Методика выявления уровня нервно-психического развития детей 2-го года жизни.
Возраст 1 год 3 месяцев
Понимание речи и активная речь.
А. Понимание ребенком названий окружающих предметов.
1. Материал – 3-4 игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, предметы детских игрушек (машина, часы, мячик, собака)
Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладывают 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: «Где …», - ребенок должен отыскать все предметы. После этого они убираются, ставятся в другом порядке и вновь предлагается их найти.
Поведение ребенка – по просьбе взрослого находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы.
Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее 3 предметов.
2. Материал – предметы одежды, обуви.
Методика выявления – ситуация естественная, при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти 4 предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.
Поведение ребенка – по слову взрослого находит нужные предметы, указывая на них рукой.
Задание считается выполненным, если ребенок находит не менее 3 предметов.
Б. Понимание ребенком действий.
Материал – сюжетная игрушка, тарелка, кроватка.
Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается выполнить действия: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку».
Поведение ребенка – выполняет действия по просьбе взрослого; подносит тарелку ко рту, кладет куклу в кроватку.
В. Ребенок ориентируется в группе.
Методика выявления – ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предлагается задание – покормит куклу. Если ребенок затрудняется, можно ему показать.
Поведение ребенка – подносит тарелочку ко рту куклы либо самостоятельно, либо по показу взрослого.
Примечание. Данное задание может не проверяться, если ребенок выполнял его при проверке понимания речи.
Сенсорное развитие и развитие игры и действий с предметами
1. Материал – 2 кирпича, 2 кубика.
Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается поиграть с кубиками: сделать машину «би-би» или построить дом. Если ребенок затрудняется, ему можно показать.
Поведение ребенка – самостоятельно или по показу взрослого делает из кирпича и кубика «машину», двигает ее, воспроизводит движение машины, или кладет один кубик на другой и строит дом.
2. Материал – стержень с 4-5 кольцами (одной величины).
Методика выявления – ребенку предлагается надеть кольца на стержень.
Поведение ребенка – надевает кольца на стержень.
Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или по показу взрослого.
Движения.
Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
Методика выявления – ситуация естественная (наблюдение за движением ребенка во время самостоятельной деятельности).
Поведение ребенка – выполняет указанные движения.
Навыки.
Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
Методика выявления – ситуация естественная (процесс кормления).
Поведение ребенка – самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом может съесть не до конца, может быть неаккуратным.
Возраст 1 год 6 месяцев
Понимание речи.
Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»).
1. Материал – 2 однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку (цвету), предмет, сходный с одной из них по этому признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет – кукла.
Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком кладется - кошка белая, черная, собака, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, собаку, куклу. После этого предметы меняются местами и ребенку предлагается найти еще раз.
2. Материал – ложка десертная, ложка игрушечная, савок (по величине и цвету сходных по одной из ложек), кукла.
Методика выявления – та же, что и в первой ситуации.
Поведение ребенка – находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).
Активная речь.
Словами, облегченными (например, «би-би») и произнесенными правильно «машина») называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.
Материал – 4 предмета (например, кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются.
Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вытаскивает из мешочка предмет и спрашивает: «Кто там?», «Кто это?», «Что это?».
Поведение ребенка – называет предметы правильно (например, «ляля»), облегченными словами.
Сенсорное развитие.
Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).
Материал – 3 шарика, 3 кубика, 3 кирпича, 3 призмы, скат (одного цвета и близкие по размеру).
Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком материал в разнобой. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлается взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по слову, можно ему показать (поставить один кубик на другой), затем снять кубики, поставить перед ним один кубик и предложить выполнить задание. После этого взрослый берет шарик и скатывает его по желобку, затем предлагает ребенку найти еще шарики и скатить так же.
Поведение ребенка – по образцу и слову взрослого выполняет задание, подбирая предмет нужной формы (в первом случае кубики, во втором – шарики).