Продольное нивелирование трассы

Трасса – это ось линейного сооружения типа( дороги, трубопроводы) Трассирование – комплекс работ для получения оптимального варианта трассы по отношению к ландшафту местности и рельефу. Разделяют камеральное (предварительный выбор оптимального варианта трассы с использованием карт) и полевое трассирование (без предварительного выбора трассы).

Полевые работы.

1) Рекогносцировка – осмотр местности и закрепление главных точек трассы начала трассы (НТ), конца трассы (КТ), створных точек (СТ), вершин углов поворота трассы (ВУ) (деревянными или бетонными столбами высотой около одного метра.

2) Измерение углов поворота трассы – угла между предыдущим и последующим направлением трассы. Теодолитом измеряют правые по ходу горизонтальные углы и вычисляют углы поворота трассы. Если трасса поворачивает вправо, то φ1 = 180º- β1, угол поворота трассы влево вычисляют следующим образом φ2 = β2 – 180º.

3) Разбивка трассы: расчистка и закрепление главных точек кривых, пикетов, плюсовых точек, поперечников. После вычисления углов поворота трассы выбирают из «Таблиц для разбивки круговых кривых» или вычисляют по формулам элементы кривых: тангенс (касательная к кривой, Т), биссектрису (Б), длину кривой (К), домер (Д)

Продольное нивелирование трассы - student2.ru

. Главные элементы и точки горизонтальной круговой кривой,

вынесение пикета с тангенса на кривую

R – радиус кривой; Т = R·tg(φ/2); К = Продольное нивелирование трассы - student2.ru ;

Б= Продольное нивелирование трассы - student2.ru ; Д = 2Т – К.

β = Продольное нивелирование трассы - student2.ru ; НК – ПК2 = НК – ПК2', где ρ=206265"≈57,3º.

Вычисляют пикетажное значение, то есть расстояние от предыдущего пикета, главных точек кривых по формулам:

ВУ Контроль: ВУ

-Т +Т

НК ……

+К -Д

КК Продольное нивелирование трассы - student2.ru КК

По пикетажным значениям находят на местности главные точки кривых и закрепляют их деревянными колышками( через100м)

На трассе закрепляют плюсовые точки – точки пересечения с характерными элементами ситуации и рельефа, определяют их пикетаж от предыдущего пикета. На косогорах или в местах неравномерного уклона трассы разбивают поперечники: закрепляют на трассе осевую точку поперечника, строят при помощи теодолита прямой угол к трассе вправо и влево от нее, то есть левое и правое плечи поперечника, на которых закрепляют плюсовые точки в местах изменения рельефа. Пикетаж этих точек определяют от осевой точки поперечника.

4) Горизонтальная съемка полосы местности вдоль трассы (от 20 метров и больше) способами прямоугольных координат и линейных засечек. Параллельно с разбивкой трассы и съемкой местности ведут пикетажный журнал, куда заносят результаты разбивки и ведут абрис съемки.

5) Нивелирование трассы. Выполняют методом геометрического нивелирования способом «из середины»(150-100м).Километровые пикеты, реперы нивелируют как связующие точки, а плюсовые точки и точки поперечников – как промежуточные, только по черной стороне рейки.

По окончании полевых работ получают следующие документы: пикетажный журнал и журналы нивелирования трассы.

Наши рекомендации