Выбор методологии разработки компетенций
На этом этапе участникам проектной группы необходимо договориться об использовании единой методологии. В случае, привлечения внешних консультантов, для разработки компетенций, логичнее будет использовать методологию уже апробированную консультантами.
Руководитель проекта должен подготовить для членов проектной группы подробную обучающую презентацию, которая включает в себя определение основных понятий и пошаговое описание предстоящих мероприятий.
Участникам проекта будет необходимо определить:
- сколько компетенций должна содержать модель?
- будут ли компетенции простыми или детализированными?
- сколько уровней будут содержать детализированные компетенции, допускаются ли нулевой и отрицательный уровни?
Выбор методики сбора информации
Для того чтобы выделить стандарты поведения, обеспечивающие лучшие результаты в работе необходимо собрать максимум информации о выполняемой сотрудниками работе. Для этой цели, могут использоваться следующие методики:
- Стратегическое интервью, оно же прогностическое, глубинное структурированное интервью с должностным лицом, для которого моделируются компетенции. Цель интервью – спрогнозировать и учесть требования к должности и соответственно, общую направленность модели компетенций.
- Мозговой штурм. Может проводиться в каждом структурном подразделении. К участию в мозговом штурме необходимо привлекать ведущих, авторитетных специалистов.
- Исследование критических инцидентов. Под критическими инцидентами подразумевается успешные или неуспешные случаи из реальной рабочей практики, которые соответствует определенным критериям. На материале этого случая (инцидент) формулируются в начале действия, а потом характеристики и способности личности, которые понадобились для того, чтобы инцидент состоялся и имел успешное или неуспешной завершение.
- Метод репертуарных решеток – позволяет определить критерии, которыми руководствуются сотрудники организации (руководители, коллеги, подчиненные) когда оценивают успешность или неспешность работника, который занимает анализируемую должность и получить структурную ее оценку.
- Метод прямой атрибуции – предполагает использование уже готовых наборов компетенций. Интервьюируемый определяет, какие из компетенций в большей мере относятся к исследуемой должности. Отобранные компетенции используются для построения модели.
При выборе методов необходимо помнить, что ни один из них сам по себе не является достаточным для сбора всей необходимой информации, поэтому чаще всего применяется комбинирование методов, дополняющих друг друга.
Сбор необходимой информации
На этом этапе необходимо:
· собрать примеры стандартов поведения, обеспечивающие эффективное выполнение работы;
· определить стандарты поведения, которые могут потребоваться для эффективного исполнения работы в будущем.
Характер информации, которую нужно собрать, зависит от цели создания моделей. Для общей (корпоративной) модели необходимо описание широкого спектра стандартов поведения, создающегося на основе примеров эффективного исполнения работы. Модели компетенций для специальных видов работы потребуют специфической информации (рис. 3). Но в обоих случаях необходимы: информация о направлении бизнеса компании и множество разнообразных примеров эффективной работы.
Рис.3. Источники требований к должности при разработке модели компетенций
Основными источниками подобного рода информации являются:
· документы по стратегии компании (цели, ценности);
· должностные инструкции;
· материалы по обучению;
· информация об органах управления;
· работники ключевых специальностей, хорошо знающие свою работу.
Фактическое число работников, которых целесообразно привлечь к разработке модели компетенций на стадии сбора информации, зависит от того, насколько отличны или схожи роли и рабочие функции, существующие в компании. Чем больше различий существует между ролями, тем большая выборка участников понадобится.