Проверка правильности построения эпюр внутренних силовых факторов
Для проверки правильности построения эпюр нужно руководствоваться следующим правилом: величины скачков на границах участков должны быть равны суммам соответствующих им сил (пар сил), приложенных на этих границах.
1) проверка эпюры N:
В начале первого участка, в точке В, приложены четыре силы, действующие в продольном направлении: , , , , поэтому на эпюре N в точке В должен быть скачок, равный сумме проекций этих сил на ось шатуна:
,
что соответствует скачку на эпюре.
Рис. 3.14. Эпюры внутренних усилий
На границе участков 1 и 2 (в точке S2) приложены две силы и , также действующие в продольном направлении, поэтому на эпюре N должен быть скачок, равный сумме проекций этих сил на ось шатуна:
.
Действительная величина скачка равна: , что приблизительно равно найденному аналитически.
На участке 2, в точке А, приложена одна сила , также действующая в продольном направлении, поэтому на эпюре N должен быть скачок, равный значению этой силы, что мы и наблюдаем.
2) проверка эпюры Qy:
В начале первого участка, в точке В, приложены четыре силы, действующие в поперечном направлении: , , , , поэтому на эпюре Qy в точке В должен быть скачок, равный сумме проекций этих сил на ось, перпендикулярную оси шатуна:
,
что соответствует скачку на эпюре.
На границе участков 1 и 2 (в точке S2) приложены две силы и , также действующие в поперечном направлении, поэтому на эпюре Qy должен быть скачок, равный сумме проекций этих сил на ось шатуна:
.
Действительная величина скачка равна: , что приблизительно равно найденному аналитически.
На участке 2, в точке А, приложена одна сила , также действующая в поперечном направлении, поэтому на эпюре Qy должен быть скачок, равный значению этой силы, что мы и наблюдаем.
3) проверка эпюры :
В точках А и В не приложены сосредоточенные пары сил, следовательно, скачков в данных точках быть не должно, что и наблюдается на эпюре .
В точке S2 приложена пара сил , а величина скачка на эпюре равна: , что равно .
Следовательно, все эпюры построены верно.
УСЛОВИЕ И ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ
для контрольной работы №4 студентов очного отделения
Варианты заданий определяются преподавателем.
Исходные данные:
1) Схема механизма и размеры его звеньев;
2) – число оборотов ведущего звена 1 (вращение по ходу часовой стрелки);
3) масса звеньев 2 и 3;
4) – сила полезного сопротивление, приложенная в точке С ползуна 3 и направленная в сторону, противоположную направлению движения ползуна в заданный момент;
5) момент инерции звена 2 вычислить по формуле .
Задание:
1) Выполнить структурный анализ механизма;
2) Построить 12 планов положений механизма;
3) Построить 12 планов скоростей механизма; определить линейные скорости всех точек и угловые скорости звеньев механизма для заданного положения механизма;
4) Построить план ускорений для заданного положения механизма; определить ускорения всех точек и угловые ускорения звеньев механизма для заданного положения механизма, принимая, что звено 1 вращается равномерно;
5) Определить величину и направление сил инерции звеньев в заданном положении (силами инерции звена 1 пренебречь);
6) Определить реакции внутренних связей и уравновешивающую силу графо-аналитическим способом;
7) Определить реакции внутренних связей звена 2 аналитическим способом и сравнить полученные результаты;
8) Определить уравновешивающую силу при помощи рычага Жуковского и сравнить полученные результаты;
9) Построить эпюры внутренних усилий звена 2 и выполнить проверку правильности построения эпюр внутренних силовых факторов.
При выполнении контрольной работы студент оформляет пояснительную записку и графическую часть в виде альбома (на миллиметровой бумаге, или в программе «Компас»).
Задание №1. Механизм выключателя
№ вар | n1, об/мин | lAB, м | lBС, м | h, м | lBD, м | lAE, м | lBS2, м | m2, кг | m3, кг | FC, H | φ, град |
0,22 | 1,0 | 0,13 | 0,30 | 0,22 | 0,40 | 6,0 | 3,5 | ||||
0,24 | 1,1 | 0,14 | 0,35 | 0,24 | 0,45 | 6,5 | 4,0 | ||||
0,26 | 1,2 | 0,15 | 0,40 | 0,26 | 0,50 | 7,0 | 4,5 | ||||
0,28 | 1,3 | 0,16 | 0,45 | 0,28 | 0,55 | 7,5 | 5,0 | ||||
0,30 | 1,4 | 0,17 | 0,50 | 0,30 | 0,60 | 8,0 | 5,5 |
Задание №2. Механизм выключателя
№ вар | n1, об/мин | lAB, м | lBС, м | h, м | lBD, м | lAE, м | lBS2, м | m2, кг | m3, кг | FC, H | φ, град |
0,21 | 1,2 | 0,24 | 0,25 | 0,21 | 0,40 | 8,0 | 4,5 | ||||
0,23 | 1,3 | 0,25 | 0,30 | 0,23 | 0,45 | 8,5 | 5,0 | ||||
0,25 | 1,4 | 0,26 | 0,35 | 0,25 | 0,50 | 9,0 | 5,5 | ||||
0,27 | 1,5 | 0,27 | 0,40 | 0,27 | 0,55 | 9,5 | 6,0 | ||||
0,29 | 1,6 | 0,28 | 0,45 | 0,29 | 0,60 | 10,0 | 6,5 |
Задание №3. Механизм привода выключателя
№ вар | n1, об/мин | lAB, м | lBС, м | h, м | lBD, м | lAE, м | lBS2, м | m2, кг | m3, кг | FC, H | φ, град |
0,21 | 0,8 | 0,14 | 0,25 | 0,21 | 0,40 | 8,0 | 4,5 | ||||
0,23 | 0,9 | 0,15 | 0,30 | 0,23 | 0,45 | 8,5 | 5,0 | ||||
0,25 | 1,0 | 0,16 | 0,35 | 0,25 | 0,50 | 9,0 | 5,5 | ||||
0,27 | 1,1 | 0,17 | 0,40 | 0,27 | 0,55 | 9,5 | 6,0 | ||||
0,29 | 1,2 | 0,18 | 0,45 | 0,29 | 0,60 | 10,0 | 6,5 |
Задание №4. Механизм выключателя
№ вар | n1, об/мин | lAB, м | lBС, м | h, м | lBD, м | lDE, м | lBS2, м | m2, кг | m3, кг | FC, H | φ, град |
0,38 | 1,6 | 0,13 | 0,45 | 0,22 | 0,8 | 8,0 | 4,5 | ||||
0,36 | 1,5 | 0,14 | 0,40 | 0,24 | 0,75 | 7,5 | 4,0 | ||||
0,34 | 1,4 | 0,15 | 0,35 | 0,26 | 0,70 | 7,0 | 3,5 | ||||
0,32 | 1,3 | 0,16 | 0,30 | 0,28 | 0,65 | 6,5 | 3,0 | ||||
0,30 | 1,2 | 0,17 | 0,25 | 0,30 | 0,60 | 6,0 | 2,5 |
Задание №5. Механизм выключателя
№ вар | n1, об/мин | lAB, м | lBС, м | h, м | lBD, м | lDE, м | lBS2, м | m2, кг | m3, кг | FC, H | φ, град |
0,21 | 1,1 | 0,31 | 0,45 | 0,21 | 0,55 | 8,1 | 4,3 | ||||
0,23 | 1,2 | 0,33 | 0,50 | 0,23 | 0,60 | 8,6 | 4,8 | ||||
0,25 | 1,3 | 0,35 | 0,55 | 0,25 | 0,65 | 9,1 | 5,3 | ||||
0,27 | 1,4 | 0,37 | 0,60 | 0,27 | 0,70 | 9,6 | 5,8 | ||||
0,29 | 1,5 | 0,39 | 0,65 | 0,29 | 0,75 | 10,1 | 6,3 |
Задание №6. Механизм выключателя
№ вар | n1, об/мин | lAB, м | lBС, м | h, м | lBD, м | lAE, м | lBS2, м | m2, кг | m3, кг | FC, H | φ, град |
0,21 | 1,1 | 0,31 | 0,30 | 0,21 | 0,55 | 5,0 | 2,5 | ||||
0,23 | 1,2 | 0,33 | 0,35 | 0,23 | 0,60 | 5,5 | 3,0 | ||||
0,25 | 1,3 | 0,35 | 0,40 | 0,25 | 0,65 | 6,0 | 3,5 | ||||
0,27 | 1,4 | 0,37 | 0,45 | 0,27 | 0,70 | 6,5 | 4,0 | ||||
0,29 | 1,5 | 0,39 | 0,50 | 0,29 | 0,75 | 7,0 | 4,5 |
Задание №7. Механизм привода выключателя
№ вар | n1, об/мин | lAB, м | lBС, м | h, м | lBD, м | lAE, м | lBS2, м | m2, кг | m3, кг | FC, H | φ, град |
0,21 | 0,8 | 0,15 | 0,15 | 0,21 | 0,40 | 6,0 | 2,5 | ||||
0,23 | 0,9 | 0,16 | 0,20 | 0,23 | 0,45 | 6,5 | 3,0 | ||||
0,25 | 1,0 | 0,17 | 0,25 | 0,25 | 0,50 | 7,0 | 3,5 | ||||
0,27 | 1,1 | 0,18 | 0,30 | 0,27 | 0,55 | 7,5 | 4,0 | ||||
0,29 | 1,2 | 0,19 | 0,35 | 0,29 | 0,60 | 8,0 | 4,5 |
Задание №8. Механизм привода выключателя
№ вар | n1, об/мин | lAB, м | lBС, м | h, м | lBD, м | lAE, м | lBS2, м | m2, кг | m3, кг | FC, H | φ, град |
0,21 | 1,1 | 0,14 | 0,25 | 0,21 | 0,55 | 9,0 | 3,5 | ||||
0,23 | 1,2 | 0,15 | 0,30 | 0,23 | 0,60 | 9,5 | 4,0 | ||||
0,25 | 1,3 | 0,16 | 0,35 | 0,25 | 0,65 | 10,0 | 4,5 | ||||
0,27 | 1,4 | 0,17 | 0,40 | 0,27 | 0,70 | 10,5 | 5,0 | ||||
0,29 | 1,5 | 0,18 | 0,45 | 0,29 | 0,75 | 11,0 | 5,5 |
Задание №9. Механизм выключателя
№ вар | n1, об/мин | lAB, м | lBС, м | h, м | lBD, м | lАE, м | lBS2, м | m2, кг | m3, кг | FC, H | φ, град |
0,38 | 1,3 | 0,15 | 0,45 | 0,22 | 0,8 | 8,0 | 4,5 | ||||
0,36 | 1,2 | 0,16 | 0,40 | 0,24 | 0,75 | 7,5 | 4,0 | ||||
0,34 | 1,1 | 0,17 | 0,35 | 0,26 | 0,70 | 7,0 | 3,5 | ||||
0,32 | 1,0 | 0,18 | 0,30 | 0,28 | 0,65 | 6,5 | 3,0 | ||||
0,30 | 0,9 | 0,19 | 0,25 | 0,30 | 0,60 | 6,0 | 2,5 |
Задание №10. Механизм выключателя
№ вар | n1, об/мин | lAB, м | lBС, м | h, м | lBD, м | lDE, м | lBS2, м | m2, кг | m3, кг | FC, H | φ, град |
0,21 | 1,1 | 0,11 | 0,45 | 0,21 | 0,55 | 7,1 | 2,3 | ||||
0,23 | 1,2 | 0,13 | 0,50 | 0,23 | 0,60 | 7,6 | 2,8 | ||||
0,25 | 1,3 | 0,15 | 0,55 | 0,25 | 0,65 | 8,1 | 3,3 | ||||
0,27 | 1,4 | 0,17 | 0,60 | 0,27 | 0,70 | 8,6 | 3,8 | ||||
0,29 | 1,5 | 0,19 | 0,65 | 0,29 | 0,75 | 9,1 | 4,3 |
Задание №11. Механизм выключателя
№ вар | n1, об/мин | lAB, м | lBС, м | h, м | lBD, м | lDE, м | lBS2, м | m2, кг | m3, кг | FC, H | φ, град |
0,38 | 1,8 | 0,48 | 0,55 | 0,22 | 0,9 | 9,0 | 5,5 | ||||
0,36 | 1,7 | 0,46 | 0,50 | 0,24 | 0,85 | 8,5 | 5,0 | ||||
0,34 | 1,6 | 0,44 | 0,45 | 0,26 | 0,80 | 8,0 | 4,5 | ||||
0,32 | 1,5 | 0,42 | 0,40 | 0,28 | 0,75 | 7,5 | 4,0 | ||||
0,30 | 1,4 | 0,40 | 0,35 | 0,30 | 0,70 | 7,0 | 3,5 |
Задание №12. Механизм выключателя
№ вар | n1, об/мин | lAB, м | lBС, м | h, м | lBD, м | lDE, м | lBS2, м | m2, кг | m3, кг | FC, H | φ, град |
0,21 | 1,1 | 0,31 | 0,45 | 0,21 | 0,55 | 8,1 | 4,3 | ||||
0,23 | 1,2 | 0,33 | 0,50 | 0,23 | 0,60 | 8,6 | 4,8 | ||||
0,25 | 1,3 | 0,35 | 0,55 | 0,25 | 0,65 | 9,1 | 5,3 | ||||
0,27 | 1,4 | 0,37 | 0,60 | 0,27 | 0,70 | 9,6 | 5,8 | ||||
0,29 | 1,5 | 0,39 | 0,65 | 0,29 | 0,75 | 10,1 | 6,3 |
Задание №13. Механизм выключателя
№ вар | n1, об/мин | lAB, м | lBС, м | h, м | lBD, м | lAE, м | lBS2, м | m2, кг | m3, кг | FC, H | φ, град |
0,28 | 1,2 | 0,18 | 0,45 | 0,22 | 0,9 | 7,0 | 3,5 | ||||
0,26 | 1,1 | 0,17 | 0,40 | 0,24 | 0,85 | 6,5 | 3,0 | ||||
0,24 | 1,0 | 0,16 | 0,35 | 0,26 | 0,80 | 6,0 | 2,5 | ||||
0,22 | 0,9 | 0,14 | 0,30 | 0,28 | 0,75 | 5,5 | 2,0 | ||||
0,20 | 0,8 | 0,13 | 0,25 | 0,30 | 0,70 | 5,0 | 1,5 |
Задание №14. Механизм выключателя
№ вар | n1, об/мин | lAB, м | lBС, м | h, м | lBD, м | lDE, м | lBS2, м | m2, кг | m3, кг | FC, H | φ, град |
0,21 | 1,0 | 0,11 | 0,45 | 0,21 | 0,55 | 8,3 | 4,2 | ||||
0,23 | 1,1 | 0,13 | 0,50 | 0,23 | 0,60 | 8,8 | 4,7 | ||||
0,25 | 1,2 | 0,15 | 0,55 | 0,25 | 0,65 | 9,3 | 5,2 | ||||
0,27 | 1,3 | 0,17 | 0,60 | 0,27 | 0,70 | 9,8 | 5,7 | ||||
0,29 | 1,4 | 0,19 | 0,65 | 0,29 | 0,75 | 10,3 | 6,2 |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ №1 и №2
для студентов 3-го курса заочного отделения
Варианты заданий определяются преподавателем.
При выполнении контрольной работы студент оформляет пояснительную записку и графическую часть в виде альбома (на миллиметровой бумаге, или в программе «Компас»).
Исходные данные
Компрессор (рис. 1) предназначен для производства сжатого воздуха и обеспечения им технологических установок.
Вращение коленчатого вала 1 через шатун 2 преобразуется в поступательное движение поршня 3. При движении поршня 3 влево в цилиндре образуется разрежение, и воздух заполняет цилиндр. При движении поршня 3 вправо впускной клапан закрыт, и воздух в цилиндре сжимается до давления Pmax. При этом давлении автоматически открывается выпускной клапан. Из цилиндра сжатый воздух нагнетается в воздухосборник и направляется потребителю.
Рис. 1. Механизм компрессора |
Примечания:
1. Моменты инерции звеньев 1 и 2 подсчитать по формуле .
2. Числовые данные — см. таблицу 1.
Табл. 1. Исходные данные
№ п/п | Наименование параметра | Обозначение | Размерность | Варианты | |||||
1. | Частота вращения коленчатого вала | n1 | об/с | 8.0 | 7.5 | 8.34 | 7.9 | 9.1 | |
2. | Средняя скорость поршня | Vср | м/с | 3.8 | 3.2 | 3.9 | 4.2 | 4.0 | |
3. | Отношение длин шатунов | l2/l1 | — | 3.6 | 4.0 | 3.8 | 4.1 | 3.7 | |
4. | Положение центров масс шатунов | lAS2/lAB | — | 0.3 | 0.25 | 0.3 | 0.25 | 0.3 | |
5. | Диаметр цилиндра: | D1 | м | 0.12 | 0.14 | 0.1 | 0.1 | 0.12 | |
6. | Давление в цилиндре: | Pj | кПа | ||||||
7. | Массы звеньев: | кривошипа 1 | m1 | кг | 0.21 | 0.2 | 0.25 | 0.22 | 0.23 |
поршня 3 | m3 | кг | 4.5 | 5.0 | 4.0 | 3.8 | 4.3 | ||
шатуна 2 | m2 | кг | 2.4 | 2.6 | 1.8 | 2.0 | 2.2 | ||
8. | Угловая координата для силового расчёта | j1 | ˚ |
Табл. 1. Исходные данные. Продолжение
№ п/п | Наименование параметра | Обозначение | Размерность | Варианты | |||||
1. | Частота вращения коленчатого вала | n1 | об/с | 10.0 | 6.5 | 9.0 | 7.5 | 9.5 | |
2. | Средняя скорость поршня | Vср | м/с | 4.0 | 5.0 | 3.8 | 4.5 | 3.5 | |
3. | Отношение длин шатунов | l2/l1 | — | 4.8 | 4.6 | 4.4 | 4.2 | 4.0 | |
4. | Положение центров масс шатунов | lAS2/lAB | — | 0.3 | 0.25 | 0.3 | 0.25 | 0.3 | |
5. | Диаметр цилиндра: | D1 | м | 0.075 | 0.09 | 0.08 | 0.08 | 0.1 | |
6. | Давление в цилиндре: | Pj | кПа | ||||||
7. | Массы звеньев: | кривошипа 1 | m1 | кг | 0.21 | 0.2 | 0.25 | 0.22 | 0.23 |
поршня 3 | m3 | кг | 4.5 | 5.0 | 4.0 | 3.8 | 4.3 | ||
шатуна 2 | m2 | кг | 2.4 | 2.6 | 1.8 | 2.0 | 2.2 | ||
8. | Угловая координата для силового расчёта | j1 | ˚ |
Табл. 1. Исходные данные. Продолжение
№ п/п | Наименование параметра | Обозначение | Размерность | Варианты | |||||
1. | Частота вращения коленчатого вала | n1 | об/с | 9.2 | 9.4 | 9.6 | 9.8 | 8.8 | |
2. | Средняя скорость поршня | Vср | м/с | 4.2 | 4.4 | 4.6 | 4.8 | 3.6 | |
3. | Отношение длин шатунов | l2/l1 | — | 5.0 | 3.8 | 3.6 | 4.2 | 4.4 | |
4. | Положение центров масс шатунов | lAS2/lAB | — | 0.3 | 0.25 | 0.3 | 0.25 | 0.3 | |
5. | Диаметр цилиндра: | D1 | м | 0.085 | 0.07 | 0.09 | 0.075 | 0.095 | |
6. | Давление в цилиндре: | Pj | кПа | ||||||
7. | Массы звеньев: | кривошипа 1 | m1 | кг | 0.24 | 0.22 | 0.20 | 0.28 | 0.26 |
поршня 3 | m3 | кг | 4.6 | 4.8 | 3.8 | 4.2 | 4.0 | ||
шатуна 2 | m2 | кг | 2.4 | 2.6 | 1.8 | 2.0 | 2.2 | ||
8. | Угловая координата для силового расчёта | j1 | ˚ |
Табл. 1. Исходные данные. Продолжение
№ п/п | Наименование параметра | Обозначение | Размерность | Варианты | |||||
1. | Частота вращения коленчатого вала | n1 | об/с | 7.0 | 7.2 | 7.4 | 7.6 | 7.8 | |
2. | Средняя скорость поршня | Vср | м/с | 4.9 | 4.5 | 4.3 | 4.7 | 4.1 | |
3. | Отношение длин шатунов | l2/l1 | — | 5.0 | 4.6 | 4.2 | 3.8 | 4.5 | |
4. | Положение центров масс шатунов | lAS2/lAB | — | 0.3 | 0.25 | 0.3 | 0.25 | 0.3 | |
5. | Диаметр цилиндра: | D1 | м | 0.12 | 0.14 | 0.1 | 0.1 | 0.12 | |
6. | Давление в цилиндре: | Pj | кПа | ||||||
7. | Массы звеньев: | кривошипа 1 | m1 | кг | 0.28 | 0.30 | 0.32 | 0.34 | 0.36 |
поршня 3 | m3 | кг | 4.1 | 4.3 | 4.9 | 4.7 | 4.5 | ||
шатуна 2 | m2 | кг | 2.9 | 2.7 | 2.5 | 2.3 | 2.1 | ||
8. | Угловая координата для силового расчёта | j1 | ˚ |
Табл. 1. Исходные данные. Продолжение
№ п/п | Наименование параметра | Обозначение | Размерность | Варианты | |||||
1. | Частота вращения коленчатого вала | n1 | об/с | 6.1 | 6.3 | 6.5 | 6.7 | 6.7 | |
2. | Средняя скорость поршня | Vср | м/с | 3.5 | 3.7 | 3.9 | 4.1 | 4.5 | |
3. | Отношение длин шатунов | l2/l1 | — | 3.7 | 3.9 | 4.3 | 4.7 | 4.9 | |
4. | Положение центров масс шатунов | lAS2/lAB | — | 0.3 | 0.25 | 0.3 | 0.25 | 0.3 | |
5. | Диаметр цилиндра: | D1 | м | 0.12 | 0.14 | 0.1 | 0.1 | 0.12 | |
6. | Давление в цилиндре: | Pj | кПа | ||||||
7. | Массы звеньев: | кривошипа 1 | m1 | кг | 0.28 | 0.30 | 0.32 | 0.34 | 0.36 |
поршня 3 | m3 | кг | 4.1 | 4.3 | 4.9 | 4.7 | 4.5 | ||
шатуна 2 | m2 | кг | 2.9 | 2.7 | 2.5 | 2.3 | 2.1 | ||
8. | Угловая координата для силового расчёта | j1 | ˚ |
Выполнить:
Контрольная работа №1:
1. Структурный анализ.
2. Кинематическое исследование рычажного механизма:
- построить 12 планов положений,
- построить план скоростей для 12 положений механизма,
- построить план ускорений в заданном положении.
Контрольная работа №2:
3. Силовое исследование рычажного механизма:
- определить с помощью принципа Даламбера (уравнений кинетостатического равновесия) реакции внутренних связей для шатуна 2 компрессора в заданном положении.
Ниже приведен пример выполнения и оформления контрольных работ.
Астраханский инженерно-строительный институт
Кафедра «Прикладная механика и графика»