Элементы сигнализации и управления стопорением рулей и элеронов
Управление стабилизатором
Перемещение стабилизатора сопровождается звонками, частота которых пропорциональна скорости перемещения стабилизатора (при работе обоих механизмов слышны 26 звонков с интервалом в 1 с, при отказе одного механизма - звонки с интервалом в 2 с, время полной перекладки 60 с).
Для подогрева смазки на ходовом винте подъемника стабилизатора при полетах на больших высотах внутри винта установлен индукционный обогреватель с автоматическим и ручным управлением. Обогреватель автоматически включается на высоте более 4500 м и выключается при снижении до высоты менее 4500 м. Для ручного включения обогревателя переключатель «ОБОГРЕВ. ПОДЪЕМ. СТАБИЛИЗАТ.» на верхнем электрощитке летчика включить в положение «ВКЛЮЧ. ДО Н=4500 М». Ручное включение производится по решению командира экипажа при полете на высоте менее 4500 м продолжительностью более 20 мин при температуре —15°С и ниже, а также на высоте более 4500 м в случае отказа автоматического включения. При включенном обогревателе горит зеленая сигнальная ЛАМПА «ОБОГРЕВ ПОДЪЕМН. СТАБИЛИЗ.», при выключении обогревателя лампа гаснет.
При отказе одного привода стабилизатор может, быть перемещен на определенный угол:
— если стабилизатор в положении +2°:
а) при отказе верхнего привода — стабилизатор может быть перемещен на полный угол +2°. . . —8°;
б) при отказе нижнего привода — стабилизатор может быть перемещен на угол +2° . . . —4°:
— если стабилизатор в положении —8°: при отказе любого из приводов стабилизатор может быть перемещен на угол - 8°…- 3°.
Стопорение рулей и элеронов
На время стоянки самолета и при рулении, если ветер более 15 м/с, РВ, РН и элероны стопорятся с помощью четырех электромеханизмов двумя нажимными переключателями. РН и каждый элерон стопорятся непосредственно, а РВ через свою проводку. Положение рулей после стопорения: РВ — полностью вниз, РН — нейтрально, элероны: правый—вверх, левый — вниз. Перед стопорением элеронов проводки рассоединить.
Если перед взлетом рули и элероны застопорены, стояночный тормоз выключен, то при установке РУД в положение «Номинал» и выше звучит сирена.
Элементы сигнализации и управления стопорением рулей и элеронов
АЗС «СТОПОРЕНИЕ РУЛЕЙ» — красная лампа рядом горит, если АЗС включен.
Табло «СТОПОР ВКЛ.» — во взлетном положении, красное, загорается при стопорении, когда хотя бы один механизм стопорения сдвинется с места на стопорение и гаснет, когда все механизмы придут в крайнее расстопоренное положение.
Нажимные переключатели «РАССТОПОР.—ЗАСТОПОР.»—спарены, для включения электромеханизмов.
Табло «РУЛИ ЗАСТОПОР.» — желтое, загорается, когда механизмы стопорения придут в крайнее застопоренное положение и гаснут, когда хотя бы один механизм сдвинется с места на расстопорение.
Табло «РУЛИ РАССТОПОР.» — зеленое, загорается, когда механизмы стопорения придут в крайнее расстопоренное положение и гаснет, когда хотя бы один механизм сдвинется с места на стопорение.
Порядок расстопоривания рулей и элеронов
Внимание! Бустеры должны быть включены до расстопорения рулей и элеронов и выключены только после их стопорения. При температуре в бустерах ниже -30° — подогреть бустеры включением насосных станций и перекладкой рулей на полный ход, при этом давление в бустерах должно быть не менее 0,5 кг/см2.
При температуре —60° и ниже перекладку рулей начинать спустя 1,5 мин после включения насосных станций.
— Включить бустеры РН, элеронов, один бустер РВ, демпфер крена и демпфер рыскания (в положение «1»). Убедиться, что давление в бустерах не ниже 0,5 кг/см2, переключатели бустеров — в положении «ОСНОВН.», табло «ДАВЛЕНИЕ НИЖЕ. ДОП.» РН и РВ — погасли, зеленое ТАБЛО «ДЕМПФЕР НЕЙТРАЛЬ» РН и элеронов — горят.
— Включить АЗС «СТОПОРЕНИЕ РУЛЕЙ» (загорится красная лампочка, табло «РУЛИ ЗАСТОПОР.» и «СТОПОР ВКЛ.»).
— Нажать спаренный переключатель в положение «РАССТОПОР.» на 15—20 с, при этом погаснет красное табло «СТОПОР ВКЛ.» и загорится зеленое табло «РУЛИ РАССТОПОР.».
— Включить остальные бустеры РВ.
— Соединить проводки элеронов и спойлеров, установив штурвал в нейтральное положение (угол ±10° от нейтрали) и включив переключатель на центральном пульте, при этом табло «Давление ниже доп.» элеронов погаснет.
— Выключить АЗС «СТОПОРЕНИЕ РУЛЕЙ», при этом лампа АЗС и табло «РУЛИ РАССТОПОР.» — погаснут.
Проверка работоспособности
— Отклонить педали на 1/3 хода и повернуть штурвал на 1/2 хода влево и вправо, убедиться в наличии упругих упоров, создаваемых ОУО.
— Проверить полноту и легкость хода управления в бустерном режиме, соответствие отклонений управления и рулевых поверхностей. При проверке РВ и спойлеров в элеронном режиме обратить внимание на указатели РВ и спойлеров, на срабатывание табло «ПРОВЕРЬ ПОЛОЖЕНИЕ РВ». При проверке РН полное отклонение производить плавно, за время не менее 2 с.
— После проведения 200 часовых работ проверить рули и элероны в безбустерном режиме при ветре не более 5 м/с.
— Проверить работу ЗУ и МТЭ всех каналов.
— Установить переключатели бустеров в «РЕЗЕРВ.» и повторить проверку.
— Проверить работу САУ.
— Проверить по указателю, табло и визуально (по меткам на киле) отклонение стабилизатора, поочередно отклоняя его от левого и правого штурвалов на 3—4° на кабрирование и обратно. При положении стабилизатора «+10» загорается красное табло «ПРОВЕРЬ УГОЛ СТАБ.», при его перемещении звенят звонки. Нажать ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ «ОБОГРЕВ. ПОДЪЕМН. СТАБИЛИЗ.» на верхнем щитке летчиков в сторону «КОНТРОЛЬ», при исправной системе рядом загорается зеленая лампа.
— Убедиться, что зеленые лампы нейтрального положения триммеров всех каналов горят.
— Выпустить спойлеры в тормозном режиме, тормозные щитки, закрылки и предкрылки и убедиться в их выпуске по указателям, сигнализаторам, табло и визуально.
— Отклонением педалей и штурвалов на полный ход убедиться в отсутствии упругих упоров, создаваемые ОУО.
— Убрать всю механизацию крыла в исходное положение.
Порядок стопорения рулей и элеронов
— Выключить два бустера РВ.
— Разъединить проводки элеронов и спойлеров.
— Включить АЗС стопорения, при этом загорается табло «РУЛИ РАССТОП.».
— Переключатели стопорения нажать в сторону «ЗАСТОПОР.». Через 20 с планку отпустить, табло «РУЛИ РАССТОПОР» погаснет, табло «СТОПОР ВКЛ.» загорится.
— Застопорить рули: РВ — отклонив штурвал от себя до упора, РН — поставив педали нейтрально, элероны - плавно повернув штурвал по часовой стрелке. При это загорится табло «РУЛИ ЗАСТОП.».
— Выключить АЗС «СТОПОРЕНИЕ РУЛЕЙ».
— Выключить все бустеры и демпферы.
Возможные неисправности
Признаки отказа Действия экипажа
А. Управление РВ
1. Загорается табло «Давление ниже доп.» и звучит РИ «Бустерное управление проверить». 2. Загорается табло «Проверь темпер. бустера» и звучит РИ «Бустерное управление проверить». 3. Загорается табло «Отказ АРУ РВ». Усилия на штурвале увеличены или уменьшены в зависимости от скорости и отказа. 4. Изменяются усилия на штурвале или ограничивается диапазон триммирования вследствие отказа одного МТЭ. 5. Нарушение продольной балансировки самолета из-за самопроизвольного ухода правого (левого) механизма триммера РВ в крайнее положение. Лампа нейтрального положения правого (левого) триммера РВ погасла. | Установить переключатель этого бустера в положение «Резерв.» Если табло продолжает гореть, установить переключатель в положение «Безбуст.» Перед выключением бустера убедиться по зеленым лампам, что МТЭ находятся в нейтрали. С помощью галетного переключателя и термометра определить температуру жидкости в бустере. Если она выше 90° установить переключатель в положение «Безбуст». Через 20—30 мин полета проверить температуру бустера. Если она упала ниже 80°, вновь включить бустер. Отказавший АРУ автоматически отключается. Продолжать с повышенным вниманием управление РВ с помощью оставшегося АРУ. Снять планку с МТЭ и определить, какой из МТЭ отказал. Выключить АЗС отказавшего механизма. Пользоваться исправным МТЭ. Сбалансировать самолет стабилизатором. Выключить АЗС отказавшего механизма триммера РВ. Продолжать полет с повышенным вниманием. |
Б. Управление элеронами
1. Загораются табло «Давление ниже доп.» и «Загрузка элер. откл.", звучит РИ «Бустерное управление проверить». Возможно появление усилий на штурвале. 2. Загорается табло «Проверь темп. бустера» и РИ «Бустерное управление проверить». 3. Табло демпфера крена «Демпфер нейтраль» постоянно горит либо погашено при наличии колебаний по крену и курсу. 4. Изменяются усилия на штурвале или ограничивается диапазон «триммирования» из-за отказа МТЭ. 5. Появление крена из-за самопроизвольного ухода механизма правого (левого) триммера элеронов. Лампа нейтрального положения правого (левого) триммера элеронов погасла. 6. Загорается табло «Отказ огр. угла эл.» при убранном положении закрылков. Упругие упоры при повороте штурвалов на 1/2 хода и более не ощущаются. 7. Загорается табло «Отказ огран. угла эл.» при выпущенных закрылках. При повороте штурвала на 1/2 хода и более ощущаются упругие упоры. | Установить переключатель бустера в «Резерв.» Если табло продолжает гореть — установить в положение «Безбуст.». Для снятия усилия на штурвале при установившемся режиме полета пользоваться триммерами элеронов. См. п. А., № 2. Выключить демпфер крена. Продолжать полет с повышенным вниманием. Выключить АЗС МТЭ. Продолжать управление элеронами с повышенным вниманием. Штурвалом убрать крен. Усилие на штурвале снять с помощью МТЭ. Выключить АЗС неисправного механизма триммера. Продолжать полет с повышенным вниманием. Выключить АЗС механизма ОУО элеронов. Продолжать полет с повышенным вниманием. На скоростях более 550 км/ч не допускать поворота штурвала более 1/2 хода. Заход и посадку выполнять как обычно. Выключить АЗС механизма ОУО элеронов. Учитывать, что для отклонения элеронов на полный угол потребуются усилия около 30 кг. |
В. Управление РН
1. Загорается табло «Давление ниже доп.» и звучит РИ «Бустерное управ. проверить». 2. Загорается табло «Проверь температуру бустера» и звучит РИ «Бустерное управление проверить». 3. Изменяются усилия на педалях или ограничивается диапазон триммирования из-за отказа МТЭ. 4. Колебания самолета не затухают. Табло «Демпфер нейтраль» РН либо не горит, либо горит постоянно. 5. Колебания самолета не затухают. Действия экипажа, указанные в п. 4, эффекта не дали. Оба табло «Демпфер нейтраль» РН либо не горят, либо горят постоянно. 6. Появление скольжения и крена из-за самопроизвольного ухода механизма триммера РН. Лампа нейтрального положения триммера РН погасла. 7. Загорается табло «Отказ огр. угла РН» при убранном положении закрылков. Упругие упоры при отклонении педалей на 1/3 хода и более не ощущаются. 8. Загорается табло «Отказ огр. угла РН» при выпущенном положении закрылков. При отклонении педалей на 1/3 хода и более ощущаются упругие упоры. | См. п. А, № 1. См. п. А, № 2. Выключить АЗС МТЭ. Продолжать управление РН с повышенным вниманием. Установить переключатель демпфера рыскания в положение «II». Уменьшить скорость до 500 км/ч. При импульсе педалями с амплитудой 1/6—1/8 хода оценить поведение самолета и по табло «Демпфер нейтраль» дублирующего канала убедиться в нормальной его работе. Выключить демпферы рыскания. Если отказ демпферов произошел на приборной скорости более 500 км/ч, то без маневров в горизонтальной плоскости уменьшить приборную скорость до 500 км/ч. Выполнять маневры в горизонтальной плоскости с повышенным вниманием. Отклонением педалей устранить скольжение. Усилия на педалях снять с помощью МТЭ. Выключить АЗС механизма триммера РН. Продолжать управление РН с повышенным вниманием. Выключить АЗС ОУО РН. Продолжать полет, выполняя маневры в горизонтальной плоскости с повышенным вниманием, не допуская отклонения педалей более чем на 1/3 хода. Заход на посадку выполнять как обычно. Выключить азс ОУО РН. Оценить условия посадки (боковой ветер и состояние ВПП). В случае бокового ветра на ВПП со скоростью более 5 м/с производить посадку с повышенным вниманием. Учитывать, что для полного отклонения педалей потребуются усилия 70—80 кг. |
ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ САМОЛЕТА
Переменный ток 200 В 400 Гц
Источники питания:4 генератора 3-х фазного переменного тока ГТ-60 ПЧ6А, мощность каждого — 60 КВА, напряжение — 206±4 В, стабилизированная частота — 400±1% Гц. Могут работать раздельно и параллельно. Постоянную скорость вращения генератора обеспечивает привод постоянных оборотов. Каждый генератор питает шины своего центрального распределительного устройства. Основной режим работы при всех исправных генераторах — параллельная работа 2-х генераторов каждого борта. Параллельная работа 4-х генераторов не предусматривается.
Генератор ГТ-40 ПЧ6А 3-х фазного переменного тока, мощность 40 КВА, напряжение — 206 ±4 В, частота — 400 ±8 Гц. Установлен на ВСУ. Используется в полете при отказе всех основных источников до Н=7000 м (Н запуска £ 3000м).
Преобразователь ПО-750А однофазного переменного тока 115 В. Используется в полете как аварийный источник переменного тока при отказе 3-х или 4-х генераторов, питает однофазным переменным током напряжением 115В: приборы контроля двигателей, АУАСП, подсвет приборов красным светом ответчик и:
— либо топливомер;
— либо указатели уровней жидкости в гидробаках, манометры гидросистем, АРК.
Распределение электроэнергии 200 /115 В 400 Гц
Система состоит из двух независимых систем:
— левого борта;
— правого борта.
Каждый генератор включается на свое центральное распределительное устройство (ЦРУ). От каждого ЦРУ питается свое РУ.
Включение генераторов на параллельную работу осуществляется путем объединения ЦРУ раздельно для каждого борта с помощью синхрошин. РУ-21 и РУ-22 состоят из 2-х групп шин:
— шин Г (главных);
— шин Д (дополнительных).
При нормальной работе шины Г и Д работают совместно. При отклонении напряжения на шинах Г от нормы ТУ соответствующий блок переключения потребителей обеспечивает отключение шин Д своего РУ и подключения их к шинам Г РУ противоположного борта. При этом загорается соответствующий оранжевый мнемознак «С правого бортах" или «С левого борта» (показывает от какого борта питается шина Д. Восстановление нормального питания — соответствующими кнопками).
При выходе из строя одного или 2-х генераторов одной или разных систем возможно объединение шин ЦРУ разных бортов на параллельную работу вручную выключателем «Объединение бортов» на щите переменного тока.
Блок коммутации шин разрешает объединение бортов при:
— отказе одного генератора;
— отказе 2-х генераторов;
и запрещает объединение бортов при:
— отказе 3-х генераторов;
— работе всех генераторов;
— включении РАП или ВСУ.
При питании бортовой сети переменного тока от генератора ВСУ или от аэродромного источника питания переменным током системы обоих бортов соединяются автоматически.
Постоянный ток 27 В
Система постоянного тока напряжением 27 В с «минусом» на корпусе является вторичной, т. к. источниками ее питания являются ВУ, питающиеся переменным током напряжением 200 В от шин ЦРУ переменного тока основной системы.
Источники питания: выпрямительные устройства типа ВУ-6А — 4 шт. Мощность — 6 КВТ, напряжение— 28,5 В при нагрузке в 200 А. ВУ постоянно включены и вступают в работу автоматически при подключении к б/с источника переменного 3-х фазного тока 200/115 В 400 Гц. Принудительное отключение ВУ предусмотрено только при их отказах.
Резервным и аварийным источником электроэнергии постоянного тока служит генератор ГС-12 ТО на ВСУ (включен в систему левого борта). Может работать на земле и в воздухе при неработающих основных источниках питания.
При отказе всех 4-х генераторов до запуска ВСУ питание жизненно важных потребителей осуществляется от аварийной системы постоянного тока 20 НКБН-25 — 4 шт.
Напряжение при 100 А разрядном токе ³ 24 В. Зарядный ток не более 25 А. Контроль зарядного тока — каждые полчаса полета. Энергии аккумуляторов хватает для питания жизненно важных потребителей общим 200 А током на время полета 22—30 мин. А при 3-х неудавшихся запусках ВСУ — не более 20 мин.
Включение: от выключателей «Аккумуляторы» 1, 2, 3, 4 и от переключателя «Аккумуляторы» — «Откл.» — «РАП» в положение «Аккумуляторы».
На верхнем электрощитке летчиков выключатель «Розетка или аккумулятор» — «отключено» - включен и закрыт колпачком.
На борту самолета установлен штепсельный разъем для подключения на земле аэродромного источника питания постоянным током 27 В от АПА-35, АПА-50, АЭМГ-50. Включение производится переключателем «Аккумуляторы - РАП» в положение «РАП».
Распределение электроэнергии 27 В
Система состоит из 2-х автономных одинаковых систем:
— левого борта;
— правого борта.
Каждое ВУ подключается к своему ЦРУ. От каждого ЦРУ питается свое РУ ЦРУ, а также РУ-23 и РУ-24, которые состоят из 2-х шин: Б и А. При отказе одного ВУ его потребители питаются от шин другого ВУ данной системы. Предусмотрено ручное объединение шин потребителей одного или двух каналов одного борта, а также автоматическое при:
— запуске ВСУ;
— питании всей системы от аэродромного источника постоянного тока;
— питании всех потребителей постоянного тока от генератора ВСУ.
ОСОБЫЕ СЛУЧАИ
Отказ одного генератора
Признаки:
Амперметр показывает «0» и горит красная лампа отказа генератора «Горят — генератор не работает». РИ-65: «Энергоснабжение проверить».
Действия:
Выключить генератор из параллельной работы. Отключить генератор от бортсети. Продолжать полет без объединения бортов по переменному току. При величине тока нагрузки на генератор близкой к 167 А и необходимости подключения дополнительной нагрузки на данный генератору включить выключатель объединения бортов системы переменного тока.
Отказ двух генераторов
Признаки:
Вольтметр не показывает 185—215 В, частотомер - 390— 410 Гц. Загораются две красные сигнальные лампы отказа генераторов, РИ-65: «Энергоснабжение проверить».
Действия:
Отключить отказавшие генераторы от бортсети. Проверить нагрузку на работающие генераторы. При необходимости отключить часть потребителей переменного и постоянного тока. Объединить системы переменного тока бортов (если отказали 2 генератора в системе одного борта).
Отказ трех генераторов
Признаки:
Показания вольтметра выходят за пределы 185—215 В, а частотомера за пределы 390—410 Гц. Загораются 3 красные сигнальные лампы отказа генератора. РИ-65: «Энергоснабжение проверить».
Действия:
Отключить отказавшие генераторы от бортсети. Отключить потребители переменного и постоянного тока, за исключением агрегатов, необходимых для продолжения полета. Включить ПО-750 А. Включить выключатель объединения систем постоянного тока. При необходимости запустить ВСУ.
Отказ ПТ-125ц
Признаки:
Отсутствует напряжение на вольтметре при установке галетного переключателя «36 В» в положение «ПТ-125ц».
Действия:
Установить переключатель ПТ-125ц в нижнее положение «От бортсети (резервн.)».
Отказ одного ВУ
Признаки:
Горит красная сигнальная лампа «Горит — ВУ не работает» РИ-65: «Электроснабжение проверить».
Действия:
По амперметру убедиться, что нагрузка на отказавшее ВУ равна 0. Отключить отказавшее ВУ от бортсети.
Отказ двух ВУ
Признаки:
Горят две красных сигнальных лампы «Горит — ВУ не раб.». РИ-65: «Электроснабжение проверить».
Действия:
Убедиться по амперметрам, что нагрузка на отказавшие ВУ равна 0. Отключить отказавшие ВУ от бортсети. Включить выключатель «Объединение бортов» постоянного тока при отказе ВУ одного борта.
Отказ трех ВУ
Признаки:
Горят три красные сигнальные лампы «Горит—ВУ не раб.». РИ-65: «Энергоснабжение проверить».
Действия:
Убедиться по амперметрам, что нагрузка на отказавшие ВУ равна 0. Отключить отказавшие ВУ от бортсети. Включить выключатель объединения бортов постоянного тока. Если нагрузка превышает 200 А, отключить часть потребителей.
Отказ четырех ВУ
Признаки:
Горят четыре красные сигнальные лампы «Горит—ВУ не работает». РИ-65: «Электроснабжение проверить».
Действия:
Включить оба выключателя на щите постоянного тока «Питание от аккумулятора». Отключить неисправные ВУ. Снизиться до высоты запуска ВСУ Н=3000 м и запустить ВСУ. Включить генератор постоянного тока ВСУ (сила тока нагрузки генератора ВСУ не должна превышать 400 А). Отключить оба выключателя «Питание от аккумулятора» (во избежание останова ВСУ «Питание от аккум.» системы левого борта не отключать).
КИСЛОРОДНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Назначение
— Обеспечение жизнедеятельности членов экипажа и пассажиров при перевозках на больших высотах в загерметизированной и разгерметизированной кабинах.
— Обеспечение дыхания членов экипажа чистым кислородом при полетах районов с зараженной атмосферой, а также при появлении запаха гари или дыма в кабинах.
— Используется только газообразный медицинский кислород ГОСТ—5583—68 1-й сорт.
Состав и размещение
— Кислородные баллоны УБШ—25/150 — 24 шт., емкость 25 л, давление 150 кг/см2 (при температуре =15°С). Баллоны распределены на 3 группы:
1—2 (14 шп. гр. кабина) резервные (только для питания членов экипажа);
3—12 (передний багажник) основные для членов экипажа и пассажиров;
13—24 (лев. и прав. обтекатель шасси по 6 шт. с каждой стороны) основные только для пассажиров.
— Щиток зарядки системы кислородом (22 шп. передний багажник, справа) — для зарядки кислородом системы.
— Щиток стравливания (14 шп. кислородный пульт) — для стравливания кислорода в атмосферу из соответствующих групп баллонов.
— Манометры МА-250 КМ (рабочее место БИ, БТ на кислородном пульте 14 шп.) — для замера давления в соответствующих группах баллонов.
— Кислородные индивидуальные станции — 9 шт. (на рабочих местах членов экипажа, у ШК и БТ по 2 шт.).
— Кислородная станция коллективного пользования — для обеспечения питания кислородом пассажиров (14 шп. кислородный пульт).
— Переносные приборы КП-19 — 3 шт. (ВР, БТ).
— Переносные приборы КП-21— 9 шт. (пассажиров). Для перемещения по самолету членов экипажа и пассажиров. Переносные приборы установлены на баллонах КП-2 (емкость — 7,65 л, Рраб =30 кг/см2). При выработке кислорода из приборов до Р=5—8 кг/см2 они могут подзаряжаться от бортовой системы со щитка «ЗАРЯДКА ПЕРЕНОСНЫХ БАЛЛОНОВ» 14 шп.
— Желтое сигнальное табло «ДЫШИ КИСЛОРОДОМ»— для извещения членов экипажа о необходимости пользования кислородом. Загорается при Н в кабине =3870 м или от переключателя «КИСЛОРОД ДЛЯ ВСЕХ». Установлены на рабочих местах ПКК, ВР, ШК, СБО — 14 шп.
Устройство и принцип действия
I. Зарядка
Производится с помощью щитка зарядки от наземного источника АКЗС-75 согласно таблицам зависимости Р от температуры (на щитке зарядки).
Внимание! — К зарядке допускаются АКЗС после проверки технического состояния, паспорта на кислород и допуска врача части;
— давление зарядки должно строго соответствовать таблицам;
— давление зарядки баллонов 1—2 <100 кг/см2 при температуре 50° С;
— если кислород в течение 6 месяцев не был использован необходимо стравить его и зарядить новым.
II. Распределение
а) Станция КСКП имеет:
— 8 основных, 1 дополнительную линии подачи кислорода. Все линии одинаковы. Построены на базе кислородного прибора КП-56 (непрерывная подача). КП-56 обеспечивает питание не более 30 потребителей, а также повышение давления кислорода с Н кабины = 2 км в зависимости от Н кабины. Давлением линии контролируется манометром МА-56 «Давление за КП-56».
Точки объединены в группы:
— стационарные секции А, Б, В, Г (бортовые сидения);
— съемные секции Д, Е, Ж, З (съемные сидения). Каждая секция питается от 2-х основных линий, а каждая основная линия питает 2 секции.
Основные линии получают кислород от основных баллонов: 3—7, 8—12, 13—18, 19—24 с помощью вентиля «ПОДАЧА». При отказе КП-56 давление в линии можно создать вручную от редуктора КР-56 «ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОДАЧА».
Внимание! КМ-15 — маска негерметичная. При внезапной разгерметизации грузовой кабины на Нпол> 8 км, принять экстренные меры к снижению до Н безопасной. Сигнализация разгерметизации — 2 красных сигнальных табло К.К и ПК.К работающих в мигающем режиме и высота в грузовой кабине 8 км.
б) Кислородная станция членов экипажа:
Кислород от основных баллонов 3—7, 8—12 подается централизовано ко всем станциям членов экипажа с помощью 2-х вентилей: «ПОДАЧА КИСЛОРОДА ОТ БАЛЛОНОВ 3—7, 8—12» на щите БИ.
Кислородные вентили должны быть открыты перед запуском двигателей.
При уменьшении давления кислорода до 30 кг/см2 в основных баллонах по докладу БИ и команде КК каждый из членов экипажа может открыть подачу кислорода к своей станции от резервных баллонов 1—2 с помощью своего вентиля «ПОДАЧА КП-24 М ОТ БАЛЛОН. 1—2».
Состав:
— стационарное оборудование (КП-24м, КЩ-24, КВ-15а, КР-24, К-24К);
— съемное оборудование (КМ-32, РД-246).
КП-24м — кислородный прибор легочно-автоматического типа, для:
— открытия—закрытия подачи кислорода при вдохе—выдохе;
— регулирования количества кислорода в смеси (Н каб =2—10 км);
— автомат, регулирующий величину DР кислорода в маске на Нкаб =11—13 км.
КВ-15а — вентиль, рабочее Р=150 кг/см2 , для подачи кислорода от баллонов 1—2.
КР-24 — кислородный редуктор. Для понижения Р кислорода с 30—150 кг/см2 до 8—12 кг/см2.
ИК-24к — индикатор кислорода. Для измерения давления перед КП-24 и индикации работоспособности КП-24м.
КП-23 — парашютный кислородный прибор. ТТД: объем 0,825 л, запас кислорода —123,75 л, Р=150 кг/см2 при температуре +15° Траб =11 мин.
— шпильки чеки должны быть законтрены льняной ниткой;
— цепочка чеки должна быть прикреплена к чашке сидения.
РД-246 — регулятор избыточного давления кислорода в маске. Настроен на 100 мм вод. ст. Служит для подключения КМ-32. Работает при открытии аварийной подачи от КП-24.
КМ-32 — герметическая маска. Полностью изолирует орган дыхания от атмосферы при работе с КП-24м, КП-23, КП-19. Герметичность достигается за счет подачи кислорода в компенсатор натяга и под клапан выдоха.
ВСУ — "ТА—6А"
Назначение
1. Вырабатывает сжатый воздух, который используется:
а) для запуска основных двигателей;
б) для подогрева маслоагрегатов основных двигателей перед их запуском при отрицательных Тн;
в) для СКВ на земле.
2. Для выработки электроэнергии:
— постоянный —27 В,
— переменный — 208/400 В.
Основные ТТД
1. Сухой вес =290 кг;
2. Высота применения:
а) запуск до Н=3000 м, V £ 370 км/ч;
б) работа до Н=7000 м. V £ 400 км/ч;
3. Частота вращения:
а) на холостом ходу 98—100%;
б) под нагрузкой 97—101%.
Допускается отклонение частоты вращения на ±3% на Т < 3 с при подключении (отключении) нагрузки.
4. Твг мах за турбиной:
а) при запуске на земле — 680°С (заброс);
б) при запуске в полете — 720°С (заброс);
в) на холостом ходу — 465°С;
г) под нагрузкой —550°С (на всех режимах).
5. Сорта масел: МК-8, МК-8П, ВНИИНП 50-1-4Ф, 36/I.
6. Уровень масла в баке 5—8 л. При уровне 2,5—3,5 л горит оранжевое табло «МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ МАСЛА» на панели ВСУ.
7. Расход масла не более 0,5 л/ч.
8. Время запуска ВСУ 22—45 с.
9. Температура масла: синтетических мах +120°, мин—40°;
минеральных мах +115°, мин—25°.
10. Расход топлива 190—240 кг/ч.
11. Параметры отбираемого воздуха:
а) количество до 1,35 кг/с;
б) давление до 5,1 кг/см2 (норма 3,3 - 3.5 )
в) температура до 295°С. Количество запусков подряд не более 5 раз.
12. Время непрерывной работы – 5 ч.
Табло:
«СТВОРКА ОТКРЫТА» Горит при открытой створке воздухозаборника.
«ЗАСЛОНКА ЗАКРЫТА» Горит при закрытой заслонке отбора воздуха и при открытой створке воздухозаборника.
«КРАН ОТКРЫТ» Горит при открытом топливном кране подвода топлива из 2 главного бака к ВСУ.
«ПОДКАЧКА ИДЕТ». Горит при работе ЭЦН-14БМ.
«ЗАПУСК ИДЕТ» Горит при работе АПД-30.
«ВЫХОД НА РЕЖИМ» Горит, если обороты ВСУ 90%, а температура газов за турбиной меньше 570°С.
«ПРЕДЕЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА» Горит при температуре 700±8°С, если n<90%, при температуре =570±8°С, если n>90%
«ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ» загорается при n=105±2%.
«СТВОРКА ЗАКРЫТА» При закрытой створке воздухозаборника.
«МИН. УРОВЕНЬ МАСЛА» Загорается при уровне менее 2,5—3,5 л.
«МИН. ДАВЛЕНИЕ МАСЛА» Загорается при Р<3,2±0,4, если n>90%.
«ОТКАЗ ТСА» Загорается при отказе.
Запуск ВСУ
1. Включить U=27 В и АЗС «ВСУ». Горит красное табло «СТВОРКА ЗАКРЫТА».
2. Переключатель «ОБОГРЕВ ВСУ» поставить в положение «АВТОМАТ».
3. Переключатель «НАСОС ПОДКАЧКИ ДВИГАТЕЛЕЙ И ВСУ» включить, загорается зеленое табло «ПОДКАЧКА ИДЕТ».
4. Включить главный тумблер, табло «СТВОРКА ЗАКРЫТА» гаснет, загорается зеленое табло «СТВОРКА ОТКРЫТА», «КРАН ОТКРЫТ» и «ЗАСЛОНКА ЗАКРЫТА».
5. Поочередно отклонить переключатель контроль СОТ вверх-вниз от нейтрального положения. При исправных СОТах горит красное табло «ПРЕДЕЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА».
6. Переключатель рода работ поставить в положение «ЗАПУСК», при этом открывается второй топливный кран подвода топлива к ВСУ (сигнализации нет).
7. Кратковременно нажать на кнопку «ЗАПУСК», загорается зеленое табло «ЗАПУСК ИДЕТ», которое гаснет через 44 с. Генератор-стартер ГС-12ТО раскручивает двигатель и отключается при n=45% (или через 32 с).
Примечание. Если через 32 с после начала запуска n<45% — запуск автоматически прекратится.
ВНИМАНИЕ: Запуск ВСУ немедленно прекратите нажатием кнопки «ОСТАНОВ» в случаях:
- возникновения пожара в отсеке ВСУ (загорание главного табло «ПОЖАР», табло «ПОЖАР ВСУ» и сообщение речевой информации);
- возникновения помпажа (резкий заброс Т*т с возможным падением или «зависанием» оборотов, хлопки и тряска двигателя)
- достижения Т*т = 550°С в диапазоне оборотов ротора до 45% и заброса Т*т до 680°С на оборотах выше 45%;
- невоспламенения топлива в течении 8 – 10 с от начала запуска (отсутствие роста температуры газов за турбиной);
- невыхода ротора двигателя на обороты 45% за 32 с;
- при сообщении с земли об обнаружении течи топлива, масла и других неисправностей в работе ВСУ.
При выходе ВСУ на 90% загорится зеленое табло «ВЫХОД НА РЕЖИМ» (если температура 570±8°С). Проработав на холостом ходу не менее одной минуты, можно включить нагрузку.
ВНИМАНИЕ: 1. После неудавшегося запуска двигателя ВСУ при невоспламенении топлива выполните холодную прокрутку двигателя. Разрешается чередовать запуск с холодными прокрутками, при этом общее количество запусков и холодных прокруток допускается не более 5, после чего охладите двигатель в течении 2 часов.
2. Разрешается выполнять подряд 5 запусков двигателя с минутным интервалом между остановом ротора и последующим запуском, после чего необходим перерыв в течение 15 мин., после которого допускается ещё 2 запуска.
Если при перерыве между остановом двигателя и его последующим запуском остаточная температура газов по указателю будет 70°С и выше, то за 1 – 3 мин. перед повторным запуском выполните холодную прокрутку двигателя.
3. На земле при температуре атмосферного воздуха выше +35°С отбор воздуха от двигателя в СКВ производите при открытых створках отсека ВСУ.
Перед запуском дополнительно контролировать:
- остаток топлива в ГТБ №2 – не менее 500 л;
- переключатель «ЗАПУСК – КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ» – в положении «КОНДИЦ.»
Подогрев ВСУ производится:
- если двигатель работает на масле МК-8 или МК-8П – при tн £ -25 °С;
- если используется ВНИИ НП 50-I-4Ф и 36/I – при tн £ -40 °С.
Потребляемая сила тока при запуске – не более 600 А.
Время выхода на обороты 99 ± 1% - 22 – 45 с.
Если запуск ТА-6 производится от АИП, то после включения генераторов ВСУ необходимо резко перевести переключатель из «РАП» в «АККУМ», в противном случае закроется кран подачи топлива в ВСУ.
С момента загорания жёлтого табло «МИН УРОВЕНЬ МАСЛА» разрешается работа ВСУ не более 2 часов.
Max допустимое давление воздуха на входе в стартер во время запуска – 4,4 ± 0,4 кг/см2.
Максимальная нагрузка на генераторы ВСУ:
- по постоянному току – 400 А (600 А – в течение 1 минуты);
- по переменному току – 110 А (140 А – длительно в пределах 15% ресурса).
Нормальный останов ВСУ
Отключить нагрузку и поработать на холостом ходу не менее 1 мин. Кратковременно нажать на кнопку «ОСТАНОВ». Зеленое табло «ВЫХОД НА РЕЖИМ» гаснет. После полного останова переключатели поставить в исходное положение.
Время выбега ротора с 30% до 10% должно быть не менее 14 с.
Экстренный останов ВСУ
Производится нажатием на кнопку «ОСТАНОВ» в следующих случаях:
1. При помпаже.
2. При температуре более 680°С при запуске на земле.
3. При зависании n во время запуска с одновременным ростом температуры до 550°С.
4. При n больше 103% и меньше 97% под нагрузкой.
5. При сообщении с земли о течи ГСМ.
6. При самопроизвольном падении n меньше 90%.
Примечание. Запрещается производить экстренный останов ВСУ при запуске основного двигателя.
Автоматический останов ВСУ
1. При пожаре в отсеке ВСУ.
2. При n> 105 ±2%.
3. При Рм < 3,2±0,4 кг/см2 (n ³ 90%).
4. Т ³ 570 ± 8° С.
Примечание. Если переключатель «ЗАПУСК—КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ» установлен в положение «ЗАПУСК», то автоматического останова ВСУ при перечисленных случаях не происходит, а только загораются соответствующие красные табло: «ПОЖАР ВСУ», «ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ», «МИН. ДАВЛЕНИЕ МАСЛА», «ПРЕДЕЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА».
Для подготовки эл.цепей ВСУ к последующему запуску (после автоматического останова):
- установить переключатель запуска ВСУ в положение "ХОЛ ПРОКРУТКА" и возвратить в исходное положение (отключение по Т*т пред)
- нажать кнопку "ОСТАНОВ" (по Рм min или nпред).
Холодная прокрутка ВСУ
Производится так же, как и запуск, за исключением:
— переключатель рода работы ставится в положение «ХОЛОД. ПРОКРУТКА» и можно не проверять СОТ. Стартер работает 32 с., n = 21 ± 2% .
Количество последовательных холодных прокруток - не более 3.
Ложный запуск ВСУ
Производится так же, как и запуск, за исключением: предварительно выключается АЗС «ЗАЖИГАНИЕ ТА» на РУ-61А (в левом отсе<