VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
− Что мы изучали сегодня на уроке?
— Что вам больше всего понравилось?
— Какие трудности возникли?
— Сегодня я поняла, как вы любите математику. Она для вас не скучная наука, а увлекательная, интересная и полезная. Спасибо вам за ваши старания!
IX.Домашнее задание.
Задания № 9 (1-й столбец), № 11. с. 17.
Тема: УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ.ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ
Цель: повторить правило деления с остатком и правила выполнения арифметических действии; способствовать развитию мышления, памяти, внимания, логико-математической речи; продолжить работу по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата в коллективе.
Оборудование: учебник по математике (ч, 1, Т. М. Чеботаревская и др.) [13]; карточки-сигналы:«солнышка» — радость•, комфорт, «тучка» — тревога; карточки с тестом на каждого ученика.
Ход урона
I. Организационный момент.
− Ребята, какое сегодня у вас настроение?
Проводится игра «Обмен настроением». Дети показывают учителю карточки-сигналы, соответствующие их настроению, «солнышко» — радость, комфорт; «тучка» — тревога. Учитель оценивает ситуацию начала урока.
* *
Я рада видеть каждого из вас.
И пусть прохлада в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
− Покажите свои умные глазки, ровные спинки. Вы поможете мне провести интересный урок?
II. Проверка домашнего задания.
Задания № 9 (1-й столбец), № 11. с. 17.
− Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.
Ш. Целеползгание.
− Я предлагаю вам разгадать ребусы. После этого мы можем узнать тему нашего урока,
Учащимся раздаются карточки с ребусами, на одной стороне которых — ребусы, на обратной -- слова, из которых составляется тема урока.
И 100 рия (история) — деление; р 1 а (родина) — с; по 100 вой (постовой) — остатком.
Дети разгадывают ребусы, переворачивают карточки и составляют тему урока. (Деление с остатком.)
* * *
Делим солнце! Не делится на всех.
Чур, на всех! Разделим то, что делится,
Делим дождик. Остаток пусть останется,
Чур, на всех! Ведь ничего не сделаешь,
Но часто получается: Так в жизни получается.
− Какую цель поставим? (Ответы.)
IV. Актуализация знаний.
− Какие остатки могут получиться при делении на 2?
— Назовите возможные остатки при делении чисел на 5.
— Какие могут быть остатки при делении на 7?
Вывод: остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.
1) Задание № 1. с. 18.
2) Задание Mg 3. с. 18,
V. Устный счет.
1) Из данного ряда чисел выбрать те, которые делятся без остатка:
а) на 5: 25, 28, 30, 38, 40, 49, 50, 55, 60;
б) на 6:11,12, 18, 24, 28, 36, 40,42,48;
в) на 8:15,18, 24, 27, 32,34, 36, 40, 64.
2) Найти ошибки.
35 :4 = 8 (ост. 4)
50 : 8 = 5 (ост, 10)
27 3 = 8 (ост. 0)
25: 46 = 0 (ост. 46)
3) Установить закономерность, согласно которой составлены столбцы выражений, и продолжить их.
8:7 7:6 9:8
16:7 14:6 18:8
24:7 21:6 27:8
4) Задание № 6. с. 18.
Учитель. Сколько прямоугольников на рисунке? (12 прямоугольников.)
5) Задание № 7. с. 18.
Учитель. При каких значениях переменных неравенства будут истинными?
6) Решение задач.
а) Можно ли посадить 49 деревьев так, чтобы в каждом ряду их было по 6? По 8? По 5? По 7?
б) На аэродроме 20 самолетов. Сколько всего троек самолетов может подняться в воздух? Сколько при этом останется на земле?
в) Сколько порций по 3 блина выйдет, если всего испекли 18 блинов? 19 блинов? 25 блинов?
VI. Повторение пройденного материала.
1) Решение примеров (с комментированием).
− Повторим правила деления с остатком.
Задание № 2. с. 18.
2) Повторение правил выполнения арифметических действий.
а) Задание № 8. с. 19.
б) Задание № 10. с. 19.
Физкультминутка.
Упражнения выполняются согласно тексту.
* *
Солнцу, утру каждый рад. А теперь не стой, беги!
Звери стали дружно в ряд: Зайка прыгнет — прыг-скок!
Поработали ушами, Белка смотрит в потолок.
На зарядку побежали. Петушок идет вприсядку.
Прыгни выше: раз, два, три! Вот и кончилась зарядка.
3) Работа е парах.
Задание № 12 (1-й столбец), с. 19.
VII.Закрепление изученного материала.
1) Дифференцированная работа по группам.
1 группа — задание №4. с. 18.
2 группа — задание № 9. с. 19.
3 группа — задание № 5 *, с. 18.
Проверка работы групп.
2) Самостоятельная работа.
Выполнить деление с остатком.
28:3= 80 :12 = 267 :100 =
39 : 5 - 21: 11 - 285 : 723 =
75 :9 = 72 :11 = 721:10 =
Самопроверка.
3) Тестовый контроль.
1. Частное чисел 8 и 3 равно:
а) 2 (ост. 2); б) 2 (ост. 1); в) 2 (ост. 3).
2. Частное чисел 14 и 2 равно:
а) 6 (ост. 2); б) 7; в) 7 (ост. 2).
3. При делении на 3 могут получаться остатки:
а)0,1,2; б) 2, 3,4; в) 1, 3, 5.
4. Какой из этих примеров решен верно?
а) 15:7 = 2 (ост. 1); б) 15:7 = 2 (ост. 2); в) 15 : 7 = 3 (ост. 1).
5. Чтобы сшить костюм, нужно 3 м ткани. Сколько таких костюмов можно сшить из 17 м ткани?
а)5 костюмов; б) 4 костюма; в) б костюмов.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
− За что вы можете себя похвалить?
-- Что не получилось?
— Оцените свою работу на уроке с помощью карточек-сигналов.
— Благодарю всех за работу, за активность, за умные ответы.
IX. Домашнее задание.
Задания № 11.12 (2—3-й столбцы), с. 19.
Тема: ДОЛЯ. НАХОЖДЕНИЕ ДОЛИ ОТ ЧИСЛА
Цель: создавать условия для закрепления понятия доли, формирования умений нахождения доли от числа; способствовать расширению кругозора учащихся, развитию творческого мышления; содействовать воспитанию культуры общения.
Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.) [13}; карточки для дифференцированной работы и работы по группам; фонограмма для физкультминутки; «карточки настроения» (радость, грусть, удивление, злость).
Ход урока
I. Организационный момент.
Друзья мои!
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет математических чудес необычайных
Узнаем мы всего за полчаса.
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хочу все знать!».
− Эти слова будут девизом нашего урока.
— Уважаемые ребята, я хочу сообщить вам, что каждый урок математики для вас необычный потому, что всякий раз вы открываете какую-то тайну. Математика — наука тайн: тайна чисел, действий, выражений, задач и т. д.
− Сегодня я предлагаю нам провести урок-исследование. А что значит исследовать? (Ответы.)
− А вот как толковый словарь дает значение этого слова: «исследовать — подвергнуть научному изучению, выяснению». Исследовать тему урока мы будем по этапам. (Этапы записаны на доске в виде плана.)
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
Задания № 11.12 (2—3-й столбцы), с. 19.
III. Устный счет.
Этап подготовительный «Зарядка для ума и тела».
1) Игра в парах «Ты — мне, я — тебе»,
Бросая мяч друг другу, ученики называют примеры из таблицы умножения на 7, 8, 9.
2) Игра «Эстафета».
− Кто быстрее решит примеры, записывая лишь ответы?
Таблица 3
3) Задание № 7. с. 21.
− При каких значениях переменных неравенства 2 • а < 15; 50 : с > 20 будут истинными? Найдите неизвестные числа. Сделайте проверку.
а — 0,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; с — 1, 2.
4) Задание № 8. с. 21.
IV, Целеполагание.
Этап постановки учебной цели и собщения темы урона «Определи тему.1».
Постановка проблемы.
− Подумайте, что может выражать данное действие?
— Итак, тема нашего урока... Вот беда, пропала тема. Никто ее не видел? Придется вам ее восстановить. Давайте решим примеры, а ответы запишем е порядке убывания.
Таблица 4
— Ребята, вы молодцы! Вы помогли определить тему нашего урока.
— Но что же такое «доля»? (Это одна из равных частей целого.)
— Как бы вы сформулировали тему урока?
— Какую бы цель поставили?
V. Актуализация знаний.
На доске помещается рисунок с изображением яблока.
− Какие мысли у вас возникают, когда вы видите данный предмет?
Давайте решим задачу и убедимся, что ваши предположения были верны.
6 яблок надо разделить между двумя братьями. Сколько яблок получит каждый брат?
— Как вы разделите эти яблоки?
— Как называются числа 8, 2,4?
— Интересно, смогут ли 2 брата разделить 1 яблоко между собой?
— Что получится? (Половина — это часть целого числа.)
— Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля — это, конечно, половина.
— Как часто можно услышать слова, состоящие из двух частей, причем первая из них — числительное «пол-»? (Ответы.)
— Такие слова можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки.
— Каждый из братьев возьмет себе одну из двух одинаковых частей. Как это записывают на языке математики? ( )
— Что обозначает число над чертой?
— Что обозначает число под чертой? (Ответы.)
— Это дробь. Число над чертой называется числитель, а под чертой — знаменатель.
VI. Работа над новым материалом.
Этап основной «Новая тета».
− Теперь решим еще одну задачу.
В пакете у Жени было 15 баранок. Когда она принесла их домой, разделила поровну между тремя членами семьи, сколько баранок досталось каждому?
— О чем задача? (О баранках.)
— Сколько было баранок? (15.)
— Что число 15 покажет на отрезке? (Целое.)
— На сколько частей разделено целое? (3 части.)
— Что мы ищем? (Одну часть.)
— Как ее найти? (Целое разделить на количество частей.)
— Запишите в виде выражения. (15:3 = 5 (б.) — досталось каждому.)
— Мы разделили все баранки на 3 части, искали, чему равна одна часть. Как ее можно назвать? (1/3.) Значит, мы с вами искали 1/3 от числа 15. Что для этого нужно было сделать? (Разделить это число на знаменатель, т. е. на число, стоящее под чертой дроби.)
— Вы догадались, о чем мы будем говорить? (О нахождение доли числа.)
Цель нашего урока — научиться находить доли числа. Это пригодится нам в дальнейшем для решения задач и в жизни, когда вам понадобится что-то купить или с кем-то поделиться.
А теперь сверим наш вывод с информацией в учебнике.
Работа с задачей в рамке (с. 20).
− Что нужно сделать, чтобы найти 1/5 долю числа? (Чтобы найти 1/5 долю числа, нужно разделить число на 5.)
— Что обозначает число 5? (Количество равных частей целого.)
Вывод: чтобы найти долю от числа, нужно разделить число на количество равных частей целого.
Физкультминутка.
Выполняется комплекс упражнений под музыку.
Чтобы не был хилым, вялым, Не хворал и был в порядке,
Не лежал под одеялом, Делай каждый день зарядку!
VII.Закрепление изученного материала.
Этап практический «Чему равна доля?».
1) Работа с учебником.
а) Задание № 1. с. 20. Один ученик выполняет на доске и комментирует свои действия.
б) Задание № 2. с, 20 (работа в парах).
2) Работа с календарем.
− Сколько месяцев в году?
— Какую часть от года составляет 1 месяц?
— Какую часть от года составляют летние месяцы?
— Составьте самостоятельно пример, используя календарь.
3) Задание № 4. с. 21.
4) Задания для дифференцированной работы (карточки на листочках разного цвета).
Красная карточка.
В магазин привезли 1 т 467 кг фруктов. 1/3 часть всех фруктов — мандарины, а остальные —- апельсины. Сколько кг апельсинов привезли в магазин?
Зеленая карточка.
В коробке — 18 фломастеров. 1/2 — это сколько фломастеров? 1/3 ? 1/6? 1/9? 1/18?
Желтая карточка.
Закрась
1/2 фигуры ; 1/4 фигуры .
5) Работа в парах.
Сравнить.
1/2 м □ 5 дм 700 м □ 1/2 км
30 дм □ 4 м 230 см □ 2 дм 3 см
1/3 см □ 30 дм 180 мин □ 1/8 сут
VIII. Самостоятельная работа (на выбор).
Этап самостоятельный «Работа с учебником».
а) Задание № 5 (1-й столбец), с. 21, а) Задание № 5 (2-й столбец), с. 21.
б) Задача № б *, с. 21. б) Задача N9 3, с. 20.
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Этап заключительный «Итог исследования».
− Давайте вспомним девиз нашего урока.
— Что нового вы узнали?
— Чему мы научились на уроке?
— Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?
— Какое настроение вызвал у вас урок? Поднимите соответствующую «карточку настроения» (радость, грусть, удивление, злость).
X. Домашнее задание.
Задания № 9—10. с. 21.
Тема: ПЛОЩАДЬ ФИГУРЫ
Цель: повторить различные приемы определения площади фигуры; способствовать закреплению знаний алгоритмов действий деления и умножения; содействовать воспитанию сдержанности, умения выслушивать мнение товарищей, интереса к предмету.
Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М, Чеботаревская и др.) [13]; геометрические фигуры для игры «Внимание»; набор геометрических фигур для практической работы.
Ход урока
I. Организационныймомент.
Дидактическая игра «Внимание».
− Перед вами геометрические фигуры. Что в них необычного? (Каждая фигура (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) представлена в виде лица веселого или грустного человека.)
— На какие две группы их можно разделить? (Грустные и веселые.)
— Посмотрите внимательно на эти фигуры и постарайтесь их запомнить. (Дети на одну минуту закрывают глаза.)
Учитель убирает «грустные» фигуры.
− Что изменилось? (Остались только «зеселые» и «радостные» фигуры.)
— Какое настроение они дарят?
— Выберите для себя ту фигуру, которая больше всего вам понравилась. Желаю вам хорошего настроения и успеха на уроке.
II. Проверка домашнего задания.
а) Задание № 10, с. 21.
− Назовите примеры, в ответах которых есть остаток 4.
— Назовите пример, в ответе которого наименьший остаток.
— Назовите пример, в ответе которого наибольший остаток.
— Назовите пример, в ответе которого остаток больше 9, но меньше 11.
б) Задание № 9. с. 21.
− Что такое периметр?
—- Чему равен периметр прямоугольника в задаче, которую вы решали дома? (Р = 36 см.)
III. Целеполагание.
− Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Геометрия. Что это за страна?
— Объясните, что обозначает слово «геометрия». (Ответы.)
— Наше путешествие поможет ответить на многие вопросы о геометрии. Мы будем исследователями и проведем мини-исследование по теме «Площадь фигуры». Но вначале определите цель нашего путешествия. (Научиться определять площади геометрических фигур.)
IV. Устный счет.
Ждет нас сегодня работа важная:
Что мы знаем, будем повторять;
Что забыли, будем вспоминать.
В математике любая работа
Не обходится без устного счета.
1) Игра «Верно ли?».
23 м < 230 см 18 см < 86 мм 243 дм < 32 м
2000 г - 2 кг 205 кг > 2 ц 5 кг 86 дм > 860 см
19 мм > 2 см 2т- 200 кг
2) Игра «Быстрый счет».
3) Найти периметры заштрихованных фигур.
V, Практическая работа.
− Ребята, сейчас мы повторим, как можно сравнивать фигуры, что такое площадь и как измеряются площади различных фигур.
Посмотрите на рисунок. (На доске начерчены геометрические фигуры разной величины). Что на нем изображено? (На нем изображены треугольники, круги, четырехугольники, квадраты.)
— Все фигуры одинаковые по размеру? (Нет.)
— Назовите самую большую и самую маленькую фигуры. (Самая большая фигура — прямоугольник, самая маленькая — круг.)
— Когда мы говорим о величине фигуры (большая, маленькая), что мы у них сравниваем? (Площадь.)
— Таким образом, когда мы говорим о величине фигур, мы имеем ввиду, какая фигура больше, а какая меньше, т. е. мы сравниваем их площади.
— У вас на партах лежат треугольник и круг. Докажите, что площадь круга меньше площади треугольника. Что для этого надо сделать? (Наложить одну фигуру на другую.)
Дети накладывают фигуры друг на друга, сравнивают, делают вывод.
− Посмотрите на рисунок. Что можно сказать о площадях этих фигур? Какие самые большие? Какие самые маленькие?
Дети сравнивают фигуры «на глаз». (Треугольник больше круга. Круг больше квадрата. Прямоугольник больше квадрата, круга и треугольника.)
− А как по-другому можно сказать, используя новое понятие «площадь»? Площадь треугольника больше площади круга, площадь квадрата больше площади круга, площадь прямоугольника больше площади квадрата, круга и треугольника.
− Обратите внимание, какую площадь занимает поверхность тетради, учебника, парты. Площадь какого из перечисленных предметов самая маленькая? А самая большая? Почему вы так решили?
Назовите в классе предметы, которые имеют площадь. (Стол, стены, пол, доска, стенды, дверь, окно.)
— А теперь посмотрите на другой рисунок. (Продемонстриро- вать квадрат и прямоугольник с равными площадями.) Можно ли фигуры В и С сравнить наложением друг на друга? (Нет.)
-- Найдите среди фигур у вас на партзх фигуры В и С. Попробуйте наложить одну на другую. Как же сравнить площади фигур, если наложение одной фигуры на другую нам не помогает? Что можно сделать с этими фигурами? (Разбить фигуры на клеточки, маленькие квадратики.)
— Что нужно сделать дальше? (Сосчитать полученные квадратики.)
— Сколько клеточек оказалось в каждой фигуре? (Ответы.)
— Теперь сравните площади этих фигур. Площади каких фигур равны?
Физкультминутка.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить упражнение 4—5 раз.
В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую, потом — в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль.
Закрыть глаза, сильно напрягая мышцы на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль.
* *
А теперь насос включаем, Потекла ручьем вода.
Воду из реки качаем. Раз, два, три, четыре —•
Влево — раз. вправо — два — Хорошо мы потрудились!
VI. Повторение изученного материала.
Работа в группах.
Повторение приемов определения площади фигур.
− Сейчас вы будете исследовать площади фигур.
1 группа — задание N9 1. с. 22.
— Назовите номера фигур, площади которых можно сравнить на глаз.
— Площади каких фигур трудно сравнить на глаз, но можно сравнить наложением?
— Площади каких фигур надо сравнивать при помощи разрезания и наложения?
2 группа — задание № 2. с. 22.
− Что можно сказать о площади треугольника и круга на первом рисунке? (Площадь треугольника меньше площади круга.)
— О площади квадрата и треугольника на втором рисунке? (Площадь квадрата меньше, чем площадь треугольника.)
— О площади круга и треугольника на третьем рисунке? (Треугольник и круг имеют общую часть.)
3 группа — задание № 3. с. 22.
− Как можно сравнить площади этих фигур? (Посчитать количество клеточек.)
Отчет работы групп.