Презентация должна изобиловать описанием разных решений и приемов, которые аудитория оценит, как эффективные и оригинальные.
2. Презентация должна давать представление о качественной и разносторонней подготовке докладчика – в ней могут присутствовать цитаты (даже ненужные), отсылки к известным произведениям искусства, примеры из истории.
3. Презентация должна демонстрировать опыт докладчика и давать сработать принципу «Скажи мне, кто твой клиент, и я скажу кто ты». Часто бывает достаточно оговорки: «Когда я делал презентацию «Альфа-Банка»…»
4. Презентация должна ошеломлять аудиторию.
5. Презентация должна содержать информацию, объединяющую аудиторию и выступающего. Аналогом фразы «Мы с тобой одной крови» в данном случае может быть отсылка к признанным в аудитории авторитетам, декларация разделяемых аудиторией принципов, и т.п.
На первый взгляд кажется, что ни один из этих признаков не может быть учтен на этапе формирования информационной структуры презентации. И что все эти «мелкие хитрости» могут быть применены только при построении самих слайдов.
Это действительно так – и далее, в соответствующем разделе, мы обязательно рассмотрим, как это можно сделать. Однако первый и третий признаки позволяет нам немного поработать и с информационной структурой этого класса презентаций.
Как уже отмечалось, презентация человека – это чемодан с двойным дном. Фактически, делается презентация чего угодно – но делается так, чтобы аудитория поняла – специалист-то перед ней – ого-го!
Возьмем две уже рассмотренные ранее схемы информационных структур презентаций и приделаем к ним это самое второе дно. Начнем с простого случая – схемы «Простой отчет» (Рисунок 24).
В уже знакомую схему добавились три отступления (отступления не только от исходной схемы, но и от стиля изложения основного материала презентации.
1. Пример «Как мы это делали». Сразу следует отметить, что даже если вы говорите только о себе, вести повествование от первого лица единственного числа не очень хорошо. Если «Мы» не подходит, повествуйте от третьего лица: «Как это делалось». Итак, пример «Как мы это делали» не столько идет после описания действий, сколько иллюстрирует эти действия. Основная задача примера – превратить в глазах аудитории просто действия, в действия, который сделал конкретный человек (люди).
2.
Рисунок 24. Блоки самопрезентации в простом отчете
Пример «Как мы оценивали результаты». Аналогично предыдущему примеру – иллюстрирует. Вы сообщаете аудитории о достигнутых результатах – и делитесь с нею маленькой хитростью, поясняющей, почему эти результаты получились именно такими. Например, можно рассказать, что для систематизации сбора данных вы написали специальную программу, которая опрашивали всех участников проекта утром и вечером, что позволило организовать качественный мониторинг, и поэтому результаты такие подробные и качественные – смысл понятен.
3. Пример «Мы уже работаем». Опять иллюстрация. Вы рассказываете аудитории о перспективах, и, чтобы не казаться голословным, приводите маленький пример: «Вот мы тут сказали, что на базе проекта можно провести цикл исследований. Мы попробовали. Результаты одного небольшого исследования у меня с собой – всех желающих я могу с ними познакомить». Таким заключением вы обеспечиваете или просьбу аудитории рассказать об этих результатах «прямо сейчас», или интерес к собственной персоне после завершения презентации.
В случае с презентацией-отчетом похвастаться клиентами в примерах удастся не всегда – но в этом нет ничего страшного. Помните только, что все эти примеры имеют смысл только тогда, когда их содержание удовлетворяет всем признакам презентации человека: решения должны быть оригинальными, а примеры – действительно ошеломляющими.
За основу второго примера возьмем схему «Проблема – решение» из презентаций проекта, продукта или услуги. Будем считать, что представляется услуга, и посмотрим, что нужно добавить в такую схему, чтобы от души похвастаться (Рисунок 25).
Сразу обратите внимание, что место добавленных блоков в данной схеме аналогично тому, что было в рассмотренном выше варианте – они опять иллюстрируют основное повествование. Смысл и содержание этих блоков так же не сильно отличается от предыдущей схемы. Блок-повествование сопровождается примером из жизни («Как это сделано в NNN»), информационно-справочный блок – фактической справкой о реальном эффекте («Что получилось в NNN»), блок-доказательство – перечислением реальных и привлекательных перспектив («В NNN сегодня делается вот что…»), с обязательным о том, что «У вас все может быть точно также».
Рисунок 25. Блоки самопрозентации в схеме
«Проблема – решение»
Важно отметить, что при приведении конкретных примеров хвастаться работой с какой-либо организацией лучше по согласованию с этой организацией. Во избежание недоразумений. Если такое согласование невозможно, используйте абстрактные формулировки типа: «Один из наших последних клиентов».
Как вы уже, наверное, поняли, подход к построению презентации человека может весьма эффективно использоваться и для презентации организации – то есть в раздел «Информационная структура рекламно-информационных презентаций организации» мы можем смело вписать еще одну схему. Название ей придумайте сами.
* * *
Раздел, посвященный построению информационной структуры презентации, получился весьма объемным, но, конечно, далеко не полным. Значительная часть презентаций, которые вам предстоит сделать, так или иначе, пересекутся со схемами, приведенными в нем. Однако, будут и такие, в которых всю информационную структура вам придется разрабатывать самостоятельно. Однако и в этом случае приведенные выше схемы, части схем или отдельные приемы могут эффективно войти в вашу структуру.
Важно отметить, что если вы будете делать, например, презентацию проекта, продукта или услуги, ей вовсе необязательно в точности заимствовать информационную структуру, приведенную в соответствующем разделе. Все схемы, указанные в данной части книги – это всего лишь примеры. Не забывайте, что речь идет о конструировании презентаций. Элементами конструктора, в данном случае, являются информационные блоки. Каждый раз вы вольны составить их по-своему.
Если мы попробуем разработать информационную структуру для презентации Примера 1, то очень быстро убедимся в этом.
Пример 5. Разработка информационной структуры презентации
* * *
Приведенный пример, как и практически все, сказанное выше об информационной структуре презентаций, основан на том, что ее создание и разработка содержания презентации рассматриваются как совершенно обособленные процессы. Это удобно с точки зрения изложения и структурирования материала, но крайне редко встречается в реальных задачах. Если содержание презентации создается после построения ее информационной структуры, то все приведенные выше приемы и схемы сохраняют свою актуальность. Далее будет рассмотрен пример формирования тезисов презентации на основе разработанной информационной структуры.
Разработка же информационной структуры презентации на основе тезисов ее содержания требует некоторых дополнительных пояснений.