Классификация элементов моделей управления запасами.
Для максимально полной классификации элементов моделей и правил управления запасами в различных организационно-экономических условиях требуются различные критерии. Такими критериями, например, могут быть:
• степень взаимодействия отдела логистики с другими подразделениями компании в решении вопроса управления запасами;
• функции управления — планирование, организация, учет и контроль, степень оперативности принятия решений;
• степень воздействия на систему управления запасами (корректировка расчетных параметров либо изменение всей политики управления запасами);
• субъект реализации корректирующих воздействий (отдел логистики или другие подразделения компании) и др. Рассмотрим содержание некоторых критериев.
По степени взаимодействияотдела логистики (или специалистов по управлению запасами, товарных менеджеров и пр.) с другими подразделениями компании дополнительные по отношению к классическим моделям управления запасами правила алгоритмов могут быть разделены на две группы:
1) действия, не требующие тесного взаимодействия;
2) действия, требующие тесного взаимодействия.
В классификации по действиям, требующим тесного взаимодействия игнорируется методическая последовательность проведения расчетов и принятия решений при управлении запасами. Выбранный критерий определяет логику рассмотрения возможных правил, позволяющих обновить классические подходы к управлению запасами. Специалисты, связанные с управлением запасами, могут принимать решения самостоятельно, без согласования своих позиций с другими подразделениями, например:
• при оперативном изменении размера заказа на восполнение запаса по результатам текущего анализа уровня потребления;
• при проведении дополнительного заказа на восполнение запаса (дозаказа) в момент получения информации о задержке поставки;
• при расчете на основе информации о состоянии спроса новых порогового уровня запаса, страхового и максимального желательного уровней запаса, интервала времени между заказами и др.
Напротив, некоторые решения по управлению запасами требуют обязательного согласования действий с несколькими подразделениями компании. Например: прогнозирование спроса при правильной постановке вопроса требует совместного обсуждения вопроса службами маркетинга, продаж, производства и закупок при участии логистов, аналитиков, специалистов по информационным технологиям;
• назначение или выбор дополнительного (страхующего или аварийного) поставщика проводится при обязательном участии, по крайней мере, отделов закупок (снабжения) и логистики;
• использование в алгоритме работы с запасом экспертных оценок, как правило, более эффективно, если в качестве экспертов выступает межфункциональная группа специалистов, представляющих интересов функциональных областей закупок, производства, сбыта (распределения) и финансов и т.д.
По функциям управления дополнительные правила алгоритмов управления запасами могут быть разделены на классы, связанные с процессами планирования, организации, учета и контроля.
По функциям планирования и организации рассматриваемая классификация, очевидно, является неполной. Организация действий по управлению запасами часто проводится одновременно с процессом планирования значений их отдельных параметров, поэтому отнесение правил к тому или иному классу является неоднозначным. Например, правило расчета плавающих значений уровней страхового и максимального желательного запаса, так же как и связанные с ними плавающие значения точки нового заказа и интервалов времени между заказами, имеют довольно серьезные организационные аспекты и поэтому могут быть отнесены к классу функций организации.
Значительно более хорошее состояние в рассматриваемой классификации групп по функциям учета и контроля. Отмеченные выше правила плавающих уровней запаса имеют явно выраженную учетную составляющую, связанную с обеспечением учета текущего или прогнозируемого спроса. В то же время нельзя не отметить, что в данном случае не менее важна и организация учета информации.
По оперативности принятия решений дополнительные правила алгоритмов управления запасами можно разделить на группы оперативных и стратегических правил.
Рассматриваемая классификация позволяет разделить правила доработки классических алгоритмов управления запасами на две группы. Группа правил оперативного характера может рассматриваться с организационной стороны — она соответствует низовому и среднему уровню управления и не требует согласования с вышестоящими руководителями, так как принятые решения не имеют долгосрочного влияния на развитие ситуации обслуживания потребителя.
Группа стратегических правил может рассматриваться как группа долгосрочного характера. Все правила этой группы имеют общий организационный или нормативный характер. Решения по этим правилам требуют участия руководителей служб и подразделений, которые должны обеспечить межфункциональное согласование последствий их применения.
Все однокритериальные классификации дополнительных к классическим правилам алгоритмов управления запасами, как видно из приведенного выше материала, являются недостаточными для превращения классификации правил в действенный инструмент проектирования новых алгоритмов управления запасами.
Все правила алгоритмов управления запасами могут быть разделены на следующие группы:
1) расчетно-методические правила;
2) правила внутрифирменного межфункционального взаимодействия;
3) правила межорганизационного взаимодействия с внешними контрагентами.
Несмотря на многоплановость предложенного разделения, критерий классификации можно определить как уровень интеграции управления запасами. Соответственно, первая группа правил имеет операционный уровень интеграции управления, вторая — межфункциональный, третья — межорганизационный.
1. Правила расчетно-методического характера касаются вопросов методики расчета параметров моделей управления запасами и разделены на две подгруппы в соответствии с двумя ключевыми возможностями управления запасами — через манипуляцию размером заказа и через манипуляцию интервалом времени между заказами или частотой выдачи заказа. По существу, эта группа правил имеет операционный характер и требует непосредственного включения в алгоритм работы с запасом.
2. Правила межфункционального взаимодействия могут быть разделены по характеру используемой для принятия решений информации на подгруппы эмпирического, учетного и превентивного характера.
2.1. Межфункциональные эмпирические правила выделены в отдельную группу в связи с тем, что они могут быть разработаны на основе анализа результатов имитационного моделирования и представляют собой попытку отреагировать на сложившуюся текущую (эмпирическую) ситуацию. Такими правилами, например, являются:
• выдача заказа в момент задержки поставки;
• выдача откорректированного размера заказа в момент получения плановой поставки;
• изменение порогового уровня запаса с учетом текущего изменения спроса и пр.
Для корректного выполнения этих правил требуется налаженное информационное взаимодействие таких подразделений и служб предприятия, как отдела закупок (снабжения), продаж (коммерческого отдела), логистики, маркетинга.
2.2. Межфункциональные учетные правила касаются организации работы подразделений, связанных с реализацией функции учета в областях, связанных с движением материальных потоков. К ним относятся, например, организация учета текущего спроса, сбоев поставок и прочая информация, непосредственно сказывающаяся на изменении текущего уровня запаса.
2.3. Группа межфункциональных превентивных правил в отличие от реактивного характера двух ранее рассмотренных групп класса межфункциональных правил имеет проактивный характер и позволяет предугадать будущие изменения условий движения материальных потоков и запаса на основе как формализованной, так и частично формализованной (неформализованной) информации. К таким правилам можно отнести, например:
• участие лица, принимающего решение (экспертные решения) при изменении параметров модели;
• корректировка размера заказа с учетом имеющейся информации;
• оценка оптимального уровня глубины прогноза;
• предварительный расчет возможных комбинаций параметров моделей и пр.
3. Правила межорганизационного взаимодействия выделяются на основе того, что все они предполагают согласование действий не только подразделений и служб организации, содержащей запас, но и ее контрагентов — поставщиков и потребителей. В первую подгруппу относятся правила, относящиеся к организации работы с поставляющими звеньями цепи поставки, во вторую — с потребляющими звеньями цепи поставки. Так как внешние поставляющие и потребляющие звенья оказывают влияние на состояние запаса в организации, реализация этих правил должна быть возложена на службу логистики, которая является одним из основных координирующих межфункциональных подразделений.
Возможны и другие подходы к классификации правил, позволяющих развить содержание классических моделей управления запасами с фиксированным размером заказа и с фиксированным интервалом времени между заказами. Любая такая попытка, безусловно, позволит получить новое видение возможностей совершенствования алгоритмов управления запасами. Главное же — чтобы управление запасами представляло собой строгую и методически продуманную последовательность действий, гарантирующую достижение поставленных результатов.