Составьте по картинкам задачи и решите их.
Как на рисунке убрать 2 палочки, чтобы получилось 2 квадрата?
Заполните пропуски.
7 + = 9 10 – = 8 – 3 = 6
5 + = 8 10 – = 7 – 2 = 5
II. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунки на доске.
– У Коли 2 синих шара и 5 красных. Какой рисунок соответствует условию задачи?
– Какой вопрос можно подобрать к этому условию, чтобы задача решалась так:
– Тема урока «Решаем задачи».
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
Задание 1 (с. 98).
– Сколько клюшек? (5.) Шайб? (3.) Шлемов? (4.)
– Шайб на 2 меньше, чем клюшек. Это значит, что шайб столько же, сколько клюшек, но без двух.
5 – 2 = 3.
– Объясните предложение: «Шлемов на 1 меньше, чем клюшек». (Шлемов столько же, сколько клюшек, но без одного.)
5 – 1 = 4.
– Объясните предложение: «Шайб на одну меньше, чем шлемов». (Шайб столько же, сколько шлемов, но без одной.)
4 – 1 = 3.
2. Задание 2 (с. 98) с использованием набора «Касса цифр».
– Для урока физкультуры подготовили мячи, обручи и скакалки. Мячей 5, а обручей столько же, но без двух. Сколько обручей?
5 – 2 = 3
– Три обруча, а скакалок на одну меньше. Что это значит? (Скакалок столько же, сколько обручей, но без одного.)
– Сколько скакалок?
3 – 1 = 2
Задание 3 (с. 98).
– Что известно в задаче? Что значит «на 1 велосипед меньше»?
– Сколько велосипедов продали вчера? (8.)
– Сколько велосипедов продали сегодня?
8 – 1 = 7
Задание 4 (с. 99).
– Прочитайте тексты задач. Дополните текст первой задачи. (Ребята поймали 10 рыбок. Коля поймал 4. Сколько рыб поймал Петя?)
10 – 4 = 6
– Дополните текст второй задачи. (Коля поймал 4 рыбки, а Петя на 2 рыбки больше. Сколько рыб поймал Петя?)
4 + 2 = 6
Задание 5 (с. 99).
Учитель читает записи со словами «увеличь на… », «уменьши на… », учащиеся выполняют запись с помощью чисел и знаков «+» или «?».
5 + 5 = 10 8 – 3 = 5 15 – 5 = 10
10 + 3 = 13 9 – 1 = 8 13 – 3 = 10
6 + 3 = 9 7 – 2 = 5
6. Задание 6 (с. 99) с использованием набора «Касса цифр».
– Сколько мячей в одном ряду? (6.) Сколько рядов? (2.)
– Сколько мячей всего? Как сосчитать? (По 6 мячей 2 раза – это 12. 6 · 2 = 12.)
– Прочитайте данную запись.
Задание 7 (с. 99).
– Сравните коробки. Чем они отличаются? (Количеством ячеек.)
– Сколько ячеек в первой коробке? (По 2 взять 2 раза – это 4.)
– Сколько ячеек во второй коробке? (По 2 взять 4 раза – это 8.)
– Сколько ячеек в третьей коробке? (По 3 взять 3 раза – это 9.)
– У Лиды 4 кубика, а у Димы 3 кубика. Сколько у них кубиков? (4 + 3 = 7.)
– В какую коробку дети могут положить сразу все кубики, если класть по одному кубику в ячейку? (Можно положить во вторую и в третью коробку.)
IV. Работа в печатной тетради.
V. Игра «Считалочка».
Дидактическая цель. 3акрепление приемов образования чисел первого десятка путем прибавления и вычитания 1.
Оборудование. Рисунки с изображением Пеструшки, Хохлатки и цыплят.
Содержание. Учитель на магнитном моделеграфе размещает рисунок с изображением Пеструшки и начинает рассказывать считалочку А. Л. Барто:
– Сидит Пеструшка на яйцах, сидит удивляется:
– Сколько времени сижу, ничего не получается. Как это так? Вдруг под ней яйцо – крак! Словно из пеленочек, выскочил цыпленочек. Сидит один, озирается, других дожидается.
Тут и второе яйцо треснуло. Из домика темного еще один цыпленок – цвок! Один да один, стало их два. Сидят вдвоем, озираются, других дожидаются.
Из третьего яичка вышла сестричка. Два да один, стало их три.
Сидят втроем, озираются, других дожидаются.
Еще яйцо – кок! Еще цыпленок – скок!
Три да один, стало их четыре. Сидят вчетвером, озираются, последнего дожидаются.
А из последнего яичка опять сестричка.
Четыре да один – пять. Попробуй сосчитать!
Стала Пеструшка с цыплятами ходить, стала их по улице водить. Ходит, не зевает, им корм добывает.
А на соседнем дворе у Хохлатки тоже вывелись цыплятки.
Из пяти яичек пять пушистых птичек.
Стала и Хохлатка с цыплятами ходить, стала их на улицу водить. Только зевает она по сторонам: то тут постоит, то там, то назад побежит, то вперед, а цыплята за ней вразброд. Вот и случилась беда: пропал цыпленок без следа. Один, два, три, четыре... А было пять! Нет одного. Где искать?
А Пеструшка-то удивляется, что у нее семья прибавляется.
Пять да один – шесть. Наперебой просят есть.
Пока искала Хохлатка сыночка, пропала у нее и дочка.
Теперь, сколько ни смотри, осталось их три. А у Пеструшки между тем стало их семь.
Какая, однако, Хохлатка зевака! Закружилась у нее голова. Осталось цыплят только два, один да один – дочка и сын. А сколько у Пеструшки, спросим? Семь да один – восемь.
Сбежала у Хохлатки и дочка. Не прозевать бы теперь сыночка.
Сидит он один, озирается, видно, тоже удрать собирается.
У Пеструшки цыплят – целый отряд.
Восемь да один – девять.
Да это еще не все ведь!
Плохо Хохлаткино дело: последнего она проглядела. То тут пошарит, то там, а все зевает по сторонам.
И последний цыпленок к Пеструшке перешел. Видно, у нее хорошо!
Собралось цыпляток... ровно десяток.
Кто книжку прочитал, всех сам пересчитал:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
По ходу рассказа учитель иллюстрирует убегающих и прибегающих цыплят, а учащиеся на основе иллюстраций составляют выражения на прибавление и вычитание.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что значит «на 3 меньше»? (Столько же, но без трех.)
Урок 44
ВЕРНО ЛИ, ЧТО…
Цели: учить отвечать на вопрос «Верно ли, что…»; показать разные способы объяснения ответа; рассмотреть правила выполнения задания, поиски и объяснение ошибок; совершенствовать навык нахождения треугольников в данной фигуре; закреплять умение измерять длину отрезка.
Ход урока
I. Устный счет.
Заполните пустые клетки.
Задачи в стихах.
На тарелке восемь слив,
Рядом с ними груша.
Сколько фруктов, сосчитай,
Съест сейчас Андрюша? (8 + 1 = 9.)
Мама яблоки купила,
На тарелку положила.
Их нетрудно сосчитать:
Красных три и желтых пять.
Сколько яблок купила мама? (3 + 5 = 8.)