Административная и научная школы в управлении.
Первой школой управления организацией была классическая школа управления, которую разделяют на административную и научную школы. Онасформировалась в период с 90-х годов XIX по 20-е годы XX столетия.
В качестве наиболее ярких представителей научной школы управления можно назвать Фредерика Тейлора (1856 – 1915), Гаррингтона Эмерсона (1853-1931), Генри Форда (1863-1947), Анри Файоля (1841 – 1925), Макса Вебера (1864 - 1920) и других.
§ Ф.У. Тейлор – теория научного управления.
§ А. Файоль – теория администрирования
§ М.Вебер – концепция «рационального администирирования»
§ Г. Форд – «философия практики».
Классическая школа включает научное управление и административный подход (первый некоторые авторы считают отдельной школой). Сущность научного управления была изложена в работах Ф. Тейлора, Ф. Гилберта, Л. Гилберта, Г. Гантта, М. Вебера, С. Паркинсона, Г. Форда и др. Они считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения, проводили анализ содержания работы и определяли ее основные компоненты. Так, например, Ф. Тейлор, считающийся родоначальником теории управления, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. Ф.Гилберт и Л.Гилберт изобрели часы-микрохронометр и, используя его в сочетании с кинокамерой, выявили и описали 17 основных элементарных движений кисти руки, написав затем рекомендации по рациональной организации труда. Основываясь на полученной информации, представители научного управления изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние непродуктивные движения, используя стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы, достигая при этом существенных результатов.
В научном управлении учитывался и человеческий фактор. Предполагалось материальное стимулирование увеличения производительности труда и объемов производства. Предусматривалась также возможность отдыха и неизбежных перерывов в производстве. В результате появлялась возможность устанавливать разумные нормы производства и платить дополнительно тем, кто их перевыполняет.
Важным моментом научного подхода является признание авторами того, что работа по управлению — это определенная специальность, и каждая группа работников должна сосредоточиться на том, что она делает успешнее всего. В результате управление было признано самостоятельной областью научных исследований. Руководители и ученые убедились в том, что методы и подходы, используемые в науке и на производстве, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей.
Школа человеческих отношений.
В 20 - 30-е годы прошлого столетия в науке управления организацией зародилось новое направление - школа человеческих отношений.
Школа «человеческих отношений» основана на том, что
ü работник предприятия это не просто исполнитель распоряжений руководителя, не имеющий собственной воли, убеждений и желаний, а человек со своими чувствами, мотивами и настроениями, которые могут существенно влиять на результаты производственной деятельности;
ü между владельцами, руководителями и рядовыми работниками предприятий возможно установление партнерских отношений на основе взаимных интересов;
на поведение человека в организации влияют не только административные и экономические, но и психологических методы воздействия;
ü конфликты между человеком и организацией можно полностью разрешить, если удовлетворить социальные и психологические потребности работников, причем владельцы предприятий от этого только выиграют, ибо резко возрастет производительность труда.
ü Г. Мюнстенберг (1863-1916) – внедрение психологии в управление.
ü М. Фоллет (1868-1933) - теория гармонии труда и капитала.
ü Э. Мейо (1880-1949) – создание социальной философии менеджмента.
ü Д. Карнеги (1888-1955)– методы общения с людьми.
Школа поведенческих наук.
В 40-50-е годы XX столетия школа человеческих отношений переросла в бихевиористскую школу управления организацией (или школу поведенческих наук), наиболее яркими представителями которой являются: Абрахам Маслоу (1908-1970),
Фредерик Герцберг (1923),
Дэвид МакКлелланд(1917),
Дуглас МакГрегор (1906-1964).
В рамках этой школы проводились работы в области
q мотивации и трудового поведения персонала;
q развития профессиональных компетенций и креативности работников;
q власти, руководства и лидерства;
q взаимоотношений организации и работающих в ней людей.
Отличительной чертой этой школы является ее стремление определить какие факторы и с какой силой влияют на поведение человека в организации, под воздействием каких внешних и внутренних побуждений формируется стремление человека к совершению тех или иных поступков, в частности к труду.
20 Школа системного подхода.
В одно время с бихевиористской школой управления организацией развивалось направление, получившее название школы системного подхода (или школа количественного подхода).
В связи с этим необходимо, прежде всего, упомянуть работы
• «Тектология или всеобщая организационная наука» Александра Александровича Богданова, в которой был сформулирован подход к организации, как к целому, имеющему объективные законы собственного развития;
• «Кибернетика» Норберта Виннера, в которой сформулированы принципы управления, общие для биологических, технических и социальных систем;
• теорию информации Клода Шенона, в которой сформулированы базовые принципы коммуникаций в условиях помех и неопределенности.
Основное положение системного подхода заключается в том, что если элемент принадлежит системе или содержится в ней. то он всегда меньше системы.
Главные принципы системного подхода: единство — система рассматривается как единое целое и как совокупность частей; целостность — элементы могут быть разной направленности, но они одновременно совместимы; динамичность - способность системы к изменению состояния под воздействием направленных или случайных факторов; взаимозависимость системы и среды, т.е. система проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой; иерархичность - т.е. ранжирование частей, каждый элемент системы рассматривается как подсистема, а сама система — как элемент более сложной системы; организованность - приведение в порядок составных частей и объединяющих их связей;множественность состоянии и описания системы — построение различных моделей, каждая из которых описывает определенное состояние системы; декомпозиция - возможность расчленения объекта на составные части, каждая из которых имеет цели, вытекающие из общей цели системы.
Ряд взаимосвязанных ракурсов рассмотрения системного подхода определяет его сущность:
элементный, показывающий, из каких элементов состоит система при ее построении и исследовании;
структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, характер связей и способы взаимодействия компонентов;
функциональный, отвечающий на вопрос, какие функции выполняет сама система и образующие ее компоненты;
коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими как по горизонтали (сотрудничество), так и по вертикали (соподчиненность);
интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;
исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы проходила в своем развитии и каковы тенденции (перспективы) се развития.
21 Прагматическая и социальные школы управления.
В 50-60-х годах прошлого столетия, на основе бихевиористической школы и системного подхода, сформировалось направление, называемое эмпирической (прагматической) школой управления или менеджмент бизнеса. Сущность работ этого направления заключалась в разработке практических рекомендаций предпринимателям и руководителям, помогающих им получать прибыль в условиях динамичного рынка.
С 70-х годов эта школа начала трансформироваться в социальную школу управления организацией, в рамках которой, не отказываясь от того, что основной целью организации является прибыль, утверждалась идея социальной ответственности бизнеса, а богатство государства рассматривалось как производная богатства его народа. Поэтому
- государство должно создавать условия, благоприятствующие развитию бизнеса и росту благосостояния населения;
- организация, стремящаяся получить прибыль, должна осознавать свою социальную ответственность, поскольку в долгосрочной перспективе она может быть успешными только тогда, когда успешны и благополучны его сотрудники;
- гармонизация отношений в триаде государство – организация – человек является необходимым условием развития каждой компоненты триады.
Эти школы связанны с именами Эдгара Шеина, Питера Друкера, Ульяма Оучи, Игоря Ансоффа, Питера Сенге и многих других.