Информационно-справочный блок

Информационно-справочные блоки используются для «поясняющих отступлений». Иногда, по ходу презентации, возникает необходимость, например, в статистической информации или строгих определениях. Такую информацию бывает целесообразно накапливать и выносить на отдельный слайд, который может отличаться от остальных еще и оформлением. Удачным заголовком к такому блоку может быть фраза «Только факты». Эффект от использования таких блоков должен быть аналогичен тому эффекту, что производили цитаты из досье в «Семнадцати мгновениях весны» – «… в связях, порочащих его, замечен не был…»

Блок-вывод

Назначение и содержание блока очевидно. Следует лишь отметить, что действительно функциональным блок-вывод будет только тогда, когда в ходе всей презентации (или, по меньше мере, на нескольких предшествующих блоках) аудиторию навязчиво или ненавязчиво к нему готовят.

Блок-призыв

Отличается от рассудительного и бесстрастного блока-вывода только эмоциональной окраской и, как и предыдущий блок, максимально эффективен при правильной расстановке эмоциональных акцентов по ходу презентации.

Блок-вопрос

Также очевидный блок, лучше всего описываемый знакомыми с детства вопросами – «Что делать?», «Кто виноват» и «Едят ли курицу руками?». Будучи написанными большими буквами во весь экран, такие (и подобные) вопросы очень впечатляют аудиторию и, кроме всего прочего, служат отличными переходами между различными элементами информационной структуры презентации.

Блок-ответ

Как это ни странно, блоки-ответы встречаются в презентациях реже, чем блоки-вопросы. Часто разработчик презентации предполагает, что аудитория сама с удовольствием ответит на животрепещущие вопросы, используя представленные в презентации материалы. Или, опираясь на те же материалы, это сделает докладчик. Это не всегда верно – блок-ответ сродни блоку-выводу и блоку-призыву. Будучи сформулированным прямо (да еще и визуализированным), ответ запоминается аудиторией гораздо лучше. Почти всегда блок-вопрос должен сопровождаться парным блоком-ответом.

Проблемный блок

Проблемный блок, безусловно, очень похож на блок-вопрос. С той лишь разницей, что проблемный блок часто менее афористичен, менее эмоционален, гораздо ближе к существу вопроса и предлагает несколько альтернатив разрешения проблемы. Часто проблемный блок становится точкой ветвления информационной структуры презентации.

Блок-доказательство

Этот блок по месту и функциям в презентации близок блоку-выводу и блоку-призыву и его специфические свойства определяются не только содержанием, но и сочетанием с другими блоками. Использовать блоки-доказательства следует осторожно, так как они не всегда хорошо воспринимаются аудиторией – иногда откровенный призыв «Налетай – подешевело!» может быть воспринят лучше, чем попытка что-то аргументировано доказать.

Блок-убеждение

Основной признак этого блока – переход на личности. Восклицать, призывать, спрашивать и доказывать можно, в общем-то, аудиторию, как единое целое. Убеждать (и очень эмоционально) нужно каждого конкретного человека, сидящего в зале. Блоки-убеждения совершенно неэффективны в неоднородной аудитории – вспомните телевизионные продажи удочек.

Блок-предложение

Блок предложение – это блок-убеждение для неоднородной аудитории. В нем вы не уговариваете каждого конкретного человека присоединиться вам, но предлагаете ему это сделать. По своей эмоциональной и информационной нагрузке блок-предложение очень близок к привычной телевизионной рекламе – «Это, безусловно, круто. Но покупать или нет – решайте сами».

Интерактивный блок

Типичный пример интерактивного блока – оглавление презентации, в котором список разделов реализован в виде набора гиперссылок, позволяющих пользователю самостоятельно определить порядок работы с презентацией. Проблемный блок, описанный выше, является частным случаем интерактивного блока.

Заглушка

Такого рода блоки бывают полезны в больших презентациях, объединяющих несколько достаточно самостоятельных тем. Или в презентациях, просматриваемых слушателями на отдельных компьютерах под управлением докладчика. Их очень удобно использовать для организации пауз (для отдыха аудитории или соблюдения единого темпа работы с презентацией). Блоки-заглушки содержат минимум информации. Например, надпись «Пожалуйте, подождите» на черном фоне.

Заключение

В качестве заключения могут использоваться многие из уже перечисленных блоков – призыв, вывод, ответ и т.д. Однако, в зависимости от размера, содержания и эмоционального фона презентации, может возникнуть необходимость, например, в кратком резюме по всей изложенной информации.

Информация для контактов

Почти всегда – один слайд, содержащий информацию о том, как и с кем нужно связаться, чтобы присоединиться к процессу, описываемому в презентации. Этот блок может содержать информацию и о разработчиках презентации.

Документальные приложения

Под приложениями здесь и далее понимается информационный блок, не демонстрируемый аудитории по умолчанию, но доступный по специальному запросу. Документальные приложения часто являются просто текстовыми файлами с оформленными на них ссылками из презентации. Они могут содержать, например, устав организации, образец договора, какой-либо нормативный акт и тому подобную информацию.

Справочные приложения

Справочные приложения аналогичны информационно-справочным блокам. Они оформляются отдельно, если представленные в них данные достаточно объемны и будут плохо восприняты аудиторией при публичной демонстрации презентации, но могут быть интересны специалистам при индивидуальном просмотре презентации.

Поясняющие приложения (примеры)

Поясняющие приложения весьма эффективны в образовательных презентациях и могут содержать, например, варианты решения описываемых в презентации задач. Образец резюме, пример телефонного разговора при приеме на работу, варианты оформления слайдов при разработке презентаций – и т.д.

Руководство пользователя

Как говорят авторитеты, если пользователю вашего информационного продукта понадобилось руководство – продукт плохой. Но, тем не менее, в случаях с неподготовленной или неизвестной аудиторией отдельный блок, посвященный правилам работы с вашей презентацией, может быть просто необходим. Конечно, в том случае, если пользователи будут самостоятельно использовать вашу презентацию, без возможности проконсультироваться с вами.

* * *

Безусловно, приведенная классификация не исчерпывает всех возможных элементов информационной структуры презентаций. Мало того, она может быть «переклассифицирована» и укрупнена по схеме «Стартовые элементы презентации» – «Основные элементы презентации» – «Завершающие элементы презентации». Такая классификация, однако, в конечном итоге и сведет любую презентацию к означенным трем частям, не допуская детального конструирования, которым нам сейчас и предстоит заняться. Порисуем квадратики…

Конструирование презентации

Точные информационные структуры презентаций можно получить, только зная все начальные условия – состав аудитории, временные рамки и т.д. и т.п. Конструирование в конкретных условиях мы рассмотрим в примере к данному разделу. Сейчас же мы вернемся к классификации презентаций по содержанию, введенной в самом начале и попытаемся сконструировать примеры информационных структур различных видов презентаций (именно примеры – их можно будет эффективно использовать при подготовке реальных презентации, но не нужно принимать за аксиомы). Выбор только классификации по содержанию обусловлен тем, что другие виды классификации не особо влияют на структуру презентации. Исключения рассмотрим. Следует отметить, что особенности, которыми мы наделили презентации при классификации, не всегда удается учесть на этапе конструирования. Там, где это возможно, мы будем это отмечать.

И еще. Почти всегда, уже на этапе конструирования, разработчик начинает продумывать содержание слайдов. Это замечательно – даже если итоговый результат будет очень отличаться от первоначальной задумки. Мы не пойдем другим путем и, комментируя в разных случаях различные информационные блоки, часто будем описывать и их примерное содержание.

Наши рекомендации