Со вторым типом ценностных ориентации
нв | ПЖ | ЭР | СЭр | ПЛ | т | ст | ЭМ | АВ | ЭГ | АГ | ПО | пч | ЗА | ДР | АЛ | |
нв | 0,45 | 0,60 | 0,45 | 0,63 | ||||||||||||
нт | ||||||||||||||||
пж | 0,71 | 0,46 | 0,50 | 0,61 | 0,69 | 0,53 | 0,57 | |||||||||
ЭР | 0,46 | 0,55 | 0,48 | 0,44 | ||||||||||||
СЭр | 0,65 | 0,45 | ||||||||||||||
пл | 0,46 | 0,47 | ||||||||||||||
СП | 0,47 | |||||||||||||||
т | 0,46 | |||||||||||||||
эм | 0,53 | -0,51 | -035 | |||||||||||||
сэ | 0,42 | 0,58 | -0,47 | |||||||||||||
АВ | 0,58 | |||||||||||||||
АГ | 0,48 | |||||||||||||||
по | -0,48 | |||||||||||||||
ЗА | 0,50 | |||||||||||||||
ДР | 0,63 |
Условные обозначения: показаны только — значимые межуровневые корреляционные связи; НВ — сила процессов нервного возбуждения; НТ — сила процессов нервного торможения; ПЖ — подвижность нервных процессов; ЭР — эр-гичность; СЭр — социальная эргичность; ПЛ — пластичность; СП — социальная пластичность; Т — темп; СТ — социальный темп; ЭМ — эмоциональность; СЭ — социальная эмоциональность; АВ — авторитарность; ЭГ — эгоистичность; АГ — агрессивность; ПО — подозрительность; ПЧ — подчиняемость; ЗА — зависимость; ДР — дружелюбность; АЛ — альтруистичность.
Данные результаты указывают на высокую зависимость студентов второй группы от оценок окружающих, о чем свидетельствуют многочисленные достоверные связи эмоциональности и социальной эмоциональности с показателями психодинамического уровня индивидуальности. Чем выше чувствительность студентов к оцениванию со стороны, к результатам деятельности и социальных контактов (важные для данных ценностных ориентации критерии), тем они подозрительнее, связь с подчиняемостью. говорит о зависимости этих студентов от оценок окружающих в поведении; для получения положительных результатов в деятельности и общении они способны подчиняться. Зависимость у данной группы студентов положительно коррелирует с пластичностью (переключаемостью в предметной деятельности), что говорит о способности студентов быстро переключаться в зависимости от обстоятельств для достижения поставленных целей. Таким образом, студенты с ориентацией на ценности индивидуальной и социальной реализации сильно зависят от обстоятельств, «подстраиваются» под них, склонны к переключаемости с одних видов деятельности на другие.
Корреляционный анализ межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности студентов с разными типами ценностных ориентации показал существенные различия между двумя группами студентов, наибольшие отличия обнаружены среди показателей психодинамического и межличностного уровней. Для студентов с ориентацией на ценности личной жизни, личного счастья характерно доминирование таких качеств личности, как авторитарность, эгоистичность, которые реализуются через широкое разнообразие социальных контактов (социальная пластичность) и низкую чувствительность к оценкам со стороны окружения и результатам собственной деятельности. Другая особенность этой группы студентов заключается в том, что им свойственны низкие показатели подчиняемости, то есть для них характерна независимость в поступках и действиях. Студенты со вторым типом ценностных ориентации, наоборот, очень зависимы от результатов собственной деятельности, от чужого мнения, оценок окружения, способны к подчинению для достижения поставленных целей.
Исследование интраиндивидуальных различий у испытуемых с разным типом ценностных ориентации показывает, что испытуемые с выраженными ценностями личного благополучия обладают разными индивидуальными характеристиками. Средние показатели по каждому диагностируемому свойству индивидуальности выявили наличие значимой вариабельности свойств. Испытуемым присущи различные показатели по таким характеристикам, как уровень процессов возбуждения, социальная эргичность, темп, авторитарнсть, агрессивность и подчиняемость. У испытуемых с выраженными ценностями самоутверждения обнаруживаются значимые интраиндивидуальные различия по таким характеристикам, как социальная эргичность, социальный темп, эгоистичность и альтруистичность.
Вывод:в зависимости от особенностей ценностных ориентации Проявляются особенности индивидуальности на всех анализируемых Уровнях. Иначе говоря, специфика ценностных ориентации как свойство субъекта оказывает существенное влияние на специфику структурирования индивидуальности.
3.3. ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТИ НА СПЕЦИФИКУ МЕЖУРОВНЕВЫХ СВЯЗЕЙ
В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
В настоящее время становится актуальной проблема изучения условий саморазвития человека, реализации заложенного в нем потенциала, самоактуализации, условий развития личности как целостного саморазвивающегося субъекта.
Эта проблема занимает ведущее место как в зарубежной гуманистической психологии, так и в отечественной. На современном этапе самоактуализация личности связывается с процессом развития личности как субъекта жизнедеятельности и формирования жизненной стратегии (К. А. Абульханова-Славская), субъекта развития (Б. Д. Элько-нин), субъекта интеллектуальной активности (Д. Б. Богоявленская), субъекта свободнго выбора (В. А. Петровский), ответственности, нравственности и веры (Б. С. Братусь), смысла (Д. А. Леонтьев), саморегуляции произвольной активности человека (О. А. Конопкин, В. А. Иван-ников).
Использование принципа гуманистической трактовки человека как интегральной системы (Б. Г. Ананьев, 1968; М. Я. Басов, 1975; В. В. Белоус, 2000; А. В. Брушлинский, 1991; Е. А. Климов,1997; А. Маслоу, 1977; Б. А. Никитюк, 1995; К. Роджерс, 1978 и др.) позволяет изучить влияние сформированного уровня самоактуализации личности на особенности взаимосвязи разнопорядковых свойств в структуре целостной индивидуальности.
Актуальность данной работы связана с тем, что проблема самоактуализации личности является значимой для студенческого возраста. Выявление индивидуально-психологических особенностей личности с различным уровнем самоактуализации позволяет получить информацию о тех индивидуальных особенностях, которые способствуют развитию данного качества личности.
Проблема самоактуализации в основном изучалась в рамках гуманистического направления психологии личности. Вопросов самоактуализации в той или иной степени касались такие исследователи, как А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт.
Основные положения гуманистической школы психологии личности сформировал Гордон Олпорт (1897-1967). Одним из главных постулатов его теории было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. При этом Г. Олпорт утверждал, что на обобщение личности и общества влияет не стремлением к уравновешиванию со средой, а взаимообобщение, взаимодействие. Он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека, так как каждый является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite-черта. Эти черты личности он разделял на основные, которые стимулируют поведение и являются врожденными, и инструментальные, которые оформляют поведение и формируются в процессе жизни. Набор этих черт и составляет ядро личности. Олпортом было введено понятие «проприум». Проприум представляет собой позитивное, стремящееся к росту творческое свойство человеческой природы. Олпорт рассматривал личность как сущность, находящуюся в процессе непрерывного изменения и становления. По его мнению, созревание человека есть непрерывающийся, продолжающийся всю жизнь процесс становления.
Большой вклад в разработку проблемы самоактуализации внес Карл Роджерс (1902—1987). Согласно его теории, в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя и он наделен силами, необходимыми для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. Роджерс утверждал, что при таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности, аномалий поведения, которыми страдают многие люди. Человек, использующий свои таланты, способности и возможности, реализует свой личностный потенциал, стремится к развитию, познанию себя и сферы своих переживаний. Роджерс назвал такого человека «полноценно функционирующим». Полноценно функционирующему человеку присущи следующие основные личностные характеристики: открытость переживанию, то есть способность слышать себя, чувствовать эмоциональные и когнитивные переживания и осознавать их без противоречий; экзистенциальный образ жизни, то есть Умение жить насыщенно, осознавая уникальность и неповторимость Каждого момента жизни; организмическое доверие, то есть способность человека опираться в принятии решений на свои собственные внутренние ощущения; эмпирическая свобода, которая выражается в возможности человека жить свободно, с учетом собственных желаний и Мотивов, без запретов и ограничений; креативность — творческий образ жизни.
Джордж Келли (1905—1967) в своей теории личности затронул вопросы самоактуализации, изучая мотивационные компоненты поведения человека. Келли считал, что суть жизни — движение и развитие и человек представляет собой одну из форм такого всепроникающего движения.
Наибольший вклад в понимание самоактуализации внес Абрахам Мас-лоу. Он определяет самоактуализацию как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т. п.» (Д. А. Леонтьев, 1987, с. 150).
«Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек — это полное человеческое существо, с заглушёнными и подавленными способностями и одаренностями» (Д. Лоули, А. Максвелл, 1967, с. 91).
А. Маслоу выделяет следующие характеристики самоактуализирующихся людей:
1) более эффективное восприятие реальности и более комфортные отношения с ней;
2) принятие себя, других, природы;
3) спонтанность, простота, естественность;
4) центрированность на проблеме;
5) независимость: потребность в уединении;
6) автономия, независимость от культуры и среды;
7) постоянная свежесть оценки;
8) мистичность и опыт высших состояний;
9) чувства сопричастности, единения с другими;
10) более глубокие межличностные отношения;
11) демократическая структура характера;
12) разграничение средств и усилий;
13) философское, невраждебное чувство юмора;
14) креативность;
15) сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры.
А. Маслоу подчеркивает, что психологический рост осуществляется посредством работы самоактуализации. Самоактуализация подразумевает длительность, постоянную вовлеченность в работу роста и развития способностей до максимально возможного. Она включает выбор достойных творческих задач. Однако процесс самоактуализации может быть ограничен:
1) негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в непродуктивном поведении;
2) социальным влиянием и групповым давлением, которое часто действует вопреки нашим желаниям и представлениям;
3) внутренними защитами, которые отрывают нас от себя.
В отечественной психологии проблеме самоактуализации также уделяется большое значение. Большой вклад в изучение развития личности, ее личностного роста и самоопределения внесли такие психологи, как С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Логинова, Л. А. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко, Д. А. Леонтьев, П. М. Якобсон и многие другие.
Методологические основы к данной проблеме были заложены С. Л. Рубинштейном. Он рассматривал проблему самоопределения в контексте проблемы детерминации, то есть исходя из того, что внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация. В понимании самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий», через которые преломляются внешние воздействия. «На самом деле самоопределение и определение другим, внешним существует в равной мере повсюду. Существует иерархия этих отношений, в которой высшим уровнем выступает самоопределение на уровне существ, обладающих сознанием» (Ю. В. Павличенко, 1995, с. 380).
По отношению к этому уровню — уровню человека — в понятии самоопределения для С. Л. Рубинштейна выражается суть принципа детерминизма. «Смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему» (С. Л. Рубинштейн, 1989, с. 382).
Подход, намеченный С. Л. Рубинштейном, развивает в своих работах К. А. Абульханова-Славская. Для нее, как и для С. Л. Рубин-Штейна, центральным моментом самоопределения является само-Детерминация, собственная активность личности, осознанное стремление занять определенную позицию. Согласно К. А. Абульхановой-Славской, чем более зрелой с психологической и социальной точки зрения является личность, тем более возрастает ее способность к дальнейшему развитию. Период личностной зрелости открывает качественно новые и социально ценные возможности ее становления.
Под руководством А. В. Петровского был проведен ряд работ по Изучению так называемого самоопределения личности в группе, или Коллективистического самоопределения. В этих работах самоопределение раскрывается как феномен группового взаимодействия.
Большой вклад в изучение проблемы личностного роста и самосовершенствования внес П. М. Якобсон. Он изучал психологические компоненты и критерии становления зрелой личности. П. М. Якобсон говорил, что полноценная личность обладает умением остановить внимание на главном и отдать ему основную энергию, активность, творческое отношение.
Е. Е. Вахрамовым изучалась самоактуализация в контексте жизненного пути человека. Он рассматривал индивидуальный смысл как прижизненное приобретение человека и анализировал этапы его становления. Е. Е. Вахрамов показал возможность описания первых этапов в рамках теории самоактуализации и подчеркнул роль акмеологическо-го подхода, который позволяет применительно к жизненному пути в целом находить не ситуационно обусловленные объяснения частного смысла, а то общее, что связывает воедино всю предшествующую жизненную мозаику и способствует нахождению «сквозного смысла».
Исследование индивидуальных особенностей личности в рамках теории интегральной индивидуальности позволяет рассматривать индивидуальные различия с позиции системного подхода, успешно реализованного в концепции В. С. Мерлина, и создает условия для обнаружения специфических особенностей взаимодействия подсистем целостной индивидуальности, в зависимости от успешности самоактуализации личности.
Для исследования влияния уровня самоактуализации на особенности структур интегральной индивидуальности использовались следующие методы:
■ самоактуализационный тест (CAT);
■ опросник структуры темперамента (ОСТ);
■ опросник межличностных отношений Т. Лири.
В исследовании приняли участие 146 девушек в возрасте 18-23 лет, которые являются студентками Ставропольского государственного университета, факультетов психологии, экономики, филологии и журналистики.
Всего в исследовании анализировались двадцать два показателя индивидуально-психологических качеств личности, измеряемых по шкалам: компетентность во времени, шкала поддержки, ценностных ориентации, гибкости поведения, сензитивности к себе, спонтанности, самоуважения, самопринятия, представления о природе человека, синергии, принятия агрессии, контактности, познавательных потребностей и креативности, свойства темперамента, а также восемь стилей межличностного взаимодействия.
Обработка первичных данных осуществлялась с помощью применения корреляционного анализа Ч. Спирмена и факторного анализа из пакета прикладных программ «STATISTICA—5.0».
Для выделения высокого и низкого показателя уровня самоактуализации использовался квартальный метод определения высоких и низких значений. В качестве показателя вариативности полученных оценок брался межквартильный размах.
Квартили — три значения переменной, относительно которых ранжированный вариационный ряд распадается на четыре равные части. То есть получается три интервала (25%, 50%, 25%), согласно которым можно определить высокие, средние и низкие показатели переменной. Для определения высоких и низких показателей самоактуализации была выбрана шкала поддержки самоактуализационного теста. Это базовая шкала, содержащая в себе 91 пункт; она наиболее полно описывает многомерную величину — самоактуализацию.
Меньший квартиль по шкале поддержки имеет показатель (39), а больший (56). Поэтому если по шкале поддержки испытуемый получал менее 39 баллов, то он распределялся в группу с низким уровнем самоактуализации, а если более 56 — то в группу с высоким уровнем самоактуализации.
Для того чтобы изучить особенности целостной индивидуальности, одноуровневых показателей и специфику отдельных свойств и качеств индивидуальности применялся факторный и корреляционный анализ.