Структура слайдов презентации
То, как будет выглядеть каждый конкретный слайд вашей презентации, зависит не только и не столько от ваших творческих замыслов и художественного вкуса, но, в первую очередь, от функций различных элементов слайда.
Эффективное представление информации аудитории возможно только в том случае, если эта информация структурирована не только в масштабах всей презентации, но и в рамках каждого слайда. При этом информационная структура слайдов должна быть очевидной – чтобы пользователю не приходилось гадать, что из предложенных текстов является заголовком и зачем в левом углу вертится сердечко.
Рассмотрим подробнее элементы информационной структуры слайда.
Элементы информационной структуры слайда
Элементы информационной структуры слайда могут быть разделены на четыре группы: содержательные элементы слайда, элементы оформления слайда, интерактивные элементы слайда и элементы привлечения внимания пользователя. Опишем элементы каждой из этих групп, рассматривая только их информационную нагрузку, но не касаясь пока их дизайна.
Содержательные элементы слайда
Заголовок слайда
Назначение данного элемента информационной структуры состоит в однозначном информировании аудитории о содержании слайда. Сделать это можно, по меньшей мере, тремя способами.
1. Просто озвучив тему слайда («Наши клиенты в 2001 году»).
2. Лаконично изложив самую значимую информациюслайда («Количество клиентов удвоилось!»).
3. Сформулировав основной вопросслайда («Чего мы ожидаем в будущем году?»).
Выбор стиля заголовка зависит от конкретной презентации.
Несмотря на очевидность функции заголовка, часто, когда дело доходит до его создания, возникает изрядная неразбериха. Дело в том, что существует странный стереотип, результатом которого являются двусмысленные, аллегорические и прочие литературные заголовки. Далеко не всегда слайд, посвященный, например, женской одежде, следует озаглавливать «Modes et Robes» – гораздо более универсально, информативно и безопасно лобовое название: «Модная женская одежда». Несмотря на то, что в нем отсутствует французский шарм и намек на исключительную утонченность автора. Безусловно, возможна ситуация, когда все будет наоборот – но все конкретные случаи мы рассмотрим чуть ниже.
Итак, главное достоинство заголовка слайда – точность.
Подзаголовок
Подзаголовок – это второй заголовок. Он может выполнять несколько совершенно разных функций.
1. Продолжение заголовка. Если использовать приведенные выше примеры, то в случае, если заголовок слайда «Количество клиентов удвоилось!», его подзаголовком может быть фраза «Наши клиенты в 2001 году». И наоборот.
2. Пояснение заголовка. В том случае, если в качестве заголовка вы все-таки решите использовать продукт изящной словесности, подзаголовок обязательно должен разъяснять его значение аудитории. Если, опять же, вспоминать «Modes et Robes», то подзаголовок может быть очень простым – «Модная женская одежда».
3. Эпиграф. В этом случае подзаголовок становится скорее «надзаголовком». Назначение эпиграфа понятно – он либо задает настроение повествования, либо позволяет автору похвастаться собственной эрудицией (если в качестве эпиграфа используется цитата).
4. Создание настроения. В некоторой степени эта функция является обратной только что описанному пояснению заголовка. Если заголовок слайда точен и информативен, то его подзаголовок может быть достаточно эмоциональным. Например, для заголовка «Международный туристический форум» подзаголовком может стать фраза «Все флаги в гости к нам…»
5. Структурирование темы. В этом случае подзаголовок указывает, какие именно аспекты означенной в заголовке темы будут рассмотрены на слайде. Для все той же «Модной женской одежды» подзаголовок может стать таким: «Деловые костюмы и вечерние туалеты».
6. Усиление заголовка. Такой подзаголовок может использоваться на эмоциональных слайдах для создания большего эффекта. Например «Количество клиентов удвоилось» – «Прибыль выросла на 315%».
7. Начало ответа на вопрос слайда. Если заголовок построен в форме вопроса, то ответ на него может начинаться с подзаголовка. Например «Чего мы ожидаем в будущем году?» – «Ушестерения прибыли!»
8. Создание интриги. Если слайд реализует схему «Вопрос-ответ», но в заголовке вопроса нет – он может содержаться в подзаголовке, с таким расчетом, что по ходу слайда ответ на поставленный вопрос будет получен. Например «Количество клиентов удвоилось» – «Как мы этого добились?»
9. Начало повествования. Подзаголовок может быть просто вступлением к основному повествованию слайда. Например, для «Международного туристического форума» – «Жарким летом 2001 года, в городе Петрозаводске…»
10. Указание источника информации. Может возникнуть ситуация, когда источник приводимой вами на слайде информации может сам по себе производить на аудиторию положительное впечатление. Указывайте его!
Безусловно, возможны подзаголовки, построенные и по другим принципам, однако, какими бы они не были, старайтесь, чтобы они были информативными. Не забывайте, что подзаголовок – это не просто продолжение заголовка, но и источник информации, с которым аудитория войдет в контакт раньше, чем со всем остальным слайдом. Подзаголовков типа «Однажды, в одном городе на красивой тихой реке» или «От ведущих зарубежных производителей» лучше избегать.
С учетом всего вышесказанного, достаточно трудно определить, что является самым важным для подзаголовка. Пожалуй, информативность.
Текстовый блок
Текстовый и графический блоки (последний описан далее), несут на слайде основную информационную нагрузку. Функции текстового блока могут быть следующими.
1. Полное информирование слушателя (пользователя). В этом случае текст содержит всю необходимую пользователю информацию. Например, связный рассказ, справочную информацию и т.п. Такого рода текстовые блоки лучше всего использовать в тех презентациях, что рассчитаны на самостоятельное изучение пользователем. Во всех остальных случаях их лучше избегать – если презентация сопровождается докладом и при этом ее текстовые блоки содержат много информации – слушатели будут чувствовать себя очень неуютно, так как будут разрываться между необходимостью слушать докладчика и читать информацию на слайде. Главное для такого текстового блока – познакомить слушателя с излагаемой информацией.
2. Тезисы для слушателя и/или докладчика. Такие текстовые блоки, безусловно, прежде всего используются в презентация, рассчитанных на сопровождение докладчиком. Они содержат основные тезисы доклада, сформулированные по возможности кратко. И количество этих тезисов должно быть небольшим. Возможны ситуации, когда тезисные текстовые блоки будут использоваться и в презентациях, рассчитанных на самостоятельное изучение пользователем – например, на резюмирующих слайдах. Нередко, тезисы, изложенные на слайде ориентированы и на слушателей, и на докладчика. При этом, формулируя тезисы, автор презентации (особенно, если он делает эту презентацию для себя) часто непроизвольно ориентируется на докладчика, но не на слушателя. Забывая, что информацию, очевидную для докладчика, слушателю, возможно, придется подробно объяснять. Поэтому, работая с тезисными текстовыми блоками, четко представляйте себе, на кого они рассчитаны. В любом случае, главное для тезисного текстового блока состоит в том, чтобы представляемую в нем информацию запомнили (не забыли).
Кроме указанных «главностей» для каждой отдельной функции текстового блока, последние, должны быть по возможности краткими. Никогда не забывайте, что качество презентации заключается отнюдь не объеме текстовой информации.
Таблицы, достаточно часто используемые в презентациях, также отнесем к текстовым блокам.