Действия машиниста при вынужденной остановке на спуске (п.16.1. инстр.
Для остановки поезда на спуске выключить контроллер и привести в действие тормоза. За 30-50 м до остановки привести в действие песочницу. После остановки – полное торможение вспомогательным тормозом локомотива, автотормоза отпустить. Если поезд придет в движение, произвести ступень торможения на 0,7-0,8 атм, после чего разрешается переключить не менее 1/3 ВР в головной части состава грузового поезда на горный режим и удерживать поезд в заторможенном состоянии. В случае движения после первой ступени торможения необходимо выполнить вторую степень снижением давления на 0,7-0,8 атм и остановить поезд. После остановки поезда привести в действие вспомогательный тормоз и ручные тормоза в составе, подав об этом сигнал проводникам. Если в поезде таких работников нет, то помощник машиниста должен подложить под колеса имеющиеся тормозные башмаки, а при недостатке их дополнительно привести в действие ручные тормоза в количестве и в соответствии с порядком, установленным начальником дороги.
Перед приведением поезда в движение после стоянки извлечь все тормозные башмаки из-под колес, привести в действие автотормоза, отпустить ручные тормоза, затем произвести полный отпуск автоматических тормозов и ступенями вспомогательный тормоз локомотива. Если поезд не пришел в движение, плавно включить контроллер и, как только головная часть начнет движение, выключить контроллер и выполнить ступень торможения вспомогательным тормозом локомотива. После того, как весь поезд придет в движение, отпустить вспомогательный тормоз.
Порядок управления тормозами в пассажирских поездах(п.10.2. инстр. №277).
Управление автотормозами.
Для служебного торможения в пути следования ручку крана машиниста перевести из поездного в V положение и снизить давление в уравнительном резервуаре при первой ступени на 0,3-0,5 атм независимо от длины поезда и перевести ручку крана в IV положение, при подходе к запрещающим сигналам и остановках на станциях – в III положение. Если поезд заторможен ступенью 0,3 атм, то перед началом отпуска увеличить разрядку ТМ до 0,5 атм.
При отпуске автотормозов после служебных торможений ручку крана машиниста выдерживать в I положении до получения давления в уравнительном резервуаре 5,0-5,2 атм, при отпуске после экстренного торможения до 3,0-3,5 атм, а в коротко составных поездах –до 1,5 – 2,0 атм, после чего ручку перевести в поездное положение.
В поездах, состоящих из 7 и менее вагонов, отпуск автотормозов после служебного торможения производить постановкой ручки крана машиниста в I положение на 1-2 с и последующим перемещением ее поездное положение, а после экстренного торможения временно перекрыть комбинированный кран, ручку крана машиниста поставить в I положение и после зарядки уравнительного резервуара до давления 5,0 атперевести в поездное положение, открыть комбинированный кран и зарядить тормозную сеть.
Время с момента перевода ручки крана машиниста в положение отпуска до приведения поезда в движение должно быть: при длине поезда до 20 вагонов после ступени торможения – не менее 15 с, после полного служебного торможения – не менее 30 с, после экстренного - не менее 1,5 мин;
При поезда более 20 вагонов после ступени торможения – не менее 40 с, после полного служебного торможения – не менее 1 мин, после экстренного – не менее 3 мин.
В случае снижения в магистрали ниже 3,5 атм во время движения на спуске остановить поезд, привести в действие вспомогательный тормоз и зарядить тормозную магистраль.
Если при следовании поезда в конце спуска выполнено последнее торможение, при котором давление в магистрали ниже 3,5 атм, но не менее 3,2 атм, и далее по условиям профиля пути скорость поезда будет снижаться настолько, что потребуется произвести отпуск автотормозов, а за время до следующего торможения можно осуществить подзарядку тормозной сети до установленного давления, то останавливать поезд для подзарядки автотормозов не требуется.
Управление ЭПТ.
При нахождении ручки крана в поездном положении должна гореть сигнальная лампа «О», а источник питания должен обеспечивать напряжение не менее 50 вольт.
Для регулирования скорости движения поезда по перегону и при остановках в пути следования производить ступенчатое торможение постановкой ручки крана машиниста в положение VЭ. Первую ступень служебного торможения выполнять до давления в тормозных цилиндрах локомотива 1,0 – 1,5 атм в зависимости от скорости движения поезда и крутизны спуска. Последующие ступени выполнять по необходимости, вплоть до полного служебного торможения с давлением в ТЦ локомотива 3,8 – 4,0 атм.
Торможение ЭПТ при подходе к станциям, запрещающим сигналам, к остановочным платформам и местам ограничения скорости производить с разрядкой магистрали постановкой ручки крана машиниста в V положение; по достижении необходимого давления в ТЦ ручку крана перевести в III положение.
Если в пути следования сигнальная лампа погаснет, то необходимо перейти на пневматическое управление тормозами, выключив источник питания ЭПТ. Если сигнальная лампа гаснет при подъезде к запрещающим сигналам или предельному столбику в режиме ЭПТ, применить экстренное торможение и выключить источник питания ЭПТ.