V. Работа над новым материалом.
Цена — это сумма, которую необходимо заплатить за единицу товара.
Сумма денег, которую необходимо заплатить за всю покупку, называется стоимостью.
Игра «Магазин».
— Вы, наверное, заметили, что в классе у нас есть магазин. Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? (Предположения учащихся.)
— Посмотрите на витрины, там находятся листочки. Что означает слово «цена». (Ответы детей.)
— Мы сейчас пойдем в магазин за покупками. Вы пропустите меня вперед? Я иду в магазин и покупаю 4 тетради по цене 200 рублей за тетрадь. Сколько я должна заплатить?
— Что означает число 4?
На доске оформляется таблица.
— Что надо сделать для того, чтобы найти стоимость? (Цену умножить на количество.)
По желанию ученики идут в «магазин» и составляют задачу, записывают в таблицу и решают.
— А теперь составим обратные задачи.
— Что надо сделать для того, чтобы найти цену? (Надо стоимость разделить на количество.)
— Что надо сделать для того, чтобы найти количество? (Надо стоимость разделить на цену.)
Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
1) Работа в группах.
Задание № 1. с. 29.
Условие и решение задач оформляются так же, как в таблице 8.
2) Работа с учебником (задания выполняются с комментированием).
а) Задание № 2. с. 29.
21,42, 63, 84 — количество десятков обозначается цифрами, которые делятся на 2 без остатка.
б) Задание № 5. с. 29.
56: 7 = 8; 56-8 = 48.
в) Задание № 8. с. 29.
360 ударов, 720 ударов, 4 320 ударов.
г) Задание № 6. с. 29.
— Вспомним разные приемы устных вычислений. Например:
34 + 56 = (30 + 50) + (4 + 6) = 80 + 10 = 90
34 + 56 = (34 + 50) + 6 = 84 + 6 = 90
34 + 56 = (34 + 6) + 50 = 40 + 50 = 90 и т. д.
3) Работа в парах.
Задание № 4. с. 29.
4) Самостоятельная работа (решение задач по вариантам), о I вариант.
У Вити 800 рублей, а у Толи 600 рублей. Сколько шариков они могут купить, если шарик стоит 70 рублей? п и вариант.
У Тамары 300 рублей, а у Романа 1500 рублей. Сколько простых карандашей они смогут купить, если один карандаш стоит 200 рублей?
VII.Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Заполните пропуски.
... — это сумма, которую необходимо заплатить за единицу товара.
Сумма денег, которую необходимо заплатить за всю покупку, называется ....
Цена • количество = стоимость
Стоимость : количество = ...
...:... = количество
— Кому поход в магазин помог лучше разобраться, что такое цена, количество, стоимость?
VIII. Домашнее задание.
Задание № 3. с. 29.
Тема: КЛАСС ТЫСЯЧ
Цель: повторить зависимость между разрядами первого класса (класса единиц); создать условия для переноса знаний о классе единиц на новый класс — класс тысяч; способствовать закреплению вычислительных навыков; содействовать воспитанию взаимопомощи, дружбы.
Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.) [13]; таблица разрядов и классов; карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Что нам понадобится на уроке? (Ум, смекалка, доброта, хорошее настроение.)
* *
Одна хорошая минута
Сделала одно хорошее дело,
Десять хороших минут
Сделали десять хороших дел.
А сколько хороших дел
Можно сделать за целый урок? (45.)
— Я желаю всем сегодня сделать много хороших дел.
II. Проверка домашнего задания.
Задание № 3. с. 29.
— Назовите примеры, в ответах которых получились однозначные числа. А теперь те примеры, в ответах которых — двузначные числа.
— Назовите ответы, содержащие трехзначные числа, в порядке убывания.
III. Устный счет.
1) «Математический марафон».
а) Вспомнить самое маленькое трехзначное число. (100.)
б) Уменьшить его в 2 раза. (50.)
в) Разделить полученное число на 10. (5.)
г) Увеличить его в 7 раз. (35.)
д) Увеличить на 1. (36.)
е) Уменьшить в 6 раз. (6.)
ж) Прибавить столько же. (12.)
з) Увеличить в 3 раза. (36.)
и) Умножить на 10. (360.)
— А теперь запишите получившееся число в тетрадях.
— Какое число получилось?
— Встаньте все, у кого ответ — 360. Молодцы!
2) Задание № 5. с. 31.
3) Задание № 7. с. 31.
4) Решение задач.
а) Бабушка принесла из леса 60 боровиков и 80 лисичек. 20 грибов оказались червивыми. Сколько нечервивых грибов принесла бабушка?
б) Столяр изготовил 23 предмета: 7 столов, 13 стульев и несколько полок. Сколько он сделал полок?
в) Периметр равностороннего треугольника — 54 дм. Чему равна длина его стороны.
IV. Целеполагание.
— Есть числа однозначные. А еще какие вы знаете? (Двузначные, трехзначные...)
— А как называются числа, в записи которых цифр больше, чем в трехзначных числах? (Многозначные.)
— Сегодня на уроке мы будем работать именно с многозначными числами, а также познакомимся с новым классом — классом тысяч.
— Как вы думаете, чему мы будем учиться на нашем уроке?
V. Работа над новой темой.
1) Работа с таблицей разрядов и классов (вывешена на доске). Учитель. Для того, чтобы правильно читать и записывать многозначные числа, их разбили на... (классы).
— Прочитайте их хором. (Класс единиц, класс тысяч.)
— Сколько разрядов в каждом классе? (3.)
— Назовите их по порядку. (Единицы I разряда, единицы II разряда.)
— Как называются единицы I разряда? (Единицы.)
— Как называются единицы II разряда? (Десятки.)
— Как называются единицы III разряда? (Сотни.)
— Как называются единицы IV разряда? (Единицы тысяч.)
— Как называются единицы V разряда? (Десятки тысяч.)
— Как называются единицы VI разряда? (Сотни тысяч.)
— Какой класс образуют сотни, десятки, тысячи? (Класс единиц, первый класс.)
— Какой класс образуют единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч? (Класс тысяч, второй класс.)
— Сколько нолей у 100 000? (Пять.)
— Что значит ноль в записи числа? (Значит, в этом числе отсутствуют единицы данного разряда.)
2) Задание № 1. с. 30 — устно.
3) Задание № 2. с. 30 — письменно.
— Сколько единиц каждого класса в числах, которые вы записали?
VI. Повторение изученного материала.
1) Работа с многозначными числами (запись чисел в тетради).
а) 2 063.
— Подчеркните десятки.
— Какую цифру подчеркнули? (6.)
— Это единица какого класса?
б) 408 100.
— Подчеркните единицы тысяч.
— Сколько единиц тысяч в записи этого числа?
— Это единицы какого класса?
в) 560 099.
— Подчеркните десятки тысяч.
— Сколько десятков тысяч в данном числе?
— Единицы каких разрядов отсутствуют?
г) 100 000.
— Подчеркните сотни тысяч.
— Это единицы какого класса?
— Сколько нулей в записи этого числа?
Физкультминутка.
Упражнения выполняются в соответствии с текстом.
* * *
Впереди из-за куста Очень весело на воле!
Смотрит хитрая лиса. Подражаем мы зайчишке,
Мы лисичку обхитрим — Непоседе-шалунишке.
На носочках побежим. Но закончилась игра,
Зайчик скачет быстро в поле, И учиться нам пора.
2) Работа в парах.
Задание № 8. с. 31.
3) Решение задач.
а) Задание № 4. с. 31.
Решаются две простые задачи.
— Сравните ответы. Какой вывод можно сделать? (Первый ученик прошел большее расстояние, поэтому ему осталось пройти меньше, а второй прошел меньшее расстояние, поэтому ему осталось пройти больше.)
б) Задание № 6. с. 31.
1СПОСОБ.
1) 35 + 15 = 50 (см) — высота табурета;
2) 70 - 50 = 20 (см) — на столько стол выше табурета,
2 способ.
1) 70-35 = 35 (см);
2) 35 - 15 = 20 (см).
в) Задание № 3 *. с. 30 (задача решается в группах, группы организовываются таким образом, чтобы в каждой из них были сильные ученики).
Проверка работы групп.
— Сколько гусей и уток продали? (15.)
— Сколько птиц осталось? (14.)
— Сколько осталось гусей? (7.) Сколько осталось уток? (7.)
— Сколько гусей было первоначально? (13.) Сколько было уток? (16.)
4) Самостоятельная работа на карточках.
С помощью таблицы 9 записать числа, у которых:
8 единиц V разряда и 8 единиц I разряда;
5единиц VI разряда, 3 единицы IV разряда и 7 единиц I разряда;
8 единиц III разряда и 4 единицы VI разряда;
3 единицы VI разряда, 7 единиц V разряда и 5 единиц IV разряда.
Таблица 9
Выполнение самопроверки (числа записаны на доске).
VII.Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Чему вы учились сегодня на уроке?
— Оцените свою работу на уроке.
На уроке меня заинтересовало...
На уроке я работал(а)...
На уроке мне понравилось...
На уроке мне было трудно...
VIII. Домашнее задание.
Задания № 9—10. с. 30.
Тема: РАЗРЯДНЫЙ СОСТАВ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
Цель: создать условия для переноса знаний о разрядном составе трехзначных чисел на многозначные числа; способствовать закреплению умений нахождения доли от числа; содействовать воспитанию чувства коллективизма.
Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.) [13]; рисунок ракеты; портрет Ю. А. Гагарина; таблица разрядов и классов; карточки с тестами; звездочки для рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением.
— Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками.
— Если вы не любите конфликтовать и спорить по пустякам, то хлопните в ладоши.
— Пожмите друг другу руки, если вы стараетесь уважительно относиться к людям.
Сегодня урок будет необычным, так как у нас намечается путешествие в космос. Каждый космонавт должен знать историю космоса.
Кто ответит на мой вопрос: кто первым из землян облетел нашу планету и благополучно вернулся на Землю? Когда это было? (Ответы.)
Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин — первый космонавт, совершивший полет в космическое пространство 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур на космическом корабле «Восток».
II. Проверка домашнего задания.
— Проверим готовность к полету, выполнив проверку домашнего задания.
а) Задание № 9. с. 30.
— Что нужно было сделать для того, чтобы найти 1/9 часть? (Выполнить деление.)
— Как нашли, на сколько больше страниц осталось прочитать девочке, чем она прочитала? (От большего числа отняли меньшее.)
б) Задание № 10. с. 30.
— Назовите наибольшую величину. (37 ООО кг.)
— Назовите наименьшую величину. (4 009 кг.)
— Сколько килограммов в 5 т 060 кг? (5 060 кг.)
— Сколько килограммов в б т 700 кг? (6 700 кг.)
— Какими числами выражены эти величины? (Многозначными.)
III. Целеполагание.
— Сегодня мы продолжим работу с многозначными числами. Тема нашего урока — «Разрядный состав многозначных чисел».
— Чему будем учиться на уроке? (Ответы.)
— Итак, наше путешествие начинается. Откройте тетради и запишите дату полета.
— Отгадайте загадку.
* *
Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд. (Ракета.)
IV. Устный счет.
— Ракета летит очень быстро, поэтому нам также нужно быстро ориентироваться. Проведем быстрый устный счет.
1) Игра «Круговые примеры» (ответ предыдущего примера является началом последующего).
560 : 10 = 560 : 4 =
56 + 44 = 140 • 2 =
100 • 6 = 280 : 7 =
600 : 2 = 40 • 8 =
300 + 260 = 320 + 240 =
2) Составить верные равенства.
1/2 м, 50 дм, 1/2 ц, 50 мин, 1/2 ч, 500 г, 30 мин, 50 кг.
3) Задание № 4 *, с. 33.
— Все ли разности можно записать таким образом? Давайте проверим. (Не все.)
— Что общего в этих примерах?
— Посмотрите на количество десятков уменьшаемого и вычитаемого в каждом примере. Какой вывод можно сделать?
Закономерность: если количество десятков уменьшаемого на 2 больше количества десятков вычитаемого, а сумма десятков
уменьшаемого и единиц вычитаемого равна 11, тогда разность этих чисел можно записать как сумму всех цифр уменьшаемого и вычитаемого. Например: 61 -45 = б + 1 + 4 + 5, так как 6 на 2 больше, чем 4, а сумма — 6 + 5 равна 11.
Таким образом можно составить еще равенства. Например: 74-54 = 7 + 4 + 5+ 4; 65-45 = 6 +5 + 4 + 5; 85-63 = 8 + 5 + 6 + 3.
4) Решение задач.
а) В магазин привезли 500 кг муки. За день продали 1/5 часть всей муки. Сколько килограммов муки осталось?
б) От веревки длиной 1 м отрезали 1/5 ее часть. Какой длины будет оставшийся кусок?
в) Перед нами появилась необычная звезда. Посчитайте, сколько в ней треугольников.
V. Актуализация знаний.
— На борт нашего корабля поступили зашифрованные сигналы с Земли. Предлагаю вам их расшифровать, в Записать число, в котором 1 с. 6 дес. 7 ед. в Записать число, в котором 4 с. п Записать число, в котором 23 дес. 5 ед. в Записать число, в котором 5 с. 9 ед. и Выполнить самопроверку. (167, 400, 235, 509.)
— Какие числа мы записали? (Трехзначные.)
VI. Работа над новой темой.
— Мы прилетели на планету Многозначных чисел. Вспомните, что вам известно о разрядном составе трехзначных чисел.
— Давайте проверим, можем ли мы использовать эти знания при определении разрядного состава многозначных чисел.
Работа с таблицей разрядов и классов (вывешивается на доске).
а) Задание № 1. с. 32 — устно.
б) Задание № 2. с. 32 — письменно.
VII.Закрепление изученного материала.
1) Работа в парах.
— Ребята, давайте покажем, что мы дружные космонавты и можем выручить друг друга. Вы будете работать в парах и поможете друг другу записать числа, у которых:
ü 98 единиц второго класса и 500 единиц первого класса; в 348 единиц второго класса и 7 единиц первого класса;
ü 143 единицы второго класса и 28 единиц первого класса;
ü 6 единиц второго класса и 340 единиц первого класса.
— Проверьте сделанную работу. (98 500,348 007,143 028, 6 340.)
— Назовите, что обозначают ноли в каждом числе.
Физкультминутка.
— Космонавты всегда должны быть в хорошей спортивной форме, потому должны заниматься спортом и делать зарядку. (Выполняется комплекс упражнений.)
2) Решение задач.
— Космический корабль доставил нас на планету Задач- кино. Здесь нам нужно решить задачи.
а) Задание № 3. с. 33 — самостоятельно.
Проверка решения задачи.
1) 810 : 3 = 270 (кг) — яблок собрали за 1 ч;
2) 270 *5 = 1350 (кг) — яблок соберут за 5 ч.
б) Задание № 8. с. 33 — коллективно.
3) Работа в группах.
— А сейчас вам предоставляется свобода выбора, потому что мы выходим в открытый космос (задание на выбор).
1 группа — задание № 5. с. 33 (найти значения числовых выражений).
2 группа — задание № 6. с. 33 (нарисовать первую фигуру и закрасить 1/10 ее часть; нарисовать третью фигуру и закрасить 1/3 ее часть).
3 группа — задание № 7. с. 33 (решить уравнения).
Отчет работы групп.
4) Самостоятельная работа.
— Космос — это дорога без конца. Его можно исследовать бесконечно. Но нам пора возвращаться домой, на Землю. Правильное выполнение теста гарантирует нам безопасное приземление.
1. Указать правильную запись числа девять тысяч пятнадцать.
а) 9 015; 6)90 015; в) 9150; г) 915.
2. Какое число следует за числом 24 567?
а) 24 667; б) 24 568; в) 25 567; г) 24 566.
3. Какое число представлено в виде суммы разрядных слагаемых 40 000 + 5 000 + 600 + 50 + 4?
а)405 654; б) 4 565; в) 45 654; г) 54 654.
4. Какая цифра стоит в разряде сотен в записи числа 432 567?
а)4; 6)3; в) 2; г) 5.
5. Какое число содержит 572 единицы 1-го класса и 400 единиц 2-го класса?
а) 572 400; б) 572; в) 400; г) не знаю; д) 400 572.
Проверка выполнения самостоятельной работы.