Факторное отображение структур интегральной индивидуальности

студентов с высоким уровнем самоактуализации

Уровень индиви­дуальной интеграции     Фактор
Время -0,320391 -0,640131* - 0,240978 0,245518 - 0,048997 -0,128935
Поддержка -0,146340 0,008110 0,453036 -0,123215 - 0,697782 0,148765
Ценности 0,326474 0,027889 0,700366 0,148214 -0,321811 0,028159
Гибкость поведении -0,182241 -0,521530* -0,138823 0,033344 - 0,377295 -0,411138
Сензитивность -0,272351 -0,104205 0,671983 - 0,347075 0,021965 0,123847
Спонтанность - 0,309522 -0,139167 - 0,084036 -0,375764 - 0,309999 0,513362
Самоуважение 0,016256 -0,458177* 0,350119 0,421074 - 0,232304 0,201178
Самонринятие -0,481167* - 0,032483 -0,319987 0,362867 - 0,624904 0,043345
Представление о человеке 0,715113* - 0,363870 -0,031046 -0,178413 -0,141992 -0,159414
Синергия 0,483970* 0,213170 0,405506 0,325539 - 0,226496 - 0,257082
Принятие агрессии -0,454335 - 0,276847 0,251897 -0,459828 -0,129717 -0,199971
Контактность -0,365143 0,349591 0,354335 - 0,348947 - 0,457563 0,171157
Познавательные потребности - 0,062792 -0,315016 0,089090 - 0,396372 - 0,287579 0,148813
Креативность - 0,036349 0,452250* 0,446315 0,408100 0,070058 0,400596
Авторитарность -0,132477 - 0,093007 0,644728 0,257464 0,254116 -0,355980
Эгоистичность - 0,354096 - 0,002629 0,155252 0,444850 0,038426 - 0,673789
Агрессивность -0,549408* 0,164157 0,484649 0,368573 0,348905 -0,128973
Подозрительность -0,709612* 0,145943 0,011166 0,304671 0,053601 -0,431283
Подчиняем ость 0,773856* 0,254721 0,021537 - 0,039897 - 0,265220 - 0,095747
Зависимость -0,714661* 0,313734 0,121092 - 0,043045 0,055465 -0,040901
Дружелюбие 0,906605* -0,122002 -0,149473 0,200180 - 0,087653 -0,165098
Альтруистичность 0,682907* -0,420188* 0,242778 0,053510 - 0,277836 -0,231017
Эргичность 0,084185 - 0,268540 0,402702 -0,073854 0,175189 - 0,024925
Социальная эргичность 0,477823* -0,539321* -0,051418 0,070459 0,212386 -0,213616
Пластичность - 0,096555 -0,667998* 0,311928 -0,216217 0,152062 0,122525
Социальная пластичность - 0,248577 -0,641622* - 0,047784 0,127639 0,266471 0,305627
Темп 0,440479 -0,608865* 0,181001 0,294075 0,242149 0,145776
Социальный темп -0,141164 -0,811328* 0,177921 -0,323523 0,250490 0,119667
Эмоциональность 0,201132 -0,853677* 0,256454 -0,301022 0,418400 - 0,265164
Социальная эмоциональность 0,097998 0,148456 0,080464 -0,800361 0,227474 -0,318055
Expl.Var 5,672999 4,643972 3,190484 2,998875 2,528597 2,109756
Prp.Totl 0,189100 0.154799 0,106349 0,099963 0,084287 0,070325

Примечание: * обозначены значимые факторные веса.

По критерию наполняемости конкретными разноуровневыми свой­ствами, имеющими значимые факторные веса, — фактор частично насыщен. Этот фактор определяется связкой «личность — статус». По характеру межфакторных связей этот фактор ортогональный. Было выделено 5 ортогональных зависимостей на психодинамическом уров­не и одна одно-многозначная зависимость на личностном уровне.

Первый фактор — «дружелюбия», так как самый высокий фактор­ный вес имеет показатель дружелюбие, также значимый факторный вес и у показателей подчиненности, альтруистичности, позитивного представления о природе человека. Значимые факторные веса с от­рицательным плюсом имеют показатели подозрительности и зави­симости.

Иначе говоря, студенты с высоким уровнем самоактуализации ха­рактеризуются качествами дружелюбного человека, стремлением всем уступать, открытостью, склонностью подчиняться, послушно и честно выполнять свои обязанности, независимостью от других, увереннос­тью в себе, стремлением помочь и сострадать всем, ответственностью по отношению к людям («люди в массе своей добры»), доброже­лательностью.

Второй фактор включает показатели психодинамического уровня. По средней степени насыщенности значимыми факторными весами в структуре интегральной индивидуальности доминирует психодинами­ческий уровень.

По критерию наполняемости конкретными разноуровневыми свой­ствами, имеющими значимые факторные веса, данный фактор частич­но насыщен. Здесь фигурирует взаимосвязь по линии «темперамент —

личность».

По характеру межфакторных связей второй фактор ортогональный. Выделено шесть одно-многозначных зависимостей на психодинами­ческом уровне. Второй фактор — «эмоциональность». Факторный вес имеют следующие показатели с отрицательным значимым полюсом: эмоциональность, социальный темп, пластичность, социальная эргич­ность, социальная пластичность, темп и компетентность во времени. Положительный полюс — креативность.

Это говорит о том, что студенты свысоким уровнем самоактуали­зации эмоционально сдержаны. Они способны жить «настоящим», то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие прошлого или подготовку бу­дущей «настоящей жизни», они сдержаны в установлении эмоциональ­ных контактов, им свойственна креативность.

Таблица 1 0

Факторное отображение структур интегральной индивидуальности студентов с низким уровнем самоактуализации

Структура интеграль­ной индивидуальности Фактор
   
Время -0,321987 0,193418 0,040189 0,750297 0,233691 0,222604
Поддержка -0,646385* -0,144844 0,243515 -0,513841 0,347627 0,096373
Ценности -0,828445* -0,217829 -0,176351 0,107361 -0,081295 0,052004
Гибкость поведения -0,681848* 0,538719* 0,291398 0,113119 0,048900 -0,066051
Сензитивность - 0,054366 0,149668 0,345567 -0,659201 0,141403 0,094465
Спонтанность - 0,574787 -0,137810 0,060381 - 0,082580 0,173447 0,408200
Самоуважение - 0,348276 -0,433185* -0,370091 - 0,398090 -0,236177 -0,196766
Самопринятие - 0,356402 0,002623 0,355399 0,038636 0,522699 - 0,362562
Представление о человеке -0,316106 -0,522150 -0,275101 - 0,204749 0,324824 0,116224
Синергия -0,571815* 0,132125 -0,125074 0,130391 0,215091 0,128766
Принятие агрессии -0,261740 0,421024 -0,195238 - 0,655094 0,300450 0,163637
Контактность -0,517452 0,499986 0,451314 -0,066451 0,149733 - 0,367384
Познавательные потребности -0,141062 - 0,228864 0,257651 -0,088136 0,453988 0,057445-
Креативность -0,653187* 0,095816 -0,091617 0,083476 -0,111794 -0,490681
Авторитарность 0,240264 -0,058975 -0,613915 0,003498 0,168146 0,452820
Эгоистичность -0,221868 0,636261* - 0,464908 0,128310 -0,068116 0,101796
Агрессивность 0,014196 0,305662 - 0,849602 0,008638 0,174312 -0,218555
Подозрительность 0,363114 0,500186* -0,359318 -0,171624 0,087441 -0,139413
Подчиняемость 0,182453 -0,176749 0,160644 0,485639 0,673868 - 0,093969
Зависимость 0,381269 -0,589606* - 0,208098 0,163593 0,249433 0,015822
Дружелюбие 0,336743 -0,612659* 0,337484 -0,001288 0,043792 - 0,268582
Альтруистичность -0,018539 -0,775948* 0,149530 -0,158702 0,063479 0,097062
Эргичность -0,233172 - 0,299820 -0,491845 0,212819 0,145740 -0,109824
Социальная эргичность -,443178* -0,419062 0,107967 -0.121508 -0,588674 -0,159263
Пластичность - ,574056* -0,433211 -0,412729 0,238082 0,016236 -0,158454
Социальная пластичность - ,487482* 0,008081 - 0,236783 0,102394 -0,120336 -0,153447
Темп -0,512910 -0,215139 -0,561074 -0,156282 - 0,002431 -0,105610
Социальный темп -0,402900* 0,015894 0,077457 0,057463 0,029408 0,637994
Эмоциональность 0,380857 0,003658 -0,271706 -0,174858 0,548922 - 0,408478
Социальная эмоциональность 0,451196* 0,126008 - 0,380290 - 0,350826 0,119914 -0,017527
Expl.Var 5,587482 4,027924 3,639729 2,602264 2,338889 1,892211
Prp.Totl 0,186249 0,134264 0,121324 0,086742 0,077963 0,063074

Примечание: * обозначены значимые факторные веса.

Из таблицы 10 видно, что первый фактор включает показатели лично­стного и психодинамического уровней интегральной индивидуальности.

По средней величине насыщенности каждого уровня интегральной индивидуальности значимыми факторными весами, в первом факто­ре, доминирует личностный уровень.

По критерию наполняемости разноуровневыми свойствами, име­ющими значимые факторные веса, этот фактор частично насыщен. Разноуровневые свойства связаны по линии «темперамент — лич­ность».

По характеру межфакторных связей первый фактор ортогональный. Было выделено семь одно-многозначных зависимостей на личностном уровне и две одно-многозначные зависимости на психодинамическом уровне. Содержательная интерпретация этого фактора позволяет обо­значить его как фактор «ценностные ориентации». В нем наибольший факторный вес имеют показатели с отрицательным полюсом: поддер­жки, гибкости поведения, спонтанности, креативности, синергии, контактности, пластичности и темпа.

То есть студенты с низким уровнем самоактуализации не разделя­ют ценности самоактуализирующихся людей (красота, истина, добро, совершенство, всесторонность, целостность, любовь и другие), не мо­гут спонтанно выражать свои чувства; для установления контактов с людьми им требуется много времени, творческие способности у них слабо выражены; им свойственна высокая степень зависимости, кон­формности, ригидности, при выполнении предметной деятельности они медлительны и неторопливы.

Второй фактор включает показатели метаиндивидуального уровня интегральной индивидуальности.

По средней величине насыщенности значимыми факторными ве­сами в структуре интегральной индивидуальности доминирует мета-индивидуальный уровень.

По критерию наполняемости конкретными разноуровневыми свой­ствами, имеющими значимые факторные веса, этот фактор частично насыщен. Здесь наиболее выражена связка «личность — статус».

По характеру межфакторных связей обнаруженный фактор ортого­нальный. Он включает пять одно-многозначных зависимостей на ме-таиндивидуальном уровне.

Второй фактор — «эгоистичность». Наибольший факторный вес с отрицательным полюсом имеют следующие показатели: альтруистич­ность, дружелюбие, зависимость; показатели с положительным полю­сом: эгоистичность и подозрительность.

Вывод:структура индивидуальности как у испытуемых с высоким уровнем самоактуализации, так и с низким характеризуется наличием жестких, ортогональных связей между показателями на психодинами­ческом, личностном уровнях и уровне метаиндивидуальности. Все об­наруженные факторы имеют частичную насыщенность, что говорит о наличии сходства в сравниваемых выборках. Различия проявляются в содержательных аспектах выделенных факторов и указывают на то, что значимую роль в деятельности у испытуемых разных выборок играют различные показатели. У студентов с высоким уровнем самоактуали­зации это дружелюбность и эмоциональность, а у студентов с низким уровнем самоактуализации — отсутствие ценностей самоактуализиру­ющейся личности и эгоистичность.

Наши рекомендации