Вопрос №2. Назначение, устройство, работа цилиндрического редуктора.
Цилиндрический редуктор4предназначен для передачи крутящего момента от двигателя 9 к коническому редуктору 17, установки приводов к компрессору и генератору 16, нагнетающим 11 и 13 и откачивающему 10 насосам и приводу редуктора 6 отбора мощности.
Цилиндрический редуктор состоит из силовой зубчатой передачи, приводов компрессора, генератора, нагнетающих насосов, откачивающего насоса, вала отбора мощности и систем смазки.
Силовая зубчатая передача состоит из колес 2 (рис. 2), 9, 10 и 37, установленных в картере 1.
Ведущее колесо 2 соединено с двигателем через зубчатку 56 и опирается на подшипники в гнездах 5 и 53. Со стороны привода колесо 2 уплотнено маслоотражателем 58 и кольцами на втулке 54.
Ведомое колесо 9 через зубчатку 7 передает вращение коническому редуктору и опирается на подшипники в гнезде 6 и крышке 52.
Промежуточное колесо 10 опирается на подшипники, установленные на оси 50. Ось 50 в картере 1 закреплена крышкой 51 и болтами 49.
Колесо 37 через фрикцион передает вращение валу 21 отбора мощности в сборе с фланцем 44. Оно опирается на подшипники 36 и 45 в гнездах 11 и 39.
Привод компрессора осуществляется от хвостовика 4, связанного через муфту и зубчатку с валом компрессора. Компрессор через переходник устанавливается на центрирующем бурте гнезда 5. В гнезде 5 предусмотрено отверстие для слива масла из компрессора в картер редуктора.
Привод 15 (рис. 1) генератора осуществляется от силовой передачи через промежуточное зубчатое колесо 2 (рис. 3), коническую передачу и гидромуфту. Привод состоит из колес 1, 2 и 17, вала 6, зубчатой муфты 14 и гидромуфты.
Ведущее колесо 1 соединяется с колесом 2 в блоке зубчатых колес, который опирается на подшипники, установленные в гнездо 3. Ведомое колесо 17 с помощью зубчатой муфты 14 соединяется с гидромуфтой через шлицевую втулку, запрессованную в корпус спаренного насосного колеса 7, свободно вращающегося на валу 6. В вал и гнездо 16 запрессованы втулки 15 и 19, в которые установлена труба 18 для подачи масла к гидромуфте. Зубчатка 11 с помощью зубчатой муфты соединяется с зубчаткой генератора. Зубчатка уплотнена маслоотражателем 10 и кольцами 12.
При заполнении гидромуфты маслом вследствие разницы частот вращения насосного и турбинного колес в рабочей полости
гидромуфты возникает циркуляция масла, передающая крутящий момент от насосного колеса 7 на вал 6 привода генератора.
Привод нагнетающих насосов 3 (рис. 38) и 57 осуществляется от ведущего колеса 2 колесом 46, соединенным зубчатыми муфтами 43 с ведущими валиками нагнетающих насосов.
Колесо 46 опирается на подшипники в гнезде 47. В гнезде предусмотрены расточка и резьбовые отверстия для центровки и крепления нагнетающего насоса 3. Насос 57 крепится к картеру 1.
Привод откачивающего насоса 48 осуществляется от промежуточного колеса 10 через колесо 42 и зубчатую муфту 43. В гнезде 41 предусмотрено отверстие, соединяющее внутреннюю полость картера цилиндрического редуктора со всасывающей полостью откачивающего насоса.
Привод вала отбора мощности осуществляется от колеса 37. Он состоит из вала 21 с фланцем 44 и фрикциона, установленного в картере 12.
Вал 21 с фланцем 44 опирается на подшипники 22 и 38, установленные в крышке 18 и гнезде 39. Фланец уплотнен маслоотражателем 40 и кольцами. Фрикцион служит для включения привода вала отбора мощности.
Наружный барабан 27 установлен на шлицах вала 21. Внутренний барабан 14 опирается на подшипник 33, установленный в наружном барабане, и соединяется с колесом 37 через зубчатую муфту 35.
Бустер 26 образует внутри барабана 27 полость, уплотненную манжетами 15 и 16. В полость подводится масло по сверлениям в корпусе 19 и барабане 27. Подвод масла к барабану уплотнен двумя бронзовыми кольцами 23, которые прижаты пружинами и давлением масла к барабану 27 и диску 17. Зазор между корпусом 19 и кольцами 23 уплотнен манжетами 34.
Бустер 26 под действием давления масла, поступающего от крана системы управления фрикционом, перемещается и включает фрикцион. В исходное положение он возвращается с помощью отжимного механизма, состоящего из восьми пружин 25, установленных на шпильках 24. Пружины одним концом упираются в бустер, а другим — в кольцо 31 разгрузочного механизма. Кольцо 31 крепится к шпилькам 24 болтами 32. Шарики 13 разгрузочного механизма уравновешивают центробежную силу, создаваемую массой масла в полости бустера, и обеспечивают более четкое возвращение бустера в исходное положение.
Смазка цилиндрического редуктора осуществляется из магистрали смазки маслосистемы трансмиссии через отверстие Д (рис. 3) в крышке 22. Масло по трубам поступает на смазку силовой передачи. Через сверление Г масло поступает в полость Е
колеса 2 на смазку подшипников блока зубчатых колес. Через трубку 18 масло подводится к сверлению В вала 6, откуда по сверлениям А поступает в рабочую полость гидромуфты и на смазку подшипников скольжения.
Для обеспечения циркуляции масла во время работы и для его слива из внутренней полости гидромуфты, когда редуктор остановлен, в бандаже насосного колеса 7 предусмотрены два отверстия Б диаметром 0,5 мм. Масло из гидромуфты сливается из отверстий Б через корпус 13 в картер редуктора.
Смазка остальных зубчатых колес и подшипников цилиндрического редуктора осуществляется разбрызгиванием масла.
Из картера редуктора масло откачивается насосом 48 (рис.2).
Работа цилиндрического редуктора осуществляется следующим образом. Крутящий момент от зубчатой муфты 39 (рис. 4), установленной на коленвале, передается через зубчатую муфту 41 на зубчатку ведущего колеса редуктора и далее к коническому редуктору, на приводы отбора мощности и вспомогательных агрегатов.
От осевого перемещения муфта 41 удерживается резиновыми буферными кольцами 38 к 40 и фланцем 42, установленными на муфте 39.
Цилиндрический редуктор 44 размещается в ОСТ и крепится на трех опорах: лапе корпуса редуктора, опирающейся на накладку 34, приваренную к балке 35 днища, и на цапфах гнезда 6 (рис. 2) и крышки 52, опирающихся на кронштейны 25 (рис. 4) и 36, установленные на балки днища. Цапфы закреплены в расточках кронштейнов крышками 27 и 37.
Монтажное регулирование цилиндрического редуктора при его установке в машину должно обеспечить соосность ведущего вала редуктора и коленвала двигателя. Оно осуществляется изменением набора прокладок 33 под лапой редуктора, смещением двигателя и установкой прокладок под его лапы.
Вопрос №3.