Элементы сигнализации и управления стопорением рулей и элеронов

Управление стабилизатором

Перемещение стабилизатора сопровождается звонками, частота которых пропорциональна скорости перемещения стабилизатора (при работе обоих механизмов слышны 26 звонков с интервалом в 1 с, при отказе одного механизма - звонки с интервалом в 2 с, время полной перекладки 60 с).

Для подогрева смазки на ходовом винте подъемника ста­билизатора при полетах на больших высотах внутри винта установлен индукционный обогреватель с автоматическим и ручным управлением. Обогреватель автоматически вклю­чается на высоте более 4500 м и выключается при снижении до высоты менее 4500 м. Для ручного включения обогрева­теля переключатель «ОБОГРЕВ. ПОДЪЕМ. СТАБИЛИЗАТ.» на верх­нем электрощитке летчика включить в положение «ВКЛЮЧ. ДО Н=4500 М». Ручное включение производится по решению ко­мандира экипажа при полете на высоте менее 4500 м про­должительностью более 20 мин при температуре —15°С и ниже, а также на высоте более 4500 м в случае отказа ав­томатического включения. При включенном обогревателе го­рит зеленая сигнальная ЛАМПА «ОБОГРЕВ ПОДЪЕМН. СТАБИЛИЗ.», при выключении обогревателя лампа гаснет.

При отказе одного привода стабилизатор может, быть пе­ремещен на определенный угол:

— если стабилизатор в положении +2°:

а) при отказе верхнего привода — стабилизатор мо­жет быть перемещен на полный угол +2°. . . —8°;

б) при отказе нижнего привода — стабилизатор может быть перемещен на угол +2° . . . —4°:

— если стабилизатор в положении —8°: при отказе любого из приводов стабилизатор мо­жет быть перемещен на угол - 8°…- 3°.

Стопорение рулей и элеронов

На время стоянки самолета и при рулении, если ветер более 15 м/с, РВ, РН и элероны стопорятся с помощью четы­рех электромеханизмов двумя нажимными переключателями. РН и каждый элерон стопорятся непосредственно, а РВ через свою проводку. Положение рулей после стопорения: РВ — полностью вниз, РН — нейтрально, элероны: правый—­вверх, левый — вниз. Перед стопорением элеронов проводки рассоединить.

Если перед взлетом рули и элероны застопорены, стоя­ночный тормоз выключен, то при установке РУД в положе­ние «Номинал» и выше звучит сирена.

Элементы сигнализации и управления стопорением рулей и элеронов

АЗС «СТОПОРЕНИЕ РУЛЕЙ» — красная лампа рядом горит, если АЗС включен.

Табло «СТОПОР ВКЛ.» — во взлетном положении, красное, загорается при стопорении, когда хотя бы один механизм стопорения сдвинется с места на стопорение и гаснет, когда все механизмы придут в крайнее расстопоренное положение.

Нажимные переключатели «РАССТОПОР.—ЗАСТОПОР.»—спа­рены, для включения электромеханизмов.

Табло «РУЛИ ЗАСТОПОР.» — желтое, загорается, когда ме­ханизмы стопорения придут в крайнее застопоренное поло­жение и гаснут, когда хотя бы один механизм сдвинется с места на расстопорение.

Табло «РУЛИ РАССТОПОР.» — зеленое, загорается, когда механизмы стопорения придут в крайнее расстопоренное по­ложение и гаснет, когда хотя бы один механизм сдвинется с места на стопорение.

Порядок расстопоривания рулей и элеронов

Внимание! Бустеры должны быть включены до расстопорения рулей и элеронов и выключены толь­ко после их стопорения. При температуре в бустерах ниже -30° — подогреть бустеры включением насосных станций и перекладкой рулей на полный ход, при этом давление в бустерах должно быть не менее 0,5 кг/см2.

При температуре —60° и ниже перекладку рулей начинать спустя 1,5 мин после вклю­чения насосных станций.

— Включить бустеры РН, элеронов, один бустер РВ, демпфер крена и демпфер рыскания (в положение «1»). Убедиться, что давление в бустерах не ниже 0,5 кг/см2, переключатели бустеров — в положении «ОСНОВН.», табло «ДАВЛЕНИЕ НИЖЕ. ДОП.» РН и РВ — погасли, зеленое ТАБЛО «ДЕМПФЕР НЕЙТРАЛЬ» РН и элеронов — горят.

— Включить АЗС «СТОПОРЕНИЕ РУЛЕЙ» (загорится крас­ная лампочка, табло «РУЛИ ЗАСТОПОР.» и «СТОПОР ВКЛ.»).

— Нажать спаренный переключатель в положение «РАССТОПОР.» на 15—20 с, при этом погаснет красное табло «СТО­ПОР ВКЛ.» и загорится зеленое табло «РУЛИ РАССТОПОР.».

— Включить остальные бустеры РВ.

— Соединить проводки элеронов и спойлеров, установив штурвал в нейтральное положение (угол ±10° от нейтрали) и включив переключатель на центральном пульте, при этом табло «Давление ниже доп.» элеронов погаснет.

— Выключить АЗС «СТОПОРЕНИЕ РУЛЕЙ», при этом лампа АЗС и табло «РУЛИ РАССТОПОР.» — погаснут.

Проверка работоспособности

— Отклонить педали на 1/3 хода и повернуть штурвал на 1/2 хода влево и вправо, убедиться в наличии упругих упоров, создаваемых ОУО.

— Проверить полноту и легкость хода управления в бустерном режиме, соответствие отклонений управления и ру­левых поверхностей. При проверке РВ и спойлеров в элеронном режиме обратить внимание на указатели РВ и спойле­ров, на срабатывание табло «ПРОВЕРЬ ПОЛОЖЕНИЕ РВ». При проверке РН полное отклонение производить плавно, за вре­мя не менее 2 с.

— После проведения 200 часовых работ проверить рули и элероны в безбустерном режиме при ветре не более 5 м/с.

— Проверить работу ЗУ и МТЭ всех каналов.

— Установить переключатели бустеров в «РЕЗЕРВ.» и пов­торить проверку.

— Проверить работу САУ.

— Проверить по указателю, табло и визуально (по мет­кам на киле) отклонение стабилизатора, поочередно откло­няя его от левого и правого штурвалов на 3—4° на кабрирование и обратно. При положении стабилизатора «+10» загорается красное табло «ПРОВЕРЬ УГОЛ СТАБ.», при его пе­ремещении звенят звонки. Нажать ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ «ОБОГРЕВ. ПОДЪЕМН. СТАБИЛИЗ.» на верхнем щитке летчиков в сторону «КОНТРОЛЬ», при исправной системе рядом загорается зеленая лампа.

— Убедиться, что зеленые лампы нейтрального положения триммеров всех каналов горят.

— Выпустить спойлеры в тормозном режиме, тормозные щитки, закрылки и предкрылки и убедиться в их выпуске по указателям, сигнализаторам, табло и визуально.

— Отклонением педалей и штурвалов на полный ход убедиться в отсутствии упругих упоров, создаваемые ОУО.

— Убрать всю механизацию крыла в исходное положение.

Порядок стопорения рулей и элеронов

— Выключить два бустера РВ.

— Разъединить проводки элеронов и спойлеров.

— Включить АЗС стопорения, при этом загорается табло «РУЛИ РАССТОП.».

— Переключатели стопорения нажать в сторону «ЗАСТОПОР.». Через 20 с планку отпустить, табло «РУЛИ РАССТОПОР» погаснет, табло «СТОПОР ВКЛ.» загорится.

— Застопорить рули: РВ — отклонив штурвал от себя до упора, РН — поставив педали нейтрально, элероны - плавно повернув штурвал по часовой стрелке. При это загорится табло «РУЛИ ЗАСТОП.».

— Выключить АЗС «СТОПОРЕНИЕ РУЛЕЙ».

— Выключить все бустеры и демпферы.

Возможные неисправности

Признаки отказа Действия экипажа

А. Управление РВ

1. Загорается табло «Дав­ление ниже доп.» и звучит РИ «Бустерное управление прове­рить».   2. Загорается табло «Про­верь темпер. бустера» и зву­чит РИ «Бустерное управле­ние проверить».     3. Загорается табло «От­каз АРУ РВ». Усилия на штур­вале увеличены или уменьше­ны в зависимости от скорости и отказа.   4. Изменяются усилия на штурвале или ограничивается диапазон триммирования вследствие отказа одного МТЭ.   5. Нарушение продольной балансировки самолета из-за самопроизвольного ухода пра­вого (левого) механизма триммера РВ в крайнее положение. Лампа нейтрального положе­ния правого (левого) триммера РВ погасла. Установить переключатель этого бустера в положение «Резерв.» Если табло продол­жает гореть, установить пере­ключатель в положение «Безбуст.» Перед выключением бустера убедиться по зеленым лампам, что МТЭ находятся в нейтрали. С помощью галетного пе­реключателя и термометра оп­ределить температуру жидкос­ти в бустере. Если она выше 90° установить переключатель в положение «Безбуст». Че­рез 20—30 мин полета прове­рить температуру бустера. Ес­ли она упала ниже 80°, вновь включить бустер. Отказавший АРУ автомати­чески отключается. Продол­жать с повышенным внимани­ем управление РВ с помощью оставшегося АРУ. Снять планку с МТЭ и оп­ределить, какой из МТЭ отка­зал. Выключить АЗС отказав­шего механизма. Пользовать­ся исправным МТЭ. Сбалансировать самолет стабилизатором. Выключить АЗС отказавшего механизма триммера РВ. Продолжать по­лет с повышенным вниманием.    

Б. Управление элеронами

1. Загораются табло «Дав­ление ниже доп.» и «Загрузка элер. откл.", звучит РИ «Бус­терное управление проверить». Возможно появление усилий на штурвале.     2. Загорается табло «Про­верь темп. бустера» и РИ «Бустерное управление проверить». 3. Табло демпфера крена «Демпфер нейтраль» постоян­но горит либо погашено при наличии колебаний по крену и курсу. 4. Изменяются усилия на штурвале или ограничивается диапазон «триммирования» из-за отказа МТЭ. 5. Появление крена из-за самопроизвольного ухода ме­ханизма правого (левого) триммера элеронов. Лампа нейтрального положения пра­вого (левого) триммера элеро­нов погасла. 6. Загорается табло «Отказ огр. угла эл.» при убранном положении закрылков. Упру­гие упоры при повороте штур­валов на 1/2 хода и более не ощущаются.     7. Загорается табло «Отказ огран. угла эл.» при выпущен­ных закрылках. При повороте штурвала на 1/2 хода и более ощущаются упругие упоры. Установить переключатель бустера в «Резерв.» Если таб­ло продолжает гореть — уста­новить в положение «Без­буст.». Для снятия усилия на штурвале при установившемся режиме полета пользоваться триммерами элеронов. См. п. А., № 2.   Выключить демпфер крена. Продолжать полет с повышен­ным вниманием.     Выключить АЗС МТЭ. Про­должать управление элерона­ми с повышенным вниманием.   Штурвалом убрать крен. Усилие на штурвале снять с помощью МТЭ. Выключить АЗС неисправного механизма триммера. Продолжать полет с повышенным вниманием. Выключить АЗС механизма ОУО элеронов. Продолжать полет с повышенным внимани­ем. На скоростях более 550 км/ч не допускать поворо­та штурвала более 1/2 хода. Заход и посадку выполнять как обычно. Выключить АЗС механизма ОУО элеронов. Учитывать, что для отклонения элеронов на полный угол потребуются уси­лия около 30 кг.

В. Управление РН

1. Загорается табло «Дав­ление ниже доп.» и звучит РИ «Бустерное управ. проверить». 2. Загорается табло «Про­верь температуру бустера» и звучит РИ «Бустерное управ­ление проверить». 3. Изменяются усилия на педалях или ограничивается диапазон триммирования из-за отказа МТЭ. 4. Колебания самолета не затухают. Табло «Демпфер нейтраль» РН либо не горит, либо горит постоянно.   5. Колебания самолета не затухают. Действия экипажа, указанные в п. 4, эффекта не дали. Оба табло «Демпфер нейтраль» РН либо не горят, либо горят постоянно.   6. Появление скольжения и крена из-за самопроизвольного ухода механизма триммера РН. Лампа нейтрального по­ложения триммера РН погас­ла.     7. Загорается табло «Отказ огр. угла РН» при убранном положении закрылков. Упру­гие упоры при отклонении пе­далей на 1/3 хода и более не ощущаются.     8. Загорается табло «От­каз огр. угла РН» при выпу­щенном положении закрылков. При отклонении педалей на 1/3 хода и более ощущаются упругие упоры.   См. п. А, № 1.     См. п. А, № 2.   Выключить АЗС МТЭ. Продолжать управление РН с повышенным вниманием.   Установить переключатель демпфера рыскания в положе­ние «II». Уменьшить скорость до 500 км/ч. При импульсе педалями с амплитудой 1/6—1/8 хода оценить поведение само­лета и по табло «Демпфер нейтраль» дублирующего ка­нала убедиться в нормальной его работе. Выключить демпферы рыс­кания. Если отказ демпферов произошел на приборной ско­рости более 500 км/ч, то без маневров в горизонтальной плоскости уменьшить прибор­ную скорость до 500 км/ч. Вы­полнять маневры в горизон­тальной плоскости с повышен­ным вниманием. Отклонением педалей уст­ранить скольжение. Усилия на педалях снять с помощью МТЭ. Выключить АЗС меха­низма триммера РН. Продол­жать управление РН с повы­шенным вниманием. Выключить АЗС ОУО РН. Продолжать полет, выполняя маневры в горизонтальной плоскости с повышенным вни­манием, не допуская отклоне­ния педалей более чем на 1/3 хода. Заход на посадку выпол­нять как обычно. Выключить азс ОУО РН. Оценить условия посадки (бо­ковой ветер и состояние ВПП). В случае бокового ветра на ВПП со скоростью более 5 м/с производить посадку с повы­шенным вниманием. Учитывать, что для полного отклоне­ния педалей потребуются уси­лия 70—80 кг.

ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ САМОЛЕТА

Переменный ток 200 В 400 Гц

Источники питания:4 генератора 3-х фазного переменного тока ГТ-60 ПЧ6А, мощность каждого — 60 КВА, напряжение — 206±4 В, стабилизированная частота — 400±1% Гц. Могут рабо­тать раздельно и параллельно. Постоянную скорость вращения генератора обеспечивает привод постоянных оборотов. Каждый генератор питает шины своего централь­ного распределительного устройства. Основной режим ра­боты при всех исправных генераторах — параллельная ра­бота 2-х генераторов каждого борта. Параллельная рабо­та 4-х генераторов не предусматривается.

Генератор ГТ-40 ПЧ6А 3-х фазного переменного тока, мощность 40 КВА, напряжение — 206 ±4 В, частота — 400 ±8 Гц. Установлен на ВСУ. Используется в полете при отказе всех основных источников до Н=7000 м (Н запуска £ 3000м).

Преобразователь ПО-750А однофазного переменного то­ка 115 В. Используется в полете как аварийный источник переменного тока при отказе 3-х или 4-х генераторов, питает однофазным переменным током напряжением 115В: приборы контроля двигателей, АУАСП, подсвет приборов красным светом ответчик и:

— либо топливомер;

— либо указатели уровней жидкости в гидробаках, ма­нометры гидросистем, АРК.

Распределение электроэнергии 200 /115 В 400 Гц

Система состоит из двух независимых систем:

— левого борта;

— правого борта.

Каждый генератор включается на свое центральное рас­пределительное устройство (ЦРУ). От каждого ЦРУ пита­ется свое РУ.

Включение генераторов на параллельную работу осу­ществляется путем объединения ЦРУ раздельно для каждо­го борта с помощью синхрошин. РУ-21 и РУ-22 состоят из 2-х групп шин:

— шин Г (главных);

— шин Д (дополнительных).

При нормальной работе шины Г и Д работают совместно. При отклонении напряжения на шинах Г от нормы ТУ со­ответствующий блок переключения потребителей обеспечи­вает отключение шин Д своего РУ и подключения их к ши­нам Г РУ противоположного борта. При этом загорается соответствующий оранжевый мнемознак «С правого бортах" или «С левого борта» (показывает от какого борта пита­ется шина Д. Восстановление нормального питания — соот­ветствующими кнопками).

При выходе из строя одного или 2-х генераторов одной или разных систем возможно объединение шин ЦРУ разных бортов на параллельную работу вручную выключателем «Объединение бортов» на щите переменного тока.

Блок коммутации шин разрешает объединение бортов при:

— отказе одного генератора;

— отказе 2-х генераторов;

и запрещает объединение бортов при:

— отказе 3-х генераторов;

— работе всех генераторов;

— включении РАП или ВСУ.

При питании бортовой сети переменного тока от генера­тора ВСУ или от аэродромного источника питания перемен­ным током системы обоих бортов соединяются автомати­чески.

Постоянный ток 27 В

Система постоянного тока напряжением 27 В с «минусом» на корпусе является вторичной, т. к. источниками ее пита­ния являются ВУ, питающиеся переменным током напряже­нием 200 В от шин ЦРУ переменного тока основной системы.

Источники питания: выпрямительные устройства типа ВУ-6А — 4 шт. Мощность — 6 КВТ, напряжение— 28,5 В при нагрузке в 200 А. ВУ постоянно включены и вступают в работу автоматически при подключении к б/с источника переменного 3-х фазного тока 200/115 В 400 Гц. Принуди­тельное отключение ВУ предусмотрено только при их отка­зах.

Резервным и аварийным источником электроэнергии по­стоянного тока служит генератор ГС-12 ТО на ВСУ (включен в систему левого борта). Может работать на земле и в воз­духе при неработающих основных источниках питания.

При отказе всех 4-х генераторов до запуска ВСУ пита­ние жизненно важных потребителей осуществляется от ава­рийной системы постоянного тока 20 НКБН-25 — 4 шт.

Напряжение при 100 А разрядном токе ³ 24 В. Заряд­ный ток не более 25 А. Контроль зарядного тока — каждые полчаса полета. Энергии аккумуляторов хватает для пи­тания жизненно важных потребителей общим 200 А током на время полета 22—30 мин. А при 3-х неудавшихся запус­ках ВСУ — не более 20 мин.

Включение: от выключателей «Аккумуляторы» 1, 2, 3, 4 и от переключателя «Аккумуляторы» — «Откл.» — «РАП» в положение «Аккумуляторы».

На верхнем электрощитке летчиков выключатель «Ро­зетка или аккумулятор» — «отключено» - включен и зак­рыт колпачком.

На борту самолета установлен штепсельный разъем для подключения на земле аэродромного источника питания по­стоянным током 27 В от АПА-35, АПА-50, АЭМГ-50. Вклю­чение производится переключателем «Аккумуляторы - РАП» в положение «РАП».

Распределение электроэнергии 27 В

Система состоит из 2-х автономных одинаковых систем:

— левого борта;

— правого борта.

Каждое ВУ подключается к своему ЦРУ. От каждого ЦРУ питается свое РУ ЦРУ, а также РУ-23 и РУ-24, кото­рые состоят из 2-х шин: Б и А. При отказе одного ВУ его по­требители питаются от шин другого ВУ данной системы. Предусмотрено ручное объединение шин потребителей од­ного или двух каналов одного борта, а также автоматическое при:

— запуске ВСУ;

— питании всей системы от аэродромного источника по­стоянного тока;

— питании всех потребителей постоянного тока от гене­ратора ВСУ.

ОСОБЫЕ СЛУЧАИ

Отказ одного генератора

Признаки:

Амперметр показывает «0» и горит красная лампа отка­за генератора «Горят — генератор не работает». РИ-65: «Энергоснабжение проверить».

Действия:

Выключить генератор из параллельной работы. Отклю­чить генератор от бортсети. Продолжать полет без объеди­нения бортов по переменному току. При величине тока на­грузки на генератор близкой к 167 А и необходимости под­ключения дополнительной нагрузки на данный генератору включить выключатель объединения бортов системы пере­менного тока.

Отказ двух генераторов

Признаки:

Вольтметр не показывает 185—215 В, частотомер - 390— 410 Гц. Загораются две красные сигнальные лампы отказа генераторов, РИ-65: «Энергоснабжение проверить».

Действия:

Отключить отказавшие генераторы от бортсети. Проверить нагрузку на работающие генераторы. При необходимости отключить часть потребителей переменного и постоянного тока. Объединить системы переменного тока бортов (если отказали 2 генератора в системе одного борта).

Отказ трех генераторов

Признаки:

Показания вольтметра выходят за пределы 185—215 В, а частотомера за пределы 390—410 Гц. Загораются 3 крас­ные сигнальные лампы отказа генератора. РИ-65: «Энерго­снабжение проверить».

Действия:

Отключить отказавшие генераторы от бортсети. Отклю­чить потребители переменного и постоянного тока, за исключением агрегатов, необходимых для продолжения полета. Включить ПО-750 А. Включить выключатель объединения систем постоянного тока. При необходимости запустить ВСУ.

Отказ ПТ-125ц

Признаки:

Отсутствует напряжение на вольтметре при установке галетного переключателя «36 В» в положение «ПТ-125ц».

Действия:

Установить переключатель ПТ-125ц в нижнее положение «От бортсети (резервн.)».

Отказ одного ВУ

Признаки:

Горит красная сигнальная лампа «Горит — ВУ не рабо­тает» РИ-65: «Электроснабжение проверить».

Действия:

По амперметру убедиться, что нагрузка на отказавшее ВУ равна 0. Отключить отказавшее ВУ от бортсети.

Отказ двух ВУ

Признаки:

Горят две красных сигнальных лампы «Горит — ВУ не раб.». РИ-65: «Электроснабжение проверить».

Действия:

Убедиться по амперметрам, что нагрузка на отказавшие ВУ равна 0. Отключить отказавшие ВУ от бортсети. Вклю­чить выключатель «Объединение бортов» постоянного тока при отказе ВУ одного борта.

Отказ трех ВУ

Признаки:

Горят три красные сигнальные лампы «Горит—ВУ не раб.». РИ-65: «Энергоснабжение проверить».

Действия:

Убедиться по амперметрам, что нагрузка на отказавшие ВУ равна 0. Отключить отказавшие ВУ от бортсети. Вклю­чить выключатель объединения бортов постоянного тока. Если нагрузка превышает 200 А, отключить часть потреби­телей.

Отказ четырех ВУ

Признаки:

Горят четыре красные сигнальные лампы «Горит—ВУ не работает». РИ-65: «Электроснабжение проверить».

Действия:

Включить оба выключателя на щите постоянного тока «Питание от аккумулятора». Отключить неисправные ВУ. Снизиться до высоты запуска ВСУ Н=3000 м и запустить ВСУ. Включить генератор постоянного тока ВСУ (сила то­ка нагрузки генератора ВСУ не должна превышать 400 А). Отключить оба выключателя «Питание от аккумулятора» (во избежание останова ВСУ «Питание от аккум.» систе­мы левого борта не отключать).

КИСЛОРОДНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Назначение

— Обеспечение жизнедеятельности членов экипажа и пас­сажиров при перевозках на больших высотах в загерметизированной и разгерметизированной кабинах.

— Обеспечение дыхания членов экипажа чистым кисло­родом при полетах районов с зараженной атмосферой, а также при появлении запаха гари или дыма в кабинах.

— Используется только газообразный медицинский кис­лород ГОСТ—5583—68 1-й сорт.

Состав и размещение

— Кислородные баллоны УБШ—25/150 — 24 шт., ем­кость 25 л, давление 150 кг/см2 (при температуре =15°С). Баллоны распределены на 3 группы:

1—2 (14 шп. гр. кабина) резервные (только для питания членов экипажа);

3—12 (передний багажник) основные для членов экипа­жа и пассажиров;

13—24 (лев. и прав. обтекатель шасси по 6 шт. с каждой стороны) основные только для пассажиров.

— Щиток зарядки системы кислородом (22 шп. передний багажник, справа) — для зарядки кислородом системы.

— Щиток стравливания (14 шп. кислородный пульт) — для стравливания кислорода в атмосферу из соответствующих групп баллонов.

— Манометры МА-250 КМ (рабочее место БИ, БТ на кислородном пульте 14 шп.) — для замера дав­ления в соответствующих группах баллонов.

— Кислородные индивидуальные станции — 9 шт. (на рабочих местах членов экипажа, у ШК и БТ по 2 шт.).

— Кислородная станция коллективного пользования — для обеспечения питания кислородом пассажиров (14 шп. кислородный пульт).

— Переносные приборы КП-19 — 3 шт. (ВР, БТ).

— Переносные приборы КП-21— 9 шт. (пассажиров). Для перемещения по самолету членов экипажа и пассажи­ров. Переносные приборы установлены на баллонах КП-2 (емкость — 7,65 л, Рраб =30 кг/см2). При выработке кислоро­да из приборов до Р=5—8 кг/см2 они могут подзаряжаться от бортовой системы со щитка «ЗАРЯДКА ПЕРЕНОСНЫХ БАЛЛОНОВ» 14 шп.

— Желтое сигнальное табло «ДЫШИ КИСЛОРОДОМ»— для извещения членов экипажа о необходимости пользова­ния кислородом. Загорается при Н в кабине =3870 м или от переключателя «КИСЛОРОД ДЛЯ ВСЕХ». Установлены на рабочих местах ПКК, ВР, ШК, СБО — 14 шп.

Устройство и принцип действия

I. Зарядка

Производится с помощью щитка зарядки от наземного источника АКЗС-75 согласно таблицам зависимости Р от температуры (на щитке зарядки).

Внимание! — К зарядке допускаются АКЗС после про­верки технического состояния, паспорта на кислород и допуска врача части;

— давление зарядки должно строго соответ­ствовать таблицам;

— давление зарядки баллонов 1—2 <100 кг/см2 при температуре 50° С;

— если кислород в течение 6 месяцев не был использован необходимо стравить его и за­рядить новым.

II. Распределение

а) Станция КСКП имеет:

— 8 основных, 1 дополнительную линии подачи кислоро­да. Все линии одинаковы. Построены на базе кислородного прибора КП-56 (непрерывная подача). КП-56 обеспечивает питание не более 30 потребителей, а также повышение давления кислорода с Н кабины = 2 км в зависимости от Н кабины. Давлением линии контролируется манометром МА-56 «Давление за КП-56».

Точки объединены в группы:

— стационарные секции А, Б, В, Г (бортовые сидения);

— съемные секции Д, Е, Ж, З (съемные сидения). Каждая секция питается от 2-х основных линий, а каж­дая основная линия питает 2 секции.

Основные линии получают кислород от основных балло­нов: 3—7, 8—12, 13—18, 19—24 с помощью вентиля «ПО­ДАЧА». При отказе КП-56 давление в линии можно создать вручную от редуктора КР-56 «ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОДА­ЧА».

Внимание! КМ-15 — маска негерметичная. При внезап­ной разгерметизации грузовой кабины на Нпол> 8 км, принять экстренные меры к сни­жению до Н безопасной. Сигнализация раз­герметизации — 2 красных сигнальных табло К.К и ПК.К работающих в мигающем режиме и высота в грузовой кабине 8 км.

б) Кислородная станция членов экипажа:

Кислород от основных баллонов 3—7, 8—12 подается централизовано ко всем станциям членов экипажа с помо­щью 2-х вентилей: «ПОДАЧА КИСЛОРОДА ОТ БАЛЛО­НОВ 3—7, 8—12» на щите БИ.

Кислородные вентили должны быть открыты перед за­пуском двигателей.

При уменьшении давления кислорода до 30 кг/см2 в ос­новных баллонах по докладу БИ и команде КК каждый из членов экипажа может открыть подачу кис­лорода к своей станции от резервных баллонов 1—2 с по­мощью своего вентиля «ПОДАЧА КП-24 М ОТ БАЛ­ЛОН. 1—2».

Состав:

— стационарное оборудование (КП-24м, КЩ-24, КВ-15а, КР-24, К-24К);

— съемное оборудование (КМ-32, РД-246).

КП-24м — кислородный прибор легочно-автоматического типа, для:

— открытия—закрытия подачи кислорода при вдохе—­выдохе;

— регулирования количества кислорода в смеси (Н каб =2—10 км);

— автомат, регулирующий величину DР кислорода в мас­ке на Нкаб =11—13 км.

КВ-15а — вентиль, рабочее Р=150 кг/см2 , для подачи кислорода от баллонов 1—2.

КР-24 — кислородный редуктор. Для понижения Р кис­лорода с 30—150 кг/см2 до 8—12 кг/см2.

ИК-24к — индикатор кислорода. Для измерения давле­ния перед КП-24 и индикации работоспособности КП-24м.

КП-23 — парашютный кислородный прибор. ТТД: объем 0,825 л, запас кислорода —123,75 л, Р=150 кг/см2 при температуре +15° Траб =11 мин.

— шпильки чеки должны быть законтрены льняной нит­кой;

— цепочка чеки должна быть прикреплена к чашке си­дения.

РД-246 — регулятор избыточного давления кислорода в маске. Настроен на 100 мм вод. ст. Служит для подклю­чения КМ-32. Работает при открытии аварийной подачи от КП-24.

КМ-32 — герметическая маска. Полностью изолирует ор­ган дыхания от атмосферы при работе с КП-24м, КП-23, КП-19. Герметичность достигается за счет подачи кислорода в компенсатор натяга и под клапан выдоха.

ВСУ — "ТА—6А"

Назначение

1. Вырабатывает сжатый воздух, который используется:

а) для запуска основных двигателей;

б) для подогрева маслоагрегатов основных двигателей перед их запуском при отрицательных Тн;

в) для СКВ на земле.

2. Для выработки электроэнергии:

— постоянный —27 В,

— переменный — 208/400 В.

Основные ТТД

1. Сухой вес =290 кг;

2. Высота применения:

а) запуск до Н=3000 м, V £ 370 км/ч;

б) работа до Н=7000 м. V £ 400 км/ч;

3. Частота вращения:

а) на холостом ходу 98—100%;

б) под нагрузкой 97—101%.

Допускается отклонение частоты вращения на ±3% на Т < 3 с при подключении (отключении) нагрузки.

4. Твг мах за турбиной:

а) при запуске на земле — 680°С (заброс);

б) при запуске в полете — 720°С (заброс);

в) на холостом ходу — 465°С;

г) под нагрузкой —550°С (на всех режимах).

5. Сорта масел: МК-8, МК-8П, ВНИИНП 50-1-4Ф, 36/I.

6. Уровень масла в баке 5—8 л. При уровне 2,5—3,5 л горит оранжевое табло «МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ МАСЛА» на панели ВСУ.

7. Расход масла не более 0,5 л/ч.

8. Время запуска ВСУ 22—45 с.

9. Температура масла: синтетических мах +120°, мин—40°;

минеральных мах +115°, мин—25°.

10. Расход топлива 190—240 кг/ч.

11. Параметры отбираемого воздуха:

а) количество до 1,35 кг/с;

б) давление до 5,1 кг/см2 (норма 3,3 - 3.5 )

в) температура до 295°С. Количество запусков подряд не более 5 раз.

12. Время непрерывной работы – 5 ч.

Табло:

«СТВОРКА ОТКРЫТА» Горит при открытой створ­ке воздухозаборника.

«ЗАСЛОНКА ЗАКРЫТА» Горит при закрытой заслон­ке отбора воздуха и при открытой створке воздухозабор­ника.

«КРАН ОТКРЫТ» Горит при открытом топлив­ном кране подвода топлива из 2 главного бака к ВСУ.

«ПОДКАЧКА ИДЕТ». Горит при работе ЭЦН-14БМ.

«ЗАПУСК ИДЕТ» Горит при работе АПД-30.

«ВЫХОД НА РЕЖИМ» Горит, если обороты ВСУ 90%, а температура газов за турбиной меньше 570°С.

«ПРЕДЕЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА» Горит при температуре 700±8°С, если n<90%, при температуре =570±8°С, если n>90%

«ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ» загорается при n=105±2%.

«СТВОРКА ЗАКРЫТА» При закрытой створке воз­духозаборника.

«МИН. УРОВЕНЬ МАСЛА» Загорается при уровне ме­нее 2,5—3,5 л.

«МИН. ДАВЛЕНИЕ МАСЛА» Загорается при Р<3,2±0,4, если n>90%.

«ОТКАЗ ТСА» Загорается при отказе.

Запуск ВСУ

1. Включить U=27 В и АЗС «ВСУ». Горит красное табло «СТВОРКА ЗАКРЫТА».

2. Переключатель «ОБОГРЕВ ВСУ» поставить в положе­ние «АВТОМАТ».

3. Переключатель «НАСОС ПОДКАЧКИ ДВИГАТЕЛЕЙ И ВСУ» включить, загорается зеленое табло «ПОДКАЧКА ИДЕТ».

4. Включить главный тумблер, табло «СТВОРКА ЗА­КРЫТА» гаснет, загорается зеленое табло «СТВОРКА ОТ­КРЫТА», «КРАН ОТКРЫТ» и «ЗАСЛОНКА ЗАКРЫТА».

5. Поочередно отклонить переключатель контроль СОТ вверх-вниз от нейтрального положения. При исправных СОТах горит красное табло «ПРЕДЕЛЬНАЯ ТЕМПЕРА­ТУРА».

6. Переключатель рода работ поставить в положение «ЗАПУСК», при этом открывается второй топливный кран подвода топлива к ВСУ (сигнализации нет).

7. Кратковременно нажать на кнопку «ЗАПУСК», заго­рается зеленое табло «ЗАПУСК ИДЕТ», которое гаснет че­рез 44 с. Генератор-стартер ГС-12ТО раскручивает двигатель и отключается при n=45% (или через 32 с).

Примечание. Если через 32 с после начала запуска n<45% — за­пуск автоматически прекратится.

ВНИМАНИЕ: Запуск ВСУ немедленно прекратите нажатием кнопки «ОСТАНОВ» в случаях:

- возникновения пожара в отсеке ВСУ (загорание главного табло «ПОЖАР», табло «ПОЖАР ВСУ» и сообщение речевой информации);

- возникновения помпажа (резкий заброс Т*т с возможным падением или «зависанием» оборотов, хлопки и тряска двигателя)

- достижения Т*т = 550°С в диапазоне оборотов ротора до 45% и заброса Т*т до 680°С на оборотах выше 45%;

- невоспламенения топлива в течении 8 – 10 с от начала запуска (отсутствие роста температуры газов за турбиной);

- невыхода ротора двигателя на обороты 45% за 32 с;

- при сообщении с земли об обнаружении течи топлива, масла и других неисправностей в работе ВСУ.

При выходе ВСУ на 90% загорится зеленое табло «ВЫ­ХОД НА РЕЖИМ» (если температура 570±8°С). Прора­ботав на холостом ходу не менее одной минуты, можно вклю­чить нагрузку.

ВНИМАНИЕ: 1. После неудавшегося запуска двигателя ВСУ при невоспламенении топлива выполните холодную прокрутку двигателя. Разрешается чередовать запуск с холодными прокрутками, при этом общее количество запусков и холодных прокруток допускается не более 5, после чего охладите двигатель в течении 2 часов.

2. Разрешается выполнять подряд 5 запусков двигателя с минутным интервалом между остановом ротора и последующим запуском, после чего необходим перерыв в течение 15 мин., после которого допускается ещё 2 запуска.

Если при перерыве между остановом двигателя и его последующим запуском остаточная температура газов по указателю будет 70°С и выше, то за 1 – 3 мин. перед повторным запуском выполните холодную прокрутку двигателя.

3. На земле при температуре атмосферного воздуха выше +35°С отбор воздуха от двигателя в СКВ производите при открытых створках отсека ВСУ.

Перед запуском дополнительно контролировать:

- остаток топлива в ГТБ №2 – не менее 500 л;

- переключатель «ЗАПУСК – КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ» – в положении «КОНДИЦ.»

Подогрев ВСУ производится:

- если двигатель работает на масле МК-8 или МК-8П – при tн £ -25 °С;

- если используется ВНИИ НП 50-I-4Ф и 36/I – при tн £ -40 °С.

Потребляемая сила тока при запуске – не более 600 А.

Время выхода на обороты 99 ± 1% - 22 – 45 с.

Если запуск ТА-6 производится от АИП, то после включения генераторов ВСУ необходимо резко перевести переключатель из «РАП» в «АККУМ», в противном случае закроется кран подачи топлива в ВСУ.

С момента загорания жёлтого табло «МИН УРОВЕНЬ МАСЛА» разрешается работа ВСУ не более 2 часов.

Max допустимое давление воздуха на входе в стартер во время запуска – 4,4 ± 0,4 кг/см2.

Максимальная нагрузка на генераторы ВСУ:

- по постоянному току – 400 А (600 А – в течение 1 минуты);

- по переменному току – 110 А (140 А – длительно в пределах 15% ресурса).

Нормальный останов ВСУ

Отключить нагрузку и поработать на холостом ходу не менее 1 мин. Кратковременно нажать на кнопку «ОСТА­НОВ». Зеленое табло «ВЫХОД НА РЕЖИМ» гаснет. После полного останова переключатели поставить в исходное по­ложение.

Время выбега ротора с 30% до 10% должно быть не менее 14 с.

Экстренный останов ВСУ

Производится нажатием на кнопку «ОСТАНОВ» в сле­дующих случаях:

1. При помпаже.

2. При температуре более 680°С при запуске на земле.

3. При зависании n во время запуска с одновременным ростом температуры до 550°С.

4. При n больше 103% и меньше 97% под нагрузкой.

5. При сообщении с земли о течи ГСМ.

6. При самопроизвольном падении n меньше 90%.

Примечание. Запрещается производить экстренный останов ВСУ при запуске основного двигателя.

Автоматический останов ВСУ

1. При пожаре в отсеке ВСУ.

2. При n> 105 ±2%.

3. При Рм < 3,2±0,4 кг/см2 (n ³ 90%).

4. Т ³ 570 ± 8° С.

Примечание. Если переключатель «ЗАПУСК—КОНДИЦИОНИРО­ВАНИЕ» установлен в положение «ЗАПУСК», то ав­томатического останова ВСУ при перечисленных слу­чаях не происходит, а только загораются соответст­вующие красные табло: «ПОЖАР ВСУ», «ПРЕ­ДЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ», «МИН. ДАВЛЕНИЕ МАС­ЛА», «ПРЕДЕЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА».

Для подготовки эл.цепей ВСУ к последующему запуску (после автоматического останова):

- установить переключатель запуска ВСУ в положение "ХОЛ ПРОКРУТКА" и возвратить в исходное положение (отключение по Т*т пред)

- нажать кнопку "ОСТАНОВ" (по Рм min или nпред).

Холодная прокрутка ВСУ

Производится так же, как и за­пуск, за исключением:

— переключатель рода работы ставится в положение «ХОЛОД. ПРОКРУТКА» и можно не проверять СОТ. Стар­тер работает 32 с., n = 21 ± 2% .

Количество последовательных холодных прокруток - не более 3.

Ложный запуск ВСУ

Производится так же, как и запуск, за исключением: предварительно выключается АЗС «ЗАЖИ­ГАНИЕ ТА» на РУ-61А (в левом отсе<

Наши рекомендации