Основные этапы развития сетевых технологий

Появление методов и технологий сетевого планирования и управления (СПУ) непосредственно связано с коренными изменениями в сфере управления проектами (УП). Развитие менеджмента и создание методологии проектного управления – длительный процесс. Основы современного менеджмента берут начало в конце XIX – начале XX века. В числе основоположников направления следует отметить социолога Макса Вебера, утверждавшего бюрократию как наиболее эффективный способ организации; Фредерика У. Тейлора и его последователей Р. Джилберта и Ральфа У. Бёрнса, выдвигавших идею научного инженерно-механистического менеджмента. В начале XX века русский учёный А. Богданов предлагает применять системный подход к управлению производством, однако реализация этих идей началась только к середине века, став основой методологии таких дисциплин как теория управления и системный анализ [14].

Конвейерное производство, произведшее революцию в индустрии в начале XX века, поставило перед управляющими множество задач. Повышение сложности проектов потребовало разработки более точных и эффективных методов планирования. При этом эффективностью называлась минимизация времени выполнения проекта с учетом различных экономических факторов.

При строительстве плотины Гувера в 1931–1936 гг. для управления расписанием впервые для проекта такого масштаба использовали диаграммы, изобретённые инженером Х. Л. Ганттом, которые до сих пор служат основой для календарного планирования многих проектов благодаря своей наглядности.

Первым примером современного управления проектами стала реализация инициированного во время Второй мировой войны проекта Manhattan, посвящённого созданию атомной бомбы. Американские учёные разработали для этого особые методы планирования и управления выполнением работ. [18]

Ключевым моментом в становлении СПУ становится модернизация своих заводов компанией «E.I. du Pont de Nemours and Company». Результатом проведённых исследований становится возникновение нового способа планирования: Уокер и Келли создали методику описания проекта, в которой применяются компьютерные вычисления. Методика получила название метода критического пути (МКП или Critical Path Method, CPM). В течение 1956 – 1958 годов в ВМС США при создании ракетного комплекса «Polaris» впервые был использован метод PERT (Program Evaluation and Review Technique – техника оценки и анализа проектов), предназначенный для управления временем и ресурсами [7]. Применяя PERT-анализ, члены проекта создавали модель выполнения работ по постройке ракеты, структурируя логическую сеть из последовательных взаимосвязанных этапов (событий). В дальнейшем метод и его модификации широко использовались в других экспериментальных, опытно-конструкторских и прочих научно-исследовательских проектах. Успех применения МКП и PERT обусловил их быстрое и широкое распространение.

Следующее десятилетие знаменательно разработкой американским ученым С. Эльмаграби методов расчета вероятностных альтернативных сетевых моделей (моделей с вероятностным типом событий) для управления научно-исследовательскими проектами и творческой деятельностью [12]. В 1962 году к логической PERT-сети добавили оценку ресурсов, появилась PERT/COST-методика (PERT–анализ с целью стоимостного прогнозирования). В 1966 году Аланом Притскером впервые была описана система GERT (Graphical Evaluation and Review Technique, метод графической оценки и анализа), применяемая для анализа и оптимизации альтернативных сетевых моделей [24].

Важным шагом для дальнейшего развития СПУ становится создание компьютерных программ и пакетов по управлению проектами. В них применяются как простейшие технологии (диаграмма Гантта, МКП), так и собственные разработки компаний, например, IBM, Lockheed Martin Corporation, P&G. 70-е годы характерны развитием системного подхода к управлению и повсеместным внедрением СПУ, а также началом массового преподавания техники сетевого анализа в учебных заведениях. Из СПУ выделяется управление стоимостью, качеством, рисками, материальными запасами; развивается теория организационных структур [2]. Таким образом, в большинстве случаев сетевые модели становятся многокритериальными. В это время появляются некоммерческие организации и компании по управлению проектами. (PMI, IPMA, AIPM, ENAA).

В конце века применение УП распространяется на многие отрасли деятельности. Большой популярностью УП пользуется в социальной сфере, государственном управлении, международной торговле и научном сотрудничестве. Институт управления проектами выпустил первое издание Руководства к Своду знаний по управлению проектами (PMBOC), на основе которого множество компаний создало свои принципы УП [15]. Распространение компьютерных технологий позволило значительно упростить расчёты, благодаря чему СПУ распространилось на небольшие предприятия и проекты.

СПУ в данный период – это широко используемый подход к управлению, совмещающий в себе совокупность методов прогнозирования, планирования и управления сложными динамическими системами, преследующий цель обеспечить оптимальность определённых параметров этой системы. Он повсеместно применяется при реорганизации производства, создании нового продукта, внедрении инновационных технологий. При этом научные и конструкторские проекты в силу специфики в большинстве случаев используют именно вероятностные модели.

Основные понятия проектного управления

Одно из наиболее общих определений термина «проект» приводится в [2]: «проект – это ограниченное по времени и специально организованное, целенаправленное изменение отдельной системы в рамках запланированных ресурсов и установленных требований к качеству результатов». Автор отмечает, что проект отличается от производства своей уникальностью, а понятия «целенаправленное изменение» и «отдельная система» характеризует проект как целостную структуру, обособленную от иных проектов и предприятий. Однако производство обладает схожими характеристиками, а методология управления производством имеет общие черты с управлением проектами.

Любой проект в некоторой степени обладает ограниченностью, которую называют «тройственной». Это понятие опирается на три важнейших параметра проекта: время, стоимость и объём выполняемых работ. В этом ключе проект рассматривается как задача оптимизации с тремя основными ограничениями, где целевая функция — качество реализации [3, 13].

Проект имеет жизненный цикл, то есть набор определённых этапов, которые он проходит в зависимости от направленности и методов контроля. Основные (обобщенные) фазы жизненного цикла проекта представлены на Рис. 1.1.

Рис. 1.1. Фазы жизненного цикла проекта.

Проекты можно классифицировать по многим характеристикам, например, по масштабу, срокам реализации, сложности, причине возникновения и другим параметрам [2, 10, 11, 13]. В частности, по основным сферам деятельности различают такие типы проектов:

- социальные;

- экономические;

- организационные;

- технические;

- смешанные.

Классификация проектов полезна при выборе методов планирования, выделении главных целей и параметров, построении взаимосвязей между участниками проекта.

Однако проект не может существовать сам по себе. Разработка, реализации и последующий анализ осуществляют с помощью методов управления проектом. УП часто рассматривается в двух плоскостях:

- как форма воздействия на социально-экономическую систему;

- управление проектом в процессе формирования его результатов [6].

В [9, с. 107] представлена классификация проектного управления по конченой цели и внутреннему наполнению проекта (Таблица 1.1), хотя авторы подчёркивают, что любая классификация проектов, как и систем, носит весьма условный характер.

Таблица 1.1.

Классификация проектного управления.
    Содержание
    Неограниченное Ограниченное
Цель Терминальная Мультипроектное управление Терминальный проект
Нетерминальная Открытый проект Развивающийся проект

С другой стороны, в [6] представлено чёткое структурирование целей по типам, а именно:

- требуемое конечное состояние проектируемой системы (монопроект);

- требуемый порядок смены состояний – программа движения (мультипроект);

- требуемое направление движения системы без фиксации конечной точки (мегапроект).

Несмотря на различия в терминологии, группировка проектов по целям имеет общие черты с классами проектного управления по [14].

Участниками проекта называются юридические или физические лица, которые или непосредственно участвуют в его реализации, или их интересы могут быть затронуты по мере его осуществления [2]. Очевидно, что в простых проектах участие может принимать и одно лицо, тогда как в комплексных набор участников может включать в себя множество компаний, органы власти, частные лица и т.д.

Всех участников проекта можно разделить на категории:

- управленческий аппарат заказчика проекта;

- управленческий аппарат исполнителя проекта;

- команды проектов [3].

Внешняя среда по отношению к проекту называется окружением проекта. Окружение проекта способно оказывать значительное влияние как на сам проект, так и на его организаторов, и служит источником рисков.

Методология, то есть совокупность правил и методов, должна определять конкретные составляющие для эффективного осуществления проекта. Существует много методологий управления проектом, в том числе:

- каскадная или «классический проектный менеджмент» – предполагает неизменность базовых задач;

- PERT-оценка продолжительности работ и PERT/COST-анализ материальных затрат;

- МКП – наглядный способ календарного планирования;

- PRINCE2 (стандарт УП в Великобритании);

- RWP (планирование методом набегающей волны);

- LEAN (от. англ. «бережливый») – концентрация на устранении потерь.

Наши рекомендации