Развитие речи. Чтение. Письмо. Сочинения
Ирина Скрипник
Оксана, скажите, пожалуйста, как Вы занимаетесь с Аней развитием речи? Может есть методика какая-то и пособия? У нас это больной вопрос..
Оксана Агеева ответила Ирине
Ирина, В начале июня я проведу семинар по детскому чтению, он как раз включает все мои наработки по развитию речи. Я сейчас вообще не очень люблю разделения на чтение, письмо, устную речь, мне больше нравится общий термин "словесность". Я к этому шла интуитивно, потому что у нас в семье все читающие, пишущие и говорящие, но рано или поздно подвела некоторую теоретическую базу под работу со словом. Пока готовлюсь, раскладываю по пунктам и полочкам, чтобы все было максимально практично.
Предварительная дата семинара 6 июня. По оплате будет так же - у кого нет возможности заплатить, будут участвовать бесплатно.
Татьяна Макриденкова
Здравствуйте, Оксана! Дочка чуть раньше 6 лет начала читать сама буквами. ( К-а-п-у-с-т-а => "капуста") Ей скоро 7. Можно ли и нужно ли слоговое чтение? Есть сложность с прочтение длинных
слов. Заранее спасибо
Оксана Агеева ответила Татьяне
Татьяна, будет интересно, если кто-то расскажет, какой принцип обучения чтению принят в РКШ, я с ним не знакома. Я учила по складам - слог-слияние, отдельная буква. Мои дети читали так: ка-пу-с-та в самом начале, под ка, пу, та я подводила карандашом дуги, под с ставила точку. И так я делала предварительную работу под всеми словами и текстами для самого начального чтения. Столва типа кит, кот, стол, стул дети начинали очень быстро читать целиком. Отдельными буквами это очень медленно, и не понятно, как ребенок в итоге сольет это в одно слово. Попробуйте выделять слияния (первый согласный, второй гласный), рисовать под ними дуги. И можно начитать таких слогов. мы еще устно тренировали с детьми в дороге, года в 3. Даем согласную Б. Говорим ее звук [б], и потом даю гласные. Начинаю: "Если а, то...". Ребенок продолжает: "Ба!" "Если у, то..." "Бу!" И так разными звуками. Потом дома читали всякие столбики в азбуке, ребенок был уже приучен прочесть, с какой согласной буквы начинается слог-слияние, какая за ней гласная и сразу произносил слитно. Переход от слогового, точнее, складового чтения к слитному, целыми словами, проходил очень быстро, никто из моих по слогам не читал долго.
Если есть у кого более интересная или эффективная методика, надеюсь, поделятся. Меня так научили в педколледже, так я выучила всех пятерых, кого в 3, кого в 4, или 5, один учился меееедленно и расчитался к 7, но склады умел читать еще в 4, просто совершенно этим не интересовался. Зато сейчас, в 14 читает куда более серьезные книги, чем 12-ка, которая научилась читать в 3.
Нина Новокшенова ответила Татьяне
Татьяна, в РКШ учат побуквенному чтению, старшую я учила по складам, а вот с младшей начали по буквам - очень нравятся мне азбуки и методички к ним для дошкольников РКШ, там все тоже по урокам расписано, так естественно получается у ребенка , нет ба-бо- бу.
Оксана Агеева ответила Нине
Нина, надо посмотреть мне видео, я совсем пока не могу сообразить, как это - по буквам.
Нина Новокшенова ответила Оксане
Оксана, да, дошкольные семинары, обязательно. Чтение очень медленное, но, как говорит Горячева - слишком велика цена за скорость..., каждое слово потом прочитывается целиком - и беседа о нем, чтобы сразу формировалась в мозгу связь со смыслом. И никаких ба-бо бу, не несущих смысла.
Хотя старшую учила именно ба-бо, читать научилась быстро в 5 лет, к 6 годам читала хорошо, но читать не очень то любит, может в этом кроется причина, трудно и читать и смысл улавливать сразу...не привыкла так. Посмотрим, как будет с младшей по РКШ, там за ау - сразу беседа, кот- беседа, мы - беседа, может раньше полюбит читать?
Потому что за ба-бо-бу - какие беседы могут быть, а ведь мы их долго читали - вот и вырабатывается механическое звукоизвлечение без смысла. Конечно, потом дети читают, но этот переход к осмыслению - не простой. Вот в РКШ предлагают не торопиться с техникой, а торопиться со смыслом.Все их дошкольные пособия на это направлены.
Читаем по буквам, потом, конечно, сливается в слоги, но это происходит у детей само, со временем, без нашей помощи.
Оксана Агеева ответила Нине
Нина, надо изучить все это. Мы по ба-бо-бу (из азбуки и без зрительной опоры, играя устно в машине) выучились все пятеро, никогда ни у кого не было неосмысленного чтения, читают ОЧЕНЬ много, информацию усваивают из книги отлично, чтение про себя у всех. И да, всегда читали целыми словами. По слогам не читал никто после азбучного периода. Они быстро схватывали суть, как из букв и слияний перейти к целым словам. Но Аня может и сейчас в 7 лет (читая с 4) прочесть по слогам или частям длинное слово из Библии, которое нереально прочесть сразу. Там много имен и географических названий.
А с проблемами механической озвучки я сталкивалась у большинства репетиторских детей, но мне не кажется, что это ба-бу, потому что слоговой период очень короткий во всех азбуках, и как только изучены первые буквы, сразу идут слова. Я учила всех по Жуковой, у нее первые буквы а и у. И сразу же нарисованы дети и слова Ау и малыш Уа-уа.
Что-то мне не кажется, что отсюда ноги растут у механического чтения, скорее от малочтения, от отсутствия работы над чтением и речью в дошкольном и младшем школьном возрасте и от крайне низкого словарного запаса.
Нина Новокшенова ответила Оксане
Оксана, вот не знаю, может ты и права, посмотрим, как у младшей будет, мне интересно попробовать...Мы тоже с Ульяной по Жуковой учились.
Оксана Агеева ответила Татьяне
Татьяна, совершенно не помню метод, которым научилась сама. Помню только, как на даче бежала с журналом к маме на огород и спрашивала, что за буква та или иная. Потом бежала к веранде и искала эти буквы в других словах. Но точно помню, что научилась сначала писать, потом читать. Мне было 4. А как сливала звуки - по одному или слогам - не помню. И одна из моих дочерей тоже научилась только через письмо, прописывала буквы, потом слова.
Оксана Агеева ответила Нине
Нина, мне тоже очень интересно, напиши потом обязательно. Я склонна доверять РКШ в словесности, ничего лучше не видела, но мне трудно подытожить пока - вот это вредит, причем всем, а это помогает, и тоже всем. Не хватает данных для полной картины. Нам общепринятая методика ни малейшего вреда не принесла. А влияние ее на целое поколение - не могу даже предположить.
А как учили в советское время, не знаешь? Тогда знатные книгочеи вырастали! Там же букварь с Лениным с ба-бу был? Или другой до него?
Нина Новокшенова ответила Оксане
Оксана, ну, может сейчас конкуренция с книгами сильнее чем тогда, выбора не было - все читали., а сейчас столько всего доступного вместо книг - а труд то сначала надо приложить немалый, вот здесь и сказывается...может быть...
Оксана Агеева ответила Нине
Нина, вот для чистоты эксперимента можно было бы сравнить группу детей, учившихся читать осознанно по азбуке РКШ и потом предоставленных стандартной школе и гаджетам. И детей, которые потом работают над каждым словом Родного слова и Хрестоматии.
И третью группу - кто учился по обычной методике, а потом работает с чтением по Ушинскому.
Что в итоге сыграет решающую роль...
Оксана Агеева
У меня интересный период сейчас. Я учила детей по обычным методикам. По школьным учебникам, часто отборным, а часто и штатным и неудачным, когда сдавали строго по ним очные аттестации. И все дети подрастают с неплохим уровнем, сохранив огромную любовь к самообразованию, к книге. Достигают своих высот, занимают места в конкурсах и на конференциях, имеют критическое мышление.
А сейчас в жизни появляется РКШ. И получается то не так и это не очень. Но у меня-то результаты вот они, налицо.
Возможно, дело глубже. Наверное, есть что-то, что работает независимо от методики. Я так понимаю, что это воспитание+образовательный бульон, созданный в семье.
Оксана Агеева ответила Нине
Нина, у нас с Аней прорыв с чтением произошел случайно или нет после перехода на РКШ. Может, время подошло, может, техника чтения подоспела своя личная. Но читает и читает сейчас с удовольствием. Месяц уже как, боюсь спугнуть.
Екатерина Буйлова
У нас двое учились по Жуковой. Результат разный: старший читает все и с удовольствием, второму нужно напоминать. А третий учился сам: подбегал и спрашивал название букв (почти что РКШ)). Мы думали, что баловство, пока не застали его читающим взрослую православную книгу. Третий на полтора года младше второго, но читает более бегло. Вот и думай, как учить читать...
Оксана Титова
Приветствую,Оксана! С какого класса рекомендуете писать сочинения? И какой литературой пользоваться, чтоб научиться их писать? И ещё,очень ценен ваш опыт в обучении детей публичным выступлениям.
Оксана Агеева ответила Оксане
Оксана, у нас с сочинениями куча всего. Есть две составляющих - учебные сочинения и внеучебные. Учебные - верхушка айсберга. Внеучебные тянут на себе всю нагрузку по развитию письменной речи.
Учебные класса со второго пишем, потому что первый целиком уходит на то, чтобы справиться со своей маленькой неумелой рукой и научиться писать по-письменному, научиться писать слова и предложения, списывать. Чтобы не лепить все навыки в кучу, сочинять в учебной тетради начинаем во втором классе, когда ребенок уже уверенно пишет. Я вычитала в статье Ушинского о письменных упражнениях, что можно попросить ребенка перечислить все, что растет на огороде, например. Письменно. Из этого родилось сочинение-зарисовка "Наша дача". Составляли с Аней устно предложения, она записывала. У нас есть дача. На участке есть огород. На грядках у нас растут овощи: и перечисляем. Так же писали про ее любимую игрушку, что это, какого цвета, как она в нее играет, всегда берет с собой и тд. Что-то очень простое из повседневной жизни. С детьми класса 4-5 писали сочинения на тему: "Три самых счастливых дня лета", "Если бы я мог(ла) загадать три желания..." и потом читали вместе, собравшись семьей. В самом нижу стены на этой странице есть огромный список другой мамы-семейницы, какие работы можно задавать детям.
Внеучебное: дети начинают писать едва справившись с буквами. Сказки, рассказики пишут печатными буквами с жуткими ошибками и забавными иллюстрациями. Пост о переписке с другими детьми я ниже публиковала - колоссальный толчок к развитию речи! Класса с 5 начинали писать проектные работы, доклады и защищать их сначала в семье, потом перед аудиторией людей. Это взрывной метод развития вообще всего: письменной речи, умению структурировать информацию по плану, умению обработать большое количество информации, выбрать главное, осваиваются приемы сжатия текста, пересказа, а потом еще и защита. Осваиваются правила орфоэпии, формируется первое понимание того, как надо выступать с докладом. Эта работа у нас велась в семье, была продолжена в Юношеском университете и, самое главное, ежемесячно ведется в двух клубах юных креационистов, где все желающие дети ежемесячно выступают со своими докладами и растут на глазах в этой работе.
В итоге у меня пишут все! Разное - кто научное, кто художественное, но написать текст ни у кого не вызывает затруднений.
Екатерина Карякина-Ломакина
Оксана,скажите,как много времени стоит уделять списыванию текстов ребенку в 4 кл.?
Оксана Агеева ответила Екатерине
Екатерина, пропустила вопрос. Если нужда в списывании еще есть, то до 15 минут в день, кмк.
Марина Казинец ответила Оксане
Оксана, хотела у Вас как у многочитающей семьи поинтересоваться вот о чем. Сейчас довольно популярны разные методики скорочтения. Что Вы можете по ним сказать?
Оксана Агеева ответила Марине
Марина, мы ими не пользуемся, аргументированно не могу обосновать, это интуитивное решение. Я хотела бы, чтобы скорость чтения поспевала за пониманием, а не наоборот. И я сторонница естественного роста темпа чтения. Еще мне важно, чтобы знания откладывались не в оперативную память, а в долговременную.
Людмила Нестерова ответила Оксане
Оксана, подскажите пожалуйста. Ребенок прошел первый первый. Когда пишет слова пропускает буквы. В предложении пишет слова вместе без пробелов. Что надо проработать и почитать чтобы убрать эти ошибки, спасибо большое за советы.
Оксана Агеева ответила Людмиле
Людмила, если это не проходит от занятий (попробуйте РКШ, там внимание к слову и букве), то, возможно, это логопедические проблемы. Я в них не спец...
Оля Гурина
Оксана, спасибо большое за все, что вы делаете, это очень ободряет и вдохновляет. Сегодня получила всю серию Граник "путешествие в страну книги, первое впечатление очень приятное, теперь изучаю методичку. Теперь у меня вопрос, по сколько читать за присест? Нам почти 6, читать умеем, но понимаем не все, для вдумчивого чтения взяла эту серию.
Оксана Агеева ответила Оле
Оля, у меня общий принцип для всего, что нравится - забирать тогда, когда хотелось бы продолжить еще. Без пяти минут хватит. Чтобы ребенок ждал следующего раза. Нас так учили на методике физкультуры, заканчивать эстафеты, когда дети просят еще.
Оля Гурина
Сегодня муж занимался со старшей по Голубой книге. Очень удивился, что задания легкие, хотя для 1 класса. Они бодро прошли где-то 5 разворотов! При этом смеялись, что-то там придумывали.... И я задумалась, как же эту книгу проходят весь год?! По моим скромным подсчетам самое долгое это растянуть ее до НГ, а то может и до ноября не хватит. Я в легком шоке - так всегда? Чем же заниматься дальше? Брать за 2 класс?)))
Оксана Агеева ответила Оле
Оля, советую подряд брать книгу за книгой, если упретесь в то, что ребенку уже сложно, тогда можно отложить и подрасти. Этот курс включен в курс русского языка, видимо, в течение школьного года учитель берет страничку-другую с детьми. В методичке есть разработки уроков по этим книгам, можно посмотреть, как там заполняются 45 минут.
Мы тоже голубую книгу очень живенько прошли, но она одна уже очень много дала. Дочка все стала и читать и слушать по-другому, сама задает вопросы при чтении, прогнозирует, думает. Маленькая, да очень удаленькая голубая книга.
И это не литературное чтение, это же дополнительный задачник сверх чтения, которого нет ни в одной из существующих программ началки и не только началки. Так что это не то, что год мусолят, а помимо насыщенной учебы еще и это, как инструмент, ключик ко всей остальной учебе
Ксения Белик ответила Оксане
Оксана, добрый вечер. Подскажите, Вы путешествия Граник просто берете и читаете с ребенком подряд 20-30 мин? Или прорабатываете, как это описано в сопутствующей методичке, в виде полноценного урока?
Оксана Агеева ответила Ксении
Ксения, нет, мы читаем и выполняем все задания. Закрываем листиком строчки и картинки, по мере чтения отвечаем, прогнозируем, представляем.
Наталья Лаврентьева
Оксана,мы пока не дошли до Граник.Как вы с детьми учили глаголы первого и второго спряжения.Учили стихотворением:"Гнать,дышать,...."Наверное,у вас были свои наработки.По каким пособиям,книгам?Подскажите,пожалуйста.Песенок петь не будем.
Оксана Агеева ответила Наталье
Наталья, да, стишок "гнать, дышать" учили и даже писали. И очень любим алгоритм Соболевой в Акитаммарг, он же есть в ее 3 классе. Дети по нему гуляли, пока не начинало отскакивать.
https://vk.com/ourhomeedu?w=wall-116958555_1079&z=photo-116958555_456239161%2Fwall-116958555_3719
https://vk.com/ourhomeedu?w=wall-116958555_1079&z=photo-116958555_456239162%2Fwall-116958555_3719
Екатерина Лоснова ответила Оксане
Оксана, как же хочется скупить все замечательные книги)) И мне был бы очень интересен вебинар о сочинениях и изложениях. Старший в 5 классе, а даже не знаю как к этой теме подступиться.
Оксана Агеева ответила Екатерине
Екатерина, у меня есть свой личный курс обучения письменной речи, который я проводила с разными детьми, помимо своих. Класс на 4-5. Я хотела его описать пошагово, рассказать о своих наработках. Если идти урок за уроком в РКШ, то и так все эти и большие навыки наработаются у детей, мой курс был до знакомства с РКШ, но что-то я брала из книг Ушинского, когда еще читала их сама в одиночку. Что-то брала из методичек по русскому (в частности, к курсу Разумовской), что-то спрашивала у подруги из англо-американской школы, как они там работают. В целом, мой курс больше обычный школьный: изложения, сочинения по серии картинок, по картине, дописывание начатой истории, собственные сочинения. Курс еще не полный - тут огромное поле, но уже есть, чем делиться.
Нешкольное: сказки, повести, заметки, статьи, исследовательские работы и рефераты в этот вебинар не войдут. Пока. Это все пишут мои дети, но это не объяснить в вебинаре, это порождается нашим стилем жизни.
Екатерина Лоснова ответила Оксане
Оксана, поняла. Спасибо! Я уже заметила разницу в Ваниных рассказах. Как он писал в начале прошлого учебного года и как этим летом после того, как прошли 3-й класс по РКШ. Предложения стали более распространенные, старается избегать повторов в предложениях. Но конкретно изложения и сочинения еще не писали.
Расшколивание. Разные вопросы о СО. Статьи о СО
Оксана Федотова
Оксана, как Вы относитесь к периоду "расшколивания"? Для тех , кто какое-то время ходил в школу перед СО
Оксана Агеева ответила Оксане
Оксана, Очень хороший вопрос. Я каких только расшколиваний не наблюдала на своем веку. Есть миф, что если ребенка оставить в покое, не приставать к нему с учебой вообще, то однажды к нему вернется природная любознательность и выразится именно в том, что он схватится за школьные учебники. Я видела семьи, которые оставляли по старому еще закону детей на 2 год, потому что дети так и не соизволили расшколиться, а невозмутимо сидели в соцсетях и занимались своими делами. Старые школьные знания благополучно растеряли, новых не приобрели.
У меня только одна дочь перебралась из школы на СО, со второй четверти (то есть, даже не после лета). И у нас через месяц уже маячили очные аттестации по всем предметам, тк. наши четвертные пятерки в новой школе, где были приняты триместры, никого не устроили. Пришлось учиться ударно с самого первого дня, по школьной программе и по штатным учебникам.
Мне кажется, что расшколивание должно быть одновременным процессом с самой учебой. И надо быть готовыми, что подрощенные дети никогда больше не полюбят школьную программу. А освоить ее и сдать они должны, это конституционная обязанность родителей - обеспечить это детям. Но зато можно все сделать максимально приятным и комфортным. Хорошая атмосфера дома, терпение и доброжелательность, юмор. Хорошие учебники. Эти дети могут найти себя чем-то нешкольном, найти свой интерес в рукоделии, музыке, спорте, радиоэлектронике, программировании, и тд и тп. Ибо школа иногда таким катком проезжается по детям... То есть, кесареву - кесарево, а себе свое.
Аня Коршунова ответила Оксане
Оксана, увидела на ОЗОНе вот такую книгу. Вы читали, знакомы с такой? Стоит ли покупать? Большое спасибо!
https://vk.com/ourhomeedu?w=wall-116958555_1079&z=photo-116958555_456239114%2Fwall-116958555_2562
Оксана Агеева ответила Ане
Аня, не читала, но уважаю Алексея Карпова, читала его сайт, была на встрече с ним. Любящий и самоотверженный отец, думающий человек.
Анна Жданова ответила Оксане
Оксана, мы только начали с мая заниматься на СО по РКШ. Суть я понимаю такая научить ребёнка читать, считать и понимать до 4 класса, т.к.потом идут спец.предметы и если ребенок не может осмыслить элементарного то не сможет дальше учиться сам. Я вот помню у нас ни у кого из класса не было репетиторов, сидели сами читали и разбирались или одноклассники помогали.
Оксана Агеева ответила Анне
Анна, Да, но и после 4 класса помогать придется.
Анна Жданова ответила Оксане
Оксана, это конечно, просто страшно что не справимся, хотя образование у обоих высшее и вроде все понятно, страх что не сможем правильно объяснить как это делает учитель. Мы же не педагоги по образованию
Оксана Агеева ответила Анне
Анна, но вы можете чувствовать своего ребенка и знать язык, на котором он говорит и думает. И отличные педагоги создали курс и методички к нему.
Майя Марусева
Оксана, здравствуйте!
1) что посоветуете для занятий математикой с дошкольниками?
2) как вы относитесь к предлагаемым методам и формам обучения Николая Ягодкина?
Оксана Агеева ответила Майе
Майя, отвечаю на Ваши давнишние вопросы.
1) По математике на вебинаре все рассказала, наш счетный материал показала.
2) в методы Ягодкина глубоко не вникала, но слышала положительные отзывы на его курс Учусь учиться.
3)как собраться без сил и здоровья - не знаю. Каждый как-то преодолевает это сам. Мотивироваться всякими статьями и книгами, снова и снова и понимать, что либо очная школа, либо нормальное СО, но губить детям судьбу никак нельзя.
4) мое восстановление - лежать поперек кровать с книжкой и орешками, или дача, поездки на природу. Большой по ребности отдыхать от детей у меня не было, я без них изнывать быстро начинала, особенно маленьких. Но пару часов посидеть в тишине после того, как все уснут или когда гуляют с папой - в самый раз.
Татьяна Саитова ответила Оксане
Оксана, спасибо...очень переживаю, давно мечтала о домашнем обучении и только на четвертом ребенке решилась....боюсь что-нибудь упустить
Оксана Агеева ответила Татьяне
Татьяна, я всегда спокойна за родителей, которые боятся упустить. Считайте, что первый тест на профпригодность мамы-семейницы пройден.
Обычно крах терпят уверенные в себе и ругающие систему, четко с первых дней знающие, что они круты и все знают.
Liv-Grete Poiree
Оксана, мой муж"за" домашнее обучение,но он недоумевает, где я найду время на двоих (на данный момент) детей, чтобы с ними заниматься. Ему рисуется картина,что мама большую часть дня корпит над уроками. Вы в одном из вебинаров говорили,что в начальной школе обязательно надо сидеть с ребенком рядом. А на ЛВ Вы пишете так: "Мы не играем в школу на СО! Это совершенно другая реальность! В моем понимании она выглядит так: мама в случае затруднения объясняет ребенку тему, задает ему задания. Ребенок делает их сам. Все темы, которые ребенок может разобрать сам, разбирает сам. На СО и экстерне занятия с учителем - только верхушка айсберга, практически всю работу ребенок делает самостоятельно, причем доля самостоятельности увеличивается к каждому классу. Мой первоклашка по Петерсон почти все темы разобрал сам, и азодно прихватил уже и первую часть 2 класса. Несколько раз он только подходил с вопросами, да и то больше технического характера".
Вы с опытом пришли к другому мнению?
Главный вопрос: сколько примерно времени нужно закладывать на обучение двоих детей в день? Разница у них три года. Спасибо! Муж очень интересуется)
Оксана Агеева ответила Liv-Grete
Liv-Grete, да, с опытом я пересмотрела совершенно этот вопрос. Тогда я была под влиянием СО-течений периодически, смешивая их постулаты со своими поисками. В итоге поняла, что самостоятельное обучение в началке часто имеет низкий КПД, и что детей надо растить в диалоге, в тесном общении.
Последние дни я читаю и смотрю все, что только могу найти по детям-маугли. Интереснейшие вещи для себя отмечаю!!!
Есть критические периоды развития детей, невосполнимые потом никогда. В частности, если не изучить грамматику родного языка вовремя, то потом никогда в жизни больше не сможет ребенок ее постичь. Например, в 13 лет уже необратимо поздно (на примере Джини). Поэтому все важные, критические периоды развития ребенка надо быть рядом личности взрослого. До хотя бы 12 лет.
Средние у меня очень самостоятельны, но я беру с ними сейчас многие вещи на рассуждение, для передачи опыта, для того же формирования критического мышления и тд.
А то что я писала на ЛВ - типичный пример неофитского мышления.
В этом году, на 12 год СО я планирую просто раствориться в детской учебе. У нас же РКШ лежит! Вот умницы в РКШ, поставили родную речь на главное место и с 4 лет все разработали! Вот их детки не будут страдать речевой запущенностью.
Liv-Grete Poiree ответила Оксане
Оксана, а сколько все же закладывать времени? До обеда будем управляться,если с утра начинать? Вы не могли бы поподробнее написать, какие критические периоды существуют для каких областей? Или где это поискать можно,в какой литературе.
Оксана Агеева ответила Liv-Grete
Liv-Grete, этим я только начала заниматься, мы проходили в колледже эти сензитивные периоды, но мельком, да и конспектов не осталось. Я сейчас, как ищейка в стойке, ночами до 3 ночи сижу, читаю и смотрю все про Маугли, а началось все с Хелен Келлер. Очень интересно, столько находок и мыслей, слов нет просто! Собираюсь еще читать, вопросов ставлю сама себе очень много. В том числе и критические периоды изучить. Мне кажется, их нарушение лежит в основе очень многих проблем в образовании, а соблюдение - в основе успехов. Например, сильная словесность в РКШ какой эффект производит, а там 17 часов в неделю во 2 классе на блок словесности. И мощнейшая дошкольная подготовка. Они успевают ухватить период речевого развития. В тривиуме аналогично - грамматика родного языка была первой ступенью, подумала об этом, когда про Джини смотрела и читала.
Я рассказывала на последнем вебинаре немного о маугли и важности словесности в дошкольном возрасте, я писала диплом по неблагополучным детям, и практическая часть у меня была реальная - я с подругой открыли приют квартирный в лихие 90-е, когда это было совсем просто, у нас двое детей-зверьков было, которых мы адаптировали. Но сейчас я хочу все заново изучить, уже через призму СО, возраста, материнства и тд.
Liv-Grete Poiree ответила Оксане
Оксана, а про время?) Надеюсь, поделитесь с нами потом про сензитивные периоды!
Оксана Агеева ответила Liv-Grete
Liv-Grete, время индивидуально у всех, очень сильно зависит от того, шустрик ребенок или копуша. И я занимаюсь со всеми одновременно в комнате, все при мне, поглядываю за выполнением заданного, объясняю тому, кому надо, это не двойное или тройное время, а одно на всех. Главное учебное время у нас - между завтраком и обедом. Простые вещи, конечно, дети сами делают, примеры досчитать, списать что-то. При письме рядом я сидела в 1 классе, когда надо было комментировать соединения и ловить ошибки. В общем, трудно словами описать живой процесс. Я уверена, вы нащупаете свой. И начать можете хоть завтра, сделать задел в 5 дней до начала учебного года.
И надо понимать, что качество 30 минут дома стоит часов в школе, потому что в классе ребенок может не включить голову за учебный день вообще, если его не вызовут. А дома он работает каждую минуту, отвечает, пишет, думает. Поэтому дома и меньшим количеством заданий можно обойтись. Плюс мы еще почти все устно дома делаем. Математику пишем очень мало.
Ольга Витязева ответила Liv-Grete
Liv-Grete, мы в прошлом году во второй четверти перешли на СО. С января начали РКШ проходить. Могу поделиться своим опытом. Времени уходило ОЧЕНЬ много (у меня тоже двое было на тот момент). Далеко не всегда удавалось пройти все задания урока в 45 минут. Обычно уходило намного больше. Учились практически до вечера (правда, дети ходили еще в музыкальную и спортивную школы, а также на кружки и в выходные мы не занимались). Вначале еще пытались совмещать РКШ с Школой России. Потом от этой безумной идеи отказались, стало легче. Потом поняли, что и от изучения Окружающего мира тоже нужно отказаться, так как в РКШ он полнее и примерно совпадает по темам со Школой России (проходится на уроках словесности). Еще большой вопрос с предварительной подготовкой. Если удавалось накануне все уроки просмотреть и сделать заготовки из наглядного материала, музыкальных файлов и т.д., то занятия проходили быстрее, если все делалось по ходу (нашли непонятное слово - начали искать в планшете его изображение и т.д.), то времени тратилось больше. Кроме того, следует отметить, что в РКШ запланировано очень много уроков (у них шестидневная рабочая неделя и отсутствуют некоторые каникулы). Поэтому в этом году планирую проходить сразу по 2 урока, исключая некоторые задания (например, устный счет будем брать только в одном из двух уроков). Что-то делать устно. Что-то писать только ответы, без оформления. НО при всем при этом, качество образовании существенно улучшается. Русский у обоих подтянулся до пятерки. По математике со старшим прошли далеко не все темы, но ВПР он написал на максимальное количество баллов и лучше всех в классе.
Liv-Grete Poiree ответила Ольге
Ольга, спасибо огромное! Если решимся на СО, тоже будем заниматься по РКШ. Конечно, немного страшновато стало) А в занятия до вечера Вы включили так же подготовку к музыкальной школе и сами занятия в дополнительных школах? Меня больше интересует время именно на занятия по школьной программе. А дети в каких классах? Очень тяжело Вам было? Ещё и дом вести. Гулять успевали?
Liv-Grete Poiree ответила Ольге
Ольга, у Вас шесть деток...а с младшими как справлялись при этом?
Ольга Витязева ответила Liv-Grete
Liv-Grete, подготовка к муз.школе и сами занятия в дополнительных школах, конечно, тоже входили в занятия до вечера. Дети были в 3 и 5 классах. Тяжело, конечно, было. Но думаю, что это больше было связано с тем, что до перехода на СО я интересовалась вначале только плюсами СО и совсем ничего не изучала по практической части: что преподавать и как преподавать. И как только удалось убедить мужа, что СО - это здорово, мы сразу прямо в середине учебного году ушли, и только тогда я начала изучать, а по каким пособиям лучше учиться, как распланировать день, как проводить уроки. На это уходило море времени. Мы прыгали с пособия на пособие, многое пытались совместить, даже когда перешли уже на РКШ. Кроме того, у нас была огромная проблема с расшколиванием: дети совершенно не хотели заниматься просто так, не на оценку. Не хотели заниматься самостоятельно, хотя до этого я к их урокам вообще никогда не подходила. Т.е. они привыкли, что работать надо только тогда, когда за ними смотрит учитель или когда это будут спрашивать в школе. Здесь оговорюсь, что на СО оба переходили с удовольствием. Еще, благодаря семинарам Оксаны, я поняла, что у нас огромные проблемы с привязанностью. И над этим тоже пришлось немало потрудиться. Но что хочу сказать: все это принесло свои плоды. Отношения в семье действительно улучшились за полгода СО (до перехода на СО я вообще не подозревала, что у нас есть какие-то проблемы: с мотивацией, с отношениями). Что интересно, с третьим ребенком (он в этом году в первый класс идет, тоже на СО) мы шли по РКШ по шестилеткам, и никаких проблем с мотивацией не было, он ждет не дождется своих уроков, все делает быстро и четко. Думаю, что с ним и в первом классе проблем быть не должно.
Еще хочу добавить, что первый год у всех трудный (это я тоже в семинаре Оксаны узнала, что меня очень подбодрило). Это время проб и ошибок, дальше легче будет. А СО меняет в семье всё: и отношения, и образ жизни, и ценности. Несмотря ни на что, я ни разу не пожалела о переходе на СО. И чем дальше, тем все больше влюбляюсь в него. Особенно, когда есть такие наставники как Оксана.
Что касается прогулок, то я и раньше с детьми никогда не ходила гулять специально, у нас частный дом, я отпускаю их одних, а маленький обычно прогуливается только во время сна под окном, сейчас уже со старшими отпускаю.
Ольга Витязева ответила Liv-Grete
Liv-Grete, с младшими, конечно, не просто было, особенно вначале. Мы просто закрывались от них в классной комнате, и они вытворяли в остальном доме все, что хотели, иногда ломились к нам, но мы не поддавались :). Сейчас к этому вопросу подхожу по-другому (тоже благодаря семинарам Оксаны и некоторому опыту). Так как у нас все младшие дети домашние, интерес к учебе у них пока не угас. И они с удовольствием занимаются в своих тетрадках-пособиях, которые я накупила им в огромных количествах: обводилки, раскраски. Иногда разрешаю им полепить или в лего поиграть. Вобщем, им тоже лучше заранее что-то приготовить для занятий, чтобы они под ногами не мешались. Правда в этом году самому младшему уже годик исполнился, и он уже лазит везде и ломает все, и рвет, и объяснений пока не понимает, и заниматься еще ему не интересно. Что делать будем, пока не знаю, но, думаю, Господь управит. Что-нибудь придумаем.
Liv-Grete Poiree ответила Ольге
Ольга, спасибо большое! Очень полезен был Ваш ответ! Я вот тоже иногда думаю, как здорово свой дом снимает проблему прогулок...
Ольга Витязева
Еще могу рассказать про опыт моей сестры. У нее в прошлом году тоже было шестеро детей, и они тоже в то же время, как и мы, перешли на СО. Только у нее трое школьников и седьмым беременна была. И жили они не в частном доме. И гулять иногда выбирались. И когда они аттестации в конце года сдавали в новой школе, к которой прикрепились на СО, то все учителя от детей ее просто в восторге были, уговаривали их переходить в эту школу на очное отделение, так как им такие дети очень нужны. И еще очень удивлялись, что у мамы не только специального педагогического, но даже никакого высшего образования нет.
Оксана Агеева ответила Ольге
Ольга, очень важная мысль, что если заранее подготовить к уроку нужное, то это сильно время экономит. И то, что младшим надо много всего запасти для их занятий. Мы окучивали магазины всякие развивающие, скупали пазлы, констукторы, коробки с карточками, где надо пары собирать из мамы и детеныша (животные), лото покупали, кубики и тд. Младшие с этим сидели спокойно на наших занятиях в той же комнате, периодически прибегая приласкаться.
Оля Гурина
Сколько хороших мыслей! Вопрос: как вы меняли (если меняли) расписание в случае болезни ребенка? Если болеет, к примеру, дошкольник, как заниматься со старшими, или когда сами школьники болеют... И был ли опыт у кого-то, если приходилось ложиться в стационар....
Оксана Агеева ответила Оле
Оля, мне понравился ответ Виктории Боткин, когда ее спросили: "А что вы делали, когда дети болели?" Она ответила: "Что могли, то и делали".
В остром состоянии, в слабости и температуре сами заболевшие, конечно, не учатся. Лежат и выздоравливают. Как и очники.
А если болеет дошкольник, я учила старших параллельно с уходом, как могла, а если не могла (или сама болела), то на этот случай у нас приобретено все, что ребенок может делать сам, чтобы не было простоя. И эти все тетрадочки-пособия и не только в болезни нас выручают, а если я уезжаю по делам и тд.
Оксана Агеева ответила Оле
Оля, а со стационаром был опыт. Туда принесла учебное уже когда выздоравливал сын, уже совсем хорошо себя чувствовал, просто доделывали ему курс лечения. Интересно, что когда он был очень слабый после операции, когда лежал в реанимации, и никто не гарантировал, выздоровеет ли он, сын пересохшими губами попросил меня принести ему в реанимацию его любимый атлас-определитель Плешакова. Ему было 8 лет.
Обычно на СО требуется меньше времени на освоение программы по ФГОС. Гораздо больше времени занимает углубление и всякие роскошные учебные изыски. Поэтому потеря недели тут, трех дней там, обычно на аттестациях не сказывается.
Liv-Grete Poiree
Объявление) В православном журнале "Фома" в преддверии учебного года вышла подборка статей о СО. Сама не читала пока, очень интересно услышать мнение Оксаны! А также родителей, которые ушли из школы. http://foma.ru/tag/vopros-nomera-semeynoe-obrazovanie
Вопрос номера: семейное образование Archives - Православный журнал "Фома"foma.ru
Liv-Grete Poiree
Ознакомилась с подборкой. Стало немного грустно. Из четырех статей одна посвящена организационным моментам СО без всяких оценок, хорошо оно или плохо, одна статья "старая", еще июньская, её я читала. В двух других ненавязчиво говорится о том,что СО выбирают либо родители,не понимающие во что ввязываются и поэтому делающие множество педагогических ошибок (статья учителя), либо СО для мам-наседок,а не талантливых музыкантов и проч (статья Елены Фетисовой). Поэтому главный посыл подборки: СО - это большой риск для семьи и ребенка.
Оксана Агеева ответила Liv-Grete
Liv-Grete, Может быть, сейчас уже нужны не агитацио<