Зависимость сила – мышечная масса
Сила мышц связана с величиной их физиологического попе-речника и, следовательно, косвенно характеризуется весом тела. Поэтому чем больше собственный вес атлета, тем больший груз он может поднять. Собственный вес спортсмена пропорционален кубу его линейных размеров, в то время как величина физиологи-ческого поперечника мышц пропорциональна лишь их квадрату. Отсюда математическая зависимость между максимальной си-лой (F), на которую способен атлет, и весом его тела (w) может быть выражена следующим образом: F=а·w2, где а – постоянная величина, характеризующая уровень тренированности атлета (Т. Lietzke, 1956). В логарифмическом выражении это уравнение имеет следующий вид: log F = log а + 0,66 log w. Эта зависимость удовлетворительно отражает отношение между собственным ве-сом штангистов, выступающих в разных весовых категориях, и их результатами в тяжелоатлетических упражнениях. Для величины абсолютной силы борцов связь с весом выражается уравнением log F = log 1,005 + 0,724 log w (Э.Г. Мартиросов и др., 1967). При-чем наблюдение за силой отдельных мышечных групп у борцов различных весовых категорий показало прямолинейную зависи-мость ее от веса тела.
Количественный анализ подтверждает довольно тесную связь между собственным весом тяжелоатлетов и их достижениями (Ph. Rasch, 1960; М.В. Стародубцев, 1966; И.А. Письменский, 1974). Однако эта зависимость относится в полной мере только
к максимальной силе мышц безотносительно к быстроте ее про-явления. Если же учесть последний фактор, то отношения между собственным весом атлета и проявленной силой будут совсем
– 102 –
иными. Оказывается, что корреляция между весом тела и весом поднятой штанги уменьшается по мере увеличения быстроты
ее подъема. Так, если для жима она равна 0,719, то для толчка – 0,706, а для рывка – 0,685 (М.В. Стародубцев, 1966). Причем на результат в рывке снижение собственного веса оказывает гораздо меньшее влияние, чем на результат в жиме (А.Н. Воробьев, 1964; А.С. Медведев, Г.С. Туманян, 1967).
Таким образом, наибольшая связь между мышечной массой и проявляемой силой наблюдается в тех случаях, когда сила мак-симальная, а быстрота ее проявления имеет второстепенное значе-ние. По мере увеличения быстроты проявления силы связь между силой и весом тела уменьшается или, точнее, не имеет столь суще-ственного значения, например, для упражнений взрывного типа, и в частности для прыжковых упражнений (L. Smith, 1961; Н. Pe-ters, 1961; Z. Kuras, 1962; H. Schünke, Н. Peters, 1962).
В спортивной практике, особенно в тех случаях, когда сравни-вают атлетов разного веса и разной физической подготовленно-сти, принято пользоваться величиной относительной силы. Отме-чено, что с ростом собственного веса спортсмена увеличивается абсолютная сила и падает относительная (А.Н. Крестовников, 1939; И.Н. Книпст, 1952; В.И. Чудинов, 1961; В.М. Зациорский, 1966; Э.Г. Мартиросов и др., 1967), хотя можно встретить и обрат-ное утверждение (И.Н. Абрамовский, 1966).
Итак, рост силы мышц сопровождается увеличением мышеч-ной массы только в отдельных случаях, когда требуемое движе-ние связано с преодолением большого отягощения или перемеще-нием его с небольшой скоростью. Рассмотренные факты со всей очевидностью свидетельствуют, что морфологические изменения в мышцах, выражающиеся, в частности, в их гипертрофии, обу-словлены характером проявляемой силы, равно как и методом ее развития. Эти факты подводят к фундаментальной проблеме ме-тодики силовой подготовки, связанной со специфичностью силы мышц.
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ
РАБОЧЕГО ЭФФЕКТА СИЛЫ МЫШЦ
Величина внешней силы, которую способен проявить человек, непостоянна и в значительной мере зависит от условий, предше-ствующих и сопутствующих двигательной деятельности. Поэто-
– 103 –
му в единоборстве с расстоянием и временем, сопротивлением со-перника и земным притяжением атлет тем больше имеет шансов на победу, чем лучше знает, как полнее и искусней использовать резервы нервной и мышечной систем.
Разминка
Разминка способствует приведению организма спортсмена
в состояние необходимой работоспособности. Разминка включает
в себя две части – общую и специальную. Задача общей части – повышение функциональных возможностей организма в целом; задача специальной части – установление наиболее оптимальных взаимоотношений между структурой предстоящего движения и деятельностью ЦНС, осуществляющей через двигательный аппарат выполнение данного движения (Н.Г. Озолин, 1949; А.Н. Крестовников, 1951; R. Miller, 1951; L. Blank, 1955). Повы-шение работоспособности организма в процессе врабатываемости при физической деятельности определяется как внутрицентраль-ными изменениями мобилизационного характера, так и измене-ниями на рабочей периферии, т.е. в самих мышцах.
Естественно, что особый интерес представляет специальная часть разминки, предшествующая силовой работе во всех ее про-явлениях (см. обзоры Н. Tompson, 1958; D. Swegan, G. Jankosky, 1958; I. Grose, 1958; A. Sedgwick, H. Whalen, 1964).
Известно, что мышца сокращается тем скорее и интенсивнее, чем выше ее температура (И.С. Беритов, 1947). С повышением температуры тела увеличивается электрическая активность мыш-цы (К. Golenhofen, Н. Göptert, 1958; К. Book, К. Golenhofen, 1959) и уменьшается время активного состояния ее после стимуляции (A. Hill, 1951; L. Macpherson, D. Wilkie, 1954). Местное нагревание увеличивает силу, измеренную динамометром (A. Robbins, 1942), и время, в течение которого мышцы поддерживают стандартное напряжение или стандартную работу (A. Nukada, 1955). Нагре-вание (душ) увеличивает изометрическую выносливость мышц (A. Nukada, 1955), а также скорость их сокращения и выносливость
в работе циклического характера до 7,5–9% (Е. Assmusen, О. Boje, 1945; L. Muido, 1946; F. Carlisle, 1956; H. De Vries, 1959). Охлаж-дение, наоборот, вызывает уменьшение силы мышечного сокра-щения и удлиняет его время. Период работоспособности мышц, охлажденных до 18º, укорачивается в 3–4 раза (Н.А. Тихомиро-ва, 1961; I. Fay, G.Smith, 1941). Интересно, что массаж не влияет
– 104 –
на уровень выносливости в циклических упражнениях (P. Karpo-vich, С. Hale, 1956; Н. De Vries, 1959), но повышает мощность взрывной работы (V. Skubic, I. Hodgkins, 1957; L. Меrlino, 1959). Однако максимальной работоспособности мышца может достиг-нуть только после ряда сокращений, число и характер которых определяются функциональным состоянием организма и интен-сивностью предстоящей работы. Повторная работа как форма разминки повышает быстроту движения (D. Swegan, G. Jankosky, 1958). Вместе с тем если это работа умеренной интенсивно-сти, то она не дает преимущества для силы. Активная разминка
с включением интенсивных упражнений является эффективным средством для успешного выполнения упражнений скоростно-силового типа и особенно упражнений взрывного характера (I. Hippie, 1956; Е. Michael а. о. 1957; В. Pacheco, 1957).
Так, прыгучесть у женщин-баскетболисток возрастает на 1– 4,5 см (П. Панайотов, 1962), а у легкоатлетов-прыгунов – до 10 см (В.М. Дьячков, 1961). Сила боксера увеличивается в среднем на 40–70 кг, а время нанесения удара уменьшается на 0,2–0,4 с. Причем интересно, что если в покое между силой и бы-стротой удара не наблюдается значимой связи (r = 0,40, недосто-верен), то после разминки она существенно отличается от нуля (r = 0,624 при р< 0,99) (А.А. Карабанов, 1966). Неоднократно отмечалось, что участие в забегах на 100 м или эстафетном беге 4Í100 м способствует отличному результату в последующих прыжках в длину (Ю.В. Верхошанский, 1961).
Таким образом, предшествующая работа, сходная по характеру
с последующей, значительно уменьшает период врабатываемо-сти по сравнению с работой иной координационной структуры. Но, главное, она позволяет мышцам перенести без повреждения большую нагрузку и выполнить значительные по силе и бы-строте сокращения. Движения, включаемые в разминку, долж-ны соответствовать специализируемому упражнению не только по координационной структуре, но и по интенсивности нервно-мышечных напряжений. Последнее обстоятельство особенно важно для скоростно-силовых упражнений.