V. игра «самый быстрый почтальон».
Дидактическая цель. Закрепление примеров прибавления и вычитания в пределах 10.
Средства обучения. Листки бумаги и разрезные цифры.
Содержание игры. Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Самые быстрые почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома, записанного примером (решить пример), и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающими ответы примеров, записаны на конвертах). Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.
Решение примеров проверяют все ученики.
VI. Итог урока.
– Какое действие записывают знаком «´»?
Урок 41
УМНОЖАЕМ ЧИСЛА
Цели: продолжить знакомство с умножением как сложением равных чисел; закреплять умение записывать и читать записи вида учить решать задачи с помощью умножения; совершенствовать умения моделировать сюжетную ситуацию; развивать умение классифицировать геометрические фигуры разными способами.
Ход урока
I. Устный счет.
Задачи в стихах.
Вот задумал еж друзей
Пригласить на юбилей.
Пригласил двух медвежат,
Трех зайчат и пять бельчат.
Посчитайте поскорей:
Сколько у ежа друзей? (2 + 3 + 5 = 10.)
Под гармошку пляшут польку
Два волчонка, три лисы.
А всего танцоров сколько
На поляне у сосны? (2 + 3 = 5.)
Задание на смекалку.
– Какая фигура следующая?
Вычислите.
1 + 2 = 4 + 2 = 5 + 2 =
3 = + 2 6 = + 7 = +
3 – 2 = 6 – 2 = 7 – 2 =
II. Сообщение темы урока.
Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения А. Стройло «Умножение».
Я – знак УМНОЖЕНИЯ
Для облегченья сложения.
Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всем права:
Что б ни случилось в мире,
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре.
– Тема урока «Умножаем числа».
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
Задание 1 (с. 94).
– Сколько вертолетов на рисунке? Выберите карточку с записью.
– Объясните, как рассуждали. (2 зеленых и 3 красных вертолета. Всего 2 и 3, то есть 2 + 3.)
– Сколько пароходов на рисунке? Выберите карточку с записью.
– Объясните, как рассуждали. (В каждом ряду 2 парохода, таких 4 ряда. Значит, по 2 берем 4 раза.)
2. Задание 2 (с. 94) с использованием цветных фишек.
– Сколько уток плывет по озеру? (3.)
– Сколько утят нужно нарисовать, чтобы около каждой утки было по 2 утенка?
– Сколько утят всего? (По 2 утенка 3 раза – это 6 утят.)
Запись: 2 · 3 = 6.
– Прочитайте данную запись. (Два умножить на три – получится 6.)
Задание 3 (с. 95).
Учитель читает высказывание, учащиеся выбирают соответствующую математическую запись.
Задание 4 (с. 95).
– Прочитайте задачу. Что известно в задаче? Что надо узнать?
Запись: 9 без 3 – это 6.
9 – 3 = 6.
5. Задание 5 (с. 95) с использованием набора «Касса цифр».
– Сколько всего денег у Димы и Лены? (10 рублей.)
– У кого денег больше? (У Димы.)
– Сколько денег может быть у каждого?
и – это 10
1 и 9 – это 10 3 и 7 – это 10
2 и 8 – это 10 4 и 6 – это 10
Задание 6 (с. 95).
– Сравните математические записи в каждой строке. Чем они похожи? Чем отличаются? (В первой строке выполняют вычитание. Во всех примерах уменьшают число 6. Во второй строчке выполняют вычитание. Во всех этих примерах уменьшают число 5.)
– Верно ли, что записи в каждой строке составлены в порядке уменьшения результата? (Верно только в первом столбике.)
– Проверьте свое предположение, выполнив вычитание.
6 – 1 = 5 5 – 5 = 0
6 – 2 = 4 5 – 4 = 1
6 – 3 = 3 5 – 3 = 2
6 – 4 = 2 5 – 2 = 3
6 – 5 = 1 5 – 1 = 4
– Расположите примеры второго столбика так, чтобы результат уменьшался.
Задание 7 (с. 95).
– Какие фигуры изображены в учебнике?
– Распределите фигуры по группам разными способами.
I способ (по цвету): а) зеленые фигуры; б) красные фигуры; в) желтые фигуры.
II способ (по размеру): а) большие фигуры; б) маленькие фигуры.
III способ (по форме): а) круги; б) треугольники; в) четырехугольники.