Физической подготовленности спортсмена
В методической литературе и спортивной практике принято делить двигательные способности на общие и специальные. Од-нако следует подчеркнуть, что та или иная форма спортивной работоспособности обеспечивается комплексом двигательных способностей, которые конкретны по своим качественным харак-теристикам и относительно независимы как в своем проявлении,
– 56 –
так и в своем развитии и могут быть названы детерминантными. Тем самым подчеркивается, что они являются определяющими для целого ряда двигательных проявлений, в основе которых ле-жит единый физиологический механизм.
Вместе с тем, учитывая определенную функциональную роль детерминантных двигательных способностей, представляется це-лесообразным выделить в их составе специфические, неспецифи-ческие и нивелирующие способности. Последние в своей сово-купности обеспечивают так называемую ведущую двигательную способность, адекватную в своем моторном выражении требова-ниям, исходящим из условий и двигательного режима конкретной спортивной деятельности.
Функциональная роль специфических способностей заключа-ется в обеспечении рабочей производительности ведущей двига-тельной способности. Неспецифические же способности по сво-ей качественной характеристике не соответствуют требуемому режиму поведения организма и участвуют в его обеспечении как вспомогательный фактор. Его роль заметна там, где проявление специфических способностей в силу каких-то объективных при-чин затруднительно. Например, если преимущественно требуется быстрота движения (специфическая способность), но в сложив-шейся ситуации проявление ее на высоком уровне затруднено внешним сопротивлением, то в качестве вспомогательного фак-тора выступает сила мышц (неспецифическая способность). Или если качественный уровень проявления взрывной силы снижает-ся, например, в связи с прогрессирующим утомлением, требуемый двигательный эффект может быть поддержан за счет специальной выносливости.
Неспецифические способности могут зачастую приобретать негативную по отношению к ведущей двигательной способности форму. Например, чрезмерное развитие абсолютной силы мышц отрицательно влияет на уровень: скоростных способностей.
Нивелирующие способности (понятие, вводимое, по-види-мому, впервые) выполняют важную функциональную роль в со-вершенствовании ведущей двигательной способности и форми-ровании структуры физической подготовленности в целом. Они сглаживают противоречия между антагонистическими способ-ностями, несколько снижая рабочую эффективность специфи-ческих способностей, но зато нейтрализуя влияние неспецифи-ческих, если последние приобретают явно негативную форму по отношению к первым.
– 57 –
Рис. 21. Схематическая модель |
структуры физической |
подготовленности спортсмена |
Рис. 22. Схематическая модель |
структуры специфической двигательной способности |
Учитывая качественное многообразие форм проявления дви-гательной функции и допуская возможность формирования цело-го ряда неспецифических двигательных способностей, следует признать, что нивелирующая роль отдельных функциональных приобретений организма имеет исключительно важное значение для обеспечения высокого уровня спортивной работоспособности в меняющихся условиях деятельности.
Наконец, следует отметить, что детерминантные двигательные способности, в свою очередь, представляют собой комплексные структуры элементарных форм двигательных способностей. Та-ким образом, структура физической подготовленности организо-вана по иерархическому принци-пу, и в ней в качестве основных составляющих следует разли- чать ведущие, детерминантные
и элементарные способности.
Опираясь на изучение типов свя-зи между способностями (1.3.2), можно следующим образом пред-ставить принципиальную орга-низацию структуры физической подготовленности (рис. 21). Ве-дущая двигательная способность
(В) является результатом раз-вития и интеграции комплекса детерминантных, главным об-разом специфических (С), и неспецифических (НC) для каждого конкретного случая способностей. В процессе инте-грации активно участвуют ниве-лирующие двигательные способ-ности (H), которые, во-первых, сглаживают остроту негативных отношений между отдельными специфическими и неспецифиче-скими способностями, во-вторых, опосредствуют связь между ними и, в-третьих, расширяют функ-циональный диапазон и приспо-собительные возможности веду-
– 58 –
щей способности. В свою очередь, каждая из детерминантных спо-собностей представляется как структурный комплекс элементар-ных способностей (Э).
В основе формирования структуры физической подготовлен-ности лежит диалектическое единство дифференциации и инте-грации двигательных способностей, в результате чего возникает качественно новая способность, реализуемая с высоким рабочим эффектом в широком диапазоне условий. Это, если можно так выразиться, эмерджентная способность, качественная новизна которой заключается в том, что ее функциональные возможности больше, чем сумма свойств составляющих способностей.
Одним из условий формирования структуры физической под-готовленности выступает развитие специфических двигательных способностей. Прежде чем сделать предположение о функцио-нальном механизме специфической двигательной способности, необходимо принять во внимание следующие факты. Во-первых, элементарные формы двигательных способностей функциональ-но независимы, не трансформируются в ведущие (специфические)
и по мере роста тренированности сохраняют свою качественную индивидуальность. Во-вторых, специфические двигательные спо-собности (например, взрывная сила) уже в общих чертах присущи человеку и являются врожденным свойством его моторного аппа-рата. В-третьих, специфические способности развиваются только определенным двигательным режимом.
Отсюда возникают две предпосылки для теоретической гипо-тезы: либо в основе специфической способности лежит функцио-нально и качественно обособленный от близких двигательных способностей механизм, либо она определяется специфической нейромоторной структурой, интегрирующей частные функцио-нальные механизмы отдельных элементарных форм двигатель-ных способностей в единое функциональное целое.
Однозначно принять ту или иную гипотезу затруднительно. С полным основанием можно только констатировать, что форми-рование и развитие специфических способностей идет не на осно-ве синтеза элементарных форм двигательных способностей, раз-виваемых отдельно, и не путем постепенного трансформирования одних способностей в другие.
Последнее обстоятельство говорит за вторую гипотезу, хотя принять ее можно пока только на логической основе. Предпола-гаемая гипотеза может быть выражена принципиальной схемой (рис. 22) структуры способности к проявлению усилий взрывно-
– 59 –
го характера. Схема подчеркивает, что развитие этой способности
(I) происходит в условиях специфического двигательного режима (СДР), воздействующего на компонентные составляющие взрыв-ной силы мышц (стартовую – Q, абсолютную – F, ускоряющую
– G, их способность к быстрой реализации ненагруженного дви-жения – V) и формирующего ее специфическую нейромоторную структуру (СНС). Последнее – основное условие развития взрыв-ной силы. В зависимости от преимущественной роли тех или иных компонентных составляющих взрывной силы в реализации движения ее специфическая нейромоторная структура приобре-тает те или иные функционально качественные черты.
Следует отметить принципиальное различие в системообразу-ющем механизме структуры физической подготовленности в це-лом, а также в механизме ведущей и специфической двигательных способностей. В первых двух случаях в качестве принципиальной формирующей основы выступает преимущественно процесс ин-теграции, в последнем случае – процесс приспособительного со-вершенствования уже имеющейся функциональной структуры. Поэтому структура физической подготовленности и структу-ра ведущей двигательной способности более гибки и подвижны и формируются на основе широкого разнообразия форм двига-тельного режима. Специфические же двигательные способности более консервативны, и их нейромоторная структура совершен-ствуется только узким кругом средств.
Подчеркивая необходимость направленного воздействия на процесс формирования структуры физической подготовленности и новизну этой проблемы в теории спорта, следует отдать долж-ное и исключительной сложности ее решения. Эта сложность обусловлена прежде всего тем, что физиологический механизм интеграции в структуре двигательных способностей еще недоста-точно ясен. Кроме того, структура физической подготовленности наглядно-количественно выявляется только в статистическом выражении. Поэтому исключительно важно определение общих статистических закономерностей организации этой структуры, выступающих в качестве предпосылки для поиска средств ее объ-ективной оценки и направленного воздействия на нее.
Итак, материал, рассмотренный в главе, свидетельствует о диа-лектически противоречивой природе адаптивного поведения ор-ганизма в условиях спортивной деятельности. Это проявляется в таких тенденциях, как целостный и избирательный характер
– 60 –
приспособительного реагирования, общность и специфичность | |||||
приобретаемых функциональных перестроек, единство дивер- | |||||
гентной и конвергентной направленностей в развитии приспосо- | |||||
бительных изменений в организме. Указанные тенденции находят | |||||
конкретное выражение в локальной специализации двигательно- | |||||
го аппарата и интенсивном развитии специфических двигатель- | |||||
ных способностей на фоне повышения общей работоспособности | |||||
организма. Функциональные перестройки, захватывая вначале | |||||
организм в целом, идут затем по двум взаимосвязанным (в силу | |||||
единства организма) и вместе с тем независимо развивающим- | |||||
ся (в силу дифференцированности и избирательного характера | |||||
реагирования организма) линиям. Первая объединяет функцио- | |||||
нальные перестройки общего характера, протекающие преимуще- | |||||
ственно за счет количественного критерия тренировочной работы; | |||||
вторая, далеко опережающая первую по темпам своего развития, – | |||||
специфические перестройки, имеющие ярко выраженную ка- | |||||
чественную окраску, приобретаемую преимущественно за счет | |||||
специфического критерия тренировочной нагрузки. Именно эта | |||||
линия главным образом определяет успех спортивной деятель- | |||||
ности. В свою очередь, частные тренировочные эффекты, дости- | |||||
гаемые на уровне основных составляющих ПССМ (специальная | |||||
и техническая подготовленность), обнаруживают явную тенден- | |||||
цию к сближению по своим специфическим характеристикам, | |||||
обеспечивая решение единой задачи – повышение уровня специ- | |||||
альной работоспособности организма (рис. 23). | |||||
Наблюдения характеристик, оценивающих приспособитель- | |||||
ные сдвиги в организме и его внешних отношениях в ходе мно- | |||||
голетней тренировки, показали, что значительная часть из них | |||||
обнаруживает тенденцию к кри- | |||||
волинейной связи со спортив- | |||||
ным результатом (см., например, | |||||
1.2.3). Это обстоятельство способ- | |||||
ствует выявлению наиболее об- | |||||
щих закономерностей динамики | |||||
и структуры ПССМ (Ю.В. Верхо- | |||||
шанский, 1966, 1970). | |||||
Теперь | целесообразно | рас- | |||
смотреть динамику и структу- | Рис. 23. Динамика уровня | ||||
ру составляющих ПССМ в том | специальной (1) и технической | ||||
обобщенном | виде, | в | котором | (2) подготовленности в ПССМ | |
– 61 – |
они вырисовываются в свете из- | ||||||
ложенных выше фактов. Дина- | ||||||
мика четырех основных состав- | ||||||
ляющих спортивного мастерства | ||||||
(специальной | работоспособнос- | |||||
ти спортсмена – А, способности | ||||||
спортсмена к полноценной ути- | ||||||
лизации своего реального двига- | ||||||
тельного потенциала в условиях | ||||||
спортивной деятельности – В, | ||||||
Рис. 24. Принципиальная | уровня общей – С и специальной – | |||||
тенденция в динамике основных | D подготовленности) относитель- | |||||
составляющих спортивного | но спортивного результата может | |||||
мастерства | быть выражена принципиальной | |||||
схемой, представленной на рис. 24. | ||||||
Уровень специальной работоспо- | ||||||
собности атлета, преимуществен- | ||||||
но определяющий его спортив- | ||||||
ный успех, совершенствуется не- | ||||||
уклонно и имеет линейную связь | ||||||
со спортивным результатом. Со- | ||||||
вершенствование | способности | |||||
к эффективному использованию | ||||||
двигательных возможностей мо- | ||||||
Рис. 25. Вектор-корреляционная | жет быть | в | принципе описано | |||
монотонно | возрастающей | кри- | ||||
матрица принципиальной | ||||||
вой, асимптотически приближаю- | ||||||
направленности в изменении | ||||||
тесноты связи между | щейся к линии, выражающей рост | |||||
составляющими ПССМ | ведущей двигательной способно- | |||||
(объяснение в тексте) | сти. Совершенствование | общей | ||||
работоспособности | организма | |||||
может быть выражено монотонно возрастающей, а специальной | ||||||
подготовленности – интенсивно возрастающей параболой. | ||||||
Теснота связи между составляющими различна и в значитель- | ||||||
ной мере определяется двигательной спецификой спортивного | ||||||
упражнения. Однако прослеживается определенная закономер- | ||||||
ность в динамике этих связей по мере роста мастерства. Прин- | ||||||
ципиальная направленность ее может быть обобщенно выражена | ||||||
в форме вектор-корреляционной матрицы (рис. 25), где стрелка | ||||||
показывает тенденцию в изменении тесноты связи (вверх – уве- | ||||||
личение, вниз – уменьшение). |
– 62 –
Конечно, рассмотренная схема не претендует на количествен-ную строгость выражаемых зависимостей и, вероятно, слишком упрощает действительность. Однако она с достаточной для прак-тических целей наглядностью характеризует тенденции в дина-мике основных составляющих ПССМ и может вполне служить ориентиром для многолетнего планирования тренировочного процесса по крайней мере до тех пор, пока более тонкий и богатый математический подход к решению проблемы не даст более точ-ных и надежных результатов.
В заключение несколько слов о спортивной технике (точнее о сущности этого понятия), вытекающей из рассмотренных выше закономерностей динамики ПССМ.
Рабочий эффект спортивного движения есть не что иное, как продукт определенным образом организованного и управляемо-го взаимодействия человека с внешней средой. Однако если ис-ходить из схемы, представленной на рис. 23, то в качестве перво-основы понятия «спортивная техника» выступает не только и не столько организация двигательного состава упражнения, сколько определяемая этой организацией способность спортсмена к це-ленаправленному использованию внешних условий и своих воз-можностей. Эта способность есть итог многолетнего совершен-ствования двигательной функции и обеспечивающих ее систем организма. А если это так, то спортивная техника – результат определенным образом развертывающегося во времени процес-са, и, следовательно, как конкретное научное понятие включает
в себя координату времени. Этим определяется важное методоло-гическое положение, что спортивная техника не состояние, кото-рое может быть достигнуто однажды, а результат непрерывного и нескончаемого процесса движения от менее совершенного к бо-лее совершенному.
Приведенные выше соображения убедительно говорят о том, что распространенное в практике и методической литературе по-нимание спортивной техники как способа решения двигательной задачи не исчерпывает сущности определяемого понятия. Строго говоря, спортивная техника, выраженная конкретной системой движений, представляет собой не столько способ решения двига-тельной задачи, сколько саму двигательную задачу, которую над-лежит решить атлету каждый раз, когда он выполняет спортивное упражнение. Следовательно, суть процесса упражнения, направ-ленного на овладение спортивной техникой, заключается в поиске и освоении рациональных двигательных приемов, позволяющих
– 63 –
наилучшим образом использовать моторные возможности спор-тсмена в конкретных условиях решаемой им двигательной задачи.
Поэтому, говоря о сущности спортивно-технического ма-стерства, можно утверждать, что это прежде всего способность спортсмена к целенаправленному, адекватному двигательной за-даче использованию своих реальных возможностей посредством конкретной системы движений. Неуклонное совершенствование этой способности представляется как ведущий инвариант трени-ровочного процесса, а степень полноты использования моторных возможностей – как критерий его эффективности.
– 64 –
Глава II