Классификация элементов моделей управления запасами.

Для максимально полной классификации элементов моделей и правил управления запасами в различных организационно-эконо­мических условиях требуются различные критерии. Такими кри­териями, например, могут быть:

• степень взаимодействия отдела логистики с другими подраз­делениями компании в решении вопроса управления запаса­ми;

• функции управления — планирование, организация, учет и контроль, степень оперативности принятия решений;

• степень воздействия на систему управления запасами (коррек­тировка расчетных параметров либо изменение всей политики управления запасами);

• субъект реализации корректирующих воздействий (отдел ло­гистики или другие подразделения компании) и др. Рассмотрим содержание некоторых критериев.

По степени взаимодействияотдела логистики (или специалистов по управлению запасами, товарных менеджеров и пр.) с другими подразделениями компании дополнительные по отношению к классическим моделям управления запасами правила алгоритмов могут быть разделены на две группы:

1) действия, не требующие тесного взаимодействия;

2) действия, требующие тесного взаимодействия.

В классификации по действиям, требующим тесного взаимодействия игнорируется методическая после­довательность проведения расчетов и принятия решений при управлении запасами. Выбранный критерий определяет логику рассмотрения возможных правил, позволяющих обновить класси­ческие подходы к управлению запасами. Специалисты, связанные с управлением запасами, могут принимать решения самостоятель­но, без согласования своих позиций с другими подразделениями, например:

• при оперативном изменении размера заказа на восполнение запаса по результатам текущего анализа уровня потребления;

• при проведении дополнительного заказа на восполнение запа­са (дозаказа) в момент получения информации о задержке по­ставки;

• при расчете на основе информации о состоянии спроса новых порогового уровня запаса, страхового и максимального жела­тельного уровней запаса, интервала времени между заказами и др.

Напротив, некоторые решения по управлению запасами требу­ют обязательного согласования действий с несколькими подразде­лениями компании. Например: прогнозирование спроса при правильной постановке вопроса требует совместного обсуждения вопроса службами маркетинга, продаж, производства и закупок при участии ло­гистов, аналитиков, специалистов по информационным тех­нологиям;

• назначение или выбор дополнительного (страхующего или аварийного) поставщика проводится при обяза­тельном участии, по крайней мере, отделов закупок (снабже­ния) и логистики;

• использование в алгоритме работы с запасом экспертных оце­нок, как правило, более эффективно, если в качестве экспертов выступает межфункциональная группа специалистов, представляющих интересов функциональных областей закупок, производства, сбыта (рас­пределения) и финансов и т.д.

По функциям управления дополнительные правила алгоритмов управления запасами могут быть разделены на классы, связанные с процессами планирования, организации, учета и контроля.

По функциям планирования и организации рассматриваемая классификация, очевидно, является неполной. Организация действий по управлению запасами часто проводится одновременно с процессом планирования значений их отдельных параметров, по­этому отнесение правил к тому или иному классу является неод­нозначным. Например, правило расчета плавающих значений уровней страхового и максимального желательного запаса, так же как и связанные с ними плавающие значения точки нового заказа и интервалов времени между заказами, имеют довольно серьезные организационные аспекты и поэтому могут быть отне­сены к классу функций организации.

Значительно более хорошее состояние в рассматриваемой клас­сификации групп по функциям учета и контроля. Отмеченные выше правила плавающих уровней запаса имеют явно выраженную учетную составляющую, свя­занную с обеспечением учета текущего или прогнозируемого спро­са. В то же время нельзя не отметить, что в данном случае не менее важна и организация учета информации.

По оперативности принятия решений дополнительные правила алгоритмов управления запасами можно разделить на группы опе­ративных и стратегических правил.

Рассматриваемая классификация позволяет разделить правила доработки классических алгоритмов управления запасами на две группы. Группа правил оперативного характера может рассматриваться с организационной стороны — она соответствует низовому и среднему уровню управления и не требует согласова­ния с вышестоящими руководителями, так как принятые решения не имеют долгосрочного влияния на развитие ситуации обслужи­вания потребителя.

Группа стратегических правил может рассматриваться как груп­па долгосрочного характера. Все правила этой группы имеют об­щий организационный или нормативный характер. Решения по этим правилам требуют участия руководителей служб и подразде­лений, которые должны обеспечить межфункциональное согласо­вание последствий их применения.

Все однокритериальные классификации дополнительных к классическим правилам алгоритмов управления запасами, как вид­но из приведенного выше материала, являются недостаточными для превращения классификации правил в действенный инстру­мент проектирования новых алгоритмов управления запасами.

Все правила алгоритмов управления запасами могут быть разделены на следующие группы:

1) расчетно-методические правила;

2) правила внутрифирменного межфункционального взаимо­действия;

3) правила межорганизационного взаимодействия с внешними контрагентами.

Несмотря на многоплановость предложенного разделения, кри­терий классификации можно определить как уровень интеграции управления запасами. Соответственно, первая группа правил име­ет операционный уровень интеграции управления, вторая — меж­функциональный, третья — межорганизационный.

1. Правила расчетно-методического характера касаются вопро­сов методики расчета параметров моделей управления запасами и разделены на две подгруппы в соответствии с двумя ключевыми возможностями управления запасами — через манипуляцию раз­мером заказа и через манипуляцию интервалом време­ни между заказами или частотой выдачи заказа. По существу, эта группа правил имеет операционный характер и требует непосредственного включения в алгоритм работы с запа­сом.

2. Правила межфункционального взаимодействия могут быть раз­делены по характеру используемой для принятия решений инфор­мации на подгруппы эмпирического, учетного и превентивного характера.

2.1. Межфункциональные эмпирические правила выделены в от­дельную группу в связи с тем, что они могут быть разработаны на основе анализа результатов имитационного моделирования и пред­ставляют собой попытку отреагировать на сложившуюся текущую (эмпирическую) ситуацию. Такими правилами, например, явля­ются:

• выдача заказа в момент задержки поставки;

• выдача откорректированного размера заказа в момент получе­ния плановой поставки;

• изменение порогового уровня запаса с учетом текущего изме­нения спроса и пр.

Для корректного выполнения этих правил требуется налажен­ное информационное взаимодействие таких подразделений и служб предприятия, как отдела закупок (снабжения), продаж (ком­мерческого отдела), логистики, маркетинга.

2.2. Межфункциональные учетные правила касаются организа­ции работы подразделений, связанных с реализацией функции учета в областях, связанных с движением материальных потоков. К ним относятся, например, организация учета текущего спроса, сбоев поставок и прочая информация, непосредственно сказыва­ющаяся на изменении текущего уровня запаса.

2.3. Группа межфункциональных превентивных правил в отличие от реактивного характера двух ранее рассмотренных групп класса межфункциональных правил имеет проактивный характер и по­зволяет предугадать будущие изменения условий движения мате­риальных потоков и запаса на основе как формализованной, так и частично формализованной (неформализованной) информации. К таким правилам можно отнести, например:

• участие лица, принимающего решение (экспертные решения) при изменении параметров модели;

• корректировка размера заказа с учетом имеющейся информа­ции;

• оценка оптимального уровня глубины прогноза;

• предварительный расчет возможных комбинаций параметров моделей и пр.

3. Правила межорганизационного взаимодействия выделяются на основе того, что все они предполагают согласование действий не только подразделений и служб организации, содержащей запас, но и ее контрагентов — поставщиков и потребителей. В первую под­группу относятся правила, относящиеся к организации работы с поставляющими звеньями цепи поставки, во вторую — с потреб­ляющими звеньями цепи поставки. Так как внешние поставляющие и потребляющие звенья оказывают влия­ние на состояние запаса в организации, реализация этих правил должна быть возложена на службу логистики, которая является одним из основных координирующих межфункциональных под­разделений.

Возможны и другие подходы к классификации правил, позво­ляющих развить содержание классических моделей управления запасами с фиксированным размером заказа и с фиксированным интервалом времени между заказами. Любая такая попытка, без­условно, позволит получить новое видение возможностей совер­шенствования алгоритмов управления запасами. Главное же — что­бы управление запасами представляло собой строгую и методичес­ки продуманную последовательность действий, гарантирующую достижение поставленных результатов.

Наши рекомендации