Блуждание по полю пути развития

Одной из центральных является идея о поле путей развития, характерном для определенного класса открытых нелинейных сред. Поле путей развития иллюстрирует особого рода детерминизм. Нелинейная система не жестко следует "предписанным" ей путям, а совершает блуждания по полю возможного, актуализирует, выводит на поверхность (каждый раз случайно) лишь один из путей. То есть в реальной картине бытия присутствует и момент противоположный детерминизму случайность, неустойчивость. С нашей точки зрения, неустойчивость не заменяет и не отменяет детерминизм, а дополняет, и может быть, видоизменяет его.

И. Пригожин постоянно указывает на то, что случайность, отдельные малые флуктуации могут играть существенную, определяющую судьбу системы роль вблизи моментов бифуркации. В таком случае для определения места случайности в картине мира мы должны "ждать" этих моментов бифуркации. Согласно нашему пониманию механизмов самоорганизации малое случайное воздействие, флюктуация отнюдь не всегда существенна. Необходимым условием является развитие процесса с обострением, в основе механизма которого лежит нелинейная положительная обратная связь. Не любая случайность существенна и одинакова по последствиям для огромного класса задач о структурной неустойчивости или резонансном воздействии.

И. Пригожин называет неустойчивостью состояние системы вблизи точки бифуркации, когда система осуществляет "выбор” дальнейшего пути развития. По его словам, флуктуации представляют как механизмы, "запускающие" неустойчивости. Мы же говорим о неустойчивости иного рода. Пожалуй, мир неустойчив скорее не потому, что в момент бифуркации открываются различные пути развития. Вблизи бифуркации случайность, действительно, играет решающую роль, но это только одна сторона неустойчивости (чувствительности процессов к малым флуктуациям). Под неустойчивостью мы понимаем главным образом режимы сверхбыстрого нарастания, развитие процессов с нелинейной положительной обратной связью. Неустойчивость это вероятностный характер распада сложноорганизованных структур вблизи момента обострения.

В процессах самоорганизации открытых нелинейных систем обнаруживается двойственная, амбивалентная природа хаоса. Он выступает как двуликий Янус. Хаос разрушителен (сложные системы в разных состояниях могут быть чувствительны к малым хаотическим флуктуациям на макроуровне). И в то же время хаос конструктивен, созидателен (сам хаос может быть защитой от хаоса: механизмом вывода на структуры аттракторы эволюции, механизмом согласования темпов эволюции при объединении простых структур в сложные, а также механизмом переключения, смены различных режимов развития системы). Хаос конструктивен через свою разрушительность и благодаря ей, разрушителен на базе конструктивности и через нее. Разрушая, он строит, а строя, приводит к разрушению.

Теряет ли современная наука свой материалистический характер?

Теперь мы можем ответить на все три замечания И. Пригожина (см. раздел "Развитие через неустойчивость" данной статьи).Он говорит о том, что сегодня наука не является более материалистической. Нам представляется, что недостаточно двигаться в рамках противоположностей материализма идеализма, материального идеального. Синергетика устанавливает мостики между мертвой и живой природой, между целеподобностью поведения природных систем и разумностью человека, между процессом рождения нового в природе и креативностью человека. В мертвом ведется поиск живого, вернее, аналогов живого, элементов самодостраивания, чего-то подобного институции и т.п. А в живом поиск мертвого, того, что общее ему с мертвым, что уже преданно, переформировано в мертвом, в законах эволюции Вселенной.

Механизмы самоорганизации многозначны, амбивалентны по-своему смыслу. С одной стороны, многие свойства направленности эволюции самоорганизующихся систем, которые вчера истолковывались как цели, как нечто идеальное, предшествующее реальным процессам, казались привнесением разума, человеческих устремлений в природу, сегодня могут быть представлены как реальные нелинейные свойства систем. Сегодня появляются материалистические объяснения совершенно парадоксальных явлений, таких, скажем, как будущее организует настоящее или, что будущее наличествует в определенных участках структур сегодня. Возникает понимание механизма реализации этих "целей" и рациональное толкование соответствующих образов, содержащихся в некоторых идеалистических философских системах.

Исследование эволюционных процессов в мире с точки зрения процессов с обострением, автомодельности на установившихся стадиях развития, инвариантногрупповых свойств дает некоторые основания предположить модель мира как иерархию различных темпомиров, зависимых, проникающих друг в друга или же независимых, параллельных. В таком случае сверхразум представляет как некая стадия развития процессов в мире. Это будущее для нашего темпомира, но, вполне вероятно, существующее уже сегодня в другом, продвинутом к моменту обострения темпомире, с которым мы не умеем устанавливать связь.

Еще раз о редукционизме

Пригожин утверждает, что сегодня наука не является редукционисткой. Конечно, редукционизм - это путь познания, который вызывает сомнения и опасения. Нужно избежать жесткого фикализма или механицизма, непосредственного сведения всего к законам простейших формообразований природы. Но современное знание все в большей степени базируется на сознательном применении высокоабстрактных моделей, отражающих абстрактные свойства открытых нелинейных систем на различных уровнях организации мира. И, кроме того, содержание термина редукционизм изменилось.

Недопустим редукционизм механистический, т.е. фактическое отрицание специфичности более сложного, сведения целого к сумме частей. Но правомерен диалектически понятный редукционизм как "использование фундаментальных законов более простых уровней с целью теоретического выведения (объяснения) качественной специфичности сложных образований.

Математическое моделирование сложных нелинейных систем, начинает нащупывать ныне тот класс объектов, для которых существуют мостики между мертвой и живой природой, между самодостраиванием нелинейно эволюционирующих структур и высшими проявлениями творческой интуиции человека. На определенном уровне абстракции начинает проступать некое принципиальное подобие рисунка событий, некая фундаментальная общность процессов, происходящих, казалось бы, в совершенно несопоставимых областях событийной реальности.

Новый образ детерминизма

Последняя часть утверждения И. Пригожина касается того, что современная наука перестала быть детерминистической. И с этим нельзя согласиться. Относительно детерминизма много говорилось выше. Сейчас только резюмируем сказанное. И Пригожин неоднократно подчеркивает, что режимы движения переключаются, пути эволюции реальных систем бифуркируют, многократно ветвятся, в моменты бифуркации играет роль случайность, и вследствие этого мир становится загадочным, непредсказуемым, неконтролируемым. В определенном смысле дело обстоит действительно так. Однако в настоящей статье развертывается центральная идея иного рода: наличие поля путей развития для открытых нелинейных сред, спектра структур, возбуждаемых различной топологией начальных воздействий на среду.

Случайность, малые флуктуации действительно могут сбить, отбросить с выбранного пути, приводят, вообще говоря, к сложным блужданиям по полю развития. Но в некотором смысле по крайней мере, на упрощенных математических моделях можно видеть все поле путей развития. Все возможные пути Дао открываются как бы с птичьего полета. Тогда становиться ясным, что ветвящиеся дороги эволюции ограничены. Конечно если работает случайность, то имеют место блуждания, но не какие угодно, а в рамках вполне определенного, детерминированного поля возможностей.

Управление теряет характер слепого вмешательства методом проб и ошибок или же упрямого насилования реальности, опасных действий против собственных тенденций систем, и строятся на основе знания того, что вообще возможно на данной среде. Управление начинает основываться на соединении вмешательства человека с существом внутренних тенденций развивающихся систем. Поэтому здесь появляется в некотором смысле высший тип детерминизма детерминизм с пониманием неоднозначности будущего и с возможностью выхода на желаемое будущее. Это детерминизм, который усиливает роль человека.

* * *

Таким образом, изложенные здесь представления о закономерностях самоорганизации и эволюции сложных систем в чем-то пересекаются со взглядами И. Пригожина. Но по ряду позиций нет согласия. Понимание механизмов самоорганизации корректируется и развивается. Существенное дополнение это раскрытие механизмов:

а) локализации процессов в среде в виде структур;

б) эволюции (синтеза и распада) нестационарных диссипативных структур;

в) внутренней устойчивости и неустойчивости эволюционных процессов на определенных стадиях их развертывания, т.е. исследование динамики развития процессов в режимах с обострением;

г) чередование этих стадий, различных режимов изменения состояний системы. Причем внутренние механизмы самоорганизации глубоко связаны с ролью хаоса на макроуровне и его конструктивным и деструктивным проявлениями на макроуровне.

Наши рекомендации