Нормы отметок по окружающему миру.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, применять комплексные знания, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников. Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ. При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа: - поиск ошибки; - выбор ответа; - продолжение или исправление высказывания.
Оценки:
"5" - ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
"4" - ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
"3" - ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
"2" - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Нормы оценивания техники чтения в начальной школе
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы и классов расширенного обучения.
Классы Входной контроль 1 полугодие 2 полугодие
1 - - 30 (40)
2 30 (40) 40(50) 50(60)
3 50(60) 60(70) 70(80)
4 70(80) 80(90) 90-100 (100-110)
Контрольная проверка навыка чтения проводится раз в полугодие у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
1. искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
2. неправильная постановка ударений (более двух);
3. чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
4. непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
5. неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
6. неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
7. нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
8. нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
9. монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
1. не более двух неправильных ударений;
2. отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
3. осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
4. неточности при формулировке основной мысли произведения;
5. нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
6. В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
7. способ чтения – чтение целыми словами;
8. правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
9. скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
10. установка на постепенное увеличение скорости чтения.
О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.
1-й класс Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.
2-й класс Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.
Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
3-й класс Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
4-й класс Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.
"5" - ставится, если выполнены все требования.
"4" - ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
"3" - ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
"2" - ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
"5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
"4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
"3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
"2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
"5" - выполнены правильно все требования
"4" - не соблюдены 1-2 требования
"3" -допущены ошибки по трем требованиям
"2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
"5" - выполнены все требования
"4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
"3" - допущены ошибки по двум требованиям
"2" - допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
"5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану).
"4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
"3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
"2" - не может передать содержание прочитанного.