Упражнение в парах «Весёлые смайлики»
Учитель сообщает учащимся, что весёлые смайлики решили развеселить первоклассников и «зашифровали» математические задачи и их решения, и демонстрирует такую «зашифрованную» задачу, в условии которой все числа закрыты смайликами.
Учитель предлагает учащимся обсудить: «Можно ли решить "зашифрованную" задачу?», «Какую схему нужно составить по условию задачи?» «Какое арифметическое действие надо выполнить при решении задачи?», «Как составить запись для решения задачи?». При этом учитель моделирует условие и предлагает учащимся составить схематическую запись соответствующей разности.
Затем каждая пара получает карточку с «зашифрованными» задачами и соответствующий комплект изображений «весёлых» смайликов. Требуется заполнить пропуски в краткой записи и составить схематическую запись разности для решения задачи.
Переменка 2
Рекомендуется проведение зрительной гимнастики. Упражнение «Составляем задачи»
Каждая пара получает карточку, в которой нужно оставить задачу по решению.
После выполнения заданий можно провести конкурс на самый интересный вопрос, самую интересную задачу.
Занятие 22. Простые задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц
Цель: планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать:о практической направленности сложения и вычитания при решении задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, о видах моделирования условий текстовых задач; уметь: моделировать условия простых задач с использованием схематических изображений.
Оборудование: 2 комплекта магнитов для проведения дидактической игры «Математическая эстафета», комплект схем и опор для упражнения «Заполняем схемы», комплекты карточек для проведения переменки-1; комплект карточек «Задачи Знайки» (по числу групп учащихся); таблицы и комплекты букв для проведения дидактической игры «Молодцы!», карточки «Составьте задачу» (по числу пар учащихся); динамическая таблица «Задачи Знайки», карточки «Задача Знайки» (по числу учащихся (пар)).
Ход занятия
Разминка
Дидактическая игра «Математическая эстафета». Ученики делятся на две команды. На магнитной доске для каждой команды размещается одинаковое число магнитов, в одном из нижних углов — ещё несколько магнитов.
Учитель формулирует различные задания на изменение числа магнитов на несколько единиц: «Увеличить на 3», «Уменьшить на 2», «На 4 меньше», «На 1 больше» и т.п. Обе команды одновременно приступают к выполнению заданий, добавляя или убирая магниты соответственно требованию задания. После каждой серии из 2-3 заданий можно подводить промежуточные результаты: кто быстро и правильно выполнил задания. При этом можно вести счёт, ориентируясь на следующие критерии:
- выполнили быстрее и правильно — 2 очка,
- выполнили медленнее, но правильно — 1 очко,
выполнили быстрее и неправильно — 0 очков.
Дидактическая игра в парах «Молодцы!»
Для игры каждая пара получает карточку-таблицу, в верхней части которой записаны числа, в нижней — буквы:
Учитель читает условие задачи, ученики, решив её устно, обводят в верхней строке таблицы число, являющееся числовым ответом на вопрос задачи, и букву, находящуюся под этим числом.
Задачи для проведения дидактической игры:
> Бабушка сварила 8 баночек клубничного варенья. Малинового — на 4 баночки больше. Сколько баночек малинового варенья сварила бабушка?
> В зоологическом уголке живёт 15 хомячков. Кроликов — на 4 меньше. Сколько кроликов живёт в зоологическом уголке?
> У ласточек вылупилось 6 птенцов. У скворцов — на 3 птенца меньше. Сколько птенцов вылупилось у скворцов?
> В одном наборе 12 цветных карандашей. В другом — на 7 карандашей меньше. Сколько цветных карандашей во втором наборе?
> Папа выкопал в саду 8 ям для посадки яблонь. Для посадки саженцев груш — на 2 ямы меньше. Сколько ям для груш выкопал папа?
> Первая перемена длится 15 минут, вторая — на 5 минут больше. Сколько минут длится вторая перемена?
> В книге 8 сказок, а рассказов — на 6 больше. Сколько рассказов в книге?
Если все задачи решены правильно, должно получиться слово «Молодцы».