Особенности развития теории и практики управления в истории России
Управление в России развивалось с древних времен. Активизация развития взглядов на управление в России отмечается с XVI в., когда шел бурный процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения рынков в единый национальный рынок.
Реформы Петра I затрагивали многие направления общественной жизни как на государственном уровне, так и на уровне хозяйственных организаций и были связаны со становлением крупной промышленности, развитием мелкого ремесленного производства, сельского хозяйства, финансовой системы, внешней и внутренней торговли.
Заметный вклад в истории России XVIII в. и в развитии ее экономики оставила Екатерина II. При Александре I для упорядочения звеньев управленческого аппарата были учреждены министерства. Александр II в 1861 г. начал осуществлять крестьянскую, а в 1864 г. – земскую и в 1870 г. – городскую реформы.
В 1909 г. П. А. Столыпиным был выдвинут смелый проект реформ в области земского самоуправления, предполагавший возможность использовать различные системы выборов, ликвидировать сословную иерархию в государственном управлении в уездах.
После окончания гражданской войны новая экономическая политика предполагала ослабление государственного воздействия на экономику и расширение рыночных отношений.
В период перехода к крупному машинному производству (индустриализации) и коллективизации на селе во второй половине 20-х гг. государственное управление вновь стало преобладать
Если в период Великой Отечественной войны непосредственное управление предприятиями со стороны государства было вызвано чрезвычайными обстоятельствами, то после войны продолжение этого курса было обусловлено преобладанием государственной собственности на средства производства и землю.
В 70–80-е гг. развитие экономики страны тормозили затратные методы хозяйствования, когда поставленных целей добивались любой ценой, не считая затрат.
Административно-командная парадигма управления основывалась на марксистской идеологии экономического развития, которая характеризовалась такими характерными чертами:
1. Закрытостью экономики. Если и был акцент на эффективность, то, возможно, лишь связанный с использованием основных производственных фондов, а не с эффективность управления персоналом.
2. Критерием на социальную ориентацию, на общественную собственность, а также на справедливое разделение по результатам труда.
3. Повсеместной политизацией и идеологизацией, которая во многом послужила предпосылкой возникновения колоссальной монополизации и концентрации производства.
4. Бюрократизацией и централизацией управления [5, с. 47].
В 1986 г. М.С. Горбачев начал проводить новую общественную реформу, названную перестройкой. Однако в течение первых лет перестройки продолжалась затратная система управления экономикой, что приводило к диспропорции между промышленностью, сельским хозяйством и другими сферами общественного производства, росту дефицита государственного бюджета. Все это дискредитировало плановую систему экономики и способствовало ее развалу.
В октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на Съезде народных депутатов РСФСР с обращением к депутатам и народу, в котором предложил принять меры по разгосударствлению собственности, формированию рыночной среды и образованию новых форм управления на всех уровнях.
С января 1992 г. правительство перешло от плана к рыночному регулированию на основе либерализации цен. С 1992 г. в России был взят курс на замену коллективных хозяйств крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Правовой основой для свободы предпринимательства явилась Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепившая многообразие форм собственности, государственную поддержку конкуренции и охрану права частной собственности.
Принципиально новым подходом к управлению на местах (в городах, районах, сельских поселениях) явилось введение местного самоуправления, организационно обособленного от органов государства.
Свобода экономической деятельности открывает новые возможности для совершенствования менеджмента организации (предприятия). Однако в России эффективность управления организацией зависит в значительной степени от внешних факторов и, прежде всего, государственного менеджмента.
В российском менеджменте, при новой управленческой парадигме развиваются следующие процессы:
1. Теснейшая интеграция экономики России и мирового рынка.
2. Динамичное формирование рыночных экономических субъектов как открытых систем.
3. Сочетание все ещё значительной степени государственного управления и рыночного регулирования.
4. Применение на практике как рыночных, так и административных методов управления фирмами различных форм собственности и сфер деятельности [5, с. 47].
В сравнении со старой системой управления, которая существовала долгие годы на российских фирмах, в новых условиях постепенно появляются все новые функции:
1. Разработки политики и стратегии развития;
2. Поиск необходимых материальных и трудовых ресурсов;
3.Совершенствование организационной и производственной структур управления фирмой.
В настоящее время в России функционируют предприятия различных форм собственности:
1.Государственные, которые не подлежат приватизации;
2. Приватизированные (с участием или без участия государства);
3.Частные.
В управлении вышеперечисленными видами предприятий есть некоторые специфические особенности.
На государственных предприятиях специфика менеджмента, схожа с системой организации и управления на предприятиях бывшего СССР. Она заключается, в первую очередь, в полной ответственности перед «большим собственником» - государством. Кроме этого, наличествует ограниченность широты прав менеджмента таких предприятий, поскольку стратегия и тактика развития последних определяется всегда «сверху».
Менеджеры таких предприятий несут всю полноту ответственности за управление. В перечень их прав входит:
1.Определение организационной структуры производства;
2.Ценообразование; определение количества и номенклатуры выпускаемой продукции; наём, выплата вознаграждения и право увольнения работников; управление финансами.