Схемы организационных отношений в социальных системах
Организационные отношения между персоналом компании
могут быть представлены в виде базовых, производных и смешанных схем. К базовым схемам относятся линейная и кольцевая.К производным относятся: колесообразная, звездообразная, иерархическая, штабная и матричная (рис. 6.1 а, б, в, г). Из наборов базовых и производных схем формируются смешанные схемы.
Рис. 6.1, а. Линейная схема (в схеме нет обратной связи)
В рамках одной компании может существовать несколько типов отношений.
Линейная схема рекомендуется для небольших организаций при высоком профессионализме и авторитете руководителя; а также большой заинтересованности подчиненных в ее успешной работе. В схеме делегируются линейные и функциональные связи.
Рис. 6.1, б. Кольцевая схема ( — персонал)
Кольцевая схема представляет собой замкнутую на руководителя линейную схему. Она эффективна в небольших организациях или в подразделениях средних организаций со стабильной продукцией и стабильным рынком. Для кольцевой схемы характерно разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников, а административные остаются у руководителя.
Организационные отношения между персоналом компании
могут быть представлены также в виде различного сочетания базовых схем, представленных как «колесо» и «звезда».
Рис. 6.1, в. Схема «колесо»
Рис. 6.1, г. Схема «звезда»
Схема «колесо» эффективна в небольших организациях или подразделениях, в которых требуется постоянная корректировка производства продукции. Это обычно обусловлено неустойчивой номенклатурой выпуска, изменениями спроса на продукцию. Схема сочетает самостоятельность действий работников профессионализм руководителя.
Схема «звезда» представляет собой разветвленную систему линейных отношений. Она рекомендуется при филиальной структуре организации и при необходимости соблюдения конфиденциальности в деятельности каждого составляющего подразделения. Между объектами управления нет внутренних связей. С каждым объектом только руководитель реализует линейные и функциональные связи.
Иерарическая схема используется для больших организаций с явно выраженным разделением труда (рис. 7.1, а).
. . .
Рис. 7.1, а. Иерархическая схема
Штабная схема используется при консультационном характере работы основных специалистов. Штабная схема предусматривает создание групп специалистов ( функциональных штабов) при руководителе в форме отделов или групп (рис. 7.1, б).
Рис. 7.1, б. Штабная схема
Эти подразделения в пределах своей компетенции разрабатывают проекты решений и передают их руководителю. Руководитель по представленным проектам решений принимает окончательные решения и доводит их до соответствующих подразделений. Штабная схема позволяет при необходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) по важнейшим задачам подразделений организации.
Матричная схема, рекомендуется для такого производства, в котором нет невозможности реализовать разделение труда, а также для сложного, наукоемкого производства товаров, информации, услуг и знаний (рис. 7.1, в). Схема предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: административную - от непосредственного общего руководителя проекта и функциональную — от специалистов, которые могут и не находиться в подчинении у того же руководителя (это могут быть специалисты консультационной фирмы или организации, лучшей в данной отрасли).
|
Линейные и функциональные связи
Линейные
Функциональные (административные
связи связи)
|
………………………..…
…………….…………..
…………….……………
Рис. 7.1, в. Матричная схема
Линейно-функциональные
связи
Все существующие
организационные связи
Линейные связи
Рис. 7.2. Типовая (смешанная) схема отношений в компании
В качестве ключевого элемента любой системы выступает информация. Разрабатываются компьютерные технологии обработки информации для представления ее руководителям и специалистам компании. Эти технологии имитируют процесс человеческого мышления. Поэтому работа в среде информационных технологий часто отождествляется с работой в коллективе людей. Человек, работая с компьютером, может хвалить его, бранить его и даже в результате «конфликтов» с компьютером получить инфаркт. То есть человек стал работать в системе, имеющей совершенно особенную специфику. Эта система получила название «человекомашинная система». С учетом ее специфики появилась и необходимость правильно организовать работу в системе: человек—компьютер—информация. Всю информацию, циркулирующую в компании, следует разделить на два типа: машинную и социальную. Машинная информация — сухой набор цифр минимального объема — должна функционировать только между техническими средствами. Социальная информация должна представлять собой эмоциональный, мультимедийный набор данных, понятных человеку. Таким образом в системе человеко-машинных коммуникаций социальная информация должна функционировать в системе человек—человек, человек—компьютер, а машинная — только в системе компьютер—компьютер (рис. 8.1).
Рис. 8.1. Схема человеко-машинных коммуникаций
Программное, математическое, информационное и сервисное обеспечение компьютера обеспечивает его функционирование на уровне одушевленного существа. Для этого пакеты прикладных программ строятся исходя из организационных, социальных, психологических аспектов взаимодействия людей. Так, в начале работы на экран дисплея может выплывать текст с приветствиями, поздравлениями, анекдотами, напоминаниями и т. д. Общение человека с компьютером совершенствует людей, делает их. Более решительными, уверенными. Использование компьютеров и современных информационных технологий дома и на рабочих местах создает не просто новые условия труда — оно формирует новую среду обитания, новый тип отношений человека с миром.
Социальная информация должна поддерживать не только высокий профессиональный и эмоциональный уровень диалога, но и стремление человека к совместной творческой деятельности. Машинная информация обрабатывается в автоматическом режиме без участия человека. В укрупненном виде структура социальной
информации в компьютере включает следующие составляющие: профессиональную, бытовую, диалоговую и функциональную разгрузку.
Анализ информационного обеспечения многочисленных интегрированных информационных систем управления производством
показывает, что в состав социальной информации включается только профессиональная информация и набор случайных компьютерных игр, чаще всего картежных (пасьянс, очко и др.).