Тайны домашнего хозяйства и «хозяйства» страны
В «Большом словаре иностранных слов» (М., ЗАО Центрполиграф, 2005) слово «экономика» трактуется от греческого «oikonomike» – «правила домохозяйства» – в трёх значениях:
1.Общественное производство и распределение, хозяйство (района, страны или ряда стран, всего мира).
2.Гуманитарная наука, изучающая процессы производства и обмена, производственные отношения в обществе.
3.Совокупность общественных отношений в сфере производства и распределения продукции.
Слово «экономика» ввёл в обиход в своё время Ксенофонт (430–655 гг. до н.э.). «Oikos» – дом, хозяйство семьи, «nomos» – правило, что в совокупности означает «правила ведения домашнего хозяйства», или, точнее, «правила управления домашним хозяйством семьи».
Известно, что семьи бывают разные: маленькие, большие и даже очень большие. Однако, от размера семьи правила ведения семейного хозяйства не зависят: всех надо «одеть, обуть, накормить, спать положить» и т.д. От размера семьи зависят лишь объёмы, масштабы хозяйствования. В этом смысле уместно поставить вопрос и о масштабах самой семьи. Ведь тогда можно «семьёй» считать и деревню, и город, и страну и, в конце концов, всё человечество тоже можно считать одной огромной семьёй.
После такого сопоставления пусть читатели этой книги вспомнят: встречали ли они хозяина (хозяйку) семьи, которые бы радовались тому, что им удалось взять взаймы под проценты большую сумму денег, вернуть которую этой семье никогда не удастся, не удастся даже их детям и внукам? Встречали ли вы семьи, которые бы вели переговоры с другими семьями о «реструктуризации» своих долгов? Уверен, что вспомнить о таких семьях вам не удастся.
Однако вспомнить и узнать таких «хозяев» в правительствах и министрах некоторых стран, в том числе и нашей страны, очень даже просто. Причём эти министры с гордостью извещают своему народу, что они ввергли свою страну в неоплатные долги, а значит, ввергли в долговую неволю, то есть в рабство. При этом влезть в долги сам народ им не поручал и не разрешал. И если абсолютное большинство нормальных семей живёт в соответствии с народной мудростью «по одёжке протягивай ножки», то для правительства нашей родной страны (семьи), эта народная мудрость почему-то не существует.
Если вы взяли в долг 100 тыс. руб. под 15% годовых, то через 7 лет вам надо будет вернуть уже 205 тыс. руб. (т. е. в 2 раза больше, чем взяли). Если же основной долг вы не в состоянии возвратить вообще, то не только вы, но и ваши дети, внуки и правнуки будут всю жизнь работать на того ростовщика, который «оказал помощь» вам, дав деньги взаймы под проценты, например, для покупки квартиры («ипотека» называется).
В настоящее время экономику определяют как отрасль науки, изучающую экономические отношения. Все экономические взгляды и теории, известные из истории человечества, можно разбить на два больших класса в зависимости от их предназначения и решаемых задач. Такое разделение экономики на два класса возникло в глубокой древности, когда Аристотель (384– 322 гг. до н.э.) ввёл для их обозначения два разных термина:
– «Экономика» (хозяйственная деятельность, связанная с производством продукции и услуг, с созиданием) и «хрематистнка» (искусство наживать богатство и делать деньги).
– «Хрематистика» (от греческого «chrema» – владение) является теорией накопления богатства любыми способами с проведением в жизнь законов, оправдывающих эти способы. При этом Аристотель подчёркивал, что хрематистика – это противоестественное учение, работающее фактически против эффективного развития и удовлетворения нормальных потребностей человека. В частности он указывал: «В искусстве наживать состояние никогда не бывает предела в достижении цели, т.к. целью-то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности.» (Аристотель. Политика. СПб. 1911, стр.25).
Хрематистика стала сутью и содержанием жизни «элиты». Разработка схем и способов обогащения и получения прибыли в настоящее время провозглашены основной целью теорий, которые ошибочно именуются «экономическими», оставаясь по своей сути чистейшей «хрематистикой». Учёные, представляющие практически не экономику, а хрематистику, издают значительными тиражами книги и учебники, называя свои теории не соответствующими им именами (т.е. искажают меру). Именно хрематисты, выражающие интересы мировой «элиты», получают в первую очередь государственные и международные премии, громкие титулы, почётные и научные звания. И хотя все эти регалии и бесчисленные издания содержат в своих названиях термин «экономика», строго говоря, всё это не имеет к экономике ровно никакого отношения. Именно этим и объясняется тот факт, что чем больших «успехов» добиваются учёные «экономисты», чем больше готовится «специалистов» в этой области, тем в более бедственном положении оказывается большинство тружеников, занятых созиданием общественно полезных предметов, товаров и услуг.
Все современные экономические школы учат тому, как отдельному бизнесмену (предпринимателю) или отдельной корпорации добиться финансового успеха, набить свои собственные карманы. Получаемая прибыль считается единственным критерием экономического успеха, правильности применяемых теоретических схем ведения дела. За рамками подобных «теорий» остаются проблемы общественной пользы, влияние частно-корпоративной деятельности на благосостояние государства в целом и на экологию в частности. О существе таких теорий и основанной на них практике достаточно точно высказался Макс Амстердам: «Бизнес – это искусство извлекать денъги из чужого кармана, не прибегая к насилию». Именно таким «искусством» является раскрутка тарифов естественных монополий. Их импульсный ежегодный рост – это инструмент дестабилизации и разорения народно-хозяйственного комплекса России.
Но в обществе всегда существовали и иные воззрения на экономику. Принципиально иной по своему содержанию является общественно-полезная экономика. Именно она и представлена в КОБе.
Сейчас принято считать, что «экономика» – это наука. На самом деле это не так. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (4-ое издание, Москва, 1999 г.) слово «наука»:
1. Система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная область таких знаний. (Общественные науки. Естественные науки. Гуманитарные науки).
2. То, что поучает, даёт опыт, урок («пусть этот случай будет ему наукой»).
Что же мы видим в нашей стране? Какие наблюдаем «закономерности» в экономической сфере? Мы видим полный развал всего народного хозяйства, когда разрушено всё, начиная от обыденного сельского хозяйства, и кончая высокотехнологичной космической отраслью, бывшей совсем недавно самой передовой в мире. Причём всё это признано высшим руководством страны, которое пытается прекратить развал т.н. «нац.проектами».
И что же это тогда за «экономическая наука», которая должна знать «закономерности развития общества», а зная «закономерности», уметь предвидеть, предвосхищать события, и соответственно влиять на них таким образом, чтобы устранять всё плохое, вредное и разрушающее?
И что же это за «учёные-экономисты», эти «профессора и доктора экономических наук», которые доведи своими экономическими реформами богатейшую страну мира (в которой есть всё необходимое для достойной и счастливой жизни людей), довели страну и народ до нищенского существования?
Кому нужны такая «экономическая наука» и такие «учёные-экономисты»?