Управление тормозами колес главных ног
Давление в гидроаккумуляторах тормозов 180... 225 кг/см2. При неработающих источниках давления этого хватает на 7 полных затормаживаний. При давлении 82 кг/см2 и ниже затормаживание невозможно. Автомат торможения выключить в случае крайней необходимости.
При невыпущенных спойлерах, и тормозных щитках в начале пробега, тормоза малоэффективны из-за недостаточной нагрузки на колеса, длина пробега увеличивается.
После каждой замены тормозных дисков при первом рулении убедиться, что при торможении колес отсутствуют рывки или тряска самолета, начиная со скорости 5—10 км/ч и постепенном ее увеличении.
Одновременное торможение колес с мест КК и ПКК не рекомендуется.
Давление при полном затормаживаний от педалей 62+13 кг/см2.
Давление, на стояночном тормозе =110±15 кг/см2. Давление при отпущенных педалях и невыпущенном стояночном тормозе 0—5 кг/см2.
Давление в гидроаккумуляторах тормозов до величины более 82 кг/см2 сохраняется в течение 48 часов.
В случае прерванного взлета охладить колоса водой, осмотреть тормоза и принять решение о возможности дальнейшей эксплуатации тормозных колес.
Возможные неисправности
1. Признаки:
— не загорелась красная лампочка в лампе-кнопке «УБОРКА»;
— кнопка не фиксируется в утопленном положений;
— горят зеленые лампы выпущенного положения всех ног.
Действия:
— убедиться, что есть давление в гидросистемах № 1 и № 2;
— нажать «ВЫКЛ. БЛОКИР. ШАССИ» на панели СКВ и, не отпуская, нажать «УБОРКА»;
— после загорания красных лампочек отпустить «ВЫКЛ. БЛОКИР. ШАССИ».
II. Признаки:
— при уборке лампа-кнопка «УБОРКА» не выскочила и продолжает гореть;
— стрелочные указатели показывают неубранное положение одной или нескольких ног;
— не горят красные лампы убранного положения ног.
Действия:
— шасси выпустить;
— выполнить посадку на аэродром;
III.Признаки:
— при уборке не выскочила и продолжает гореть лампа-кнопка «УБОРКА»;
— стрелочные указатели показывают убранное положение всех ног шасси;
— не горят красные лампы убранного положения ног;
— горит табло «СТВ. ШАССИ НЕ ЗАКР.».
Действия:
— выпустить шасси;
— выполнить посадку на аэродром.
IV. Признаки:
— не выскочила и горит лампа-кнопка «ВЫПУСК»;
— стрелочные указатели показывают невыпущенное положение одной или нескольких ног;
— не горят зеленые лампы невыпустившихся ног;
— при перемещении РУД в малый газ и закрылках на 15° и более горит табло «ВЫПУСТИ ШАССИ», гудит сирена, РИ-65 «ШАССИ ВЫПУСТИТЬ».
Действия:
— выпустить шасси аварийно.
V. Признаки:
— не выскочила и горит лампа-кнопка «ВЫПУСК»;
— стрелочные указатели показывают выпущенное положение всех ног;
— зеленые лампы выпущенного положения ног горят;
— желтое табло «СТВ. ШАССИ НЕ ЗАКР.» горит.
Действия:
— аварийно закрыть створки;
— если хотя бы одна из створок не закрылась, произвести посадку с открытыми створками.
VI.Признаки:
— не горит одно из желтых табло «ДАВЛ. НОС. НОГИ I СИСТ.» или «II СИСТ.»;
— управление поворотом колес замедленное.
Действия:
— зарулить на стоянку по возможности.
VII. Признаки:
— указатель давления в гидроаккумуляторах тормозов показывает ниже 160 кг/см2.
Действия:
— тормозить при повышенном внимании;
— обеспечивается нормальное торможение колес только одной пары главных ног;
— длина пробега увеличивается в 1,4—1,5 раза.
ВЫСОТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Высотное оборудование состоит из 2-х самостоятельных систем, работающих совместно: системы кондиционирования воздуха (СКВ) и системы автоматического регулирования давления САРД в герметичных кабинах самолета. Указанные системы обеспечивают нормальную жизнедеятельность экипажа и пассажиров в полете. Они же создают условия в грузовой кабине, необходимые для перевозки всевозможных грузов и для работы бортового спецоборудования.
Кроме того, СКВ выполняет следующие дополнительные функции:
— подает воздух в воздушно-тепловую противообледенительную систему (ПОС) предкрылков;
— обеспечивает дополнительную подачу холодного воздуха в кабину экипажа через обводную магистраль;
— с помощью бортовой ВСУ или аэродромной УВЗ обеспечивает подогрев маслоагрегатов двигателей на земле;
— обеспечивает запуск двигателей на земле и в воздухе от бортовой ВСУ, с помощью аэродромных средств типа УВЗ или от работающего двигателя;
— подает воздух в воздушную сирену, в баллон САРД и на обогрев контейнера плота;
— обеспечивает обогрев маслоагрегатов бортовой ВСУ в полете.
Включение в работу и отключение СКВ производится дистанционно, вручную. После включения система работает автоматически, а основные ее параметры могут регулироваться вручную. САРД включается в работу и отключается автоматически. Предусмотрено ручное управление подсистемами САРД.
Работа систем контролируется по указателям приборов, а также по сигнальным световым мнемознакам, табло и лампам. Воздух для работы СКВ отбирается за 11-й ступенью компрессора каждого двигателя и регулируется регулятором избыточного давления (РИД) и ограничителем расхода воздуха (ОРВ).
Избыточное давление и расход воздуха после РИД и ОРВ ограничивается до следующих значений:
— давление до 7,5±1 кг/см2;
— расход в режиме нормального отбора (только на СКВ) 2700 ±1 кг/ч;
— расход в режиме максимального отбора (на СКВ и ПОС предкрылков одновременно) 9000 +900 -1800 кг/ч;
— температура отобранного горячего воздуха 220±10°С на установившихся режимах и 280°С на переходных режимах.
СКВ состоит из 2-х полусистем левой и правой; каждая из которых получает воздух от двигателей: левая— 1—2, правая — 3—4. Обе полусистемы объединяются магистралью и заслонкой кольцевания. Со стороны левой полусистемы СКВ с помощью трубопровода подключена бортовая ВСУ, которая полностью обеспечивает работу одной (левой или правой) полусистемы СКВ.
В гермокабины воздух поступает по 2 магистралям — «холодной» и «горячей». В обеих магистралях абсолютное давление воздуха поддерживается равным 0,82—1,26 кг/см2.
В каждой полусистеме СКВ расход воздуха автоматически поддерживается постоянным на всех режимах полета и может вручную перенастраиваться с нормального режима регулирования 3800±300 кг/ч на форсированный режим 4750 ± 380 кг/ч. Форсированный режим работы используется в полетах с одной отключенной (вследствие неисправности) полусистемой СКВ. Температура воздуха в «холодных» магистралях +15 +2-5 °С, в «горячих» +100+10-15 °С.
В магистралях после смешивания горячего и холодного воздуха температура может изменяться от +10° до +115°.
Параметры отбираемого от двигателей горячего воздуха контролируются по сигнальным мнемознакам, табло и речевой информации.
Расход воздуха в полусистемах СКВ по УРВК: в кабине экипажа —4,3—5,1 условных единиц – «норма» и 5,4 – 6,4 – «форсаж».
Сигнализация
— красные мнемознаки «ОТБОР ВОЗДУХА» и оранжевые «II КОНТУР» не горят, когда включен отбор воздуха при работающих двигателях;
— оранжевые табло «МАКСИМАЛЬНЫЙ ОТБОР» горят при включенном максимальном отборе воздуха от двигателей;
— красная лампочка «УБЕРИ ГАЗ» (гудит сирена) — загорается при работе двигателя на повышенных режимах с включенным отбором воздуха, если расход воздуха в систему кондиционирования отключен и спаренный переключатель «ЗАПУСК-КОНДИЦ.» находится в положении «ЗАПУСК», n2 ³ 80%;
—оранжевое табло «НЕИСПРАВНОСТЬ ОТБОРА» загорается только в случае отказа в работе РИД и повышения давления за ним более 11±0,63 кг/см2;
— красные табло «ОТКАЗ ОТБОРА» загораются в следующих 3-х случаях:
1. при повышении давления в магистралях отбора свыше 11±0,63 кг/см2 из-за отказа в работе РИД и ОРВ (при этом горит табло «НЕИСПР. ОТБОР»);
2. при повышении температуры горячего воздуха в магистралях отбора свыше 280 +20-8 °С;
3. при повышении температуры воздуха внутри пилонов более 140±5°С, вследствие разрушения трубопроводов магистралей отбора от двигателей;
— «ВКЛЮЧИ ФОРСАЖ» загорается при снижении расхода воздуха и падении абсолютного давления воздуха в магистралях расхода воздуха ниже определенного значения;
— «ПЕРЕГРЕВ» загорается, если температура воздуха в холодных магистралях полусистем расхода повысится более 30±10°С. Это свидетельствует о том, что температура холодного воздуха не обеспечивает охлаждения радио- и спец.аппаратуры.
САРД предназначена для поддержания давления воздуха в герметических кабинах в соответствии с заданными законами.
САРД обеспечивает:
— раздельное автоматическое регулирование давления воздуха во всех 3-х герметических кабинах;
— автоматическое и ручное поддержание заданного давления в кабине и грузовой кабине независимо друг от друга
— автоматическое и ручное дублирование управления давлением в кабине экипажа от командного прибора грузовой кабины и управление давлением в грузовой кабине от командного прибора кабины экипажа;
— дублирование командного прибора кабины экипажа командным прибором грузовой кабины, когда последняя принудительно разгерметизирована;
— ограничение скорости изменения давления в кабине экипажа и грузовой кабине (при регулировании давления), поддержание в герметических кабинах автоматического режима перепада 0,2 кг/см2 (после ручного дистанционного включения);
— возможность перенастройки избыточного давления в кабине экипажа и грузовой кабине на любой перепад от 0,2 до 0,5 кг/см2, возможность поддержания перепада 0,2 кг/см2 или любого перепада давления от 0,5 кг/см2 до полной разгерметизации в кабине экипажа и грузовой кабине;
— различные способы раздельной и одновременной основной и аварийной принудительной разгерметизации кабин на земле и в полете;
— принудительную герметизацию устройств, регулирующих давление в кабине экипажа и грузовой кабине, при вынужденной посадке на воду с одновременной разгерметизацией кабин;
— автоматическую защиты герметических кабин от недопустимых прямых и обратных перепадов давлений;
— ручное дублирование управления предохранительными устройствами;
— возможность автоматического отключения выпускных клапанов от командных приборов в случаях увеличения перепада давлений до опасного значения в кабине экипажа и грузовой кабине и подключения к своим предохранительным датчикам;
— выравнивание давлений между кабиной экипажа и грузовой кабиной путем их сообщения с помощью межкабинных заслонок;
— автоматическое переключение устройств регулирования давления в грузовой кабине на регулирование от дублирующего командного прибора кабины экипажа для обеспечения выравнивания давлений между кабинами при открытых межкабинных заслонках или межкабинных дверях;
— сигнализацию характерных и опасных режимов перепада давлений в кабинах с помощью сигнальных табло и ламп, приборов УВПД и ВАР-30МК, речевой информации РИ-65 и записи параметров с помощью МСРП при работе систем;
— возможность переключения приборов УВПД и ВАР-30МК грузовой кабины для контроля перепада давлений в кабине экипажа и проверки исправности приборов УВПД и ВАР-30МК обеих кабин.
Нормальный эксплуатационный перепад давлений, создаваемый САРД во всех 3-х кабинах 0,5±0,02 кг/см2. Предусмотрено автоматическое отключение регулирования давления в кабине экипажа или грузовой кабине по сигналам установленных в каждой кабине датчиков опасного перепада давлений 0,6 кг/см2, если только опасный перепад давлений появится при автоматически включенном регулировании давлений в кабине от дублирующего командного прибора.
Высота в кабинах самолета при нормально работающих СКВ и САРД на высоте полета 12 км соответствует 3200 ± 300 м.
Сигнализация:
— при возникновении перепада давлений > 0,55 кг/см2 в кабине экипажа и грузовой кабине начинает мигать красное табло «ПОВЫШ. ПЕРЕПАД» и одновременно автоматически вступают в работу предохранительные устройства от перенаддува герметических кабин;
— при перепаде давлений > 0,6 кг/см2 начинают мигать красные табло «ОПАСНЫЙ ПЕРЕПАД», срабатывает речевая информация «ОПАСНЫЙ ПЕРЕПАД РАЗГЕРМЕТИЗИРУЙ!»;
— разгерметизация кабин любым предусмотренным способом, а также из-за отказа системы регулирования давления сигнализируется загоранием оранжевых табло «КАБИНЫ РАЗГЕРМ,», миганием красных табло «ВЫСОТА В КАБИНЕ 4,5 км», если Нп более 4,5 км и миганием красных табло «ВЫСОТА ГРУЗ. КАБИНЫ 8 км», если Нп больше 8 км, срабатывает речевая информация «ОПАСНАЯ РАЗГЕРМЕТИЗАЦИЯ».
Проверка СКВ
1. Убедиться в том, что:
а) переключатель «ПОДАЧА ВОЗДУХА» в грузовой кабине (левая полусистема) на панели кондиционирования установлен в положение «ОТКР.»;
б) стопор закрытого положения обратного клапана в трубопроводе подачи воздуха в кабину экипажа установлен в положение «откр.» и законтрен;
в) перекрывная заслонка в магистрали обдува блоков радио- и спецаппаратуры установлена в положение «ЗАКР.»;
г) переключатель «ЗАПУСК-КОНДИЦ.» на панели запуска двигателей находится в положении «КОНДИЦ.».
2. Включить отбор воздуха от всех 4-х двигателей. Красные световые мнемознаки «ОТБОР ВОЗДУХА» (4 шт.) должны погаснуть, оранжевые «II КОНТУР» не горят 180 с, затем загораются на малом газе и гаснут при увеличении частоты вращения двигателей.
3. Все другие табло, мнемознаки и сигнальные табло на панели кондиционирования и дублирующие сигнальные табло на правой внешней панели приборной доски летчиков гореть не должны.
4. Расход воздуха в полусистемах СКВ по УРВК: 4,3—5,1 условных единиц. Показания стрелок по УРВК устойчивые, без колебаний.
5. Температура воздуха (по указателям термометров):
— в холодных магистралях 15 +2-5 °С;
— в горячих магистралях 100 +5-20 °С;
— в магистралях кондиционирования всех кабинет 10 - 115°С; — в линиях вентиляции спец.снабжения от 10 до 80°С;
— в кабинах экипажа, грузовой, кормовой от 16 до 24°С.
Проверка САРД
1. При включенных полусистемах отбора воздуха от двигателей установить задатчики «НАЧАЛО ГЕРМЕТИЗАЦИИ» командных приборов (двух) на правом пульте в кабине экипажа на барометрическое давление, превышающее давление аэродрома на 10—15 мм рт. ст. Кабина экипажа и грузовая кабина автоматически загерметизируются.
2. Убедиться в том, что все сигнальные табло на панелях приборной доски и пультах в кабине экипажа у летчиков и штурмана, в грузовой кабине на переднем пульте БТ, на пультах и верхнем приборном щитке в кормовой кабине погашены.
3. Показания УВПД:
— в кабине экипажа и грузовой кабине — по шкале «ПЕРЕПАД» 0,01—0,02 кг/см2, по шкале «ВЫСОТА» соответствуют высоте аэродрома или могут быть несколько меньше (на 100—200 м),
Окончив проверку СКВ и САРД, отключить отбор воздуха от двигателей, возвратить задатчики «НАЧАЛО ГЕРМЕТИЗАЦИИ» командных приборов в исходное положение.
При эксплуатации СКВ возможны три варианта ее включения
Первый (основной)
— используется при полетах с числом пассажиров менее 100 человек. На земле и в полете отбор воздуха осуществляется от двух симметрично расположенных двигателей (внутренних или внешних).
Второй
— используется при полетах с числом пассажиров более 100 человек. На земле отбор воздуха осуществляется от 4-х двигателей, взлет и посадка — с отбором воздуха от двух симметрично расположенных двигателей, полет — с отбором воздуха от 4-х двигателей.
Третий
используется при полетах, когда в грузовой кабине нет сопровождающего персонала, а перевозимые грузы не требуют наддува и обогрева кабины. Взлет и посадку в этом случае производить с отбором воздуха от 2-х симметрично расположенных двигателей, с отключенной подачей воздуха в грузовую кабину через левую полусистему, полет с отбором воздуха от одного из левых двигателей.
Примечания: 1. При включении ПОС предкрылков и включении отбора воздуха от 4-х двигателей следует включить подачу воздуха в грузовую кабину через левую полусистему.
2. Для равномерной выработки ресурса двигателей и агрегатов СКВ чередовать отбор воздуха от внутренних и внешних двигателей.
3. При работе двигателей на режимах «МАЛЫЙ ГАЗ» до «0,2 НОМИНАЛА» допускается уменьшение показаний УРВК до 2—3 ед.
4. При выполнении полетов выше 8000 м и Vпр меньше 400 км/ч переключатели «II КОНТУР» установить в положение «ОТКР.».