Понятие тренирующего эффекта средств

силовой подготовки

Научные исследования последних лет и многолетний практи-ческий опыт дали богатый фактический материал, на основе кото-рого строится современная методика специальной силовой подго-товки спортсменов. Однако надо отметить, что этот материал еще

– 125 –

недостаточно обобщен, проанализирован и осмыслен теоретиче-ски. И хотя современные атлеты достигли высокого уровня спор-тивного мастерства, это еще не дает оснований говорить о нали-чии детально разработанной методической системы специальной силовой подготовки. Они приходят к мастерству в значительной мере за счет большого объема силовой работы и колоссальных затрат энергии. Ряд слабых сторон в организации специальной силовой подготовки касается подбора и использования ее средств.

Несмотря на кажущееся многообразие, круг средств специаль-ной силовой подготовки довольно ограничен. По существу, начи-нающие и квалифицированные спортсмены применяют одни и те же средства, разница лишь в объеме и интенсивности их выполне-ния. Это, во-первых, приводит к однообразию занятий, во-вторых, организм адаптируется к ставшему привычным раздражителю

и не отвечает на него теми приспособительными перестройками, на которые рассчитывает спортсмен. При этом квалифицирован-ные спортсмены затрачивают много времени на использование малоэффективных средств, ничего не прибавляющих к уровню их силовой подготовленности. Начинающие же спортсмены, наобо-рот, используют сильнодействущие средства, к которым они еще не готовы, и тем самым создают ничем не оправданные предпо-сылки к перегрузке организма и нарушению естественного хода процесса становления спортивного мастерства.

Существенным недостатком в организации силовой подготов-ки является и то, что спортсмены еще мало учитывают феномен качественной специфичности тренирующего эффекта силовых упражнений. Поэтому очень часто они применяют средства, ко-торые по специфике тренирующего воздействия очень мало со-ответствуют требованиям, предъявляемым к организму при вы-полнении основного спортивного упражнения. Как правило, упражнения подбираются просто «на силу» и носят общеразви-вающий характер. В качестве другой крайности надо отметить явно проявляющееся в последнее время стремление к подбору упражнений так называемых «структурно сходных» с основным упражнением. Это в принципе оправданное и правильное требо-вание иногда доводится до абсурда, и спортсмены изобретают та-кие замысловатые упражнения, которые еще менее эффективны, чем традиционные общеразвивающие. Все это со всей очевидно-стью указывает на отсутствие научно обоснованной методической системы специальной подготовки, в которой должны найти свое




– 126 –

определенное место как общеразвивающие, так и специализиро-ванные силовые упражнения.

Для разработки такой системы необходимо прежде всего ре-шить вопрос об объективной оценке тренирующего эффекта си-ловых средств. Тренирующий эффект – это мера воздействия того или иного средства или комплекса средств на организм, выражаю-щаяся в величине, качестве и стойкости его приспособительных перестроек. Следует выделить ряд специфических показателей, характеризующих тренирующий эффект, которые необходимо учитывать как при подборе средств, так и при разработке методи-ческой системы специальной силовой подготовки.

Прежде всего необходимо различать срочный и отставленный тренирующий эффект. Одномоментная реакция организма на применение того или иного средства может выражаться в кратко-временном улучшении или ухудшении текущего функционально-го состояния спортсмена. В методическом аспекте это в зависи-мости от стоящей задачи определяет паузу отдыха перед выпол-нением следующего упражнения: она может быть увеличена, если требуется восстановление организма, или оптимально укорочена, если используется эффект наложения друг на друга следовых яв-лений в организме. Отдаленная реакция организма выражается

в относительно устойчивой его функциональной перестройке, которая может быть существенной только в том случае, если тре-нирующие воздействия были достаточны по своему объему.

Частный и кумулятивный эффекты соответственно характери-зуют результат воздействия на организм одного или нескольких однонаправленных по своему воздействию средств или комплекса качественно разнонаправленных средств. В первом случае при-способительные перестройки в организме однозначно отражают ту качественную специфичность режима деятельности, которая свойственна применяемому средству (средствам). Во втором слу-чае приспособительные перестройки носят интегральный, обоб-щенный характер. Однако это не просто сумма функциональных приобретений организма, а качественно новая форма его мотор-ных возможностей, обладающая теми специфическими чертами, которые присущи применяемым в тренировке средствам. По-скольку тренировочный процесс включает в себя комплекс раз-нонаправленных по своей качественной специфике средств, то кумулятивный тренирующий эффект, по существу, – основной продукт подготовки спортсмена, определяющий уровень развития




– 127 –

его ведущей способности. Поэтому от умения подобрать такой раз-личный по тренирующей направленности спектр средств, который обеспечил бы требуемый кумулятивный тренировочный эффект,

в значительной мере зависит успех подготовки спортсмена. Следует также иметь в виду такие специфические показатели,

характеризующие тренирующий эффект средств силовой подго-товки, как абсолютная и относительная сила, качественная и ко-личественная характеристики, стойкий и временный характер.

Об абсолютной силе тренирующего эффекта следует говорить

в том случае, когда необходимо оценить эффективность двух или более средств для того, скажем, чтобы выбрать наиболее дей-ственное из них. Относительная сила тренирующего эффекта – это та же оценка действенности средств, но уже с учетом реаль-ного уровня специальной подготовленности атлета. Качественная и количественная характеристика тренирующего эффекта вы-ступает соответственно как оценка его специфического выраже-ния и величины прироста в уровне функциональных показателей организма спортсмена. И, наконец, стойкий и временный характер тренирующего эффекта оценивают длительность его сохранения.

Рассмотренные специфические показатели и некоторые осо-бенности тренирующего эффекта силовых средств недвусмыс-ленно свидетельствуют о тех сложностях, с которыми сталки-вается тренер, планируя содержание и направленность силовой подготовки спортсмена. И поскольку достаточно убедительных оснований к подбору силовых средств с учетом этих показателей и особенностей у него, к сожалению, еще очень мало, то и веро-ятность успеха в достижении желаемого уровня специальной силовой подготовленности спортсмена также очень мала. Чтобы ликвидировать этот очевидный пробел, необходимо, во-первых, обратить серьезное внимание на объективную оценку тренирую-щего эффекта силовых упражнений, которыми располагает прак-тика сегодняшнего дня и, во-вторых, организовать научный по-иск, ориентированный на разработку теоретических положений и методических решений, связанных с реализацией кумулятивно-го эффекта комплексного применения силовых средств. Скажем прямо, что в этом отношении сделано еще очень и очень мало. Правда, некоторые обобщения уже возможны:

1. Тренирующий эффект любого средства снижается по мере роста уровня специальной физической подготовленности спортс-мена, тем более достигнутого с помощью этого средства.

– 128 –

2. Применяемые средства должны обеспечивать оптимальный по силе тренирующий эффект относительно текущего функцио-нального состояния организма спортсмена.

3. Следы предыдущей работы изменяют тренирующий эффект любого средства.

4. Тренирующий эффект комплекса средств определяется не только и не столько суммой раздражителей, сколько их сочетани-ем, порядком следования и разделяющим их интервалом.

5. Состав средств специальной силовой подготовки в целом должен включать комплекс специфических раздражителей, обе-спечивающих формирование требуемой для данного вида спорта структуры силовой подготовленности с учетом конкретного уров-ня спортивного мастерства атлета.

Для разработки методики силовой подготовки очень важен еще один вопрос.

Тренирующий эффект возникает в результате многократного

и систематического повторения комплекса средств. Вся сумма содержащихся в нем специфических воздействий на организм спортсмена понимается как тренировочная нагрузка. Существен-ными характеристиками тренировочной нагрузки являются: ее результирующий эффект (качественная и количественная оценка достигнутого уровня специальной работоспособности спортсме-на), состав или содержание (комплекс применяемых средств), структура (соотношение средств во времени и между собой), объем (мера количественной оценки тренировочной работы)

и интенсивность (мера напряженности тренировочной работы). Далее состав и структуру, объем и интенсивность целесообразно рассмотреть в качестве параметров управления тренировочной нагрузкой, результирующий эффект – как целевую функцию управления, а отношение объема нагрузки к достигнутому трени-ровочному эффекту – как критерий эффективности управления тренировочным процессом. Отсюда задача управления трениро-вочной нагрузкой заключается в достижении высокого трени-ровочного эффекта за счет рациональной организации состава

и структуры нагрузки при ее оптимальном объеме и интенсив-ности.

Нагрузка приводит к успеху, если средства, составляющие ее, обладают достаточным тренирующим эффектом, т.е. способны вызвать в организме определенные приспособительные реакции. Особенное значение это имеет для спортсменов высшей квали-

– 129 –

фикации, поскольку те средства и методы, которые они исполь-зовали на предыдущих этапах подготовки, уже не способны обе-спечить необходимый для их дальнейшего роста тренирующий эффект. Поэтому поиск высокоэффективных средств и методов специальной силовой подготовки всегда находился и находится

в центре внимания в нашей стране и за рубежом. За последнее время в практику внедрены изометрические и изокинетические упражнения, «ударный» метод развития взрывной силы мышц, метод электростимуляции и т.п. И хотя не все они достаточно изучены и не имеют еще детально разработанной методики при-менения, тем не менее они приносят ощутимый успех, подтверж-дающий тем самым плодотворность и перспективность исследо-ваний в этом направлении.

В последние годы объем нагрузки заметно возрос. Однако нельзя согласиться с таким положением, когда увеличение объе-ма тренировочной работы рассматривается как единственная или

в лучшем случае наиболее доступная возможность повышения эффективности подготовки спортсменов.

Элементарная логика и практический опыт убедительно сви-детельствуют, что в принципе количественным критерием работы нельзя компенсировать низкий тренирующий эффект применяе-мых средств. В то же время бесспорно, что при наличии высоко-эффективных специализированных средств, рационально органи-зованных в рамках того или иного этапа или цикла тренировки, можно достичь высокого уровня специальной работоспособности при значительно меньшем объеме тренировочной работы и в бо-лее сжатые сроки. Однако следует подчеркнуть, что роль объема тренировочной работы как одного из условий повышения уровня специальной работоспособности в ряде видов спорта (главным образом циклического характера) и на определенных этапах под-готовки не ставится под сомнение. Чтобы не создавать неясностей

в оценке роли объема нагрузки, следует выделить две основные задачи, которые он решает в тренировочном процессе. Первая связана с созданием функциональной базы для дальнейшего раз-вития специфической работоспособности спортсмена, вторая – с повышением уровня его специальной подготовленности, глав-ным образом в плане развития выносливости. И если первая за-дача вне всякого сомнения имеет значение универсального мето-дического принципа, то вторая правомерна лишь для отдельных видов спорта. К этому следует добавить, что объем тренировочной

– 130 –

работы является важным условием успеха технической подготов-ки спортсмена. Кроме того, имеются данные, свидетельствующие

о прямой зависимости между объемом нагрузки и длительностью сохранения достигнутого тренировочного эффекта.

В отличие от объема тренировочной нагрузки рациональная структура ее имеет важное значение в любом виде спорта. Из практики известно, что ни одно средство и ни один метод специ-альной подготовки не может считаться универсальным или аб-солютно эффективным. Каждый из них может (и должен) иметь преимущественное значение на том или ином этапе тренировки в зависимости от двигательной специфики вида спорта, уров-ня подготовленности спортсмена, характера предшествующей тренировочной нагрузки, конкретных задач текущего этапа тре-нировки и т.п. Вместе с тем исследования (Ю.В. Верхошанский, 1966, 1970; В.В. Татьян, 1974; А.В. Ходыкин, 1975) убедительно показали, что если говорить об абсолютном эффекте специаль-ной силовой подготовки, то при определенной системе приме-нения различных средств и методов он значительно выше, как по своему качественному, так и количественному выражению, чем при раздельном, неупорядоченном во времени их исполь-зовании, и достигается при меньшем объеме тренировочной на-грузки.

Следует отметить еще одно обстоятельство. Если применяе-мые средства не обладают достаточным тренирующим эффектом, то фактором, способным стимулировать дальнейший рост специ-альной работоспособности, становится не столько объем трениро-вочной работы, сколько специализируемое упражнение, и только в том случае, если оно выполняется в условиях тренировки на уровне рекордных для данного атлета показателей. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что выполнение в условиях тренировки специализируемого упражнения в полную силу («на результат») следует рассматривать как прогрессивную тенденцию в методи-ке подготовки высококвалифицированных спортсменов. Однако возведение этого частного методического приема в главную ме-тодическую идею, определяющую стратегию подготовки спортс-менов, также нельзя признать правильной. Это означало бы не только отказ от тех принципов рационального построения, тре-нировки, которые разработаны в ходе эволюции ее методики, но и возврат к примитивным исходным представлениям, с которых она начиналась.

– 131 –

Таким образом, проблема средства в теории и методике спор-тивной тренировки далеко не исчерпана, и тенденция к увеличе-нию объема тренировочной нагрузки, характерная для настояще-го времени, не должна умалять ее значения и отвлекать внимание специалистов от ее глубокого изучения.

Если теперь попытаться представить логическую последова-тельность, которой следует придерживаться как при практиче-ском решении проблемы повышения эффективности методики специальной силовой подготовки, так и при выборе стратегии необходимого для этого научного поиска, то она укладывается в следующую принципиальную схему:

режим → средства → методы → система → объем.

Из схемы следует, что средства специальной силовой подго-товки должны подбираться на основании объективных количе-ственных представлений о двигательной специфике данного вида спорта и быть адекватны ей по режиму работы организма. Основ-ной критерий при этом – гарантия их тренирующего эффекта для данного уровня специальной работоспособности организма. Следующий шаг – определение адекватного метода, т.е. способа использования средств исходя опять-таки из специфики двига-тельного режима, присущего данному виду спорта, а также уровня подготовленности спортсмена, задач текущего этапа тренировки

и т.д. Весьма перспективным для совершенствования методики специальной силовой подготовки спортсменов представляется реализация принципа системного применения средств исходя из задачи получения необходимого кумулятивного тренировочного эффекта. И, наконец, в качестве последнего условия достижения необходимого уровня специальной силовой подготовленности выступает объем специальной работы, оптимальная величина которого должна определяться исходя из этапа и текущих задач подготовки спортсмена, календаря соревнований, степени интен-сивности нагрузки.

Схема подчеркивает, что возлагать надежды на реализацию возможностей того или иного параметра нагрузки целесообразно только после исчерпания возможностей предыдущего параметра. Например, не использовав полностью возможности повышения тренирующего эффекта отдельных средств силовой подготовки

и их системного применения, не разумно идти по пути увеличе-ния объема нагрузки. Правда, реализация этого положения тре-

– 132 –

бует определенного мужества от специалистов, ибо для этого необходимы серьезные исследовательские усилия. И поскольку увеличить объем тренировочной работы легче и проще, чем найти действительно эффективные средства специальной подготовки, то такой путь очень легко принимается практикой.

Наши рекомендации