Дидактическая игра «Вопрос-непоседа»
Дидактическая игра проводится в виде математической эстафеты. На доске в разных местах размещаются (изображаются) наборы схем.
Для проведения игры учащиеся делятся на две команды, каждая команда получает по шесть карточек с изображением вопроса.
Требуется расставить по одному знаку на каждой из схем так, чтобы получились разные схемы на нахождение неизвестного слагаемого.
Переменка 1
Дидактическая игра на внимание «Точка и вопрос». Учитель показывает в одной руке карточку с изображением точки, в другой — карточку с изображением вопросительного знака.
После этого учащиеся знакомятся с правилами игры: если будет показана карточка с точкой, надо присесть, обняв колени; если с вопросом — встать, подняв руки вверх и согнув их над головой.Затем учитель показывает по одной карточке в быстром темпе, сменяя их в произвольном порядке, учащиеся выполняют соответствующие движения.
Упражнение в группах «Решаем обратные задачи»
Каждая группа получает комплект из трёх карточек. На каждой карточке представлены две задачи: задача 1 — на нахождение суммы, задача 2 — на нахождение неизвестного слагаемого.
Требуется заполнить схему каждой задачи, решить её устно и записать ответ.
После проверки выполнения задания необходимо предложить учащимся ответить на вопросы: «Какое арифметическое действие использовано при решении каждой задачи под номером 1?» (Ответ: сложение.), «Назовите известные и неизвестные компоненты сложения в задачах под номером 2» (Ответ: известные — сумма и одно из слагаемых, неизвестные — другое слагаемое.), «Как можно найти неизвестное слагаемое?» (Ответ: из суммы вычесть известное слагаемое.)
Упражнение «Задачи весёлых смайликов»
Каждая пара получает карточку, на которой изображены схемы к задачам на нахождение суммы и на нахождение неизвестного слагаемого и таблички со схематической записью суммы и разности. Требуется провести линию от каждой схемы к табличке с записью арифметического действия, которое нужно выполнить для решения задачи.
При проверке называются номера задач, для решения которых надо выполнить сложение (1, 3, 5), и номера задач, решаемых с помощью вычитания (2, 4, 6, 7, 8).
Переменка 2
Рекомендуется проведение зрительной гимнастики.
Упражнение «Составьте задачи!»
Каждый ученик получает карточку, на которой представлена задачная ситуация: девочкам — о Машеньке, мальчикам — про музыканта Грушу. Требуется составить и записать условие двух задач: прямой на нахождение суммы и обратной на нахождение неизвестного слагаемого (по желанию учащиеся могут смоделировать условие задачи с помощью одной из схем).
После выполнения задания организуется сравнительная проверка среди девочек и среди мальчиков.
Игра со словами «Три С»
Учитель демонстрирует учащимся схематическое равенство и предлагает учащимся «расшифровать» его.
(Ответ: «Слагаемое» + «Слагаемое» = «Сумма».)
Затем предлагается составить предложения из трёх слов, каждое из которых начинается буквой «С». Например: «Сегодня светит солнце», «Саша смастерил скворечник» и т.п.
Занятие 29, 30. Простые задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого (вычитаемого)
Цель: планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать:об основных задачах на сложение и вычитание, об обратных задачах, о моделировании условий простых текстовых задач на сложение и вычитание; уметь: моделировать условия простых задач на сложение и вычитание с использованием схематических изображений
Оборудование: схемы ситуаций с известными данными, рисунок вопроса-непоседы, таблицы с вопросами; карточки «Расстановка вопросов», комплекты карточек «Решаем обратные задачи» — по числу групп учащихся; карточки «Весёлые смайлики» — по числу пар учащихся; карточки с таблицами 4x4, карточки «Задачи Мурзика» — по числу учащихся.
Ход занятия
Разминка
Терминологический диктант «Как называют?» Учитель демонстрирует учащимся равенства, например: «14 - 3 = 11», «8 - 1 = 7»,
«9 _ 4 = 5», «12 - 2 = 10». Затем в произвольном порядке называет и показывает числа, например: 1, 10, 7, 12, 5, 11,3, 8, 9, 2, 6, 4, 14. Требуется определить название каждого из чисел согласно позиции в записи равенства: уменьшаемое, вычитаемое или разность.