Трудовая адаптация: направления, виды, организация управления.

Под трудовой (производственной) адаптацией понимают, обычно, процесс взаимодействия работника с окружающей его производственной средой по поводу освоения новой для него трудовой ситуации.

Для понимания сущности трудовой адаптации рассмотрим коротко основные сущностные признаки этого явления.Во-первых, трудовая адаптация носит активный характер. Это процесс взаимного действия работника (адаптанта) и производственной организации по освоению новизны в трудовой ситуации. С одной стороны, новичок, осваивая условия работы и взаимодействия с новыми людьми, работающими в разных сферах производства, не только стремится изменить свое трудовое поведение соответственно новой трудовой ситуации. Устраиваясь на работу, он стремится оговорить наиболее выгодные для него условия, старается влиять на условия работы в дальнейшем, приспосабливая их к своим возможностям и целям, предпринимает попытки влиять на коллег и руководителей для изменения их отношения к нему в благоприятном направлении. Конечно, эта адаптивная деятельность не всегда сопоставима по своим возможностям с адаптивным воздействием на новичка всей организации предприятия, которая, естественно, старается для поддержания своего организационного единства и общей эффективной работы коллектива повлиять на новичка в целях приведения в соответствие с системой норм и ценностей, трудовых традиций, стереотипов трудового поведения. В конечном счете за индивидом остается возможность отказаться от адаптации и уйти с предприятия. Однако следует подчеркнуть, что основой взаимной заинтересованности в успешной адаптации как работника, так и предприятия являются общие интересы.В условиях развернувшегося в стране перехода к рынку процесс производственной адаптации должен приобретать все более активный характер. Взаимодействие, формирование двухсторонних связей работника и производства становятся в адаптации определяющими. Взаимная заинтересованность предприятия и личности в эффективности производства, учет личных интересов каждого труженика является сегодня необходимым условием деятельности трудовых коллективов в новых условиях хозяйствования.Предприятие, трудовой коллектив заинтересованы в более быстром включении новичка в производственную деятельность, освоении им в полном объеме своих профессиональных функций, установлении нормальных личностных отношений с трудовым коллективом. Все это, в конечном счете, позволит новичку взять на себя причитающуюся ему долю в общем объеме производственной деятельности коллектива. В то же время затруднения в адаптации новичка, связанные с выполнением части его функций другими работниками, усложняют выполнение производством своих основных функций.В свою очередь ускорение процесса адаптации совпадает с интересами самого адаптирующегося работника. Это позволит ему быстрее освоить свои профессиональные функции и выполнение производственных заданий, повысить свое материальное благополучие, завоевать уважение товарищей по работе, достигнуть повышения внутренней удовлетворенности новым местом работы. В конечном итоге это приведет к повышению социального статуса личности, уменьшению и снятию психической напряженности, свойственной начальному периоду производственной адаптации.Общим результатом и свидетельством успешной адаптации будет служить эффективная трудовая деятельность нового работника, способствующая оптимальному функционированию предприятия.Во-вторых, производственной адаптации присущ полимотивационный характер адаптивной деятельности, обусловливающий диалектическое единство ориентировочной и содержательной трудовой деятельности в процессе адаптации.Толчком для начала производственной адаптации является нужда в реализации им адаптивной потребности, возникшей в результате новых (они могут быть субъективно новыми только для конкретного работника, а могут отражать объективные инновационные изменения в производстве) требований производственной среды или новых требований к производству со стороны работника. Адаптивная потребность опосредована взаимодействием с потребностью в трудовой самореализации работника, с одной стороны, и потребностью производства в квалифицированном активном работнике, способном обеспечить трудовому коллективу реализацию его функций, — с другой.Под воздействием сложного переплетения потребностей происходит мотивация адаптивной деятельности индивида. При этом мотивы также взаимодействуют между собой. С одной стороны, в ответ на ориентировочные потребности формируется ориентировочный мотив поведения, стимулирующий деятельность индивида по приобретению информации о производстве и связанной с ним социальной ситуацией, по расширению контактов в окружающей его среде, оценке характера адаптивной ситуации. С другой стороны, содержание получаемой информации, направленность эмоциональных контактов обусловлены мотивом освоения конкретной трудовой деятельности, достижения оптимального взаимодействия работника и предприятия. В результате сложной полимотивации возникают цель и программа адаптивной деятельности индивида. При этом учитывается оценка возможностей реализовать в рамках данного предприятия жизненные цели личности.Отметим, что производство тоже заинтересовано во взаимном обмене информацией с новым работником, в установлении с ним тесных контактов. Ориентируясь в целях, интересах личности, предприятие получает возможность учитывать их при создании благоприятных условий для производственной адаптации. Тем самым создаются предпосылки для управления этим процессом.Как видим, обмен информацией носит взаимный, а следовательно, обоюдоактивный характер. Предприятие интересуется профессиональными, общественно-политическими, психологическими характеристиками новичка, чтобы максимально учесть их при создании условий для его успешной адаптации. Молодой работник, в свою очередь, заинтересован в короткий срок побольше узнать о каждой из сфер производства, чтобы на основании этой информации скорректировать свои представления, а может быть, и мотивы поступления на предприятие и определить линию поведения на первое время.Информация о предприятии, полученная еще до поступления на него работника (благодаря профориентации и профотбору), является как бы отправной для процесса адаптации. Это предъявляет дополнительные требования к содержанию, объему и форме подачи информации новичку со стороны предприятия. Здесь важно учитывать не только высокий общеобразовательный уровень, но и богатый духовный мир молодого человека, всесторонность и разнообразие его запросов и интересов.От современного производства молодежь ожидает не только возможности приобретения материальной независимости и реализации своей профессиональной подготовленности через участие в общественно полезном труде. С работой на предприятии она связывает свои ожидания самореализации в творческом труде, в общественной и управленческой деятельности, в научно-техническом и других видах творчества, в повышении образования и квалификации, в расширении круга друзей и товарищей, коллег и единомышленников, в создании благоприятных, комфортных условий жизни для молодой семьи. Очевидно, эти и другие стороны жизнедеятельности должны найти свое место в содержании информации новичку о предприятии. И так же очевидно, что молодой работник будет стремиться к установлению адаптационных связей во всех перечисленных сферах и вправе рассчитывать на помощь в этом со стороны предприятия.В-третьих, производственной адаптации присущ такой сущностный признак, как диалектическое единство в ней адаптационных и дезадаптационных явлений.Действительно, успешное (или затрудненное) протекание производственной адаптации молодого рабочего зависит от того, благоприятные или неблагоприятные условия сложились для удовлетворения его адаптивной потребности. В соответствии со структурой последней, к таким условиям относятся: определенный уровень взаимной информации между индивидом и производством, взаимных контактов; сопоставимость жизненных целей индивида с задачами данного предприятия, а также наличие на производстве условий для успешной трудовой деятельности индивида. Следовательно, наличие и полнота проявления совокупности условий, необходимых для протекания производственной адаптации, будут определять как ее эффективность, динамизм, так и границы самого процесса.Действительно, при изменении совокупности условий в лучшую сторону повышается эффективность адаптационного процесса, упрочиваются адаптационные связи индивида с производством. Однако в случае изменения условий в противоположном направлении и процесс адаптации может изменить свое направление, то есть превратиться в процесс дезадаптации. Основное следствие таких перемен — ослабление адаптационных связей, которое может закончиться и разрывом этих связей.В-четвертых, к сущностным характеристикам производственной адаптации относится многоуровневый характер, проявляющийся во взаимодействии и единстве биологического, психологического и социального уровней адаптации.





Наши рекомендации