Скорость и тяга, потребные для горизонтального полета
Схема сил, действующих на самолет в горизонтальном полете, изображена на рис. 14.
Если все силы приложены в одной точке (центре масс самолета—-точке 0), то для осуществления горизонтального полета подъемная сила должна уравновешивать вес самолета, а тяга силовой установки —лобовое сопротивление самолета
Y=CySrV2/2=G (3.1.)
X=CxSrV2/2=Pг.п. (3.2.)
Скорость, потребная для горизонтального полета Vг.п, обеспечивает создание подъемной силы, равной полетному весу самолета. Величину потребной скорости можно определить из условия горизонтального полета (3.1). Решив это уравнение относительно Vг.п; получим выражение скорости, потребной для горизонтального полета
Vгп=Ö2G/(CyrS)
Тяга, потребная для горизонтального полета Ргп, определяется из условия Х=Рг.п. Разделив почленно уравнение (3.1) на (3.2), получим У/Х=G/Рг.п=К. Из этого выражения следует, что тяга потребная для горизонтального полета Рг.п= G/К..
Как видно из формулы, величины скорости и тяги, потребных для горизонтального полета, зависят от веса самолета, угла атаки и высоты полета. Рассмотрим их зависимость от угла атаки.
1. При увеличении угла атаки самолета до критического (aкр=20°) коэффициент аэродинамической подъемной силы Су возрастает. Для сохранения подъемной силы, равной полетному весу самолета, скорость необходимо уменьшить. При критическом угле атаки коэффициент Сумах=1,42 и скорость, потребная для горизонтального полета, будет минимальной.
Вычислим Vг.п min для полетного веса самолета 160000 кгс при полете на высоте, равной нулю:
Vгп=Ö2×160000/( 1,42×0,125×300)=72,6 м/с»280 км/ч,
2. При увеличении угла атаки до наивыгоднейшего аэродинамическое качество увеличивается, а потребная тяга уменьшается.
При aнв=7,5°,Кмах=15,5 потребная тяга минимальная.
Если полетный вес самолета 160000 кгс, то Pгп min=10300 кгс, при этом наивыгоднейшая скорость полета у земли будет 124 м/с или 448 км/ч.
При увеличении угла атаки больше aнв вследствие уменьшения аэродинамического качества самолета потребная тяга увеличивается.
Если горизонтальный полет происходит на скоростях, которым соответствует число М>0,4, то вследствие сжимаемости воздуха коэффициенты Су и Сх увеличиваются, а аэродинамическое качество несколько уменьшается. Уменьшение аэродинамического качества вызывает увеличение потребной тяги, а увеличение Су уменьшение потребной скорости на каждом угле атаки.
Для вычисления Pгп в этом случае необходимо иметь поляры режимов горизонтального полета. Для построения поляр режимов горизонтального полета берутся поляры для различных чисел М (см. рис. 5); в этой системе координат наносятся кривые, которые показывают для каждого значения Су (угла атаки) величину Сх с учетом сжимаемости воздуха. Эти кривые носят название поляр горизонтального полета (полетные поляры). Выполняя горизонтальный полет при больших числах М на заданной высоте, самолет как бы переходит с поляры одного числа М на поляру другого числа М.
Для построения поляры горизонтального полета самолета для заданного веса и высоты задаемся теми числами М, для которых построены кривые Сy=f(a) и поляры Су=f(Сх) (см. рис. 5). Из условия горизонтального полета
Y = Cy SrV2/2=CySrM2a2/2=G
вычисляем коэффициент Сугп, потребный для горизонтального полета для каждого числа М Сугп=2G/(СуSrМ2а2). На полярах для различных чисел М откладываем вычисленные значения Су на оси Су и проводим горизонталь до поляры того числа М, которому соответствует этот Су. Соединив эти точки на всех полярах, получим поляру горизонтального полета для заданного веса и высоты. Такие построения выполняются для ряда высот или полетных весов (см. рис. 5).
Таким образом, поляра горизонтального полета позволяет для каждого Сугп определить значение Схгп с учетом сжимаемости воздуха при различных числах М. Влияние сжимаемости на величину Схг.п проявляется при тех значениях Суг.п, при которых поляра горизонтального полета отклоняется от поляры для малых чисел М (М<0,4).
Для определения тяги, потребной для горизонтального полета, необходимо определить Суг.п для заданной скорости (числа М), по Суг.п на поляре горизонтального полета найти Схг.п, соответствующий числу М; по Сугп и Схгп найти аэродинамическое качество, а по весу самолета и качеству—Ргп=G/К.
Таким методом можно вычислить скорость и тягу, потребных для горизонтального полета при любом значении коэффициента Суг.п (любом числе М) и высоте полета. По значениям Vг.п и Ргп можно построить кривые потребных тяг для заданного веса самолета и высоты полета. Следует помнить, что каждому полетному весу самолета и высоте соответствует поляра горизонтального полета.