Каждый пользователь контактирует с презентацией непродолжительное время и с произвольной ее частью.
4. Любой интерес пользователя, возникший при просмотре презентации, должен быть удовлетворен.
Первый и четвертый пункты нам сейчас не важны – первый определяет сферу применения презентации, четвертый касается организации ее демонстрации (к нему мы еще вернемся). Второй пункт найдет очевидное отражение в информационной структуре. А вот третий окажет на нее принципиальное влияние, особенно в линейной схеме.
Из-за того, что пользователь не имеет возможности вмешиваться в ход презентации и может начать контактировать с ней в любой момент демонстрации (начиная с любой ее части), каждый слайд презентации должен нести и необходимый минимум информации, необходимый для контакта с организацией, и максимально привлекательную для пользователя информацию (в дальнейшем будем называть такое свойство блоков информационной самодостаточностью). Причем эта информация может привлекать пользователя либо к дальнейшему просмотру презентации, либо к непосредственному контакту с представляемой организацией (проектом, продуктом, услугой). Кроме этого, эпизодичность контактов пользователя с презентацией и ее зацикленность делают практически неважным порядок следования информационных блоков. То, что в такой презентации может представляться одновременно несколько организаций (например, на информационном табло в крупном торговом центре) только усугубляет требования к самодостаточности отдельных слайдов.
Сконструируем линейную схему с учетом всех этих особенностей (Рисунок 15).
1. Заголовок в линейной схеме необязателен, потому что название предмета презентации должно быть на каждом слайде, сама презентация будет демонстрироваться в цикле, а пользователь начнет ее смотреть неизвестно когда. Однако наличие заголовка желательно, так как презентация может заинтересовать пользователя, и он захочет просмотреть ее целиком. В этом случае заголовок позволит ему ориентироваться в презентации.
2.
Рисунок 15. Линейная схема
Так как порядок блоков в данном случке особой роли не играет, на схеме никак не обозначены связи между ними. Все блоки, кроме заголовка и заключения, могут чередоваться произвольным образом. Исключение составляет пара блок-вопрос – блок-ответ. Они, естественно, должны идти один за другим. Если пользователь увидит блок-вопрос, то существует вероятность, что приведенная в нем информация его заинтересует – и он дождется блока-ответа. Если пользователь познакомится только с блоком-ответом, то всю необходимую информацию он все равно получит. Важно отметить, что в приведенной на рисунке схеме каждый блок часто может состоять всего из одного слайда. Не забывайте, что если в презентации содержится информация о нескольких организациях (продуктах, услугах), то их взаимное размещение должно учитывать их «совместимость» – информацию о желудочных лекарствах не стоит размещать сразу после информации о том, где можно вкусно поесть.
3. Заключение в данном случае выполняет те же функции, что и заголовок – позволяет пользователю ориентироваться в презентации.
То, что в данной схеме бессистемно перемешаны разнообразные блоки, на первый взгляд может показаться странным. Достаточно, однако, вспомнить, что если ваша презентация работает в выставочном или торговом зале, то знакомиться с ней будут самые разнообразные люди. Спрогнозировать степень их восприимчивости к тому или иному способу потребления информации невозможно – поэтому нужно использовать все.
Не бойтесь перегрузить такую презентацию – вряд ли многие ее зрители решат просмотреть ее всю – от начала до конца. Наоборот, если при повторном просмотре (умышленном или случайном) зрители обнаружат нечто новое, их интерес к презентации может возрасти.
При подготовке презентации по линейной схеме большое внимание нужно уделять настройке времени демонстрации отдельных слайдов. Оно должно быть достаточным для того, чтобы зритель получил всю необходимую информацию. И при этом – коротким – чтобы один отдельный слайд не успел надоесть. Если у вас есть такая возможность – дайте просмотреть такую презентацию небольшой аудитории (человек 10-20), не знакомой с предметом презентации (сотрудники вашей компании здесь, увы, не подойдут). Перед просмотром попросите каждого зрителя отмечать на специально размеченном листке бумаги со списком слайдов, успел он познакомиться с информацией на каждом слайде, или нет. На основе полученных данных внесите коррективы в презентацию.
Интерактивная схема
Схему презентации информационной поддержки, которая предусматривает управление слушателем, назовем, естественно, интерактивной схемой.
Сразу напомним, что речь идет о презентациях информационно поддержки – подразумевается, что они демонстрируются в торговых залах, на выставках, в офисах. То есть, специалисты, способные адекватно отреагировать на интерес пользователя к презентации всегда находятся в его прямой досягаемости (продавцы за стойкой, менеджер торгового зала, менеджер стенда, офис-менеджер). Такие презентации не предназначены для самостоятельного изучения пользователем.
Рисунок 16. Интерактивная схема
Для интерактивной схемы остаются справедливыми многие черты линейной схемы, рассмотренной ранее – непродолжительно время контакта с презентацией, полная информационная самодостаточность отдельных слайдов, практически непредсказуемые запросы пользователя и т.п. Однако в данном случае взаимодействие пользователя и презентации становится активным. Рассмотрим подробнее информационные блоки, входящие в структуру интерактивной схемы (Рисунок 16).
1. Интерактивный блок. Как и линейная схема, интерактивная схема прекрасно может обходиться без заголовка. Вернее, первый ее блок – интерактивный – должен выполнять еще и функции заголовка. Этого эффекта можно достичь элементарным размещением названия и логотипа организации в этом блоке. Собственно интерактивная часть данного блока может быть организована двумя способами: от вашего предложения и от запроса пользователя. Первый вариант проще – вы знаете, что предлагаете и ищете способ максимально эффективно познакомить потребителя со своим предложением. В этом случае интерактивный блок может выглядеть, например, как список ссылок на основные группы товаров, которыми торгует ваша организация или как список ссылок на основные характеристики вашей услуги (Например: «Краткое описание», «Основные преимущества», «Отзывы покупателей», «Стоимость услуги», «Как ею воспользоваться»). Второй вариант более сложен – необходимо прогнозировать запросы пользователей (охарактеризованные нами, как практически непредсказуемые). Часто, однако, круг запросов пользователей сужается естественным образом – трудно ожидать от посетителя косметического салона интереса к автомобильным запчастям. Кроме того, пользователя можно «вести» предлагая ему на выбор информацию, в которой изначально он мог быть не заинтересован или о существовании которой мог просто не знать.
2. После того, как пользователь определил, какая информация его интересует в первую очередь, взаимодействие презентации с ним может строиться на основе пар блоков. Первый блок пары может быть информационно-справочным блоком, сравнительным блоком, блоком-повествованиемили блоком-вопросом. Содержание этих блоков многократно описывалось, и в данной схеме особенностей не имеет (кроме уже упомянутой информационной самодостаточности). Назначение этих блоков также очевидно – удовлетворить интерес пользователя к предмету презентации. Вторым блоком пары может быть позитивный эмоциональный блок, блок-вывод, блок-призыв, блок-предложение, блок-убеждение, блок-ответ. После того, как первый блок пары удовлетворит интерес пользователя, второй блок должен подтолкнуть его к принятию решения. Комбинации блоков из перечисленных групп могут быть произвольными. Например, информационно-справочный блок может одинаково успешно комбинироваться со всеми блоками второй группы, кроме, пожалуй, блока-ответа (который традиционно эффективен в комбинации с блоком-вопросом). Как и в линейной схеме, каждый блок – это, чаще всего, один слайд. Ко времени пользователя надо относиться очень почтительно. Мало того, в данной схеме парные блоки иногда могут быть умещены на один слайд.
3. Иногда первый блок пары может комбинироваться с информацией для контактов. Такой вариант возможен, если первый блок несет достаточный объем информации и привлекательность этой информации для пользователя велика. Или в том случае, когда в рамках презентации запрос пользователя не может быть адекватно удовлетворен – но это могут сделать находящиеся в пределах досягаемости пользователя специалисты. Тогда информация для контактов может быть организована примерно следующим образом: «Подробнее обо всех вариантах использования этой газонокосилки Вы можете узнать в отделе №5 у менеджера продаж». Блок с информацией для контактов крайне важен по двум причинам. Во-первых – он позволяет не перегружать презентацию в случае, если информации очень много. Во-вторых, от переводит пользователя от контактов с презентацией к контактам с продавцом, то есть приближает его к покупке. В принципе, информация о контактах может комбинироваться не только с блоком из первой группы, но и следовать за парой блоков, составляя, например, такую цепочку: сравнительный блок – блок-вывод – информация для контактов. Подобный вариант не отображен на схеме, но вполне допустим. Помните только, что избыток информации в данном классе презентаций может быть воспринят пользователем едва ли не хуже, чем недостаток.
Говоря об интерактивной схеме, важно сделать еще несколько замечаний.
При построении такой презентации необходимо предусмотреть возможность автоматического возврата (после определенной паузы, например) от любого из блоков презентации к интерактивному блоку (к началу презентации). Фактически, это означает, что в интерактивную схему будут привнесены элементы линейной.
Подталкивая пользователя к принятию выгодного вам решения, вы можете поддаться искушению «задавить» его серьезными аргументами (для чего, например, идеально подойдет проблемный блок с последующим рассмотрением альтернатив). Боритесь с этим искушением – излишняя сложность презентации может оттолкнуть пользователя. Хотя, безусловно, бывают исключения. Например, когда вы хотите обеспечить пользователя возможность подбирать товар, указывая его характеристики. Такие системы, правда, более подходят для торговли в интернете, но иногда могут использоваться и на местах продаж.
И еще. Предлагая пользователю презентацию, построенную по интерактивной схеме, не забывайте о техническом обеспечении этой самой интерактивности. Стандартные мышь и клавиатура едва ли являются лучшими вариантами для обеспечения управления презентации пользователем. Да и вообще стоящий в торговом зале обычный компьютер может просто не привлечь внимания посетителя или привести его к мысли о «служебном использовании» техники. Идеальным вариантом технического обеспечения интерактивности является вариант с использованием сенсорных панелей.