Проведение лабораторного эксперимента
1. К экспериментальным исследованиям на лабораторных занятиях допускаются студенты, оформившие протокол проведения работы и ознакомившиеся с порядком проведения работы (это предварительно проверяется преподавателем).
2. Измерительные приборы, реостаты и все необходимое для выполнения работы подбирается студентом самостоятельно, руководствуясь указаниями преподавателя и инструкцией к выполняемой работе.
3. Перед сборкой схемы приборы и элементы располагают на рабочем столе так, чтобы было удобно вести эксперимент и наблюдать показания приборов. Измерительные приборы следует располагать не ближе, чем на полметра от катушки индуктивности и батарей конденсаторов из-за влияния магнитных и электрических полей.
4. При сборке схемы, в первую очередь, рекомендуется собрать основные токовые цепи (последовательные). Провода от вольтметров присоединить в последнюю очередь.
5. При сборке схемы особое внимание следует обратить на плотность контактов, между соединительными проводами и электротехническими устройствами.
6. Получив разрешение преподавателя, можно начать экспериментальную работу, точно придерживаясь порядка ее выполнения, указанного в разделе «Порядок выполнения работы».
7. Перед включением рубильника необходимо, как было сказано ранее, предупредить об этом членов бригады. Перед включением все установленные в цепи реостаты надо поставить в положение, соответствующее указаниям к проведению опыта.
8. Стрелки измерительных приборов должны быть установлены на нуле, а приборы на максимальные пределы измерений (если имеется несколько пределов измерений).
9. Замыкая электрическую цепь, надо смотреть не на рубильник, а следует следить за включением в цепь измерительных приборов. Если стрелки приборов зашкаливают, то необходимо отключить схему.
10. При снятии характеристик исследуемых объектов рекомендуется предварительно пройти весь диапазон измерения физической величины, принимаемой за независимую переменную без записи показаний приборов для того, чтобы выяснить общий характер зависимости.
11. Необходимо помнить, что качество экспериментальных данных определяет результаты работы, поэтому следует добиваться максимальной точности измерений.
12. Числовые данные экспериментальной части работы записывать в соответствующую графу заготовленной в протоколе таблицы. Особое внимание надо обратить на правильность отсчета по шкалам приборов, учитывая их цену деления.
13. После окончания работы и проверки результатов опыта преподавателем схема разбирается, все приборы, реостаты, соединительные провода и все то, что было задействовано при сборке схемы, аккуратно укладывается в указанное место.
Оформление отчета по результатам эксперимента
1. Отчеты выполняются отдельно каждым членом бригады в одной тетради;
2. Отчет должен быть выполнен тщательно и аккуратно, только чернилами; (возможно оформление отчета на листах формата А4, отпечатанных на принтере)
3. Схемы, графики, векторные диаграммы, таблицы желательно вычерчивать карандашом при помощи линейки и циркуля с соблюдением установленных графических обозначений;
4. При выполнении графиков и векторных диаграмм необходимо указать масштаб по каждой оси координат;
5. На одном чертеже допускается вычерчивание нескольких графиков функций, зависящих от одной переменной;
6. Экспериментальные точки, по которым были проведены кривые, должны быть отчетливо видны на графике;
7. Если в работе предусмотрено сравнение экспериментальных и теоретических зависимостей, то они должны быть изображены на одном графике с соответствующими пометками;
8. Векторные диаграммы рекомендуется строить следующим образом:
· для неразветвленной цепи она строится, начиная с вектора тока;
· для параллельного соединения – с вектора напряжения;
· для последовательно-параллельного соединения начинают с вектора напряжения на параллельных ветвях.
9. Допускается проводить обработку экспериментов на компьютере с последующей распечаткой итоговых экспериментальных таблиц и графиков. При этом должны быть соблюдены изложенные выше общие требования к их оформлению.