Падение давления масла в двигателе
Признаки:
· падение давления масла по указателю ниже допустимого;
· рост температуры масла даже при полностью открытой створке маслорадиатора;
· частота вращения коленчатого вала двигателя неустойчива, воздушный винт не реагирует на изменение рычага управления шагом винта.
Действия:
1) при полете в районе аэродрома произвести посадку на аэродром и выключить двигатель;
2) при полете вне аэродрома произвести посадку на запасной аэродром или выбранную площадку, сообщив предварительно по радио свое местонахождение руководителю полетов.
Примечание. При падении давления масла, не сопровождающемся ростом температуры и неустойчивой работой винтомоторной группы, усилить контроль за температурным режимом работы двигателя и произвести посадку на свой или запасной аэродром.
Падение давления бензина
Признаки:
· перебои в работе двигателя, сопровождаемые падением частоты вращения, падением давления наддува и тряской двигателя;
· падение давления бензина по прибору ниже допустимого.
Действия:
1) убедиться в наличии топлива по указателям топливомеров;
2) проверить положение топливного (противопожарного) крана;
3) повернуть рукоятку заливочного шприца на 45° и начать подкачивать бензин в топливную систему, контролируя давление по манометру;
4) прекратить выполнение задания и произвести посадку на свой (запасной) аэродром или на выбранную площадку.
Тряска двигателя
При появлении тряски двигателя летчик должен:
1) убрать рычаг управления двигателем полностью на себя, перевести самолет в режим снижения;
2) если после этого тряска прекратится, плавно переместить рычаг управления двигателем вперед и установить необходимый для горизонтального полета режим работы двигателя;
3) если после изменения режима работы двигателя тряска не прекратится, необходимо увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя до 1900-2000 об/мин для прожига свечей;
4) если и после этого тряска не прекратится, то рычагом управления двигателем и рычагом управления шагом винта подобрать режим, при котором тряска будет минимальной, и на этом режиме идти на посадку на свой или запасной аэродром.
Примечание. При полете на предельно малой высоте рычаг управления двигателем полностью не убирать и самолет на снижение не переводить до захода на посадку.
Раскрутка винта
Признаки:
· мелкая тряска двигателя;
· увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя выше допустимой;
· резкое изменение звука работающего двигателя.
Действия летчика при раскрутке винта на взлете:
1) продолжать взлет, не уменьшая наддува;
2) уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя затяжелением воздушного винта; если при полном затяжелении воздушного винта частота вращения превышает максимально допустимую, необходимо уменьшить наддув;
3) набрать высоту круга;
4) выполнить полет по кругу и произвести посадку на аэродром.
Действия летчика при раскрутке винта на планировании:
1) убрать полностью наддув и затяжелить винт;
2) вывести самолет из планирования и произвести посадку.
Пожар на самолете
Признаки:
· появление пламени в отсеке двигателя, дыма или запаха гари в кабине.
Действия:
1) закрыть топливный кран, выключить магнето, зажигание и аккумулятор;
2) перевести самолет на снижение;
3) доложить руководителю полетов;
4) применить бортовой огнетушитель, если к очагу пожара имеется доступ из кабины;
5) если доступа из кабины к очагу пожара нет, выполнить скольжение в сторону, противоположную от места пожара для срыва пламени;
6) выполнить вынужденную посадку (см. п. 5.9).
Если пожар ликвидировать не удалось, а вынужденная посадка угрожает жизни, покинуть самолет с парашютом.
Примечание. При пожаре в цепях электропроводки или когда огонь угрожает ей - выключить АЗС «Аккумулятор» и «Генератор».
Отказ радиосвязи
Признаки:
· прекращение радиосвязи;
· отсутствие самопрослушивания.
Действия:
1) проверить включение радиостанции;
2) проверить соединение разъема переходного шнура шлемофона;
3) проверить правильность установки заданного канала связи (частоты);
4) установить регулятор громкости в положение максимальной слышимости, а переключатель «ПШ» - в положение «Выкл.»;
5) проверить радиосвязь на других частотах;
6) если связь не восстановилась, прекратить выполнение задания, усилить осмотрительность и, продолжая работу на передачу в установленных местах, выполнить проход над стартом на высоте, предусмотренной инструкцией по производству полетов, обозначая себя покачиванием с крыла на крыло, и зайти на посадку;
7) при наличии доработки на ДПРС для прослушивания команд наземного пункта по радиокомпасу в режиме «Антенна» на частоте ДПРС убедиться, что переключатели «Радио - АРК» и «ТЛГ- ТЛФ» на щитке АРК стоят в положении «АРК» и «ТЛФ», и, ведя радиообмен на передачу, выполнять команды руководителя полетов.
Отказ генератора
Признаки:
· загорание красной сигнальной лампы «Отказ генератора»;
· амперметр показывает ток разрядки;
· напряжение по вольтамперметру составляет 24 В и менее.
Действия:
1) отключить генератор от бортсети самолета выключателем «Генератор»;
2) выключить обогрев ПВД и освещение кабины;
3) выключить радиокомпас;
4) радиостанцию перевести на аварийное питание;
5) доложить по радио руководителю полетов;
6) прекратить выполнение задания и произвести посадку на аэродром.
Примечание. При отказе генератора питание потребителей электроэнергией обеспечивается от аккумуляторной батареи в течение не более 20 мин, а с включенным радиокомпасом АРК-9 - не более 5 мин.
Вынужденная посадка
Вынужденную посадку вне аэродрома производить с выпущенными закрылками на 44°.
Скорость захода на посадку выдерживать 120 км/ч.
На планировании необходимо:
1) закрыть топливный кран;
2) выключить магнето и аккумулятор;
3) подтянуть привязные ремни;
4) сбросить двери кабины;
5) доложить по радио о принятии решения на вынужденную посадку.