Принципы Гаррингтона Эмерсона
Принципы менеджмента - это фундаментальные истины (или то, что считается истиной в настоящий момент), на которых строится система управления в целом или отдельные ее части [1].
Впервые принципы менеджмента были сформулированы Гаррингтоном Эмерсоном в книге “Двенадцать принципов управления” в 1912 году. Этими принципами были:
1) отчетливо поставленные идеалы или цели;
2) здравый смысл;
3) использование компетентных консультаций;
4) дисциплины;
5) справедливое отношение к персоналу;
6) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;
7) диспетчеризация;
8) наличие норм и расписаний;
9) нормализация условий труда;
10) нормирование производственных и управленческих операций;
11) наличие стандартных инструкций;
12) вознаграждение за производительность.
Помимо этих принципов Эмерсон сформулировал следующие положения менеджмента:
1) подчиненный существует для того, чтобы расширять и продолжать личность начальника;
2) начальник существует только для того, чтобы делать производительной работу подчиненного;
3) каждая высшая ступень управления существует не для удовольствия тех, кто стоит выше, а для обслуживания тех, кто работает ниже;
4) каждая мельчайшая операция на предприятии должна быть обслужена всеми знаниями и умениями, которые есть в мире.
Принципы М. Вебера
Концепция «идеальной бюрократии»
Вебер полагал, что организация должна принять определённую стратегию роста. Таким образом, действия работников предприятия становятся предсказуемыми и отлаженными, что ведёт к упрощению контроля над действиями фирмы в целом. Итак, организация в процессе своей работы должна руководствоваться следующими принципами:
1. Иерархическая цепочка команд.
Каждый сотрудник должен отвечать перед своим руководителем за процесс своей работы и его результаты. Тот, в свою очередь, должен отчитываться перед вышестоящими отделами. Власть руководителей основывается на экспертных знаниях и узаконивается, начиная с верхних уровней иерархии управления. Таким образом, устанавливается цепь взаимосвязанных команд, необходимая для достойного функционирования и касающаяся каждого работника.
Специализация должностных обязанностей.
Каждый сотрудник предприятия должен быть экспертом в своей работе, нести ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей. Следовательно, все задания, необходимые для достижения целей, должны распределяться между высокоспециализированными работниками, каждый из которых будет стараться идеально выполнить свою часть работы для последующего суммирования этих результатов в единственно возможный высокоуровневый итог. Для этого предоставляются все необходимые полномочия и инструментарий.
Правила, единые для всех.
Каждое задание должно выполняться в соответствии с «постоянной системой абстрактных правил»2, которые устанавливаются руководством организации независимо от того, является ли она коммерческой или нет. Эти нормы предусматривают права и обязанности как работников, так и их руководителей. Эти правила устанавливаются с целью гарантирования однородности и скоординированности различных заданий.
Безличностные взаимоотношения.
Правила, по которым работает персонал, должны являться безличными и формальными и относиться в равной степени ко всем работникам организации
Продвижение работников по службе.
Наём на работу должен осуществляться в соответствии с реальной квалификацией каждого работника, (личной проверке знаний при собеседовании), также предусматривать защиту от произвольного увольнения, т.е. наём должен предполагать собой возможность карьерного роста на протяжении всей жизни, повышение оплаты труда, пенсию, что обеспечивает высокий уровень его преданности «фирме-Родине». В свою очередь продвижение сотрудников по службе должно быть основано на стаже и личных достижениях. Это позволяет организации обучать и удерживать на работе высококвалифицированных специалистов.
Стандартные процедуры.
Все административные акты и решения обязаны быть оформлены в письменном виде. Они предварительно изучаются исполнителями, являются обязательными и предопределяют строгий порядок и подотчётность в организации, что снижает до минимума риск возникновения недомолвок и всякого рода нестыковок.
7. Координация сверху.
Менеджеры не должны являться собственниками организации во избежание подделки документов и организации теневого бизнеса в пользу своего «кармана». В этой ситуации также играет большую роль свод определённых правил, упомянутых выше, позволяющих производить контроль над всеми сферами деятельности сотрудников.