Пространственные и временные представления.
У р о к 1. ПРЕДМЕТ «МАТЕМАТИКА». СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ
Цели урока:познакомить учащихся с учебным предметом «Математика»; познакомить с учебным комплектом «Математика»; выявить умение учащихся вести счёт предметов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Знакомство с предметом «Математика» и учебным комплектом «Математика».
Учитель, беседуя с детьми, рассказывает им в доступной форме о том, что изучает предмет «Математика», что они узнают, какие «открытия» сделают на уроках математики.
Учитель. Как вы думаете, ребята, для чего нужен предмет «Математика»?
Далее учитель сообщает детям, что в овладении математикой им поможет учебник, состоящий из двух книг, его написали для первоклассников М. И. Моро, С. И. Волкова и С. В. Степанова, а также нужны будут две тетради, в которых ученики смогут рисовать, раскрашивать, писать, но только на специально отведённых для этого местах.
Затем учащиеся с а м о с т о я т е л ь н о рассматривают учебник и тетради более подробно.
– Что хотите сказать?
– Что особенно понравилось, привлекло ваше внимание?
III. Составление рассказа по сюжетной картинке.
По сюжетной картинке, подобранной учителем, дети составляют рассказ о первом школьном дне, обязательно используя при этом в своем рассказе понятия: «слева», «справа», «впереди», «сзади», «больше», «меньше», «выше», «ниже» и т. д.
Далее учитель может предложить детям посчитать отдельные предметы.
Например:
– Сколько берёз растёт около школы? (Ответы детей.)
– Каких предметов на рисунке столько же, сколько берёз? (Ответы детей.)
– Как идут дети? (Парами.)
– Пара – это сколько? (Два.)
– Сколько пар детей мы видим на рисунке? (Ответы детей.)
IV. Упражнение в счёте предметов.
Учитель может задать в о п р о с ы, например:
– Как вы думаете, ребята, нужно ли людям уметь считать?
– Для чего?
– Умеете ли вы считать?
– Тогда посчитаем хором до 10.
Учащиеся считают хором под руководством учителя.
-ДАЛЕЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЖОХОВА
Далее идёт работа с использованием наглядного материала и учебника (с. 4, часть 1).
Например:
– Сколько зайчиков вы видите? – Сколько медвежат? – Сколько белочек? И т. д.
Учитель может предложить детям задать друг другу аналогичные вопросы. Также выясняет, умеют ли дети сравнивать предметы по какому-либо заданному признаку.
Например:
– Сколько жёлтых яблок? – Сколько больших? – Сколько маленьких? – Сколько морковок у зайчат?
– Сколько грибов у белочек? – Сколько ромашек? – Сколько колокольчиков?
Затем учитель предлагает учащимся задать в о п р о с ы друг другу, используя слово «сколько», по рисунку, данному на полях учебника (с. 4, часть 1).
V. Итог урока.
– Что особенно запомнилось?
– Какую работу хотели бы выполнить ещё?
У р о к 2. ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
«ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ…»
Цели урока: выяснить, как сформированы у учащихся порядковые представления, работать над развитием порядковых представлений, учить детей правильно называть порядковые числительные; работать над развитием наблюдательности, внимания учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Формирование у учащихся порядковых представлений.
Подготовка учащихся к восприятию порядковых числительных.
Учитель может начать урок с загадки:
В снег упал Серёжка,
А за ним – Алёшка,
А за ним – Иринка,
А за ней – Маринка,
А потом упал Игнат.
Сколько на снегу ребят?
– Сколько ребят оказалось на снегу?– Кто упал в снег первым?– Кто за ним?– Кто оказался на снегу самым последним?– Посчитаем ребят в той последовательности, в которой они падали в снег.
Учащиеся считают хором под руководством учителя. (Первый – Серёжка, второй – Алёшка, третья – Иринка, четвёртая – Маринка, пятый – Игнат.)
– А теперь посчитаем, сколько ребят сидит у нас в классе в каждом ряду.
Учащиеся считают хором.
-ДАЛЕЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЖОХОВА