Диагностика нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни
Диагностика нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни
(составлено К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной).
Методика выявления уровня нервно-психического развития детей 2-го года жизни.
Возраст 1 год 3 месяцев
Понимание речи и активная речь.
А. Понимание ребенком названий окружающих предметов.
1. Материал – 3-4 игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, предметы детских игрушек (машина, часы, мячик, собака)
Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладывают 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: «Где …», - ребенок должен отыскать все предметы. После этого они убираются, ставятся в другом порядке и вновь предлагается их найти.
Поведение ребенка – по просьбе взрослого находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы.
Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее 3 предметов.
2. Материал – предметы одежды, обуви.
Методика выявления – ситуация естественная, при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти 4 предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.
Поведение ребенка – по слову взрослого находит нужные предметы, указывая на них рукой.
Задание считается выполненным, если ребенок находит не менее 3 предметов.
Б. Понимание ребенком действий.
Материал – сюжетная игрушка, тарелка, кроватка.
Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается выполнить действия: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку».
Поведение ребенка – выполняет действия по просьбе взрослого; подносит тарелку ко рту, кладет куклу в кроватку.
В. Ребенок ориентируется в группе.
Методика выявления – ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предлагается задание – покормит куклу. Если ребенок затрудняется, можно ему показать.
Поведение ребенка – подносит тарелочку ко рту куклы либо самостоятельно, либо по показу взрослого.
Примечание. Данное задание может не проверяться, если ребенок выполнял его при проверке понимания речи.
Сенсорное развитие и развитие игры и действий с предметами
1. Материал – 2 кирпича, 2 кубика.
Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается поиграть с кубиками: сделать машину «би-би» или построить дом. Если ребенок затрудняется, ему можно показать.
Поведение ребенка – самостоятельно или по показу взрослого делает из кирпича и кубика «машину», двигает ее, воспроизводит движение машины, или кладет один кубик на другой и строит дом.
2. Материал – стержень с 4-5 кольцами (одной величины).
Методика выявления – ребенку предлагается надеть кольца на стержень.
Поведение ребенка – надевает кольца на стержень.
Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или по показу взрослого.
Движения.
Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
Методика выявления – ситуация естественная (наблюдение за движением ребенка во время самостоятельной деятельности).
Поведение ребенка – выполняет указанные движения.
Навыки.
Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
Методика выявления – ситуация естественная (процесс кормления).
Поведение ребенка – самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом может съесть не до конца, может быть неаккуратным.
Возраст 1 год 6 месяцев
Понимание речи.
Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»).
1. Материал – 2 однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку (цвету), предмет, сходный с одной из них по этому признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет – кукла.
Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком кладется - кошка белая, черная, собака, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, собаку, куклу. После этого предметы меняются местами и ребенку предлагается найти еще раз.
2. Материал – ложка десертная, ложка игрушечная, савок (по величине и цвету сходных по одной из ложек), кукла.
Методика выявления – та же, что и в первой ситуации.
Поведение ребенка – находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).
Активная речь.
Словами, облегченными (например, «би-би») и произнесенными правильно «машина») называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.
Материал – 4 предмета (например, кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются.
Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вытаскивает из мешочка предмет и спрашивает: «Кто там?», «Кто это?», «Что это?».
Поведение ребенка – называет предметы правильно (например, «ляля»), облегченными словами.
Сенсорное развитие.
Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).
Материал – 3 шарика, 3 кубика, 3 кирпича, 3 призмы, скат (одного цвета и близкие по размеру).
Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком материал в разнобой. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлается взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по слову, можно ему показать (поставить один кубик на другой), затем снять кубики, поставить перед ним один кубик и предложить выполнить задание. После этого взрослый берет шарик и скатывает его по желобку, затем предлагает ребенку найти еще шарики и скатить так же.
Поведение ребенка – по образцу и слову взрослого выполняет задание, подбирая предмет нужной формы (в первом случае кубики, во втором – шарики).
Движения.
Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом.
Материал – 4 брусочка.
Методика выявления – ситуация, специально подготовленная (может быть выявлено на занятии по гимнастике). На пол на расстоянии друг от друга кладутся брусочки. Ребенку предлагается перешагнуть через них. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать, затем встать перед ребенком и подозвать его к себе.
Поведение ребенка – перешагивает через брусочки приставным шагом самостоятельно или по показу взрослого.
Навыки.
Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
Материал – глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка.
Методика выявления – ситуация естественная (во время обеда).
Поведение ребенка – самостоятельно съедает ¾ жидкой пищи ложкой, держа черенок одной рукой сверху (в кулачке).
Возраст 1 год 9 месяцев
Понимание речи.
Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.
Материал – изображение знакомых картинок, которые ранее рассматривались со взрослым:
1) мальчик поит лошадку;
2) дети умываются;
3) дети поливают цветы;
4) дядя чинит машину.
Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Взрослый кладет перед ребенком картинки, предлагает посмотреть на них и спрашивает: «Кто это на картинке?», «Что они делают?». Если ребенок затрудняется ответить, можно задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картины: «Что мальчик делает?», «Что лошадка делает» и т.п.
Поведение ребенка – отвечает на вопросы взрослого сразу, либо с помощью дополнительных вопросов. При этом пользуется словами и двухсловными предложениями.
Активная речь.
Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями.
Методика выявления – ситуация естественная. Речевые проявления ребенка наблюдаются в игре, режимных моментов, занятиях.
Поведение ребенка – во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.
Сенсорное развитие.
Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см.
1. Материал – 3 куба-вкладыша одного цвета. Длина ребра первого – 10 см, второго – 7 см, третьего – 4 см.
Методика выявления – взрослый на глазах у ребенка достает кубы один из другого и ставит их в разнобой, после чего предлагает ребенку их вновь собрать.
Поведение ребенка – собирает кубы соответственно их величине. При этом может сделать несколько проб (не более трех).
2. Материал – трехместная матрешка (разница в величине 3-4 см).
Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. На глазах у ребенка выкладывается одна матрешка из другой таким образом, чтобы каждая половина стояла против другой. После этого ребенку предлагается закрыть половинки матрешек. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать.
Поведение ребенка – самостоятельно или после показа взрослого закрывает все три матрешки. При этом может пробовать несколько раз (не более трех). Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.
Движения.
Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом (15-20 см).
Материал – скамейка высотой 15-20 см с шириной доски 15-20 см.
Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается пройти по доске без помощи взрослого (войти и сойти можно с помощью взрослого).
Поведение ребенка – проходит по ограниченной поверхности (доске) без помощи взрослого.
Навыки.
Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает чулки, ботинки, шапку).
Методика выявления – ситуация естественная (при раздевании ребенка).
Поведение ребенка – снимает ботинки (развязанные, расстегнутые), чулки, шапку.
Возраст 2 года.
Понимание речи.
Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка.
Материал – специально подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку.
Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Ребенок может быть в группе с другими детьми (2-3), которые сидят полукругом. Взрослый сидит против них и рассказывает им сначала первую часть рассказа, после чего задает им первые 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задает следующие 2 вопроса.
Рассказ может быть следующего типа: «Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальтишко, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу (первая часть рассказа). На улице детки гуляют. Вдруг выскочила собачка и залаяла на Машу –ав-ав! Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: «Не бойся, Машенька, собачка не кусается», - и собачка убежала. Маша больше не плакала, пошла с детками играть (вторая часть рассказа)». После небольшой паузы воспитатель задает вопросы: «Кто пошел на улицу гулять?», «Что Машенька надела?», «Кто испугал Машу на улице?», «А что тетя сказала Маше?».
Поведение ребенка – отвечает на вопросы взрослого.
Активная речь.
При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимения.
Методика выявления – ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, в общении со взрослым).
Поведение ребенка – общается со взрослым посредством речи (двух- и трехсловными предложениями).
Сенсорное развитие.
Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.
Материал – 3 пары варежек (красного, синего, зеленого цвета).
Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются варежки в следующем порядке – красная, синяя, зеленая, красная, синяя, зеленая. Воспитатель дает ребенку варежку одного цвета и предлагает найти такую же. Затем порядок меняется: синяя, красная, зеленая, синяя, красная, зеленая. Задание повторяется.
Поведение ребенка – правильно подбирает по образцу 3 цвета: к красной варежке красную, к синей синюю, к зеленой зеленую. Ребенок должен решить одно задание.
Движения.
Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.
Материал – 3-4 брусочка.
Методика выявления – на расстоянии 20 см кладутся брусочки, ребенку предлагается перешагнуть через них, если ребенок не понимает задания, взрослый может ему показать.
Поведение ребенка – шагает через брусочки чередующимся шагом.
Навыки.
Частично надевает одежду (ботинки, шапку).
Методика выявления – ситуация естественная (во время одевания на прогулку или после сна). Ребенку предлагается самостоятельно надеть ботинки, шапку, носки.
Поведение ребенка – самостоятельно, без помощи взрослого может надеть вышеуказанные предметы.
Возраст 2 года 6 месяцев
Активная речь.
1. Говорит многословными предложениями (более 3 слов)
Методика выявления – ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему (во время деятельности или режимных моментов).
Поведение ребенка – в своей речи употребляет хотя бы многословное предложение (более 3 слов).
2. Появляются вопросы: «Где?», «Куда?»
Методика выявления – ситуация естественная. Взрослый ведет записи речи ребенка (во время самостоятельной деятельности или режимных процессов) в течении 20-30 мин.
Поведение ребенка – хотя бы раз задает вопрос «Где?», «Куда?»
Сенсорное развитие.
1. Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале.
Материал – 2 комплекта основных геометрических фигур (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус).
Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Взрослый показывает ребенку одну из геометрических фигур и просит дать такую же.
Поведение ребенка – правильно дает взрослому соответствующую фигуру.
2. Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов.
Материал – цветное лото, в котором имеется 4 фона основных цветов, и карточки с изображением разнообразных предметов 4 цветов (брать изображения знакомых предметов, но которые в занятии не использовались).
Методика выявления - ситуация, специально подготовленная. Взрослый раздает ребенку фоны 4 цветов, затем показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в 4 основных цвета (цвет чередует), спрашивает ребенка, на какой фон эту картинку надо положить.
Поведение ребенка – правильно подбирает по 2 картинки каждого цвета.
Игра.
Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность событий ( 2-3).
Материал – пособие для игры в доктора, парикмахера, бытовые игры.
Методика выявления - ситуация, специально подготовленная. Подобранны игрушки для нескольких сюжетных игр. Игрушки разложены в неподсказывающей ситуации.
Поведение ребенка – развернутый сюжет какого-либо одного содержания, в котором есть взаимосвязь и последовательность в выполнении действий.
Навыки.
1. Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
Методика выявления – ситуация естественная (во время одевания после сна или при сборе на прогулку).
Поведение ребенка – самостоятельно надевает рубашку, штаны, чулки, шапку, пальто.
2. Ест аккуратно.
Методика выявления – ситуация естественная (во время кормления).
Поведение ребенка – ест аккуратно, не пачкает одежду, не оставляет грязь на столе.
Движения.
Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 20-28 см.
Материал – палка или веревка
Методика выявления - ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку, приподнятую от пола на 20-28 см.
Поведение ребенка – перешагивает свободно, не задевая палку или веревку.
Диагностика нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни
(составлено К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной).