Порядок расстопоривания рулей и элеронов

Внимание! Бустеры должны быть включены до расстопорения рулей и элеронов и выключены толь­ко после их стопорения. При температуре в бустерах ниже -30° — подогреть бустеры включением насосных станций и перекладкой рулей на полный ход, при этом давление в бустерах должно быть не менее 0,5 кг/см2.

При температуре —60° и ниже перекладку рулей начинать спустя 1,5 мин после вклю­чения насосных станций.

— Включить бустеры РН, элеронов, один бустер РВ, демпфер крена и демпфер рыскания (в положение «1»). Убедиться, что давление в бустерах не ниже 0,5 кг/см2, переключатели бустеров — в положении «ОСНОВН.», табло «ДАВЛЕНИЕ НИЖЕ. ДОП.» РН и РВ — погасли, зеленое ТАБЛО «ДЕМПФЕР НЕЙТРАЛЬ» РН и элеронов — горят.

— Включить АЗС «СТОПОРЕНИЕ РУЛЕЙ» (загорится крас­ная лампочка, табло «РУЛИ ЗАСТОПОР.» и «СТОПОР ВКЛ.»).

— Нажать спаренный переключатель в положение «РАССТОПОР.» на 15—20 с, при этом погаснет красное табло «СТО­ПОР ВКЛ.» и загорится зеленое табло «РУЛИ РАССТОПОР.».

— Включить остальные бустеры РВ.

— Соединить проводки элеронов и спойлеров, установив штурвал в нейтральное положение (угол ±10° от нейтрали) и включив переключатель на центральном пульте, при этом табло «Давление ниже доп.» элеронов погаснет.

— Выключить АЗС «СТОПОРЕНИЕ РУЛЕЙ», при этом лампа АЗС и табло «РУЛИ РАССТОПОР.» — погаснут.

Проверка работоспособности

— Отклонить педали на 1/3 хода и повернуть штурвал на 1/2 хода влево и вправо, убедиться в наличии упругих упоров, создаваемых ОУО.

— Проверить полноту и легкость хода управления в бустерном режиме, соответствие отклонений управления и ру­левых поверхностей. При проверке РВ и спойлеров в элеронном режиме обратить внимание на указатели РВ и спойле­ров, на срабатывание табло «ПРОВЕРЬ ПОЛОЖЕНИЕ РВ». При проверке РН полное отклонение производить плавно, за вре­мя не менее 2 с.

— После проведения 200 часовых работ проверить рули и элероны в безбустерном режиме при ветре не более 5 м/с.

— Проверить работу ЗУ и МТЭ всех каналов.

— Установить переключатели бустеров в «РЕЗЕРВ.» и пов­торить проверку.

— Проверить работу САУ.

— Проверить по указателю, табло и визуально (по мет­кам на киле) отклонение стабилизатора, поочередно откло­няя его от левого и правого штурвалов на 3—4° на кабрирование и обратно. При положении стабилизатора «+10» загорается красное табло «ПРОВЕРЬ УГОЛ СТАБ.», при его пе­ремещении звенят звонки. Нажать ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ «ОБОГРЕВ. ПОДЪЕМН. СТАБИЛИЗ.» на верхнем щитке летчиков в сторону «КОНТРОЛЬ», при исправной системе рядом загорается зеленая лампа.

— Убедиться, что зеленые лампы нейтрального положения триммеров всех каналов горят.

— Выпустить спойлеры в тормозном режиме, тормозные щитки, закрылки и предкрылки и убедиться в их выпуске по указателям, сигнализаторам, табло и визуально.

— Отклонением педалей и штурвалов на полный ход убедиться в отсутствии упругих упоров, создаваемые ОУО.

— Убрать всю механизацию крыла в исходное положение.

Порядок стопорения рулей и элеронов

— Выключить два бустера РВ.

— Разъединить проводки элеронов и спойлеров.

— Включить АЗС стопорения, при этом загорается табло «РУЛИ РАССТОП.».

— Переключатели стопорения нажать в сторону «ЗАСТОПОР.». Через 20 с планку отпустить, табло «РУЛИ РАССТОПОР» погаснет, табло «СТОПОР ВКЛ.» загорится.

— Застопорить рули: РВ — отклонив штурвал от себя до упора, РН — поставив педали нейтрально, элероны - плавно повернув штурвал по часовой стрелке. При это загорится табло «РУЛИ ЗАСТОП.».

— Выключить АЗС «СТОПОРЕНИЕ РУЛЕЙ».

— Выключить все бустеры и демпферы.

Возможные неисправности

Признаки отказа Действия экипажа

А. Управление РВ

1. Загорается табло «Дав­ление ниже доп.» и звучит РИ «Бустерное управление прове­рить».   2. Загорается табло «Про­верь темпер. бустера» и зву­чит РИ «Бустерное управле­ние проверить».     3. Загорается табло «От­каз АРУ РВ». Усилия на штур­вале увеличены или уменьше­ны в зависимости от скорости и отказа.   4. Изменяются усилия на штурвале или ограничивается диапазон триммирования вследствие отказа одного МТЭ.   5. Нарушение продольной балансировки самолета из-за самопроизвольного ухода пра­вого (левого) механизма триммера РВ в крайнее положение. Лампа нейтрального положе­ния правого (левого) триммера РВ погасла. Установить переключатель этого бустера в положение «Резерв.» Если табло продол­жает гореть, установить пере­ключатель в положение «Безбуст.» Перед выключением бустера убедиться по зеленым лампам, что МТЭ находятся в нейтрали. С помощью галетного пе­реключателя и термометра оп­ределить температуру жидкос­ти в бустере. Если она выше 90° установить переключатель в положение «Безбуст». Че­рез 20—30 мин полета прове­рить температуру бустера. Ес­ли она упала ниже 80°, вновь включить бустер. Отказавший АРУ автомати­чески отключается. Продол­жать с повышенным внимани­ем управление РВ с помощью оставшегося АРУ. Снять планку с МТЭ и оп­ределить, какой из МТЭ отка­зал. Выключить АЗС отказав­шего механизма. Пользовать­ся исправным МТЭ. Сбалансировать самолет стабилизатором. Выключить АЗС отказавшего механизма триммера РВ. Продолжать по­лет с повышенным вниманием.    


Б. Управление элеронами

1. Загораются табло «Дав­ление ниже доп.» и «Загрузка элер. откл.", звучит РИ «Бус­терное управление проверить». Возможно появление усилий на штурвале.     2. Загорается табло «Про­верь темп. бустера» и РИ «Бустерное управление проверить». 3. Табло демпфера крена «Демпфер нейтраль» постоян­но горит либо погашено при наличии колебаний по крену и курсу. 4. Изменяются усилия на штурвале или ограничивается диапазон «триммирования» из-за отказа МТЭ. 5. Появление крена из-за самопроизвольного ухода ме­ханизма правого (левого) триммера элеронов. Лампа нейтрального положения пра­вого (левого) триммера элеро­нов погасла. 6. Загорается табло «Отказ огр. угла эл.» при убранном положении закрылков. Упру­гие упоры при повороте штур­валов на 1/2 хода и более не ощущаются.     7. Загорается табло «Отказ огран. угла эл.» при выпущен­ных закрылках. При повороте штурвала на 1/2 хода и более ощущаются упругие упоры. Установить переключатель бустера в «Резерв.» Если таб­ло продолжает гореть — уста­новить в положение «Без­буст.». Для снятия усилия на штурвале при установившемся режиме полета пользоваться триммерами элеронов. См. п. А., № 2.   Выключить демпфер крена. Продолжать полет с повышен­ным вниманием.     Выключить АЗС МТЭ. Про­должать управление элерона­ми с повышенным вниманием.   Штурвалом убрать крен. Усилие на штурвале снять с помощью МТЭ. Выключить АЗС неисправного механизма триммера. Продолжать полет с повышенным вниманием. Выключить АЗС механизма ОУО элеронов. Продолжать полет с повышенным внимани­ем. На скоростях более 550 км/ч не допускать поворо­та штурвала более 1/2 хода. Заход и посадку выполнять как обычно. Выключить АЗС механизма ОУО элеронов. Учитывать, что для отклонения элеронов на полный угол потребуются уси­лия около 30 кг.

В. Управление РН

1. Загорается табло «Дав­ление ниже доп.» и звучит РИ «Бустерное управ. проверить». 2. Загорается табло «Про­верь температуру бустера» и звучит РИ «Бустерное управ­ление проверить». 3. Изменяются усилия на педалях или ограничивается диапазон триммирования из-за отказа МТЭ. 4. Колебания самолета не затухают. Табло «Демпфер нейтраль» РН либо не горит, либо горит постоянно.   5. Колебания самолета не затухают. Действия экипажа, указанные в п. 4, эффекта не дали. Оба табло «Демпфер нейтраль» РН либо не горят, либо горят постоянно.   6. Появление скольжения и крена из-за самопроизвольного ухода механизма триммера РН. Лампа нейтрального по­ложения триммера РН погас­ла.     7. Загорается табло «Отказ огр. угла РН» при убранном положении закрылков. Упру­гие упоры при отклонении пе­далей на 1/3 хода и более не ощущаются.     8. Загорается табло «От­каз огр. угла РН» при выпу­щенном положении закрылков. При отклонении педалей на 1/3 хода и более ощущаются упругие упоры.   См. п. А, № 1.     См. п. А, № 2.   Выключить АЗС МТЭ. Продолжать управление РН с повышенным вниманием.   Установить переключатель демпфера рыскания в положе­ние «II». Уменьшить скорость до 500 км/ч. При импульсе педалями с амплитудой 1/6—1/8 хода оценить поведение само­лета и по табло «Демпфер нейтраль» дублирующего ка­нала убедиться в нормальной его работе. Выключить демпферы рыс­кания. Если отказ демпферов произошел на приборной ско­рости более 500 км/ч, то без маневров в горизонтальной плоскости уменьшить прибор­ную скорость до 500 км/ч. Вы­полнять маневры в горизон­тальной плоскости с повышен­ным вниманием. Отклонением педалей уст­ранить скольжение. Усилия на педалях снять с помощью МТЭ. Выключить АЗС меха­низма триммера РН. Продол­жать управление РН с повы­шенным вниманием. Выключить АЗС ОУО РН. Продолжать полет, выполняя маневры в горизонтальной плоскости с повышенным вни­манием, не допуская отклоне­ния педалей более чем на 1/3 хода. Заход на посадку выпол­нять как обычно. Выключить азс ОУО РН. Оценить условия посадки (бо­ковой ветер и состояние ВПП). В случае бокового ветра на ВПП со скоростью более 5 м/с производить посадку с повы­шенным вниманием. Учитывать, что для полного отклоне­ния педалей потребуются уси­лия 70—80 кг.

Наши рекомендации