Порядок расстопоривания рулей и элеронов
Внимание! Бустеры должны быть включены до расстопорения рулей и элеронов и выключены только после их стопорения. При температуре в бустерах ниже -30° — подогреть бустеры включением насосных станций и перекладкой рулей на полный ход, при этом давление в бустерах должно быть не менее 0,5 кг/см2.
При температуре —60° и ниже перекладку рулей начинать спустя 1,5 мин после включения насосных станций.
— Включить бустеры РН, элеронов, один бустер РВ, демпфер крена и демпфер рыскания (в положение «1»). Убедиться, что давление в бустерах не ниже 0,5 кг/см2, переключатели бустеров — в положении «ОСНОВН.», табло «ДАВЛЕНИЕ НИЖЕ. ДОП.» РН и РВ — погасли, зеленое ТАБЛО «ДЕМПФЕР НЕЙТРАЛЬ» РН и элеронов — горят.
— Включить АЗС «СТОПОРЕНИЕ РУЛЕЙ» (загорится красная лампочка, табло «РУЛИ ЗАСТОПОР.» и «СТОПОР ВКЛ.»).
— Нажать спаренный переключатель в положение «РАССТОПОР.» на 15—20 с, при этом погаснет красное табло «СТОПОР ВКЛ.» и загорится зеленое табло «РУЛИ РАССТОПОР.».
— Включить остальные бустеры РВ.
— Соединить проводки элеронов и спойлеров, установив штурвал в нейтральное положение (угол ±10° от нейтрали) и включив переключатель на центральном пульте, при этом табло «Давление ниже доп.» элеронов погаснет.
— Выключить АЗС «СТОПОРЕНИЕ РУЛЕЙ», при этом лампа АЗС и табло «РУЛИ РАССТОПОР.» — погаснут.
Проверка работоспособности
— Отклонить педали на 1/3 хода и повернуть штурвал на 1/2 хода влево и вправо, убедиться в наличии упругих упоров, создаваемых ОУО.
— Проверить полноту и легкость хода управления в бустерном режиме, соответствие отклонений управления и рулевых поверхностей. При проверке РВ и спойлеров в элеронном режиме обратить внимание на указатели РВ и спойлеров, на срабатывание табло «ПРОВЕРЬ ПОЛОЖЕНИЕ РВ». При проверке РН полное отклонение производить плавно, за время не менее 2 с.
— После проведения 200 часовых работ проверить рули и элероны в безбустерном режиме при ветре не более 5 м/с.
— Проверить работу ЗУ и МТЭ всех каналов.
— Установить переключатели бустеров в «РЕЗЕРВ.» и повторить проверку.
— Проверить работу САУ.
— Проверить по указателю, табло и визуально (по меткам на киле) отклонение стабилизатора, поочередно отклоняя его от левого и правого штурвалов на 3—4° на кабрирование и обратно. При положении стабилизатора «+10» загорается красное табло «ПРОВЕРЬ УГОЛ СТАБ.», при его перемещении звенят звонки. Нажать ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ «ОБОГРЕВ. ПОДЪЕМН. СТАБИЛИЗ.» на верхнем щитке летчиков в сторону «КОНТРОЛЬ», при исправной системе рядом загорается зеленая лампа.
— Убедиться, что зеленые лампы нейтрального положения триммеров всех каналов горят.
— Выпустить спойлеры в тормозном режиме, тормозные щитки, закрылки и предкрылки и убедиться в их выпуске по указателям, сигнализаторам, табло и визуально.
— Отклонением педалей и штурвалов на полный ход убедиться в отсутствии упругих упоров, создаваемые ОУО.
— Убрать всю механизацию крыла в исходное положение.
Порядок стопорения рулей и элеронов
— Выключить два бустера РВ.
— Разъединить проводки элеронов и спойлеров.
— Включить АЗС стопорения, при этом загорается табло «РУЛИ РАССТОП.».
— Переключатели стопорения нажать в сторону «ЗАСТОПОР.». Через 20 с планку отпустить, табло «РУЛИ РАССТОПОР» погаснет, табло «СТОПОР ВКЛ.» загорится.
— Застопорить рули: РВ — отклонив штурвал от себя до упора, РН — поставив педали нейтрально, элероны - плавно повернув штурвал по часовой стрелке. При это загорится табло «РУЛИ ЗАСТОП.».
— Выключить АЗС «СТОПОРЕНИЕ РУЛЕЙ».
— Выключить все бустеры и демпферы.
Возможные неисправности
Признаки отказа Действия экипажа
А. Управление РВ
1. Загорается табло «Давление ниже доп.» и звучит РИ «Бустерное управление проверить». 2. Загорается табло «Проверь темпер. бустера» и звучит РИ «Бустерное управление проверить». 3. Загорается табло «Отказ АРУ РВ». Усилия на штурвале увеличены или уменьшены в зависимости от скорости и отказа. 4. Изменяются усилия на штурвале или ограничивается диапазон триммирования вследствие отказа одного МТЭ. 5. Нарушение продольной балансировки самолета из-за самопроизвольного ухода правого (левого) механизма триммера РВ в крайнее положение. Лампа нейтрального положения правого (левого) триммера РВ погасла. | Установить переключатель этого бустера в положение «Резерв.» Если табло продолжает гореть, установить переключатель в положение «Безбуст.» Перед выключением бустера убедиться по зеленым лампам, что МТЭ находятся в нейтрали. С помощью галетного переключателя и термометра определить температуру жидкости в бустере. Если она выше 90° установить переключатель в положение «Безбуст». Через 20—30 мин полета проверить температуру бустера. Если она упала ниже 80°, вновь включить бустер. Отказавший АРУ автоматически отключается. Продолжать с повышенным вниманием управление РВ с помощью оставшегося АРУ. Снять планку с МТЭ и определить, какой из МТЭ отказал. Выключить АЗС отказавшего механизма. Пользоваться исправным МТЭ. Сбалансировать самолет стабилизатором. Выключить АЗС отказавшего механизма триммера РВ. Продолжать полет с повышенным вниманием. |
Б. Управление элеронами
1. Загораются табло «Давление ниже доп.» и «Загрузка элер. откл.", звучит РИ «Бустерное управление проверить». Возможно появление усилий на штурвале. 2. Загорается табло «Проверь темп. бустера» и РИ «Бустерное управление проверить». 3. Табло демпфера крена «Демпфер нейтраль» постоянно горит либо погашено при наличии колебаний по крену и курсу. 4. Изменяются усилия на штурвале или ограничивается диапазон «триммирования» из-за отказа МТЭ. 5. Появление крена из-за самопроизвольного ухода механизма правого (левого) триммера элеронов. Лампа нейтрального положения правого (левого) триммера элеронов погасла. 6. Загорается табло «Отказ огр. угла эл.» при убранном положении закрылков. Упругие упоры при повороте штурвалов на 1/2 хода и более не ощущаются. 7. Загорается табло «Отказ огран. угла эл.» при выпущенных закрылках. При повороте штурвала на 1/2 хода и более ощущаются упругие упоры. | Установить переключатель бустера в «Резерв.» Если табло продолжает гореть — установить в положение «Безбуст.». Для снятия усилия на штурвале при установившемся режиме полета пользоваться триммерами элеронов. См. п. А., № 2. Выключить демпфер крена. Продолжать полет с повышенным вниманием. Выключить АЗС МТЭ. Продолжать управление элеронами с повышенным вниманием. Штурвалом убрать крен. Усилие на штурвале снять с помощью МТЭ. Выключить АЗС неисправного механизма триммера. Продолжать полет с повышенным вниманием. Выключить АЗС механизма ОУО элеронов. Продолжать полет с повышенным вниманием. На скоростях более 550 км/ч не допускать поворота штурвала более 1/2 хода. Заход и посадку выполнять как обычно. Выключить АЗС механизма ОУО элеронов. Учитывать, что для отклонения элеронов на полный угол потребуются усилия около 30 кг. |
В. Управление РН
1. Загорается табло «Давление ниже доп.» и звучит РИ «Бустерное управ. проверить». 2. Загорается табло «Проверь температуру бустера» и звучит РИ «Бустерное управление проверить». 3. Изменяются усилия на педалях или ограничивается диапазон триммирования из-за отказа МТЭ. 4. Колебания самолета не затухают. Табло «Демпфер нейтраль» РН либо не горит, либо горит постоянно. 5. Колебания самолета не затухают. Действия экипажа, указанные в п. 4, эффекта не дали. Оба табло «Демпфер нейтраль» РН либо не горят, либо горят постоянно. 6. Появление скольжения и крена из-за самопроизвольного ухода механизма триммера РН. Лампа нейтрального положения триммера РН погасла. 7. Загорается табло «Отказ огр. угла РН» при убранном положении закрылков. Упругие упоры при отклонении педалей на 1/3 хода и более не ощущаются. 8. Загорается табло «Отказ огр. угла РН» при выпущенном положении закрылков. При отклонении педалей на 1/3 хода и более ощущаются упругие упоры. | См. п. А, № 1. См. п. А, № 2. Выключить АЗС МТЭ. Продолжать управление РН с повышенным вниманием. Установить переключатель демпфера рыскания в положение «II». Уменьшить скорость до 500 км/ч. При импульсе педалями с амплитудой 1/6—1/8 хода оценить поведение самолета и по табло «Демпфер нейтраль» дублирующего канала убедиться в нормальной его работе. Выключить демпферы рыскания. Если отказ демпферов произошел на приборной скорости более 500 км/ч, то без маневров в горизонтальной плоскости уменьшить приборную скорость до 500 км/ч. Выполнять маневры в горизонтальной плоскости с повышенным вниманием. Отклонением педалей устранить скольжение. Усилия на педалях снять с помощью МТЭ. Выключить АЗС механизма триммера РН. Продолжать управление РН с повышенным вниманием. Выключить АЗС ОУО РН. Продолжать полет, выполняя маневры в горизонтальной плоскости с повышенным вниманием, не допуская отклонения педалей более чем на 1/3 хода. Заход на посадку выполнять как обычно. Выключить азс ОУО РН. Оценить условия посадки (боковой ветер и состояние ВПП). В случае бокового ветра на ВПП со скоростью более 5 м/с производить посадку с повышенным вниманием. Учитывать, что для полного отклонения педалей потребуются усилия 70—80 кг. |