РАЗДЕЛ I. Проценты в прошлом

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ПРОЦЕНТЫ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

Проект подготовила:

студентка группы 105

Семендеева Анастасия Сергеевна

Руководитель проекта:

Заведующий кафедрой

общеобразовательных

дисциплин

Разумовская Елена Анатольевна

Санкт-Петербург 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…3

РАЗДЕЛ I. Проценты в прошлом……………………………………......4

1.1 История возникновения процентов

1.2 История развития «процента»

1.3 Что спрятано под символом %?..............................................................6

РАЗДЕЛ II. Использование процента в настоящем…………………...8

2.1 Проценты в повседневной жизни

2.2 Можно ли жить без знаний процентов?..................................................9

2.3 Что значит жить на проценты?.....................................................................

2.4 Сферы пользования процентов, их роль в жизни человека………………

2.5 Процентные вычисления в жизненных ситуациях………………………...

2.6 Использование процентов людьми разных профессий……………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………......................................................14

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ……….………………………….……..

Приложения .....................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

В наше время почти во всех областях человеческой деятельности встречаются проценты. Поэтому выбранная мною тема особенно актуальна. Без понятия «процент» нельзя обойтись ни в бухгалтерском учёте, ни в финансовом анализе, ни в статистике. Необходимо понимать, что такое процент, и уметь пользоваться этим понятием. Мы кладём деньги в банк, и нам начисляют проценты; мы берём кредит и выплачиваем по нему проценты; мы идём в магазин и видим, что на упаковке каждого продукта написан состав, который нередко выражен в процентах; мы покупаем себе одежду, и на каждой вещи можем найти ярлычок с описанием состава сырья, который также выражается в процентах . Процент– это математическое понятие, с которым каждый человек сталкивается в своей жизни практически ежедневно. Именно поэтому каждому современному человеку просто необходимо понимать, что такое процент, и уметь пользоваться этим понятием.

При работе над проектом я поставила цель:углубить свои знания о проценте и получить новые сведения о них из разных сфер жизни человека, изучить использование знаний о процентах в повседневной жизни.

Задача проекта: узнать об истории происхождения процентов; выяснить, как проценты используются в повседневной жизни; выяснить сферы пользования процентов, их роль в жизни человека и сделать выводы.

РАЗДЕЛ I. Проценты в прошлом

История возникновения процентов

Слово «процент» имеет латинское происхождение: «pro centum» - это «на сто». Часто вместо слова «процент» используют это словосочетание. То есть процентом называется сотая часть числа.

Проценты были известны индийцам ещё в Vв. и это очевидно, так как именно в Индии с давних пор счет велся в десятичной системе счисления.

Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню.

«Римляне брали с должника лихву (т. е. деньги сверх того, что дали в долг).

От римлян проценты перешли к другим народам Европы.

В Европе десятичные дроби появились на 1000 лет позже, их ввел бельгийский ученый Симон Стевин. В 1584г. Он впервые опубликовал таблицу процентов.

Введение процентов было удобным для определения содержания одного вещества в другом; в процентах стали измерять количественное изменение производства товара, рост и спад цен, рост денежного дохода и т.д.

История развития «процента»

Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части целых чисел в одних и тех же сотых долях. Это дает возможность упрощать расчеты и легко сравнивать части между собой и с целыми. Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян, которые пользовались шестидесятеричными дробями. Уже в клинописных таблицах вавилонян содержатся задачи на расчет процентов. До нас дошли составленные вавилонянами таблицы процентов, которые позволяли быстро определить сумму процентных денег. Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применив так называемое тройное правило, т. е. пользуясь пропорцией. Они умели производить и более сложные вычисления с применением процентов. Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Даже римский сенат вынужден был установить максимально допустимый процент, взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим народам.

В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли особо много внимания обращали на умение вычислять проценты. В то время приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов, т. е. сложные проценты, как называют их в наше время. Отдельные конторы и предприятия для облегчения труда при вычислениях процентов разрабатывали свои особые таблицы, которые составляли коммерческий секрет фирмы. Симон Стевин такжеизвестен замечательным разнообразием научных открытий в том числе – особой записи десятичных дробей.

Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль и убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике. Нынче процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу).

1.3 Что спрятано под символом %?

Знак % закрепился для обозначения процентов в XVII веке, которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Это понятие появилось в математике в связи с развитием торговли, когда за взятые в долг деньги заимодавец получал с должника какую-либо сумму сверх долга. Обычно эта сумма выражалась в сотых долях. Несколько позже у неё появилось название - проценты.

Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t в наклонную черту произошел современный символ для обозначения процента.

Существует и другая версия возникновения этого знака. Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto напечатал %.

В некоторых вопросах иногда применяют и более мелкие, тысячные доли, так называемые «промилле» (от латинского pro mille – «с тысячи»), обозначаемые, по аналогии процентов. Если мы говорим о предметах из некоторой заданной совокупности - деньгах, зарабатываемых в семье, материалах, продуктах питания, то процент, разумеется,100 сотых частей самого себя. Поэтому обычно говорят, что она «принимается за 100 процентов» .Если речь идет о проценте от данного числа, то это число и принимается за 100%.Изобретение математических знаков и символов значительно облегчило изучение математики и способствовало дальнейшему ее развитию. Еще мы говорили о предметах о некоторой заданной совокупности – деньгах, зарабатываемых в семье, материалах, продуктах питания, то процент, разумеется, 100 сотых частей самого себя. Поэтому обычно говорят, что она «принимается за 100%».

Если речь идет о проценте от данного числа, то это число принимается за 100%. Например, 1% зарплаты – это сотая часть зарплаты; 100% зарплаты – это 100 сотых частей зарплаты. Т.е. вся зарплата Надпись «60%» хлопка на этикетке обозначает, что материал содержит 60 сотых хлопка, т. е. более чем на половину состоит их чистого хлопка. 3,2 жира в молоке означает, что 3,2 сотых массы продукта составляет жир ( или, другими словами, в каждых 100 граммах этого продукта содержится 3,2 грамма жира).

Как известно из практики, с помощью процентов часто показывают изменение той или иной конкретной величины. Такая форма является наглядной числовой характеристикой изменения, характеризующей значимость произошедшего изменения. Например, уровень подростковой преступности повысился на 3%, в этом ничего страшного нет – быть может, эта цифра отражает только естественные колебания уровня. На если он повысился на 30%, то это уже говорит о серьезности проблемы и необходимости изучения причин такого явления и принятия, соответствующих мер.

Изобретение математических знаков и символов значительно облегчило изучение математики и способствовало дальнейшему ее развитию. Как известно из практики, с помощью процентов часто показывают изменение той или иной конкретной величины. Такая форма является наглядной числовой характеристикой изменения, характеризующей значимость произошедшего изменения. Например, уровень подростковой преступности повысился на 3%, в этом ничего страшного нет - быть может, эта цифра отражает только естественные колебания уровня. Но если он повысился на 30%, то это уже говорит о серьезности проблемы и о необходимости изучения причин такого явления и принятия, соответствующих мер.

Заключение

Если раньше до проведения исследовательской работы я была в тяжелейшем заблуждении, то сейчас, по-моему, мнению я расставила все на свои места. Если тогда меня мучили вопросы такие как, для чего нужны проценты, зачем нужно уметь решать задачи на проценты и вообще, какова их роль в повседневной жизни, то сейчас я знаю на все эти вопросы свои ответы.

Во-первых, роль процента в повседневной жизни велика и его применение очень значимо т. к. современная жизнь делает задачи на проценты актуальными.

Во-вторых, именно с помощью процента можно решить многие экономические задачи. Что приводит к эффективному экономическому развитию страны. Так, область их применения широка. Проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике.

В-третьих, существуют различные типы задач и их решения. Типы задач многообразны, а их решения подчиняются как определенным правилам, так и независимым ни от кого расчетам. А типы задач сформировались по особым критериям, которые приведены в основной части этой исследовательской работы.

В-четвертых, задачи на проценты удобны тем, что их решение неоднословно, для их решения иногда хватает только лишь логическое мышление.

Итак, благодаря проведенной исследовательской работе, я научилась использовать знания о проценте. Мне удалось достичь поставленной цели и доказать, что проценты применяются в различных сферах жизнедеятельности человека: в финансовых расчетах, в банковском деле, в торговле. Проведенные мною исследования показали, насколько важно значение процента в жизни современного человека. Я поработала с ресурсами Internet и узнала много нового. Думаю, что мне это пригодится в дальнейшей учебе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Г. В. Дорофеев, Е. А. Седова. Процентные вычисления. – М.: Дрофа, 2003 г.А. П. Савин.

2. Для чего нужны проценты // Квант « Энциклопедический словарь юного математика». Москва 1989 г. Данные газет, журналов, телевидения.

3. Математика в школе. Научно-теоретический и методический журнал. – М.: ООО Школьная Пресса, №10/2003.

5. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4 – 8 кл. сред. шк. – 5-е изд. – М.: Просвещение,1988

6. Новик И.А. и др. Задачи по математике: Кн. для учащихся – Мн: Нар. асвета,1984

7. «Энциклопедический словарь юного математика»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ПРОЦЕНТЫ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

Проект подготовила:

студентка группы 105

Семендеева Анастасия Сергеевна

Руководитель проекта:

Заведующий кафедрой

общеобразовательных

дисциплин

Разумовская Елена Анатольевна

Санкт-Петербург 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…3

РАЗДЕЛ I. Проценты в прошлом……………………………………......4

1.1 История возникновения процентов

1.2 История развития «процента»

1.3 Что спрятано под символом %?..............................................................6

РАЗДЕЛ II. Использование процента в настоящем…………………...8

2.1 Проценты в повседневной жизни

2.2 Можно ли жить без знаний процентов?..................................................9

2.3 Что значит жить на проценты?.....................................................................

2.4 Сферы пользования процентов, их роль в жизни человека………………

2.5 Процентные вычисления в жизненных ситуациях………………………...

2.6 Использование процентов людьми разных профессий……………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………......................................................14

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ……….………………………….……..

Приложения .....................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

В наше время почти во всех областях человеческой деятельности встречаются проценты. Поэтому выбранная мною тема особенно актуальна. Без понятия «процент» нельзя обойтись ни в бухгалтерском учёте, ни в финансовом анализе, ни в статистике. Необходимо понимать, что такое процент, и уметь пользоваться этим понятием. Мы кладём деньги в банк, и нам начисляют проценты; мы берём кредит и выплачиваем по нему проценты; мы идём в магазин и видим, что на упаковке каждого продукта написан состав, который нередко выражен в процентах; мы покупаем себе одежду, и на каждой вещи можем найти ярлычок с описанием состава сырья, который также выражается в процентах . Процент– это математическое понятие, с которым каждый человек сталкивается в своей жизни практически ежедневно. Именно поэтому каждому современному человеку просто необходимо понимать, что такое процент, и уметь пользоваться этим понятием.

При работе над проектом я поставила цель:углубить свои знания о проценте и получить новые сведения о них из разных сфер жизни человека, изучить использование знаний о процентах в повседневной жизни.

Задача проекта: узнать об истории происхождения процентов; выяснить, как проценты используются в повседневной жизни; выяснить сферы пользования процентов, их роль в жизни человека и сделать выводы.

РАЗДЕЛ I. Проценты в прошлом

Наши рекомендации