Вспыльчивые дети. Какие они?
СОДЕРЖАНИЕ
Приёмы позитивного взаимодействия с ребёнком …………………………….… | |
Роль семьи в воспитании ребенка, или всё идёт из семьи …………………….. | |
Вспыльчивые дети. Какие они? ………………………………………….……………… | |
Как помочь агрессивному ребенку?……………………………………………………. | |
Насилие в семье………………………………………………………………………………… | |
Тревожный ребенок………………………………………………………………………….. | |
Правила организации занятий с детьми дома. Дети от 1 года до 3 лет……. | |
Знакомство с окружающим миром: природой и обществом …………………… | |
Подготовка детей к школе………………………………………………………………….. | |
Влияние дидактических игр на развитие познавательных процессов и познавательной активности детей дошкольного возраста ……………………. | |
Ребенок учится считать …………………………………………………………………….. | |
Математика для начинающих …………………………………………………………….. | |
Учим ребенка различать цифры………………………………………………………….. | |
Учим ребенка правильно писать цифры ………………………………………………. | |
Загадка как форма развития элементов логического мышления детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………. | |
Развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук детей с ОВЗ…………………………………………………………………………………….. | |
Рекомендации родителям по формированию графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях | |
Роль родителей в организации работы по развитию графических навыков у детей с ограниченными возможностями ……………………………………………. | |
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии графических навыков …………………………………………………………………………………………… | |
Тест на развитие графического навыка ………………………………………………. |
Приёмы позитивного взаимодействия с ребёнком
В данной статье вы прочитаете о простых психологических приемах позитивного взаимодействия с ребенком. Многие взрослые ими уже пользуются, но чаще всего неосознанно. Осознав эти приемы, взрослый скорее выстроит хорошее общение с ребенком. Среди перечисленных ниже приемов нет универсальных, которые действовали бы всегда, в зависимости от ситуации для каждого ребенка необходим свой индивидуальный прием. Но важно то, что все они создают самоуважение, учат считаться с человеком, чувствовать и откликаться. Вот некоторые психологические приемы, помогающие родителям наладить общение с детьми:
Не ругайтесь, когда вы недовольны ребенком. Вместо этого:
1. Опишите, что вы видите, что нужно исправить:
Неправильно: «Опять включил воду в ванной и не следишь за ней! Хочешь, чтобы нас затопило? Какой ты безответственный!»
Правильно (опишите): «Вода в ванной уже до краев, скоро начнет литься через край!»
Неправильно: «Ты не выводишь собаку целый день. Ты не заслуживаешь собаку, я отдам ее»
Правильно (опишите): «Я вижу, Джек крутится у двери»
Неправильно: «Сколько раз мне нужно говорить, чтобы выключал свет в туалете, когда выходишь оттуда»
Правильно (опишите): «В туалете снова остался зажженным свет»
Важно! Когда детей ругают, им трудно понять, что от них требуют взрослые. Детям легче понять что-то, когда родители описывают нежелательные действия, не задевая самолюбия ребенка.
2. Информируйте о последствиях тех или иных нежелательных действий:
Неправильно: «Кто пил молоко и оставил бутылку на столе?»
Правильно (информируйте): «Дети, молоко скисает, когда его не убирают в холодильник»
Неправильно: «Посмотри на огрызки яблок на твоей кровати. Ведешь себя, как свинья. Противно»
Правильно (информируйте): «Огрызки яблок выбрасывают в мусор, а если их кладут на кровать, то пачкают белье, да и в комнате становится неуютно»
Неправильно: «Тебе никогда не приходило в голову помочь в домашней работе. Привык жить на всем готовом!»
Правильно (информируйте): «Хорошо бы, чтобы ты помог мне накрыть стол для обеда, я бы не так устала в домашней работе и обедали бы быстрее»
Важно! Когда дети знают, какие могут быть последствия, им легче управлять своими действиями.
3. Побудите к действию одним словом вместо длинных разглагольствований:
Неправильно (много текста):«Опять отправляешься, не прихватив с собой завтрак. Ты бы голову забыла, если бы она не была к тебе приделана»
Правильно (одно слово):«Твой завтрак!»
Неправильно (много текста):«Ты обещал ухаживать за кошкой до того, как ее взяли. Уже третий день ты ее не кормишь и не убираешь ее ящик, все надеешься на меня. Это бессовестно»
Правильно (одно слово):«Кошка голодна»
Неправильно (много текста):«Сколько раз тебе говорила, чтобы ты снимала школьное платье, как только придешь со школы. Трудно это понять, что ли? Или тебе приятнее в школу ходить в грязном платье? Неряха какая-то.
Правильно (одно слово):«Лена, платье!»
Попробуйте применить эти психологические приемы на практике. Никто не утверждает, что это просто. Как правило, мы с трудом отказываемся от наших привычек. Вначале есть вероятность сорваться и отругать ребенка, как вы обычно делали. Но если применять правильные приемы, то результат не за горами.
Список используемой литературы:
1.Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 c.
2.Гиппенрейтер Ю.Б .Общаться с ребенком. Как?/Проф. Ю. Б. Гиппенрейтер, Москва, 1995 г.
Роль семьи в воспитании ребенка,
Или всё идёт из семьи
Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребёнка, личность которого ещё только формируется. Для него семья – это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояние здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребёнке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях. Именно в семье ребёнок усваивает те или иные навыки поведения, представление о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребёнка, к его проблемам и трудностям – это важные факторы. Проживание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье создаёт в ней совершенно особую обстановку. Это зависит прежде всего от самих родителей, от их установок. От отношения к ребёнку близких к нему людей зависят, какие чувства будут у него формироваться - чувства любви или агрессивные реакции.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
В этом вам помогут следующие принципы общении с детьми:
1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.
2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.) Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
· Единство требований со стороны всех взрослых в семье;
· Важное условие воспитания - режим дня. При распределении времени необходимо учитывать законы физиологии высшей нервной деятельности.
· Учитывать особенности возраста и пола детей.
· Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
· Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
· Уважать право ребенка на собственное мнение;
· С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Список используемой литературы:
1.Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 c.
2.Гиппенрейтер Ю.Б .Общаться с ребенком. Как? ... Проф. Ю. Б. Гиппенрейтер, Москва, 1995 г.
Электронный ресурс: http://www.kid.ru/
Упражнение «Порвать гнев»
Когда ребенок злится, можно нарисовать ему на листочке его гнев (или пусть сам нарисует) и дать в руки, пусть рвет. Нужно объяснить ребенку, что вот так он сейчас рвет свой гнев, раздражительность, вспыльчивость, справляется с ними. Гнев можно нарисовать в виде мордочки с зубами.
Игра «Обзывалки»
Чтобы снять напряжение, можно пообзываться друг на друга. Но не по-настоящему, оскорбительно, а с шутками-прибаутками. Например, обозвать ребенка яблоком, а он вас в ответ – кошкой. Такая шуточная игра дает возможность видоизменить энергию – с разрушительной на шуточную.
Выплескивая свои эмоции, ребенок тем самым борется с собственной вспыльчивостью. И если вы ему поможете, ребенку это обязательно удастся.
Рекомендации родителям по воспитанию вспыльчивого ребенка:
· Родители должны очень четко обозначить рамки дозволенного для ребенка, и ни при каких обстоятельствах не снижать свои требования, а, наоборот, иногда в силу необходимости и усиливать их, используя при этом для подкрепления лишь силу голоса и жесты. Степень реакции и сила голоса взрослого должна быть пропорциональна отрицательному поведению ребенка.
· Чем старше ребенок, тем больше взрослый должен использовать силу убеждений и запретов в речевой форме, и меньше физические ограничения и преграды.
· Чем активнее родители с самого начала устанавливали рамки дозволенного, тем меньше им придется потом бороться с отрицательными формами поведения ребенка для коррекции его характера.
Родитель должен удерживать ситуации по контролем и использовать каждую из них как возможность обучения ребенка, ходя это довольно трудно и требует больших затрат усилий и энергии.
Часто дети не воспринимают речь взрослых из-за затруднений в переработке слуховых стимулов. Они обнаруживают, что проще понять самого себя, нежели другого. Им необходима тренировка в двусторонней коммуникации через жесты, поведение, а затем через идеи и речь.
· В возрасте 2,5 года ребенок учится конструктивным образом выражать свои чувства с помощью словесных выражений и, понемногу, начинает справляться с приливами злости.
· Частая ошибка, которую допускают родители ребенка - это его ''изоляция'' с требованиями ''замолчать'' и ''сидеть тихо''. Наоборот, необходимо вовлекать малыша в разговор, спрашивать, что чувствует и как думает. Надо помочь ему выразить свои чувства, такие как злость, разочарование, избыток чувств, более абстрактным способом, через речь и идеи.
· Необходимо сглаживать агрессивность ребенка и использовать альтернативные пути для удовлетворения его нужд.
· У ребенка должно быть четкое представление о требованиях взрослых. Тогда он сможет, по мере взросления, предвидеть и даже просчитывать различные жизненные ситуации и менять тип своего поведения в зависимости от них, а значит и в более полной мере удовлетворять свои потребности.
Используемая литература
1. Гуревич П.С., Психология, Учебное пособие - М.: Знание, 1999
2. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2001
3. Степанов С.С. Большие проблемы маленького ребенка: Советы психолога родителям. - М: Педагогика-Пресс, 1995
4. http://ilive.com.ua/family/kak-vesti-sebya-so-vspylchivym-rebenkom_69976i16023.html
Как помочь агрессивному ребенку?
В особом вынимании со стороны взрослых нуждаются дети, которые постоянно вносят в дом беспокойство и скандалы. Агрессивный ребенок не может пройти мимо братьев и сестер, чтобы кого-то не толкнуть, не дернуть, не ущипнуть, не стукнуть. Он не может без ссор.
Есть типы агрессивности, требующие специального вмешательства. Когда ребенок старше пяти лет получает удовольствие, мучая других детей и животных. Это садист. Он способен ради собственного удовольствия замучить животное до смерти. К счастью, такой тип редок, но всегда требует специального лечения. Многие дошкольники очень агрессивны по отношению друг другу, они могут размахивать кулаками, набрасываться на сверстников. Но, как правило, даже серьезные стычки между ними быстро гаснут. В раннем возрасте это – обычное дело. Конечно, нельзя допускать, чтобы в драках дети пользовались игрушками или тяжелыми предметами в качестве орудий, поскольку ими можно нанести увечья.
Есть еще один тип агрессивного и жестокого ребенка – хулиган. Это могут быть и мальчики, и девочки любого возраста, которые запугивают, подчиняют себе, а нередко и избивают других детей. В глубине души они чувствуют неуверенность в себе, беспокойство, это дети с заниженной самооценкой. Хулиганское поведение вызывается необходимостью компенсации, оно дает возможность командовать и психологически подавлять других. На самом-то деле хулиганы одинокие и несчастливые существа, не любимые окружающими, потому и стараются они окружить себя «подпевалами». Это дети, которые не нашли своего места в данной социальной среде.
Некоторые дети во всех случаях изливают свой гнев и отчаяние на остальных членов семьи и других людей. Может быть, он и раскаивается в своем поведении, но неудачи вновь и вновь настигают его, и он продолжает терзать семью. Он бывает дерзким, нетерпимым, раздражительным, а иногда и до крайности эгоистичным и жестоким.
Внешние проявления агрессивности могут несколько различаться в разные возрастные периоды.
Так, у дошкольников и младших школьников критериями агрессивности являются такие характеристики:
- часто теряют контроль над собой;
- часто спорят и ссорятся с окружающими;
- отказываются выполнять просьбы взрослых;
- могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения;
- склонны винить других в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неодушевленных вещах);
- часто испытывают чувства злости, гнева и зависти;
- не способны забыть об обиде, не отплатив;
- мнительны и раздражительны.
У детей среднего школьного возраста и подростков агрессивность может проявляться следующим образом:
- часто угрожают другим людям (словами, жестами, взглядом);
- периодически выступают инициаторами драк (могут использовать ранящие предметы);
- не испытывают сострадания, проявляют жестокость к людям и животным, намеренно могут сделать им больно (словом или физически);
- неразборчивы в средствах достижения своих целей (например, могут применять в качестве мести воровство,
порчу личных вещей обидчика и т. п.);
- не считаются с мнением родителей, их запретами и ограничениями (вплоть до побега из дома);
- имеют трудности в отношениях с учителями, открыто конфликтуют или прогуливают уроки.
Если вы считаете, что для вашего ребенка характерны хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности, соответствующих его возрасту, причем проявляются они не менее чем в течение полугода, то значит, ваш ребенок действительно обладает агрессивностью уже как качеством личности. Если вы пришли к такому не очень приятному заключению, то не стоит отчаиваться или пытаться все свои силы приложить к тому, чтобы защитить окружающих от своего сына или дочери. Думающему и педагогически грамотному родителю лучше потратить время и силы на анализ сложившейся ситуации и поиск путей помощи самому ребенку.
Выделим причины детской агрессивности. У данного свойства могут быть три основных источника.
Во-первых, семья, в которой растет ребенок, может сама демонстрировать агрессивное поведение (если не физическое, то на словах) и закреплять подобные проявления у ребенка. Некоторые родители склонны к двойным стандартам, на словах они однозначно плохо относятся к проявлениям агрессии у детей, выражают желание воспитать ребенка добрым и бесконфликтным, но в то же время они не в силах скрыть свое восхищение, наблюдая за тем, как их чадо умеет решать проблемы со сверстниками, бесстрашно вступая в драки или применяя более тонкие методы принуждения. Нужно ли говорить, что дети при выборе модели поведения ориентируются вовсе не на то, что говорят их родители, а на то, что те думают, что чувствуют и как сами себя ведут.
Во-вторых, агрессивному поведению дети могут учиться и в процессе общения со сверстниками. В дошкольном возрасте критерий силы является весьма значимым для большинства детей, мальчики особенно стремятся к обладанию этим качеством, так как детское сообщество никак нельзя назвать демократичным. Следовательно, кто самый сильный, тому все можно - принцип, который часто можно увидеть в действии, наблюдая за общением ребят в детском саду. Если вы считаете своего ребенка агрессивным, подумайте, насколько "бойцовый" класс или группу он посещает! Как там принято решать конфликты? Если "борьба за выживание" характерна для всего детского коллектива, то вам стоит позаботиться о том, чтобы подыскать ребенку еще какое-либо детское общество, где была бы другая атмосфера. Это может быть кружок по интересам, детский лагерь или круг детей ваших друзей. Главное, чтобы ваш ребенок получил качественно другой опыт общения (без необходимости агрессии).
В-третьих, обучающей агрессивности моделью могут быть не только реальные люди, но и персонажи, являющиеся продуктами творчества. Уже не вызывает сомнений, что сцены агрессии и насилия на экранах телевизоров, мониторов и страницах книг способствуют повышению агрессивности у маленьких зрителей, делая их готовыми в любой момент воспользоваться деструктивными, жесткими, но очень эффективными способами решения конфликтов. Так что не будет лишним обратить внимание на то, что смотрит, читает и во что играет ваш ребенок.
Теперь, когда мы рассмотрели внешние подкрепления агрессивности, можем перейти к ее внутренним причинам.
Здесь главной является очень простая мысль: человек, у которого все хорошо, не ведет себя агрессивно. То есть агрессивность - это внешнее проявление прежде всего внутреннего дискомфорта. Как правило, агрессивным детям свойственна высокая тревожность, ощущение отверженности себя, несправедливости окружающего мира и неадекватная самооценка (чаще всего заниженная). Бурные протестные и злобные реакции маленького "агрессора" являются его способом привлечения внимания окружающих к своим проблемам, невозможности справиться с ними в одиночку.
Литература
1. Андрюшина Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков: Дис. ... канд. психол. наук. - Тверь, 2003.
2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.
3. Копченова Е.Е. Детская агрессивность как качество личности: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - 193 c.
4. Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: Дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2000. - 197 c.
5. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 17-25.
6. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. М: Издательский центр «Академия», 1996. - 160 с.
7. Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социальной реальности // СоцИс. - 2002. - № 5. - C.23-25.
8. http://mir-detej.kiev.ua/
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E3%F0%E5%F1%F1%E8%E2%ED%EE%F1%F2%FC
Насилие в семье
Наше общество – это общество, в котором преобладает насилие человека над человеком. Мы живем в условиях, где насилие стало скорее ожиданием, чем исключением. Насилие порождает новое насилие и становится неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Ежедневно люди узнают о войнах и конфликтах, убийствах и террористических актах, осквернениях и оскорблениях; практически ежечасно можно увидеть образцы насилия, жестокости по телевидению (в фильмах, рекламе, видеоклипах). Мыслители пытались отыскать причины неугасающей вражды людей друг к другу.
И так было всегда – причины жестоких столкновений люди искали, прежде всего, во внешних обстоятельствах. Однако сегодня ясно: не заглянув внутрь человека, очень мало что можно понять.
Агрессивность, говорят исследователи, важнейшее свойство, без нее человека просто не существует. При погружении в коматозное состояние последним из всех безусловных рефлексов, позже полового и пищевого, угасает в нем агрессивно-оборонительный рефлекс.
Но нельзя не учитывать и негативный аспект – агрессивная личность всегда пренебрегает правами и чувствами других людей ради достижения собственных целей. То есть один человек осуществляет насилие по отношению к другому.
Что же включает в себя понятие «насилие»? Насилие многолико и может проявляться в самых разнообразных формах: от клички и оскорбительного взгляда или комментария до убийства. Поэтому любое поведение, которые нарушает права другого, является насилием. Все эти виды поведения основаны на недостатке уважения и мнений, что удовлетворение потребностей одних за счет других иногда разрешается.
Насилие в семье над детьми имеет серьезные последствия для физического и психического здоровья ребенка. Иногда эти последствия проявляются не сразу, тем не менее, они серьезно осложняют последующую жизнь детей.
Психологи выделяют следующие виды семейного насилия над детьми:
1. Физическое насилие – это нанесение ребенку физических травм. Побои, шлепки, подзатыльники приносят ребенку боль, а также вызывают в нем страх и неуверенность в своем будущем.
2. Моральное насилие – это словесные оскорбления и унижения ребенка, выражение неприязни к нему. Ребенок, подвергающийся такому насилию, испытывает стресс и тревогу.
3. Пренебрежение эмоциональными и физиологическими потребностями ребенка – это недостаток воспитания и образования, плохое питание ребенка, слабая медицинская помощь или ее отсутствие. Такое отношение к ребенку мешает его правильному развитию.
В уголовном кодексе нет определения домашнего насилия, но оно существует и является одним из самых распространенных видов насилия в отношении детей и подростков.
Как наиболее слабые члены общества, а в последние годы и наименее защищенные, дети первыми становятся жертвами жестокого обращения в семье (появление ребенка, проявление абсолютной власти родителе), а через короткий промежуток времени с лихвой платят обществу жестокостью за жестокость.
Жестокое обращение в семье и семейное насилие – не новое явление, однако, рассматриваться, как социальная проблема оно стало относительно недавно. В патриархальной модели семейных отношений глава семьи имел неограниченную власть над жизнью и поведением домочадцев. Поэтому многие виды насилия и сейчас как бы «узаконены» бытовым сознанием и считаются частным делом семьи.
Семейное насилие чаще всего скрыто от глаз окружающих, а его жертва – запугана или не умеет рассказать о нем.
Причины жестокого отношения к детям в семье:
1. Жестокость – как социокультурная обусловленность: насилие является стереотипом семейных отношений, воспитанным с детства, принятым в данной группе населения.
2. На формирование жестокости воздействуют социальные факторы – социально-экономическое положение семьи, безработица, плохие жизненные условия – в качестве возбудителя стресса, ведущего к плохому обращению.
3. Психологические факторы:
- насилие как результат негативного личного жизненного опыта, «травмы детства»; (дети не забывают обид и унижений детства, став взрослыми – унижают своих детей).
- алкоголизм и психопатология родителей;
- педагогическая несостоятельность.
Жестокость, проявляемая к ребенку в семье, вызывает разнообразные нарушения. Детям, пережившим насилие, свойственны депрессивные состояния, тревога, страх, робость, замкнутость, низкая самооценка. Дети, пережившие чувство изолированности из-за насилия и жестокого обращения в семье, часто становятся изгоями, преследуемыми в детской среде, не имеют собственного мнения. (Пример, не могут сказать «Нет»)
Или наоборот, пытаются подчинить всех своей грубой физической силе (если таковая имеется).
Эмоциональное, психологическое насилие в семье вызывает серьезные нарушения психики. Эмоциональное отвержение, требования, не соответствующие возрасту, полу, физическим и психическим возможностям ребенка, непонимание особенностей развития и индивидуальности ребенка приводит к формированию негативной самооценки. Ребенок должен испытывать чувство психологического подтверждения. Любовь детей к родителям не дается авансом, как что-то обязательное. Ее нужно заслужить. (Ребенок не имеет права на уважение, потому что он ребенок и все).
Родители часто не осознают факт жестокого обращения с ребенком (все делали – а он вырос неблагодарным).
Часто родители обращаются отнюдь не с проблемами своего поведения в отношении детей и не с желанием измениться, а с жалобами на ребенка.
Чаще всего факты психологического насилия имеют место в тех семьях, где родители сами испытывают сильный стресс, с которым не в силах бороться. Это может быть не только зависимость от алкоголя или наркотиков, но и какая-нибудь серьезная болезнь самого ребенка или кого-либо из членов семьи, финансовые проблемы или социальная изоляция, когда семья лишена поддержки со стороны родных и друзей, или просто недостаток знаний о развитии и воспитании ребенка, по причине которого родители предъявляют к своему чаду слишком высокие требования. А некоторые взрослые просто считают, что запугивание и унижение наиболее оптимальны для сохранения контроля над ребенком и порядка в доме. И, конечно, как это ни прискорбно, есть взрослые, которые сами в детстве подвергались насилию в семье и привыкли к такому стереотипу общения, по-другому они просто не умеют.
Существуют следующие формы психологического насилия:
Отталкивание. Взрослые не осознают ценность своего ребенка, всеми способами дают ему понять, что он не желанен, постоянно прогоняют его, обзывают, не разговаривают с ним, не обнимают и не целуют, винят его во всех своих проблемах. Пример: отец считает, что в его проблемах с устройством на работу виноват ребенок, поскольку без работы он остался в тот же год, когда тот появился на свет, и с тех пор финансовое положение в семье лишь ухудшалось. Как результат — отталкивание ребенка как со стороны отца, который желает, чтобы тот переехал жить к бабушке с дедушкой, так и со стороны бабушки, которая, в свою очередь, убеждена, что ребенок должен жить со своими родителями.
Игнорирование. Взрослые не интересуются ребенком, не могут или не умеют выражать свои эмоции по отношению к нему, часто вообще не обращают на него внимания, ребенок не ощущает эмоционального присутствия родителей. Чаще всего такая форма психологического насилия наблюдается со стороны взрослых, чьи собственные эмоциональные потребности не удовлетворены, эти люди не могут адекватно реагировать на эмоциональные потребности ребенка. В результате ребенок не получает достаточного взаимодействия и стимулирования для успешного эмоционального, интеллектуального и социального развития.
Изолирование. Эта форма часто бывает связана с другими видами насилия в семье. Ребенка запирают в шкафу или в комнате (физическое ограничение свободы ребенка), оставляют одного в пустой квартире, или же просто не позволяют ему общаться со сверстниками, играть с ними. Например, не разрешают приглашать друзей в гости и даже общаться с ними по телефону, не выпускают ребенка гулять. Ребенок постоянно находится в одном и то же помещении, ему не обеспечен приток новых впечатлений, стимулирующих развитие. В итоге у ребенка нет возможности самому получить опыт социального общения, ведь ему не только запрещают заводить друзей, но и всячески препятствуют его взаимодействию со сверстниками.
Терроризирование. Ребенка высмеивают за проявление любых эмоций, предъявляют к нему требования, не соответствующие его возрасту или не понятные ему. Ребенка постоянно запугивают, угрожают, что бросят его или, например, изобьют, заставляют его делать что-либо с помощью запугивания. Ребенок постоянно становится свидетелем жестокого обращения с другими членами семьи, насилия над ними. Пример: отчим систематически избивает мать ребенка в его присутствии, угрожая при этом поступить с ним также в случае, если он кому-либо расскажет об увиденном.
Безразличие. Родители равнодушно относятся к употреблению ребенком алкоголя, наркотиков, допускают просмотр ребенком порнографических материалов, позволяют ребенку быть свидетелем сцен насилия и никак не реагируют на проявление самим ребенком жестокости по отношению к другим людям и животным.
Эксплуатация. Родители используют ребенка для зарабатывания денег либо для реализации своих потребностей, например, перекладывая на него ведение домашнего хозяйства.
Деградация. Поведение, которое разрушает идентификацию и самооценку ребенка, например, грубость, ругательства, обвинения, обзывательства, высмеивание, публичное унижение ребенка.
Наиболее распространенные последствия психологического насилия:
1) Эмоциональные проблемы как результат замедления эмоционального развития ребенка. Ребенок не способен понять чувства других людей и испытывает трудности в проявлении собственных эмоций.
2) Заниженная самооценка. Ребенок вырастает с уверенностью, что он глупый, уродливый, ни на что не способный и заслуживает только плохого отношения к себе. Повзрослев, такой человек искренне удивляется, когда видит, что кто-то считается с его мнением и т. п.
3) Проблемы в построении отношений. Этому способствует не только слабое эмоциональное развитие, но и полное отсутствие доверия к окружающим людям. Ребенок во всем видит только подвох, от каждого человека ждет, что тот будет над ним издеваться, высмеивать его и т. п., ждет агрессии, направленной на себя. Все это мешает ему строить отношения с людьми.
Детская ложь – следствие жестокого обращения с детьми.
Родители сетуют: «Ребенок ни о чем нам не рассказывает, юлит, отмалчивается или попросту врет».
От чего ребенок спасается ложью? Почему мы так боимся детского вранья? Так стремимся, во что бы то ни стало искоренить этот порок? Когда мы впервые замечаем, что ребенок нас обманывает? В тот момент, когда он в чем-то не подчинился нам или оказался вне рамок одобряемого нами поведения. Лукавить и лавировать ребенку приходится всякий раз, когда эти рамки становятся для него слишком жесткими и тесными.
Иными словами, ребенок врет, когда хочет избежать наказания или порицания, когда стремится выскользнуть из-под пресса власти взрослых. Очень часто мы требуем подчинения, поведения «по правилам», не желая задуматься над тем, что у ребенка, даже самого маленького, может быть свое мнение.
Как часто, запрещая ребенку что-то, мы утешаем себя тем, что заботимся о его безопасности, стремимся предотвратить развитие дурных наклонностей и вредных пристрастий, оберегаем его здоровье (дискотеки и т.д.). На самом деле запреты эти и ограничения в значительной степени помогают нам сохранить собственный покой…
Одним словом, если спокойно обдумать ситуацию, станет понятно: лукавством, умолчанием и прямым враньем ребенок спасается от нашего давления, нашей грубости. Подумаем: почему ребенок вынужден защищаться, попробуем понять, когда и как мы потеряли его доверие, отчего он боится быть с нами откровенным.
В некоторых случаях агрессивность и жестокость ребенка провоцируется поведением самих родителей, так как, в основном, отношения в семье складываются по принципу « сильный взрослый – слабый ребенок», т.е. в основе лежат акты насилия.
На самом же деле мы имеем целый набор нарушений в семье, с которыми необходимо работать для прекращения насилия:
- травматический опыт родителей в детстве;
- отсутствие четких целей как в воспитании детей, так и в отношении собственного будущего;
- отсутствие навыка конструктивного взаимодействия в семье;
- внутриличностные нарушения ребенка.
Что же нужно делать, чтобы не проецировать подобные отношения на своих детей?
1) Для начала необходимо уменьшить стресс в своей жизни. Даже если началась самая настоящая черная полоса, ничьей вины здесь нет, и уж тем более нет вины ребенка, срывать свою злобу на нем ни в коем случае нельзя. Если нет возможности справиться самостоятельно, можно обратиться к помощи профессионала, который поможет найти причину стресса и избавиться от него.
2) Ребенок должен знать, что его любят. Он должен быть уверен в этом на все сто процентов даже тогда, когда он в чем-то не прав или поступил очень и очень плохо. Поэтому говорите ему о своей любви как можно чаще и уделяйте как можно больше времени каждому из своих детей. Будьте опорой для них.
3) Дом должен быть самым надежным и самым безопасным местом для ребенка. В кругу семьи он должен чувствовать себя защищенным! В то же время необходимо научить его чувствовать себя уверенно и вне дома.
4) Никогда нельзя сравнивать своего ребенка с чужими детьми, его способности со способностями других детей, особенно если он что-то делает хуже, чем кто-то из его окружения. Нужно просто хвалить его за то, что он умеет, даже если он далек от идеала. Хвалить его способности, таланты (а они есть у каждого!), отмечать его сильные стороны. Это придаст ему уверенности в себе и поможет развиваться в нужном направлении.
5) Нельзя быть слишком требовательным по отношению к своему ребенку. Не бывает так, чтобы у кого-то получалось абсолютно всё. Прежде всего нужно понимать это самим. Неудачи бывают в жизни у каждого, и необходимо научить своего ребенка справляться с ними, видеть в них стимул для дальнейшего развития.
6) Каждый согласится с тем, что ребенок должен уметь самостоятельно решать свои проблемы. Но это вовсе не значит, что родители не должны ему помогать, когда это необходимо. Они всегда должны быть рядом и готовы помочь словом и делом.
7) И самое главное — необходимо всегда помнить, что ребенок — такой же человек, как и взрослые, он так же заслуживает внимания, уважения и позитивного отношения к себе. Нужно всегда интересоваться его мнением и обязательно учитывать его. Уважайте чувства и мысли своего ребенка! Каждый человек должен быть уверенным в себе, чувствовать, что он нужен и что его любят, и вашего ребенка это должно касаться в первую очередь.