Решение задач
10. Управление конфликтами Межличностный конфликт. Понятие, структура и динамика конфликта. Виды конфликтов. Причины конфликтов. Предупреждение и разрешение конфликтов.   Опрос   Тест, Решение задач
11. Психология рекламы.     Опрос   Тест, Решение задач

Примерные вопросы для самопроверки





Что является предметом психологии управления?

Назовите методы исследования в психологии управления.

Каковы заслуги А. Файоля в разработке основ науки управления?

В чем сущность Хотторнского эффекта?

В чем заключаются взаимосвязь и специфика социологии и психологии управления?

Что относится к общим и конкретным функциям управления?

Какие основные теории принятия решений сложились в науке к началу XXI века?

Какие преимущества и недостатки имеются у коллективных методов принятий решений?

Как оценивается эффективность принятых управленческих решений?

Что такое «дерево целей» и «дерево решений»? Когда их целесообразно применять при принятии управленческих решений?

В каких случаях необходимо проведение диагностических исследований в управлении?

Что можно считать показателями эффективности управления при диагностическом исследовании? Чем они отличаются от результатов работы организации?

Какие методы проведения диагностических исследований наиболее эффективны? Аргументируйте свой ответ.

Что представляет собой программа диагностического исследования?

Что можно считать результатами диагностического исследования управления организацией? Приведите примеры.

В чем специфика социально-психологического подхода к личности?

Что такое социализация личности? Каковы ее факторы, институты, механизмы?

Как социальные установки влияют на поведение?

Какова структура мотивационной сферы человека?

В чем сущность концепции потребностей А. Маслоу?

Назовите черты самоактуализирующейся личности?

Какие теории мотивации вам известны?

Каковы компоненты структуры общения и коммуникационного процесса?

Назовите факторы убеждающего воздействия вербальной коммуникации?

Что такое коммуникативные барьеры?

Как классифицируются невербальные средства общения?

Какие механизмы и эффекты социальной перцепции вам известны?

В чем сущность транзактного анализа Э. Берна?

Как соотносятся понятия «группа» и «организация»?

Какие элементы групповой динамики вы знаете?

В чем сущность феномена внутригруппового давления?

Каковы разновидности и факторы конформизма?

Расскажите об экспериментах С. Милграма.

Каковы факторы влияния на сплоченность группы?

Раскройте содержание понятий «лидерство», «руководство», «власть». В чем их сходство и различие?

Охарактеризуйте известные вам теории лидерства. В чем их достоинства и недостатки?

Какие типы лидеров вы знаете?

Что означает стиль лидерства? Как он формируется?

Что такое межличностные отношения? Каковы механизмы их формирования?

Назовите факторы эффективности групповой деятельности?

Что влияет на социально-психологический климат организации?

Дайте определение конфликта.

Назовите виды и функции конфликтов.

Какие способы предупреждения и разрешения конфликтов вы знаете?

Каковы функции стресса и способы его профилактики?

Дайте определение понятию «имидж».

Назовите основные функции рекламы.

Перечислите технологии воздействия рекламы на потребителя?

Наши рекомендации