VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

− Что мы изучали сегодня на уроке?

— Что вам больше всего понравилось?

— Какие трудности возникли?

— Сегодня я поняла, как вы любите математику. Она для вас не скучная наука, а увлекательная, интересная и полезная. Спасибо вам за ваши старания!

IX.Домашнее задание.

Задания № 9 (1-й столбец), № 11. с. 17.

Тема: УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ.ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ

Цель: повторить правило деления с остатком и правила выпол­нения арифметических действии; способствовать развитию мыш­ления, памяти, внимания, логико-математической речи; продол­жить работу по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического клима­та в коллективе.

Оборудование: учебник по математике (ч, 1, Т. М. Чеботаревская и др.) [13]; карточки-сигналы:«солнышка» — радость•, комфорт, «туч­ка» — тревога; карточки с тестом на каждого ученика.

Ход урона

I. Организационный момент.

− Ребята, какое сегодня у вас настроение?

Проводится игра «Обмен настроением». Дети показывают учи­телю карточки-сигналы, соответствующие их настроению, «солныш­ко» — радость, комфорт; «тучка» — тревога. Учитель оценивает си­туацию начала урока.

* *

Я рада видеть каждого из вас.

И пусть прохлада в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

− Покажите свои умные глазки, ровные спинки. Вы по­можете мне провести интересный урок?

II. Проверка домашнего задания.

Задания № 9 (1-й столбец), № 11. с. 17.

− Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.

Ш. Целеползгание.

− Я предлагаю вам разгадать ребусы. После этого мы мо­жем узнать тему нашего урока,

Учащимся раздаются карточки с ребусами, на одной стороне которых — ребусы, на обратной -- слова, из которых составляется тема урока.

И 100 рия (история) — деление; р 1 а (родина) — с; по 100 вой (постовой) — остатком.

Дети разгадывают ребусы, переворачивают карточки и состав­ляют тему урока. (Деление с остатком.)

* * *

Делим солнце! Не делится на всех.

Чур, на всех! Разделим то, что делится,

Делим дождик. Остаток пусть останется,

Чур, на всех! Ведь ничего не сделаешь,

Но часто получается: Так в жизни получается.

− Какую цель поставим? (Ответы.)

IV. Актуализация знаний.

− Какие остатки могут получиться при делении на 2?

— Назовите возможные остатки при делении чисел на 5.

— Какие могут быть остатки при делении на 7?

Вывод: остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.

1) Задание № 1. с. 18.

2) Задание Mg 3. с. 18,

V. Устный счет.

1) Из данного ряда чисел выбрать те, которые делятся без остатка:

а) на 5: 25, 28, 30, 38, 40, 49, 50, 55, 60;

б) на 6:11,12, 18, 24, 28, 36, 40,42,48;

в) на 8:15,18, 24, 27, 32,34, 36, 40, 64.

2) Найти ошибки.

35 :4 = 8 (ост. 4)

50 : 8 = 5 (ост, 10)

27 3 = 8 (ост. 0)

25: 46 = 0 (ост. 46)

3) Установить закономерность, согласно которой составлены столбцы выражений, и продолжить их.

8:7 7:6 9:8

16:7 14:6 18:8

24:7 21:6 27:8

4) Задание № 6. с. 18.

Учитель. Сколько прямоугольников на рисунке? (12 прямо­угольников.)

5) Задание № 7. с. 18.

Учитель. При каких значениях переменных неравенства будут истинными?

6) Решение задач.

а) Можно ли посадить 49 деревьев так, чтобы в каждом ряду их было по 6? По 8? По 5? По 7?

б) На аэродроме 20 самолетов. Сколько всего троек самолетов может подняться в воздух? Сколько при этом останется на земле?

в) Сколько порций по 3 блина выйдет, если всего испекли 18 бли­нов? 19 блинов? 25 блинов?

VI. Повторение пройденного материала.

1) Решение примеров (с комментированием).

− Повторим правила деления с остатком.

Задание № 2. с. 18.

2) Повторение правил выполнения арифметических действий.

а) Задание № 8. с. 19.

б) Задание № 10. с. 19.

Физкультминутка.

Упражнения выполняются согласно тексту.

* *

Солнцу, утру каждый рад. А теперь не стой, беги!

Звери стали дружно в ряд: Зайка прыгнет — прыг-скок!

Поработали ушами, Белка смотрит в потолок.

На зарядку побежали. Петушок идет вприсядку.

Прыгни выше: раз, два, три! Вот и кончилась зарядка.

3) Работа е парах.

Задание № 12 (1-й столбец), с. 19.

VII.Закрепление изученного материала.

1) Дифференцированная работа по группам.

1 группа — задание №4. с. 18.

2 группа — задание № 9. с. 19.

3 группа — задание № 5 *, с. 18.

Проверка работы групп.

2) Самостоятельная работа.

Выполнить деление с остатком.

28:3= 80 :12 = 267 :100 =

39 : 5 - 21: 11 - 285 : 723 =

75 :9 = 72 :11 = 721:10 =

Самопроверка.

3) Тестовый контроль.

1. Частное чисел 8 и 3 равно:

а) 2 (ост. 2); б) 2 (ост. 1); в) 2 (ост. 3).

2. Частное чисел 14 и 2 равно:

а) 6 (ост. 2); б) 7; в) 7 (ост. 2).

3. При делении на 3 могут получаться остатки:

а)0,1,2; б) 2, 3,4; в) 1, 3, 5.

4. Какой из этих примеров решен верно?

а) 15:7 = 2 (ост. 1); б) 15:7 = 2 (ост. 2); в) 15 : 7 = 3 (ост. 1).

5. Чтобы сшить костюм, нужно 3 м ткани. Сколько таких костю­мов можно сшить из 17 м ткани?

а)5 костюмов; б) 4 костюма; в) б костюмов.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

− За что вы можете себя похвалить?

-- Что не получилось?

— Оцените свою работу на уроке с помощью карточек-сигналов.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. - student2.ru

— Благодарю всех за работу, за активность, за умные ответы.

IX. Домашнее задание.

Задания № 11.12 (2—3-й столбцы), с. 19.

Тема: ДОЛЯ. НАХОЖДЕНИЕ ДОЛИ ОТ ЧИСЛА

Цель: создавать условия для закрепления понятия доли, форми­рования умений нахождения доли от числа; способствовать расши­рению кругозора учащихся, развитию творческого мышления; содей­ствовать воспитанию культуры общения.

Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.) [13}; карточки для дифференцированной работы и работы по группам; фонограмма для физкультминутки; «карточки настроения» (радость, грусть, удивление, злость).

Ход урока

I. Организационный момент.

Друзья мои!

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет математических чудес необычайных

Узнаем мы всего за полчаса.

Орешек знанья тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

«Хочу все знать!».

− Эти слова будут девизом нашего урока.

— Уважаемые ребята, я хочу сообщить вам, что каждый урок ма­тематики для вас необычный потому, что всякий раз вы открываете какую-то тайну. Математика — наука тайн: тайна чисел, действий, выражений, задач и т. д.

− Сегодня я предлагаю нам провести урок-исследование. А что значит исследовать? (Ответы.)

− А вот как толковый словарь дает значение этого слова: «иссле­довать — подвергнуть научному изучению, выяснению». Исследо­вать тему урока мы будем по этапам. (Этапы записаны на доске в виде плана.)

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

Задания № 11.12 (2—3-й столбцы), с. 19.

III. Устный счет.

Этап подготовительный «Зарядка для ума и тела».

1) Игра в парах «Ты — мне, я — тебе»,

Бросая мяч друг другу, ученики называют примеры из таблицы умножения на 7, 8, 9.

2) Игра «Эстафета».

− Кто быстрее решит примеры, записывая лишь ответы?

Таблица 3

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. - student2.ru

3) Задание № 7. с. 21.

− При каких значениях переменных неравенства 2 • а < 15; 50 : с > 20 будут истинными? Найдите неизвестные числа. Сделайте проверку.

а — 0,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; с — 1, 2.

4) Задание № 8. с. 21.

IV, Целеполагание.

Этап постановки учебной цели и собщения темы урона «Опре­дели тему.1».

Постановка проблемы.

− Подумайте, что может выражать данное действие?

— Итак, тема нашего урока... Вот беда, пропала тема. Никто ее не видел? Придется вам ее восстановить. Давайте решим примеры, а ответы запишем е порядке убывания.

Таблица 4

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. - student2.ru

— Ребята, вы молодцы! Вы помогли определить тему нашего урока.

— Но что же такое «доля»? (Это одна из равных частей целого.)

— Как бы вы сформулировали тему урока?

— Какую бы цель поставили?

V. Актуализация знаний.

На доске помещается рисунок с изображением яблока.

− Какие мысли у вас возникают, когда вы видите данный предмет?

Давайте решим задачу и убедимся, что ваши предположения были верны.

6 яблок надо разделить между двумя братьями. Сколько яблок получит каждый брат?

— Как вы разделите эти яблоки?

— Как называются числа 8, 2,4?

— Интересно, смогут ли 2 брата разделить 1 яблоко между собой?

— Что получится? (Половина — это часть целого числа.)

— Людям часто приходится делить целое на доли. Самая извест­ная доля — это, конечно, половина.

— Как часто можно услышать слова, состоящие из двух частей, причем первая из них — числительное «пол-»? (Ответы.)

— Такие слова можно услышать, пожалуй, каждый день: полча­са, полкилограмма, полбулки.

— Каждый из братьев возьмет себе одну из двух одинаковых ча­стей. Как это записывают на языке математики? ( VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. - student2.ru )

— Что обозначает число над чертой?

— Что обозначает число под чертой? (Ответы.)

— Это дробь. Число над чертой называется числитель, а под чер­той — знаменатель.

VI. Работа над новым материалом.

Этап основной «Новая тета».

− Теперь решим еще одну задачу.

В пакете у Жени было 15 баранок. Когда она принесла их домой, разделила поровну между тремя членами семьи, сколько баранок досталось каждому?

— О чем задача? (О баранках.)

— Сколько было баранок? (15.)

— Что число 15 покажет на отрезке? (Целое.)

— На сколько частей разделено целое? (3 части.)

— Что мы ищем? (Одну часть.)

— Как ее найти? (Целое разделить на количество частей.)

— Запишите в виде выражения. (15:3 = 5 (б.) — досталось каждому.)

— Мы разделили все баранки на 3 части, искали, чему равна одна часть. Как ее можно назвать? (1/3.) Значит, мы с вами искали 1/3 от числа 15. Что для этого нужно было сделать? (Разделить это число на знаменатель, т. е. на число, стоящее под чертой дроби.)

— Вы догадались, о чем мы будем говорить? (О нахождение доли числа.)

Цель нашего урока — научиться находить доли числа. Это при­годится нам в дальнейшем для решения задач и в жизни, когда вам понадобится что-то купить или с кем-то поделиться.

А теперь сверим наш вывод с информацией в учебнике.

Работа с задачей в рамке (с. 20).

− Что нужно сделать, чтобы найти 1/5 долю числа? (Что­бы найти 1/5 долю числа, нужно разделить число на 5.)

— Что обозначает число 5? (Количество равных частей целого.)

Вывод: чтобы найти долю от числа, нужно разделить число на количество равных частей целого.

Физкультминутка.

Выполняется комплекс упражнений под музыку.

Чтобы не был хилым, вялым, Не хворал и был в порядке,

Не лежал под одеялом, Делай каждый день зарядку!

VII.Закрепление изученного материала.

Этап практический «Чему равна доля?».

1) Работа с учебником.

а) Задание № 1. с. 20. Один ученик выполняет на доске и ком­ментирует свои действия.

б) Задание № 2. с, 20 (работа в парах).

2) Работа с календарем.

− Сколько месяцев в году?

— Какую часть от года составляет 1 месяц?

— Какую часть от года составляют летние месяцы?

— Составьте самостоятельно пример, используя календарь.

3) Задание № 4. с. 21.

4) Задания для дифференцированной работы (карточки на ли­сточках разного цвета).

Красная карточка.

В магазин привезли 1 т 467 кг фруктов. 1/3 часть всех фруктов — мандарины, а остальные —- апельсины. Сколько кг апельсинов привез­ли в магазин?

Зеленая карточка.

В коробке — 18 фломастеров. 1/2 — это сколько фломастеров? 1/3 ? 1/6? 1/9? 1/18?

Желтая карточка.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. - student2.ru VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. - student2.ru VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. - student2.ru VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. - student2.ru Закрась

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. - student2.ru VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. - student2.ru 1/2 фигуры ; 1/4 фигуры .

5) Работа в парах.

Сравнить.

1/2 м □ 5 дм 700 м □ 1/2 км

30 дм □ 4 м 230 см □ 2 дм 3 см

1/3 см □ 30 дм 180 мин □ 1/8 сут

VIII. Самостоятельная работа (на выбор).

Этап самостоятельный «Работа с учебником».

а) Задание № 5 (1-й столбец), с. 21, а) Задание № 5 (2-й столбец), с. 21.

б) Задача № б *, с. 21. б) Задача N9 3, с. 20.

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Этап заключительный «Итог исследования».

− Давайте вспомним девиз нашего урока.

— Что нового вы узнали?

— Чему мы научились на уроке?

— Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?

— Какое настроение вызвал у вас урок? Поднимите соответству­ющую «карточку настроения» (радость, грусть, удивление, злость).

X. Домашнее задание.

Задания № 9—10. с. 21.

Тема: ПЛОЩАДЬ ФИГУРЫ

Цель: повторить различные приемы определения площади фи­гуры; способствовать закреплению знаний алгоритмов действий деления и умножения; содействовать воспитанию сдержанности, умения выслушивать мнение товарищей, интереса к предмету.

Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М, Чеботаревская и др.) [13]; геометрические фигуры для игры «Внимание»; набор гео­метрических фигур для практической работы.

Ход урока

I. Организационныймомент.

Дидактическая игра «Внимание».

− Перед вами геометрические фигуры. Что в них необыч­ного? (Каждая фигура (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) представлена в виде лица веселого или грустного человека.)

— На какие две группы их можно разделить? (Грустные и веселые.)

— Посмотрите внимательно на эти фигуры и постарайтесь их за­помнить. (Дети на одну минуту закрывают глаза.)

Учитель убирает «грустные» фигуры.

− Что изменилось? (Остались только «зеселые» и «ра­достные» фигуры.)

— Какое настроение они дарят?

— Выберите для себя ту фигуру, которая больше всего вам по­нравилась. Желаю вам хорошего настроения и успеха на уроке.

II. Проверка домашнего задания.

а) Задание № 10, с. 21.

− Назовите примеры, в ответах которых есть остаток 4.

— Назовите пример, в ответе которого наименьший остаток.

— Назовите пример, в ответе которого наибольший остаток.

— Назовите пример, в ответе которого остаток больше 9, но меньше 11.

б) Задание № 9. с. 21.

− Что такое периметр?

—- Чему равен периметр прямоугольника в задаче, которую вы решали дома? (Р = 36 см.)

III. Целеполагание.

− Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Гео­метрия. Что это за страна?

— Объясните, что обозначает слово «геометрия». (Ответы.)

— Наше путешествие поможет ответить на многие вопросы о гео­метрии. Мы будем исследователями и проведем мини-исследование по теме «Площадь фигуры». Но вначале определите цель нашего пу­тешествия. (Научиться определять площади геометрических фигур.)

IV. Устный счет.

Ждет нас сегодня работа важная:

Что мы знаем, будем повторять;

Что забыли, будем вспоминать.

В математике любая работа

Не обходится без устного счета.

1) Игра «Верно ли?».

23 м < 230 см 18 см < 86 мм 243 дм < 32 м

2000 г - 2 кг 205 кг > 2 ц 5 кг 86 дм > 860 см

19 мм > 2 см 2т- 200 кг

2) Игра «Быстрый счет». VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. - student2.ru

3) Найти периметры заштрихованных фигур.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. - student2.ru

V, Практическая работа.

− Ребята, сейчас мы повторим, как можно сравнивать фигу­ры, что такое площадь и как измеряются площади различных фигур.

Посмотрите на рисунок. (На доске начерчены геометрические фигуры разной величины). Что на нем изображено? (На нем изоб­ражены треугольники, круги, четырехугольники, квадраты.)

— Все фигуры одинаковые по размеру? (Нет.)

— Назовите самую большую и самую маленькую фигуры. (Самая большая фигура — прямоугольник, самая маленькая — круг.)

— Когда мы говорим о величине фигуры (большая, маленькая), что мы у них сравниваем? (Площадь.)

— Таким образом, когда мы говорим о величине фигур, мы име­ем ввиду, какая фигура больше, а какая меньше, т. е. мы сравниваем их площади.

— У вас на партах лежат треугольник и круг. Докажите, что пло­щадь круга меньше площади треугольника. Что для этого надо сде­лать? (Наложить одну фигуру на другую.)

Дети накладывают фигуры друг на друга, сравнивают, делают вывод.

− Посмотрите на рисунок. Что можно сказать о площадях этих фигур? Какие самые большие? Какие самые маленькие?

Дети сравнивают фигуры «на глаз». (Треугольник больше кру­га. Круг больше квадрата. Прямоугольник больше квадрата, круга и треугольника.)

− А как по-другому можно сказать, используя новое по­нятие «площадь»? Площадь треугольника больше площади круга, площадь квадрата больше площади круга, площадь прямоугольни­ка больше площади квадрата, круга и треугольника.

− Обратите внимание, какую площадь занимает поверхность тетради, учебника, парты. Площадь какого из перечисленных предметов самая маленькая? А самая большая? Почему вы так решили?

Назовите в классе предметы, которые имеют площадь. (Стол, стены, пол, доска, стенды, дверь, окно.)

— А теперь посмотрите на другой рисунок. (Продемонстриро- вать квадрат и прямоугольник с равными площадями.) Можно ли фигуры В и С сравнить наложением друг на друга? (Нет.)

-- Найдите среди фигур у вас на партзх фигуры В и С. Попробуй­те наложить одну на другую. Как же сравнить площади фигур, если наложение одной фигуры на другую нам не помогает? Что можно сделать с этими фигурами? (Разбить фигуры на клеточки, маленькие квадратики.)

— Что нужно сделать дальше? (Сосчитать полученные квадратики.)

— Сколько клеточек оказалось в каждой фигуре? (Ответы.)

— Теперь сравните площади этих фигур. Площади каких фигур равны?

Физкультминутка.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, мед­ленно считая до пяти. Повторить упражнение 4—5 раз.

В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую, потом — в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, по­смотреть вдаль.

Закрыть глаза, сильно напрягая мышцы на счет 1—4, затем рас­крыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль.

* *

А теперь насос включаем, Потекла ручьем вода.

Воду из реки качаем. Раз, два, три, четыре —•

Влево — раз. вправо — два — Хорошо мы потрудились!

VI. Повторение изученного материала.

Работа в группах.

Повторение приемов определения площади фигур.

− Сейчас вы будете исследовать площади фигур.

1 группа — задание N9 1. с. 22.

— Назовите номера фигур, площади которых можно сравнить на глаз.

— Площади каких фигур трудно сравнить на глаз, но можно срав­нить наложением?

— Площади каких фигур надо сравнивать при помощи разреза­ния и наложения?

2 группа — задание № 2. с. 22.

− Что можно сказать о площади треугольника и круга на первом рисунке? (Площадь треугольника меньше площади круга.)

— О площади квадрата и треугольника на втором рисунке? (Пло­щадь квадрата меньше, чем площадь треугольника.)

— О площади круга и треугольника на третьем рисунке? (Тре­угольник и круг имеют общую часть.)

3 группа — задание № 3. с. 22.

− Как можно сравнить площади этих фигур? (Посчитать количество клеточек.)

Отчет работы групп.

Наши рекомендации